НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

В Москве были, есть и будут уникальные строительные проекты


Их возводили наши талантливые предки, и их умеют строить нынешние московские строители. Созданная трудами десятков поколений, Москва, по словам заместителя Мэра в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Шакирзяновича Хуснуллина, является сегодня одним из самых красивых, интересных, гармоничных мегаполисов мира.


– Марат Шакирзянович, первый вопрос, мирового, можно сказать, масштаба, связан с проведением в России чемпионата мира по футболу-2018. Принимая эстафету от Бразилии, наш президент сказал, что эта страна продемонстрировала новый высокий уровень подготовки к чемпионату. Вы были в Бразилии, видели этот уровень собственными глазами? Наши «Лужники» после реконструкции не будут проигрывать знаменитому стадиону «Маракана»?

– Я видел и стадион, и то, как отлично потрудились над ним бразильцы при подготовке к чемпионату мира. Не умаляя их заслуг, тем не менее скажу: наши «Лужники» после реконструкции будут лучше! Во-первых, главный московский стадион станет больше: «Маракана» рассчитана на 78 878 мест, наш – на 81 тысячу. У «Лужников», безусловно, более удобное месторасположение. «Маракана» находится в плотно застроенной части города, на очень ограниченном участке. Вокруг «Лужников» – прекрасная территория. Да и транспортная доступность у нас много лучше. К тому же мы работаем не только с самим стадионом, но и создаем целый ряд новых объектов его инфраструктуры.

Надеюсь, что участники и гости ЧМ-2018 оценят Большую спортивную арену «Лужники» по достоинству. Как ни хороша «Маракана», но в силу многих обстоятельств «Лужники» будут лучше – у меня в этом нет никакого сомнения.

У каждого строителя есть свои знаковые объекты. Для меня такой объект сейчас – «Лужники». Ведь что такое наш легендарный стадион? Грандиозный объект, предмет гордости строителей, которые его когда-то проектировали и строили. Я видел немало разных стадионов во многих странах мира и России, конечно, но об очень немногих из них можно сказать, как о «Лужниках»: их возвели великие люди. Он – первая визитная карточка спортивной Москвы, спортивной России, неотъемлемая часть славной отечественной истории спорта, включая конечно же знаменитую Олимпиаду-80. Поэтому Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин принял, считаю, очень важное решение: при реконструкции объекта сохранить стены и кровлю Большой спортивной арены «Лужники». Таким образом, исторический облик стадиона останется без изменений. Будут выполнены работы по усилению стен и реставрация облицовки фасада. При реализации подобного проекта самой сложной задачей для строителей и проектировщиков является увеличение вместимости трибун до требуемого количества при сохранении уровня комфорта на стадионе. Поскольку Большая спортивная арена «Лужники» станет основной площадкой проведения ЧМ-2018, проект ее реконструкции был согласован и одобрен FIFA.

Реконструкцию планируется завершить в мае 2017 года.

Площадь обновленного стадиона с учетом трибун составит 221 тыс. кв. м. В итоге БСА «Лужники» станет одной из лучших в мире футбольных арен.

– Столичные власти приняли отдельную программу подготовки города к проведению чемпионата мира по футболу. Что для строительного комплекса в этой программе есть уникального и профессионально интересного, а что вы отнесли бы к текущим, стандартным задачам?

– Для нас в этой программе все проекты профессионально интересны. Если же говорить об уникальных, то это в первую очередь БСА «Лужники» и стадион «Спартак», который после открытия станет первым в России футбольным стадионом, где предусмотрено все необходимое как для болельщиков, так и для журналистов. Для этой «домашней» спартаковской площадки даже дизайн помещений разработан в красно-белых тонах, в которых выдержана символика клуба. Этот проект интересен и масштабностью (общая площадь объектов спорткомплекса – около 127,3 тыс. кв. м, включая стадион на 42 тыс. зрителей), и архитектурно-инженерными решениями. У него, к примеру, оригинальная конструкция крыши, которая включает две продольные фермы, установленные вдоль футбольного поля, и две поперечные, образующие над стадионом перекрестную взаимосвязанную систему. Длина пролетов – 240 и 180 м. Устройство этой крыши было одним из самых трудных моментов строительства: большое количество сложных подъемных механизмов на высоте от 29 до 36 м монтировали 8700 тонн металла. Сейчас работы по строительству стадиона практически завершены. Ввести его в эксплуатацию планируем в начале сентября.

Из так называемых стандартных задач – это строительство тренировочных футбольных полей, которые будут использоваться в ходе подготовки к ЧМ-2018. Этот проект включен в Адресно-инвестиционную программу и финансируется за счет городского бюджета. Правительство Москвы выделяет на проектирование и строительство 10 футбольных полей около 2 млрд руб. Подчеркну, что эта программа важна не только в связи с подготовкой к чемпионату мира, но и для развития спортивной инфраструктуры города в целом. Новые поля появятся почти во всех округах столицы и будут доступны не только профессиональным спортсменам, но и любителям футбола, в первую очередь самым юным.

До конца 2014 года будут построены два футбольных поля с сопутствующей инфраструктурой. До конца 2016 года – все остальные. И хотя я согласился на определение «стандартные задачи», отмечу все-таки, что проекты, по которым строятся поля, нельзя считать рядовыми. Они предусматривают использование самых современных технологий, обязательное создание сопутствующей инфраструктуры – как это и принято во всем мире: новые московские футбольные поля будут соответствовать стандартам FIFA и UEFA.

– Названные вами объекты, являющиеся имиджевыми для Москвы, как, впрочем, и любые другие, которые финансируются из городского бюджета, строят компании, выигравшие подряды через процедуру торгов. Что изменилось во взаимоотношениях заказчика и поставщика после вступления в силу ФЗ-44?

– Пока оценки практике применения нового закона давать сложно. Ведь если вспомнить ситуацию с ФЗ-94, то прошло года два, прежде чем все его плюсы и минусы стали видны на практике. Мы только начали работать по контрактной системе, пока проведено еще небольшое количество торгов. Нет даже достаточного статистического материала, чтобы говорить о том, лучше или хуже она работает. Но некоторые плюсы очевидны и сейчас.

Это, прежде всего, заложенная в новом законе система более жесткого контроля и – что особо важно для нашей отрасли! – антидемпинговый механизм. Для нас демпинг – это бич. Когда на торги приходят подрядчики и снижают стартовую цену строительства объекта на 25–30%, радоваться тут нечему. Она объективно не может быть настолько опущена. Снижение возможно на 5–10%, а 15% – это уже потолок. Если компания предлагает снижение стартовой цены более 10%, это определенно сигнал о том, что либо заказчик совершил какую-то серьезную ошибку, а подрядчик разобрался в ней и потому готов строить за значительно меньшие деньги, либо дело в недостаточной компетентности подрядчика. И, как показывает практика, в 95 случаях из 100 действительно имеет место либо некомпетентность подрядчика, либо на торги приходят своего рода аферисты, чтобы элементарно получить заказ и на этом свою «работу» завершить, или же компания работает не прозрачно – не платит налоги, нарушает трудовое законодательство и т.д. Есть такое мнение, что стройка якобы по определению непрозрачна, но я с этим не согласен и могу утверждать: она абсолютно прозрачна, что и сколько стоит – понятно и известно. И если компания предлагает значительное снижение, тогда она должна для подстраховки предоставить в 2 раза больший объем финансовых гарантий.

– Строительные подряды достаточно часто выигрывают одни и те же компании – это факт. Как вы его прокомментируете? Как он влияет на развитие конкурентной среды в строительной отрасли?

– Московский строительный рынок очень специфический. Поэтому для нас как заказчика вопрос № 1 – надежность компании-подрядчика. Когда на строительство дороги выходит подрядчик, который в условиях мегаполиса никогда не работал, это может обернуться чрезвычайной ситуацией. Магистраль – это ведь не просто дорога, это в первую очередь инженерно-техническое сооружение. Горожане видят только то, что на поверхности, а весь сложнейший инженерно-технический комплекс остается вне поля зрения большинства людей, все эти тонкости известны только профессионалам. Под каждой дорогой проходят коммуникации, кабели, запитывающие районы, где проживают и работают сотни тысяч горожан, проложены линии теплотрассы, водоснабжения. А теперь представьте: вышла компания на объект, все раскопала, а собрать не может. И потом придется год судиться с ней, чтобы соблюсти все юридические процедуры расторжения контракта, объявлять новый конкурс… Вот и возникает вопрос: что важнее – цена или надежность?

Для города, безусловно, самое важное, чтобы подрядчик, который выиграл торги, построил объект качественно, надежно и конечно же выполнил условия контракта в срок. Потому что потери от несвоевременного выполнения работ в условиях плотно застроенного и густонаселенного города могут обернуться неприятными последствиями, несоизмеримыми с теми деньгами, которое может давать снижение цены на 5–10%. Да, на рынке уже сложился так называемый пул подрядчиков. Есть, условно говоря, первая пятерка подрядчиков, которые берутся за самые крупные объекты. Мы их всех знаем. Но это совершенно не значит, что можно даже пытаться предсказать исход тех или иных торгов.

Приведу конкретный пример – с тендером на строительство развязки Ленинского проспекта с МКАД. Объект, казалось бы, интересный, стоимость контракта огромная – 7 млрд руб. Но первые крупные подрядчики посчитали нецелесообразным работать за такие небольшие для них деньги и не вышли на торги. В итоге торги выиграла одна из компаний так называемого первого уровня – из тех, которые осваивают по нескольку миллиардов рублей в год. И эта ситуация абсолютно понятна. Поскольку компания не из самых больших, у нее и постоянных издержек поменьше, чем у крупных, у которых значительная часть финансов уходит на содержание многочисленного коллектива работников, большого парка техники и т.д. В Москве работают и компании второго, третьего уровней. Мы, повторюсь, их всех знаем, понимаем, на что способна каждая.

– Значит, вы не считаете, что наличие «клуба победителей» негативно сказывается на развитии конкурентной среды в отрасли?

– У нас нет «клуба победителей», а есть пул надежных и ответственных подрядчиков, который сложился за последние три года. А что касается развития конкурентной среды, так в этом пуле десятки компаний, работающих во всех строительных сферах.

В дорожно-транспортном строительстве – несколько десятков. В жилищном строительстве – несколько десятков. И так далее.

Так что конкуренция есть, и, как следствие, – результаты. За последние три года в целом стоимость строительства снизилась на 25%. При этом сроки сдачи объектов сократились в среднем на 30%. Любые компании, гарантирующие качество и сроки выполнения работ, участвуют в конкурсах. Конкурсы у нас открытые. И надеюсь, что пул надежных компаний-подрядчиков будет пополняться.

– Каждый год в канун Дня строителя, когда по определению следует оглашать значимые показатели работы строительного комплекса Москвы, как правило, звучит информация со словами «впервые», «нестандартные задачи», «уникальный проект». Было что-либо подобное в работе стройкомплекса за прошедший год – со Дня строителя-2013?

– Московский строительный комплекс сегодня объективно не только самый крупный в стране, но и один из самых крупных в мире. Если посчитать количество всех строителей и работающих в сферах, связанных с нашей отраслью, получается под миллион. Миллион из почти 7 миллионов рабочих мест, которые есть в городе! Это уникальный для мегаполиса показатель.

Московский комплекс не только крупнейший в мире, он очень много набрал компетенций – от масштабной типовой застройки до возведения уникальных небоскребов.

В Москве были, есть и будут уникальные строительные объекты. В их числе сегодня – БСА «Лужники» и стадион «Спартак», о которых я уже говорил, Гребной канал. После реконструкции, завершившейся в этом году, Олимпийский комплекс «Крылатское» стал одним из лучших в мире по инфраструктуре и оснащению спортивным объектом по гребным видам спорта. Он полностью готов к проведению чемпионата мира по гребле на байдарках и каноэ в августе 2014 года. Доля отремонтированных и заново построенных зданий и сооружений Гребного канала составила 70%. Уникальность объекта подчеркивает и его индивидуальное архитектурное решение.

Москва впервые приступила к практической реализации проекта по реновации самой большой промзоны города – ЗиЛа. Это крупнейший в мире проект реорганизации промышленной зоны и стратегически очень важный для города. Его реализация позволит отработать механизмы привлечения инвесторов для реновации территорий других промзон. Как раз летом прошлого года на территории ЗиЛа началось строительство спортивно-развлекательного квартала «Парк легенд» с ледовым дворцом «Арена легенд». Это тоже во многих отношениях интересный проект: в частности, Главная и Малая арены являются трансформерами, что позволит проводить во дворце соревнования и по другим видам спорта – баскетболу, боксу, единоборствам, теннису, художественной гимнастике. Ледовый дворец планируется сдать в конце 2014 – начале 2015 года. В 2016 году он уже сможет принять чемпионат мира по хоккею.

На присоединенных территориях впервые реализован крупный проект в точке роста Румянцево – Мосрентген: здесь практически завершено строительство уникального бизнес-комплекса «Комсити» Это концептуально новый для России формат «город в городе»: территория – 45 га, площадь 12 низкоэтажных зданий – 430 тыс. кв. м. Это десятки тысяч рабочих мест! В этом году мы планируем привести сюда ветку метро, продлив Сокольническую линию от станции «Юго-Западная». Так что метро на новые территории тоже придет впервые.

– Чем вызвана необходимость привлечения китайцев к строительству московского метрополитена? Гарантирована ли им окупаемость вложений?

– Действительно, китайцы и проинвестируют строительство новой ветки метро, которое придет в «новую» Москву, и примут непосредственное участие в строительстве. Для Москвы это выгодно: китайцы строят быстро и с низкими издержками. (Для сравнения: шанхайское метро – открыто 21 год назад, проложено 538 км линий, построено 329 станций; московское метро – открыто 79 лет назад, проложено 325 км линий, построено 192 станции.) Если у нас китайцы будут строить такими же темпами, как у себя дома, то жители «новой» Москвы и работающие на этих территориях смогут гораздо быстрее получить столь ожидаемые ими станции метро.

Уже подписан меморандум о намерениях между ОАО «Мосинжпроект» (на 100% государственная компания, являющаяся единым техническим заказчиком и генподрядчиком строительства метро в Москве), Китайской железнодорожной строительной корпорацией и Китайским международным инвестиционным фондом по поводу строительства новой ветки метро от Третьего пересадочного контура (станция «Улица Новаторов») в Коммунарку (АДЦ). Ветка протяженностью почти 15 км будет иметь 7 станций. Она – неглубокого заложения, как и все строящиеся на периферии. Предполагаемый объем китайских инвестиций – 2 млрд дол. Чтобы их окупить, китайцы будут иметь возможность построить вдоль новой ветки метро недвижимость общей площадью около 2 млн кв. м, в том числе 500–600 тыс. кв. м – в АДЦ Коммунарка. Инвестиции в недвижимость оцениваются в 4 млрд дол., а ее стоимость на рынке может составить 5–7 млрд.

– Есть, не к празднику будет сказано, мнение, что Москве при всей масштабности строительства все-таки не хватает знаковых проектов – с соответствующим размахом и качественной современной архитектурой. Вы, конечно, не согласны с этим мнением. Аргументы?

– Конечно, не согласен. Уникальные, интересные проекты, как я уже говорил, были, есть и будут. Москва возродила традицию открытых конкурсов на лучшие дизайнерские проекты станций метро. Недавно мы объявили такой конкурс по строящимся станциям «Солнцево» и «Новопеределкино». Причем изначально объявляли его как отечественный, но заявки посыпались от архитектурных и дизайнерских бюро из других стран, и было принято решение повысить статус конкурса до международного.

Архитектура и дизайн каждой новой станции метро у нас уникальны.

А столичные проекты массовой реновации кварталов некомфортного 5-этажного жилья? А беспрецедентная по масштабу реновация промзоны ЗиЛа? А важнейший столичный проект по развитию территорий Москвы-реки, который мы скоро запустим?! Шедевром будет парк «Зарядье» – это архитектурно-строительный проект мирового уровня. Список можно продолжать и продолжать… Я побывал в 25 мегаполисах мира и могу сказать, что Москва – один из самых красивых среди них.

– Расскажите подробнее о проекте, связанном с градостроительным развитием территорий, прилегающих к Москве-реке.

Конкурс на разработку концепции, уже по традиции, будет международным? Что вы ожидаете от предложений его участников?

– Проект будет интересен всем: и инвесторам, и архитекторам, и строителям, и, в первую очередь, городу, самим москвичам. Исходные данные таковы: протяженность Москвы-реки в пределах МКАД – 83 км; площадь зоны ее влияния: 10 400 га (10% городской территории). Но о реке в городе словно забыли, до сих пор ее потенциал практически не использовался. Во многих мегаполисах мира зона возле реки – лучшая и красивейшая часть общественного пространства. (Для сравнения: в Лондоне пешеходам доступно 76% прибрежной полосы Темзы; в Париже – 52% берега Сены; в Москве же – только 7%.) Мы, к сожалению, привыкли, что у нас вдоль набережных идут автомобильные дороги, а подойти вплотную к реке люди не могут.

Поэтому будет правильно частично отвести магистрали от реки, снять «замок» с набережных, сделав зону у воды максимально доступной для горожан.

Преображение набережных позволит воспринимать столицу более целостно, ведь многие ее знаковые объекты расположены как раз вблизи реки. Кроме того, у нас сегодня отсутствует так называемый речной фасад – образ города с реки (такой, как, к примеру, в Санкт-Петербурге). Поэтому важно, кроме всего прочего, разработать дизайн-код, определяющий гармоничное соотношение высоты и ширины зданий, обращенных фасадами к реке, их общие пропорции.

Москва-река должна стать знаковой визитной карточкой столицы, ее «главной улицей» (как Темза в Лондоне, Сена в Париже или Нева в Санкт-Петербурге). Обустройство городской водной артерии и прилегающих к ней зон будет вестись в соответствии с единой концепцией, так как если это делать кусками: тут – набережную сделаем, тут – дом построим, – мы реку просто потеряем.

Мы объявляем открытый международный конкурс на разработку концепции градостроительного развития территорий, прилегающих к Москве-реке. Интерес к нему проявляют специалисты по урбанистике со всего мира. Конкурс состоит из двух частей: общая концепция плюс конкретная модель преобразования для нескольких участков.

– По итогам первого квартала 2014 года в Москве зафиксирован рекордный по сравнению с аналогичными периодами последних пяти лет ввод недвижимости – около 2 млн кв. м. Однако некоторые участники рынка констатируют факт снижения доли жилья, построенного за счет средств бюджета, при увеличении инвестиционной активности. Это тенденция?

– Вообще-то это не так: доля жилья, строящегося за счет бюджета, не снижается. У нас принята и реализуется государственная столичная программа «Жилище», в рамках которой выделяются средства на строительство бюджетного жилья для очередников и льготных категорий граждан. Судите сами: в 2012 году введено в эксплуатацию 530,7 тыс. кв. м жилья, построенного за счет бюджета, в 2013-м – 680,3 тыс. кв. м (56 жилых домов). Рост налицо. В 2014 году планируется сдать 65 жилых домов общей площадью 679,6 тыс. кв. м. Всего с 2014 по 2016 год за счет средств городского бюджета будет возведен и сдан в эксплуатацию 151 жилой дом общей площадью 1767,9 тыс. кв. м. Что же касается жилых объектов, построенных по инвестиционным проектам, то их число действительно растет. По итогам первого полугодия введено 1441 тыс. кв. м такого жилья против 1123 тыс. кв. м за аналогичный период прошлого года. Рост – 28 %! – тоже налицо. Важно, что инвесторы не просто строят жилую недвижимость в столице, чтобы получить прибыль за счет продажи квартир, – они обеспечивают районы своей застройки необходимыми объектами социальной инфраструктуры, в которых нуждаются москвичи: детскими садами, школами, поликлиниками, спортивными объектами, причем в шаговой доступности.

Строительство всех этих объектов теперь заранее прописывается в договоре с инвестором. Кстати, после того как они вводятся в эксплуатацию, инвесторы передают их в управление городу.

Учитывается теперь также состояние транспортной инфраструктуры территорий, прилегающих к той площадке, где планируется вести строительство. Если эта инфраструктура не развита или развита недостаточно, инвестору предлагается поучаствовать в решении и этой проблемы. Надо отметить, что со стороны большинства инвесторов мы наблюдаем полное понимание и принятие такого комплексного подхода к градостроительной политике, они охотно участвуют в реализации необходимых для города проектов.

– Марат Шакирзянович, позвольте в конце интервью задать вам не совсем деловой и, наверное, как для строителя, очень личный вопрос. Есть такая компьютерная детская игра «Построй свой город», в которой для этого предлагается набор разных зданий и сооружений. Если бы вы создавали свой виртуальный идеальный город, какие московские объекты поместили бы в него непременно?

– А почти такой город был показан недавно на международной выставке в Каннах MIPIM-2014, где мы представили новый макет центральной части Москвы с реальным изображением и прорисовкой фасадов 6,5 тыс. зданий и сооружений размером 9,2х7,2 м. Он разместился на территории почти 100 кв. м и демонстрировался на протяжении всего времени работы выставки.

Макет Москвы произвел огромное впечатление на посетителей MIPIM-2014: они могли даже услышать бой курантов на Спасской башне Кремля, звон колоколов храма Христа Спасителя.

Наш макет – самый крупный среди макетов мегаполисов, он будет размещен в павильоне «Москва» на ВДНХ. Вот как раз ВДНХ, где впервые за много лет началась реконструкция, я бы непременно поместил в виртуальный город. Это ведь уникальный московский проект, как и некоторые другие постройки сталинского времени: высотки МГУ, Министерства иностранных дел, гостиницы «Украина» – настоящие шедевры!

Не обошелся бы также без большей части объектов Сити, которые уже сейчас становятся визитной карточкой города. И если Сити я бы поместил в виртуальный мегаполис как символ современной Москвы, то как символ нашей истории, дань памяти предкам, оставившим нам богатейшее архитектурно-строительное наследие, – конечно же красивейший ансамбль Кремля и Красной площади. Площадь трех вокзалов тоже для меня безусловный шедевр: в первую очередь сами вокзалы, построенные по проектам выдающихся архитекторов – К.А. Тона, Ф.О. Шехтеля, Л.Н. Кекушева, А.В. Щусева. Весь комплекс уникален еще и с точки зрения смелости инженерной мысли: три железные дороги соединить в одно целое, реализовать такой проект в заселенной части города – задача фантастически сложная. Еще один обязательный объект, который я включил бы, – Останкинская башня. В виртуальный город я несомненно поместил бы всю старую Москву без некоторых новоделов, которые явно не вписываются в историческую застройку… Мне очень импонирует, например, улица Ильинка и ряд объектов культурного наследия на ней: Верхние торговые ряды (ГУМ), здание Азовско-Донского банка, Троицкое подворье, Старый Гостиный Двор, здание Купеческой биржи… Эта улица – своего рода памятник талантам знаменитых архитекторов: Померанцеву, Кваренги, Быковскому, Каминскому… Я не забыл бы и о Большом театре – и потому что это красивый объект с историей, и потому что его недавняя сложнейшая реконструкция – предмет гордости современных московских архитекторов, проектировщиков и строителей. Моя идеальная копия Москвы не обошлась бы также без воссозданного современными московскими строителями храма Христа Спасителя и восстановленного после пожара Манежа – выдающегося инженерно-технического сооружения. С моей точки зрения, столь же высокой оценки заслуживают и люди, работавшие над его восстановлением. Построить под памятником со всем бережным отношением к историческим стенам такой масштабный объект – ни в каком другом городе мира никто не реализовал ничего подобного…

– Символично, что последними в своем списке вы назвали объекты, соединившие в себе талант зодчих, строителей прежних времен и профессионализм нынешних… Строитель – испокон веков действительно одна из самых московских профессий.

С профессиональным праздником вас, Марат Шакирзянович, и весь миллион ваших коллег!

Текст: Татьяна Николаева



Назад в раздел
КапиталМД-группИНАМоскапстрой
ЦентрШвабеШколаСбербанк