ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Дополнительное лекарственное обеспечение находится на особом контроле. Благодаря аукционам Москва сэкономила 2 миллиарда рублей


О том, как производится закупка медицинских препаратов для столичных больниц и льготников, как осуществляется контроль качества продукции в московских аптеках, и о том, какой реорганизации подверглась сеть муниципальных аптек, начальник управления фармации Департамента здравоохранения города Москвы Владимир Кобец рассказал корреспонденту «МТ».

– Владимир Всеволодович, что входит в функции управления фармации Департамента здравоохранения?

– Основная сфера нашей компетенции – это контроль работы аптек, как коммерческих, так и муниципальных. Вообще, управление фармации состоит из трех отделов: отдела льготного лекарственного обеспечения, отдела стационаров, занимающегося проверкой хранения лекарственных препаратов в межбольничных аптеках, а также отдела, занимающегося проверками как розничных предприятий – аптек и аптечных пунктов, так и крупных оптовых структур. В ходе контрольных мероприятий в аптеках и в оптовом звене проверяется в первую очередь уровень цен на жизненно необходимые лекарственные препараты – торговые наценки не должны превышать уровень, установленный федеральным законом.

Если же говорить о льготном лекарственном обеспечении, то мы выступаем организатором и регулятором этого процесса. Дополнительное лекарственное обеспечение находится на особом контроле Правительства Москвы, поскольку речь идет о лекарствах, которые получают бесплатно либо с 50%-ной скидкой представители социально незащищенных категорий населения: инвалиды, ветераны, многодетные семьи, кормящие матери, инвалиды детства.

Медикаменты для системы льготного лекарственного обеспечения закупаются путем открытых аукционов в электронной форме. Лоты стоимостью до 50 млн руб. разыгрываются на площадке Департамента здравоохранения, свыше этой суммы – на площадке Тендерного комитета. Уже четвертый год подряд, задолго до того как подобное требование появилось в федеральном законе, торги проводятся по принципу «один лот – одно международное непатентованное наименование». В ходе подготовки торгов управление фармации собирает заявки по нозологиям от главных городских специалистов. После их обобщения в Департаменте здравоохранения проводится заседание фармацевтической комиссии, в которую входят представители руководства департамента и главные внештатные специалисты города. Эта комиссия утверждает обобщенные заявки на закупку препаратов.

Перед аукционами на закупку лекарств проводится конкурс на оказание логистических услуг по их доставке. Победитель этого конкурса будет обязан принять на свой склад лекарственные препараты, которые позднее будут закуплены городом, обработать их и развезти в аптечные пункты, расположенные в поликлиниках города. Это обеспечивает шаговую доступность льготных лекарств: пациенты могут получить их сразу же на выходе из поликлиники, после того как врач выписал им рецепт.

В ходе конкурсов на оказание логистических услуг разыгрывается 10 лотов. Один лот – один округ «старой» Москвы. В ТиНАО доставкой препаратов для льготников в аптечные пункты и поликлиники занимается государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Центр лекарственного обеспечения и контроля качества Департамента здравоохранения города Москвы».

На закупку медикаментов в 2013 году было потрачено около 20 млрд руб., на 15,8 млрд руб. были закуплены препараты для дополнительного лекарственного обеспечения, а на остальное – для стационаров. Для обеспечения льготных категорий было разыграно около 1,5 тыс. лотов. Централизованно закупались только специфические лекарственные препараты, а для закупок неспецифических препаратов дирекциям в административных округах было передано около 3,3 млрд руб., которые разделены между ними пропорционально количеству льготников. Что касается размера экономии, которая достигается на электронных аукционах, то она уже несколько лет подряд не опускается ниже 16–17%. Больше всего при закупке лекарств мы сэкономили в 2011 году – 2,9 млрд руб., в 2012-м – 2,4 млрд и в 2013 году – около 2 млрд руб.

– Какие компании становятся поставщиками? Производители или дистрибьюторы? Какова география поставщиков?

– В 2011 году по контрактам Департамента здравоохранения лекарственные препараты поставляли 76 компаний, к настоящему моменту их число выросло до 128, география широчайшая – от Калининграда до Владивостока. Поставщики в основной массе – это дистрибьюторы, среди них есть и мелкие, и средние, но основную массу составляют 20 крупнейших фармдистрибьюторов России. С недавнего времени в аукционах начали участвовать и производители.

В городе активно развивается программа импортозамещения. На сегодняшний день мы закупаем 52% препаратов российского производства, остальное – импорт. Эти показатели в Москве выше, чем при подобных закупках в среднем по стране. Мы понимаем, что из-за возможных международных осложнений поставки уникальных препаратов в Россию могут прекратиться. Для американских компаний «большой фармы» – это капля в море, но возможный бойкот или ограничение поставок может нанести удар по здоровью наших пациентов, поэтому, когда препарат выходит из-под патентной защиты, его начинают производить на российских предприятиях. Отечественные дженерики заметно дешевле зарубежных оригинальных препаратов.

– Закупка препаратов для городских стационаров также относится к компетенции управления фармации?

– До 2014 года дорогостоящие препараты для стационаров закупались централизованно. От городских больниц собирались заявки о потребности в препаратах на следующий год. Эти заявки обобщались, затем формировалась конкурсная документация для аукционов, госзаказчиком на которых выступал департамент, а получателями продукции – конкретные клиники. За счет того что это были оптовые партии, цена на лекарства была ниже, чем при менее крупных закупках, что упрощало контроль качества препаратов. Поставщики поставляли закупленную продукцию в ГБУЗ «Центр лекарственного обеспечения и контроля качества», а оно, в свою очередь, раз в квартал развозило по больницам.

С переходом на систему одноканального финансирования учреждений здравоохранения и включением стоимости больничных лекарствв тариф ОМС мы уже не можем централизованно закупать препараты для стационаров. Это можно лишь для тех клиник, которые являются государственными казенными учреждениями, но их число невелико, а их потребности – примерно десятая часть от того, что прежде закупалось для больниц.

– Кто сегодня осуществляет закупки для аптек, принадлежащих городу?

– Единой сети муниципальных аптек сейчас не существует. ГУП «Столичные аптеки» было реорганизовано, из него были выделены две структуры. Одна из них – это уже упомянутое ГБУЗ «Центр лекарственного обеспечения и контроля качества», другая – ОАО «Столичные аптеки». В состав последнего входит около 170 аптек, склад и офисные помещения.


– Как управление фармации осуществляет контроль уровня торговых наценок в оптовом звене и в предприятиях розничной сети?

– В соответствии с ФЗ-61 «Об обращении лекарственных средств» цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты регулируются государством. Данным нормативным актом установлен размер допустимых наценок на эти препараты. Определенные наценки, которые не могут быть превышены, установлены для трех ценовых категорий лекарственных препаратов: до 100 руб., от 100 до 500 руб. и свыше 500 руб. План проверок согласован с прокуратурой и размещен на сайте департамента. Проводятся и внеплановые проверки по заявлениям граждан.

– Отпуск рецептурных препаратов, подлинность поступивших в продажу лекарств тоже проверяется вашим управлением?

– У нас внутри отдела проверок помимо сектора цен, в котором работают специалисты по торговым наценкам, есть и сектор, занимающийся проверкой фармацевтического порядка, соблюдением правил хранения и отпуска препаратов. Сотрудники следят за тем, соответствует ли размер площадей нормативным параметрам, работают ли холодильники, хранятся ли термолабильные препараты при должном температурном режиме и т.д.

При ГБУЗ действует лаборатория, которая осуществляет проверку подлинности препаратов, продающихся в розничной аптечной сети. Граждане могут обращаться как в наш Центр лекарственного обеспечения и контроля качества, так и в лаборатории Росздравнадзора. Но должен сказать, что со случаями прямой подделки лекарственных препаратов, их фальсификации за последние три года сталкиваться не приходилось. Другое дело контрафакт – он встречается нередко, но такая продукция здоровью не вредит – это такие же препараты, как и те, что продаются в сетилегально, но только ввезенные в обход таможни. У таких препаратов, как правило, отсутствуют надписи на вторичной упаковке и инструкции на русском языке, но их химический состав вполне соответствует заявленным нормативным документам.

– Владимир Всеволодович, недавно довольно остро встал вопрос о том, что онкологические больные не могут получить по рецепту необходимые им обезболивающие препараты из-за того, что коммерческие аптеки не хотят связываться с наркотиками. Делается ли что-то, чтобы изменить ситуацию?

– Городская потребность в наркотических препаратах закрывается полностью. Его обеспечивают и наше ГБУЗ, и несколько коммерческих аптек, которые имеют все необходимые лицензии. Но в большинстве московских коммерческих аптек действительно предпочитают не иметь дело с наркотическими препаратами, поскольку для этого требуется особое хранение и учет, а это лишние затраты, к тому же мало кому из фармацевтов нужны лишние проверки Госнаркоконтроля. Для ГБУЗ же продажа обезболивающих средств – это социальная функция, поэтому мы стремимся обеспечивать москвичей и обезболивающими лекарствами, и препаратами, изготовляемыми по индивидуальным рецептам.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
СаториИНАЭнергокомплексГеопроектизыскания
СоюзСтройИнвест-3АКСИТЕХКоминвест-АКМТ