НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Цифровизация и автоматизация


В столице прошел главный форум работников транспортной отрасли России

C 17 по 22 ноября в Москве проходили специализированный форум и выставка «Транспорт России». Участники форума обсудили важнейшие вопросы, стоящие перед транспортной отраслью, такие как цифровизация транспорта, а также особенности работы на новых платформах и пути преодоления вызовов, которые связаны с внедрением цифровых технологий.

День первый

В рамках первого дня форума выступили руководители федеральных и региональных министерств, транспортных ведомств, члены Правительства Российской Федерации, руководители крупнейших российских и зарубежных компаний, осуществляющих деятельность в области транспорта и смежных отраслях.

Об этом говорится в официальных сообщениях пресс-службы форума.

Конференц-залы, расположенные на территории Гостиного двора, и стенды участников выставки «Транспорт России» стали единой площадкой освещения ключевых вопросов логистики и представления последних достижений в области цифровых технологий.

В ходе открытия форума с приветственным словом выступил Министр транспорта Российской Федерации Евгений Дитрих. Затем на пленарной дискуссии «Транспорт России. Единая цифровая платформа» спикеры обсудили, как выстраивать диалог с новыми игроками развивающегося рынка, почему цифровизация способствует улучшению контроля за утилизацией транспортных отходов и что мешает беспилотникам круглогодично курировать по дорогам России.

Генеральный директор ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» Антон Замков определил основные задачи участников форума следующим образом:

– Мы нацелены на создание единой цифровой платформы, единого билета и доступного и понятного электронного документооборота. Все это создано для лоббирования качественных и прорывных решений.

В формате отдельной дискуссии обсудили топливную стратегию и распределение топливного баланса к 2030 году. На отраслевой конференции «Море – детям», организованной Росморречфлотом, подвели итоги конкурса на лучшую организацию работы по дополнительному образованию детей в морской, речной и судомодельной сферах. Были освещены первые результаты работы направления «ЮНФЛОТ», реализуемого в рамках Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ».

На конференции «Морской и речной транспорт – системный элемент магистральной инфраструктуры», также организованной Росморречфлотом, обсудили меры по повышению конкурентоспособности водного транспорта и привлечению инвестиций в отрасль. По словам участников, определение приоритетов развития, роли и места данных видов транспорта в общей транспортной системе страны способствует эффективному использованию имеющихся резервов и повышению конкурентоспособности.

– Необходимо развивать внутренние речные пути и перераспределять перевозки грузов на них, оставив наземный транспорт пассажирам, – отметил помощник Президента Российской Федерации Игорь Левитин.

По словам докладчиков, водный транспорт является для России перспективной «территорией», совершенствованию которой в большой степени способствуют развивающиеся цифровые технологии.

Региональной авиации в рамках международного форума была посвящена конференция «Региональная авиация – системный элемент магистральной инфраструктуры». Субсидирование воздушных перевозок и развитие инфраструктуры в целом стали основными темами спикеров.

По итогам отраслевой конференции «Дорожное хозяйство. Цифровизация» выступающие сделали вывод о том, что цифровые технологии и платформы позволяют системе оставаться прозрачной, доступной и конкурентоспособной.

Безопасность движения, улучшение работы транспорта и повышение его привлекательности в глазах пассажиров обсуждались на конференции «Urban Transport. Цифровизация городских и пригородных перевозок». Здесь вновь вернулись к теме беспилотного транспорта, продаже онлайн-билетов на всех маршрутах, динамике пассажиропотоков в столичной агломерации и тому, как подобный опыт следует перенять регионам.

День второй

Утро второго дня XII международного форума «Транспорт России» началось с делового завтрака «Магистральная инфраструктура. Комплексный план и источники финансирования», в рамках которого участники обсудили проекты, планируемые к реализации в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральных инфраструктур, и вопросы их финансирования.

Модератор беседы Евгений Дитрих и приглашенные спикеры поговорили об источниках финансирования проектов, включенных в Комплексный план, и возможных корректировках законодательства о концессиях и государственно-частном партнерстве (ГЧП). Целью данных корректировок является разграничение концессионных и закупочных процедур, снижение инвестиционных рисков и стимулирование активности частных банков.

Генеральный директор, председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров рассказал о финансовых планах компании:

– В общей сложности мы хотим привлечь 8,7 трлн рублей на развитие железных дорог – это базовый вариант. Есть еще оптимистичный, в котором на 1 трлн рублей больше.

Олег Белозеров отметил, что дальнейшее развитие компании возможно только с привлечением дополнительных инвестиций, поэтому участие в совместных проектах – главное, что происходит сейчас в РЖД.

– Мы открыты и готовы ко всем формам сотрудничества, – добавил он.

Председатель правления Внешэкономбанка Игорь Шувалов высказался относительно финансирования различных проектов. Стратегически ВЭБ планирует работать только там, где к сотрудничеству подключатся несколько субъектов, «где можно обеспечить масштабы».

Руководитель департамента финансирования инфраструктуры «ВТБ Капитал» Олег Панкратов отметил, что сегодня основным источником средств для транспортной инфраструктуры являются банки, а потому для развития сферы транспорта необходимо обратить внимание на регулирование деятельности банков.

Цифровая экономика

Кроме того, во второй день XII международного форума и выставки «Транспорт России», 21 ноября, состоялись два крупных конгресса: VII международный конгресс «ЭРА-ГЛОНАСС», спонсором и организатором которого выступило АО «ГЛОНАСС», и IX Международный конгресс Road Traffic Russia «Дорожное движение в Российской Федерации», организованный МОО «КСОДД» и Росавтодором.

В рамках конгресса «ЭРА-ГЛОНАСС» прошли пленарная дискуссия «ГЛОНАСС в цифровой экономике» и два круглых стола – «Безопасность дорожного движения» и «Новые рынки. Международное сотрудничество и региональные проекты». Конгресс Road Traffic Russia начался с пленарной дискуссии «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Далее прошли дискуссии «Безопасность на дорогах: актуальный фокус» и «Повышение пропускной способности дорожной сети».

Организаторы обоих конгрессов обрисовали миссию и задачи, которые они ставят перед собой, а также то, как в их решении помогут цифровые технологии и как следует организовать межведомственное взаимодействие в целях повышения безопасности.

На пленарной дискуссии «ГЛОНАСС в цифровой экономике» заместитель генерального директора по развитию бизнеса АО «ГЛОНАСС» Илья Аксельрод рассказал о результатах работы в 2015–2018 годах и озвучил дальнейшую стратегию и краткосрочные перспективы развития компании.

Сегодня к системе ГЛОНАСС подключено 2,8 млн автомобилей. В 2019 году компания планирует увеличить этот показатель почти вдвое и достичь отметки в 5,2 млн. Система экстренного реагирования при авариях приняла более 2 млн вызовов с 2016 по 2018 год и спасла более 660 жизней. Количество жертв на одну аварию снизилось на 14%.

– Первичная задача выполнена, как и перевод компании на самоокупаемость. В этом году мы принесем государству первую прибыль, – сказал Илья Аксельрод.

АО «ГЛОНАСС» ставит перед собой новые задачи: создание и реализацию интеллектуальных систем помощи водителю с использованием инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС», а также формирование сервисов «Умной мобильности» на базе «ЭРА-ГЛОНАСС». В приоритете также развитие международного сотрудничества, в рамках которого планируется взаимодействие с зарубежными системами экстренного реагирования, создание систем экстренного реагирования в странах Евразийского экономического союза.

– Мы хотим, чтобы российские водители чувствовали себя комфортно не только на российских дорогах, но и на любых других, – отметил Илья Аксельрод.

На пленарной дискуссии в рамках конгресса Road Traffic Russia были объявлены цели, задачи и перспективы национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

С отчетами выступили главы нескольких областей России, в том числе губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, губернатор Саратовской области Валерий Радаев и губернатор Новосибирской области Андрей Травников.

Реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» включает решение нескольких задач. Во-первых, выявление участков дорожной сети, которые должны быть приведены в нормативное состояние. Во-вторых, формирование программ проведения дорожных работ. В-третьих, снижение уровня перегрузки дорог и ликвидации мест концентрации ДТП.

Спикеры конференции «Телематика на автотранспорте» обсудили подходы к управлению автомобильным транспортом на основе цифровизации. Особенно важным фактором при работе с цифровыми технологиями назвали соблюдение баланса интересов бизнеса и государства.

Заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Владимир Луговенко в цифрах показал эффективность работы тахографа: среди автомобилей, оснащенных устройством, количество ДТП снизилось на 4,5% для грузовиков и на 3,2% для автобусов. Он отметил, что тахограф представляет собой «не карательную меру, а средство контроля, которое позволит водителям самодисциплинироваться». Тахограф отслеживает скорость движения транспортного средства и передает информацию о нарушениях без участия инспектора.

Значимость цифровизации отметили и на конференции «Цифровой транспорт и логистика». Так, заместитель руководителя проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика» Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Максим Галл отметил, что цифровое развитие сложно реализовывать на ограниченной территории, пусть и такой большой, как Россия. Поэтому вопрос международного сотрудничества остается актуальным.

– Отрасль двигается к международному сотрудничеству. Это даст нам тот самый потенциал, который мы хотим видеть, – подытожил он.

В ходе конференции «Новые задачи развития инфраструктуры и технологии их реализации» участники форума «Транспорт России» обсудили готовность инвестиционного рынка к реализации задач комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в установленные сроки.

Председатель правления ГК «Автодор» Сергей Кельбах на конференции так прокомментировал этот вопрос:

– Пока мы находимся в одном бюджетном цикле, поэтому никаких изменений в скором времени ожидать не стоит. Вероятнее всего, нас ждут корректировка года через два и существенные изменения ближе к 2020–2022 годам, когда придет время нового цикла.

День третий

В третий, заключительный день XII международного форума и выставки «Транспорт России» прошли две отраслевые конференции.

На конференции «Автоматизация государственного надзора в сфере транспорта», организованной Ространснадзором, речь шла о необходимости внедрения комплексной модели информационного обеспечения и систем автоматизации контрольно-надзорной деятельности.

В рамках конференции «Авиаперевозки. Переход на российские программы бронирования, резервирования и продажи» спикеры обсудили разработку новой системы бронирования авиабилетов и доработку отечественных систем, которые сейчас тестируются. Организатором мероприятия выступила Росавиация.

На встрече по вопросам автоматизации государственного надзора в сфере транспорта руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Басаргин в своем приветственном слове сделал особый акцент на важности мониторинга безопасности, назвав его основной перспективой отрасли и поставив задачу к 2025 году создать глобальную автоматизированную систему непрерывного мониторинга безопасности.

– Превентивность и прозрачность – это киты, на которых строится наша деятельность. Сейчас мы работаем по факту, а должны работать по риску и анализу данных и не допускать самого происшествия, – сказал он.

Начальник департамента безопасности движения ОАО «Российские железные дороги» Шевкет Шайдуллин согласился с Виктором Басаргиным и в своем докладе представил облако данных, в котором факторный анализ рассматривается как инструмент раннего предупреждения и индикатор состояния безопасности дорожного движения.

Руководитель дирекции по информационным технологиям ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Егений Шабуров отметил, что не автоматизация, а именно цифровизация сферы радикально повысит ее эффективность благодаря снятию лишних рутинных обязанностей с регионов и отраслевых организаций.

В то же время в другом зале XII международного форума и выставки «Транспорт России» обсуждался переход на российские программы бронирования, резервирования и продажи в сфере авиаперевозок.

Итоги форума

Участники итоговой пленарной дискуссии форума «Транспорт России» обсудили важнейшие форматы предыдущих дней. За три дня форума в Гостином дворе было проведено порядка 40 форматов, выступили более 300 спикеров, около 10 тыс. человек посетили выставку, был подписан ряд соглашений и определена траектория поэтапного формирования единой цифровой платформы.

Одной из наиболее обсуждаемых тем форума стал проект «Безопасные и качественные дороги», к которому уже присоединилось свыше 69 млн человек.

– Результатом будет совершенно иная инфраструктура в агломерациях-участниках, – сказал первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации Иннокентий Алафинов.

По его словам, главной заслугой форума можно считать то, что нашелся выход из замкнутого круга вопросов: что же должно появиться первым – инфраструктура или потребитель?

– Мы решили закончить спор и дать людям инфраструктуру, – заявил он. Это же касается и перехода транспорта на более экологичные виды топлива.

Руководитель Росморречфлота Юрий Цветков отметил две конференции предыдущих дней форума – «Море – детям» и «Морской и речной транспорт – системный элемент магистральной инфраструктуры». Оба мероприятия оказались важны для будущего развития страны:

– Необходимо уделить внимание формированию транспортно-экономического баланса. Река все-таки требует куда меньше инфраструктурных вложений.

В число важных вопросов, затронутых на итоговой дискуссии форума, вошло также обсуждение Минэнерго, посвященное проблеме, которая волнует все судоходные компании – содержание серы в топливе. Работа в направлении снижения количества вредного вещества требует кардинальной перестройки ныне действующих предприятий.

В ходе итоговой пленарной дискуссии «Транспорт России» вспомнили также о вопросах безопасности и отметили важность сохранения региональной сети аэропортов.

Заместитель Министра транспорта Российской Федерации Александр Юрчик охарактеризовал завершившийся XII международный форум «Транспорт России»:

– Форум становится все менее выставочным и все более деловым, рабочим.

Текст: Дмитрий Симонов



Назад в раздел
ГеопроектизысканияКростМОЭСКТеплоцентрстрой
ШколаРоссийскийКапстройситиФонд