При закупке лекарств для городских стационаров и системы льготного лекарственного обеспечения в прошлом году удалось сэкономить более 2 млрд руб.
О том, как в 2014 году будут осуществляться госзакупки для нужд Департамента здравоохранения города Москвы, корреспонденту «МТ» Дмитрию Ильину рассказала заместитель руководителя этого ведомства Юлия Антипова.
– Юлия Олеговна, на форуме-выставке «Госзаказ-2014» вы были награждены по итогам 2013 года почетным знаком «За высокие достижения и эффективность размещения заказа города Москвы». Эта награда за проведение какой-то определенной закупки, оказавшейся чрезвычайно эффективной?
– Думаю, что, скорее, как говорится, «по совокупности заслуг» – я уже много лет работаю в сфере организации закупок для нужд столичного Департамента здравоохранения, и, видимо, коллеги из Департамента по конкурентной политике (Тендерного комитета) сочли нужным это отметить.
– Каковы результаты закупок, проведенных Департаментом здравоохранения в минувшем году? Сколько удалось сэкономить?
– Если говорить о закупке лекарств, то в прошлом году было проведено более 1,5 тыс. процедур на их закупку для городских стационаров и для системы льготного лекарственного обеспечения. Торги проводятся по принципу «один лот – одно международное непатентованное наименование». По итогам была достигнута экономия более 2 млрд руб.
– Такие результаты, безусловно, впечатляют… А в этот году?
– Если говорить о закупке медицинского оборудования, то на этот год запланировано провести торги на сумму 3,5 млрд руб. Самой масштабной из этих закупок станет размещение заказа на поставку новых медицинских кроватей для городских стационаров. Это, конечно, не высокотехнологичное медицинское оборудование, но тоже необходимый элемент больничного быта. Несмотря на то, что сейчас в городе проводится курс на снижение числа мест в стационарах в связи с переходом на оказание основного объема медицинской помощи в амбулаторно-поликлиническом звене, тот, кто все же попадает в больницу, должен лежать на современных, функциональных кроватях. Это особенно важно в период послеоперационной реабилитации.
Кроме того, несмотря на беспрецедентные объемы закупок в период программы модернизации, мы продолжаем вести закупки медицинской техники. Это необходимо в первую очередь для замены того оборудования, у которого истек срок эксплуатации. Но это уже не крупные совместные торги, а «точечные» закупки. Как правило, они проводятся после капитального ремонта зданий больничных корпусов.
– Программа модернизации московского здравоохранения благополучно завершена, город укомплектовал свои лечебно-профилактические учреждения самой современной диагностической техникой. Запланированы ли в этом году еще какие-либо масштабные закупки, сравнимые с теми приобретениями, что были сделаны в ходе реализации программы?
– В этом году Департаментом здравоохранения должны быть закуплены два вертолета санитарной авиации для оказания экстренной медицинской помощи, в первую очередь при дорожно-транспортных происшествиях. Эти машины должны быть укомплектованы всем необходимым медицинским оборудованием. За всю историю существования нашего департамента торги на закупку санитарной авиации проводятся впервые. Дата торгов уже объявлена.
– Какие программы развития реализуются департаментом сейчас, по завершении двухлетней программы модернизации московского здравоохранения?
– Все направления развития охватывает одна пятилетняя государственная программа города Москвы «Столичное здравоохранение» на 2012–2016 годы. В ее состав входят восемь подпрограмм: «Формирование эффективной системы организации медицинской помощи», «Специализированная медицинская помощь», «Материнство и детство», «Здоровье старшего поколения», «Медицинское обеспечение инвалидов», «Здоровый образ жизни», «Развитие кадрового потенциала» и «Адресные инвестиции (строительство и реконструкция)».
– Когда проводятся закупки оборудования, какая техника в основном закупается – отечественная или зарубежного производства?
– На сегодняшний день это пока в основном импортная медицинская техника. Но импортозамещение является одной из важных задач, решаемых в процессе проводимых Департаментом здравоохранения закупок, поэтому, когда мы видим, что отечественное оборудование конкурентоспособно и соответствует всем требованиям государственного заказчика, мы, конечно же, приобретаем его.
– Как осуществляются закупки питания для городских больниц? Какая часть из них предпочитает по-прежнему самостоятельно готовить пищу для больных, а какая – прибегать к услугам кейтеринга?
– Улучшение качества питания в стационарах – это постоянная забота для нашего департамента. Сейчас при Департаменте здравоохранения создана и только недавно начала работу Межведомственная комиссия по вопросам организации диетического (лечебного и профилактического) питания в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, председателем которой являюсь я. В него вошли главные врачи многих московских больниц, представители саморегулируемых организаций – производителей и поставщиков горячего питания, а также Государственной инспекции города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (МосГИК). К сожалению, не всегда поставщики выполняют условия заключенных с ними контрактов, поэтому необходимы постоянные проверки, непрерывный контроль того, что поставляется в больницы. При этом следует также учитывать, что иногда претензии пациентов не вполне обоснованны, поскольку исходят из субъективных требований и вкусов. Пациентам необходимо помнить, что больничная пища – это лечебное питание, и, скажем, жареного мяса в нашем меню не будет никогда. Кстати, в одной больнице в зависимости от профиля может быть до десяти различных столов, и все с точным подсчетом калорий, энергетической ценности питания.
Если же говорить о том, какое количество наших стационаров продолжает готовить еду для больных самостоятельно, а какая часть отдала этот процесс на аутсорсинг, то лучше всего ответят на этот вопрос итоги закупок. Продуктов питания для пищеблоков больниц в минувшем году было закуплено на 4,5 млрд руб., а услуг по поставке готовой пищи – примерно на 2 млрд руб., то есть процентное соотношение примерно 70 к 30 в пользу тех, кто предпочитает готовить самостоятельно. Сегодня и продукты питания, и услуги на поставку готовой еды для больниц закупаются на конкурсах по Закону о контрактной системе, что позволяет выставлять определенные требования к качеству продукции.
– На каком уровне проходят торги на закупку питания для больниц? На уровне департамента или его дирекций в округах?
– В минувшем году организатором совместных торгов на больничное питание выступали дирекции в округах. В нынешнем году было принято решение о централизации закупок. С 2015 года все торги на питание будут проводиться нашим ГКУ одним типовым техзаданием, с одним типовым набором критериев, с одним типовым контрактом, в обязательном порядке согласованным с МосГИК, и с внятным ценообразованием. Но это не значит, что все торги пройдут одним лотом, иначе к нам возникнут претензии у ФАС по ограничению конкуренции. Просто мы методологически и технически упростили процедуру этих торгов.
– Были в последнее время случаи расторжения контрактов с поставщиками продуктов питания для больниц?
– Такое, безусловно, случается. Не так давно мы, например, после долгой претензионной работы расторгли контракт с поставщиком хлеба. Со вступлением в силу ФЗ-44 стало проще работать, поскольку появилась возможность одностороннего расторжения контрактов.
– Проще или сложнее проводить закупки по Закону о контрактной системе, чем по ФЗ-94?
– Работать стало заметно труднее. Казалось бы, нет глубоких различий между этими двумя нормативными актами. Нет такого разрыва, который приходилось преодолевать, когда в 2006 году происходил переход от закупок по правилам Закона города Москвы № 26 на правила ФЗ-94. Но все равно нынешний переход дается гораздо труднее.
В ФЗ-44 оказалось множество методологически непроработанных вопросов, которые ставят заказчика в тупик. Самые большие сложности вызывают вопросы, связанные с проведением экспертизы. В законе прописаны случаи, когда мы обязаны проводить экспертизу, при этом существует масса неучтенных деталей. Например, в качестве эксперта при поставке лекарственных препаратов нельзя привлекать организацию, которая на протяжении двух лет сама заключала контракт на их поставку и выступала в качестве поставщика. Или, например, от нас требуют, чтобы мы проводили экспертизу простейшей осветительной техники, тех же лампочек.
Непонятно, чем отличается приемка товара от экспертизы. Принимая товар, мы проверяем регистрационное удостоверение, целостность упаковки и соответствие наименования. И совершенно непонятно тогда, что следует проверять в ходе экспертизы? Впрочем, сейчас готовятся изменения в общую часть Закона о контрактной системе, которые должны заметно сократить количество экспертиз.
Еще одна проблема – необходимость закупки ряда препаратов по торговым маркам. При ФЗ-94 действовало тройственное письмо ФАС, Минэкономразвития и Минздрава, которое позволяло проводить закупки инсулина и циклоспарина по торговым наименованиям, а не по международным непатентованным наименованиям. Дело в том, что больной сахарным диабетом не может перейти с одного типа инсулина на другой, он должен колоть препарат именно той марки, которым он начал лечение. Сейчас это письмо утратило силу. Вместо него правительством должен быть выпущен перечень лекарственных препаратов, которые можно закупать по торговым наименованиям, но пока этот документ так и не увидел свет. Будем надеяться, что в ближайшее время все эти проблемы найдут свое решение.
Весьма существенные объемы поставок удалось реализовать в короткие сроки. Для выполнения контракта было увеличено производство: в месяц выпускалось 100 инкубаторов.
Наша компания не ограничивается только поставкой: мы осуществляем необходимое гарантийное и постгарантийное обслуживание оборудования, выполняем авторский надзор. Если возникают какие-либо неполадки, они устраняются в течение суток. Кроме того, компания «Швабе-Москва» в обязательном порядке проводит обучение медицинского персонала.
– Это очень важная составляющая. Расскажите, пожалуйста, об этом немного подробнее.
– Работа на высокотехнологичном оборудовании требует определенной подготовки. Для проведения занятий с медицинскими работниками компания приглашает ведущих специалистов, в том числе и зарубежных. В прошлом году на базе 2-го Медицинского университета по согласованию с Департаментом здравоохранения Москвы, при поддержке Георгия Натановича Голухова мы организовали трехдневный семинар для врачей-реаниматологов. Университет располагает виварием, что позволило включить в занятия и теоретическую, и практическую части. Принято решение, что такие семинары мы будем организовывать регулярно. Отмечу еще один момент. Сотрудникам каждого отделения, куда было поставлено наше оборудование для реанимации и интенсивной терапии, мы предоставляли телефоны с сим-картой, где были зафиксированы номера нашей горячей линии. Таким образом, у медперсонала появилась возможность получать квалифицированные консультации максимально быстро – ведь счет при спасении младенцев порой идет на секунды. Кроме того, для каждого инкубатора сделана памятка по его использованию.
– Какую долю портфеля заказов предприятия в сегменте медицинского оборудования составляют государственные контракты?
– Практически 90%. Но мы сотрудничаем и с частным бизнесом. Например, поставляем оборудование для Группы компаний «Мать и дитя». Помимо того, что оснащаем их клиники медицинской техникой, мы устанавливаем там и энергосберегающее оборудование, выполняем работы под ключ.
– Расскажите, пожалуйста, о некоторых наиболее, на Ваш взгляд, актуальных разработках.
– На Уральском оптико-механическом заводе разработана целая программа развития медицинского приборостроения до 2020 года. В рамках этой программы увеличивается линейка выпускаемого оборудования, которое будет применяться в разных областях медицины. В этот спектр входят лабораторная техника, приборы, предназначенные для лечения не только детей, но и взрослых. Назову, например, прикроватный монитор, который можно устанавливать в автомобилях скорой помощи, универсальный наркозно-дыхательный аппарат, гематологический анализатор, а также уникальный прибор – лазерный микроскоп с наноразрешением, имеющий очень широкий спектр использования. Кроме медицины он применим еще в таких сферах экономики, как материаловедение и радиоэлектроника.
– Иван Владимирович, насколько сегодня конкурентоспособна на международном рынке медицинская техника отечественного производства?
– Все медицинское оборудование, выпускаемое Уральским оптико-механическим заводом, имеет не только российские регистрационные документы, но и международные сертификаты. Дочерняя компания предприятия «Швабе-Цюрих» уже более пяти лет успешно работает на мировых рынках, поставляя оборудование в более чем 60 стран мира. Это, на мой взгляд, наглядный показатель конкурентоспособности медицинского оборудования холдинга «Швабе».
– Какими конкурентными преимуществами обладает ваше предприятие?
– По сравнению с зарубежными аналогами оборудование производства УОМЗ, расходные материалы и сервисные услуги существенно дешевле при аналогичных технических характеристиках. Немаловажно, что мы находимся в России, соответственно, поставки выполняются в короткие сроки. Что касается сравнения с другими отечественными производителями, отмечу, что наша компания предлагает оптимальное соотношение цены и качества. Безусловно, сильнейшая сторона «Швабе-Москва» – это высококачественное сервисное обслуживание, осуществляемое круглосуточно и без выходных. Кроме того, повторюсь, мы предоставляем услуги по обучению медицинского персонала. Реализовывать сложные решения нам позволяет 20-летний опыт работы в качестве филиала УОМЗ. Благодаря нашим решениям спасаются младенцы, за выхаживание которых раньше даже не брались. Замечу, что при разработке оборудования мы поддерживаем связь с потребителями, учитываем замечания и предложения медиков.
– Помимо расширения ассортимента, разработки новых решений какие планы строит компания?
– В этом году, в соответствии с правительственным решением, стартовала новая целевая федеральная программа, в рамках которой в России будут построены 32 перинатальных центра, оснащенных на самом современном уровне. Пять из них появятся в Московской области. Мы рассчитываем принять активное участие в реализации этой программы.
– Иван Владимирович, Вы являетесь президентом некоммерческого партнерства «Международное объединение разработчиков, производителей и пользователей медицинской техники». Какой спектр задач призвана решать эта организация?
– Цель нашего некоммерческого партнерства – объединение в первую очередь российских производителей медицинской техники, налаживание конструктивного диалога с исполнительной властью. В настоящее время в организацию входит порядка 60 малых, средних и крупных предприятий.
– В третье воскресенье июня в нашей стране традиционно отмечается День медицинского работника. Ваша деятельность уже не один год связана с медициной. С какими словами Вы хотели бы обратиться через наше издание к работникам медицинских учреждений страны?
– От всей души поздравляю всех профессионалов, всех специалистов, которые дали клятву Гиппократа, с праздником! Врачи готовы прийти к нам на помощь в любое время дня и ночи. Желаю всем медикам добра, счастья, удачи и улыбок!
– Присоединяемся к Вашим поздравлениям. Спасибо за интересную беседу.
Текст: Дмитрий Ильин
Назад в раздел