ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Под крылом соцзащиты. Как в Москве обеспечивается предоставление льгот


На реализацию государственной программы по социальной поддержке жителей города Москвы предусмотрено на пять лет 2100 млрд руб., что составляет более половины бюджета столицы. Это, в частности, различные виды выплат для льготных категорий граждан, предоставление реабилитационных услуг, санаторно-курортное лечение, адаптация городской инфраструктуры и многое другое. В общей сложности различные льготы получают более 4,5 млн москвичей. Но прежде чем эти льготы предоставить, их нужно закупить. У кого и по какой цене – подробнее об этом рассказывает Владимир Ковальский, начальник управления организации размещения государственного заказа Департамента социальной защиты населения Москвы.


– Владимир Владимирович, расскажите, пожалуйста, как выстроена структура вашего управления?

– Управление организации размещения государственного заказа Департамента социальной защиты населения Москвы включает три отдела: отдел обеспечения работы Единой торговой площадки, отдел анализа и контроля за размещением государственного заказа и отдел по взаимодействию с контролирующими органами и проведению проверок.

Вообще в столице во всех 11 городских административных округах работают управления социальной защиты. Также хорошо развита сеть подведомственных учреждений: это детские дома, дома-интернаты, центры социального обслуживания, пансионаты для ветеранов войны и труда, психоневрологические интернаты, ресурсный центр для инвалидов и др.

Помимо этого департаменты образования, семейной и молодежной политики передали нам центры помощи семье и детям, в стадии передачи дома ребенка. Во всех этих подразделениях работают специалисты, отвечающие за размещение государственного заказа.

– Какой документ главным образом определяет вашу деятельность?

– Конечно, Государственная программа по социальной поддержке жителей города Москвы на 2012–2016 годы – один из ключевых документов по развитию деятельности департамента. Эта программа разделена на пять основных подпрограмм:

«Социальная поддержка семей с детьми»;

«Социальная поддержка старшего поколения»;

«Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды»;

«Профилактика социальной исключенности»;

«Модернизация и развитие социальной защиты населения города Москвы».

В рамках этих подпрограмм управление проводит торги на приобретение бесплатных путевок для пенсионеров и инвалидов в санатории и дома отдыха; для детей и школьников в детские летние и зимние лагеря; закупки технических средств реабилитации, оказание услуг по обеспечению протезно-ортопедическими изделиями, на капитальный и текущий ремонт подведомственных учреждений; закупки оборудования для нужд подведомственных организаций; на размещение госзаказа по охране, противопожарной безопасности, питанию. Кроме того, департамент закупает товары длительного пользования для ветеранов, многодетных семей и инвалидов.

Чтобы оценить объемы этих закупок, приведу несколько цифр. Так, по состоянию на 1 февраля 2013 года на услуги по санаторно-курортному лечению заключено контрактов на 2,09 млрд руб.; на оказание охранных услуг – 345 млн руб.; поставку продуктов питания – 1,2 млрд руб.; организацию бесплатного горячего питания – 360 млн руб.; поставку технических средств реабилитации и обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями – 600 млн руб.; выполнение работ по капитальному и текущему ремонту подведомственных учреждений – на 1,9 млрд руб.

В 2012 году на социальную поддержку жителей Москвы в рамках государственной программы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012–2016 годы» из бюджета выделено более 336 млрд руб., из них освоено 326,2 млрд руб.

– Существует ли какая-либо специфика при размещении заказа Департаментом соцзащиты?

– Как известно, чем быстрее проведешь торги, тем быстрее освоишь сэкономленные на них бюджетные средства, поэтому мы всегда стараемся быть чуть впереди нужд наших заказчиков. Для этого проводим планирование по размещению госзаказа, ведем, исходя из бюджетных обязательств и лимитов, «Оперативный календарь» системы ЕАИСТ для нужд системы соцзащиты, обеспечиваем работу Единой торговой площадки Департамента соцзащиты, организуем и проводим открытые аукционы в электронной форме на ЕЭТП, занимаемся регистрацией государственных контрактов и вводим в Единый реестр контрактов и торгов ЕАИСТ информацию об их неисполнении.

Кроме того, формируем план закупочной деятельности-с учетом нужд подведомственных органов и учреждений. Контролируем процесс размещения заказа, участвуем в рассмотрении жалоб и претензий в контрольных органах Москвы, в пилотных проектах по развитию системы размещения госзаказа и модернизации процедур торгов в электронной форме в системе ЕАИСТ.

– Что вы отнесли бы к самым удачным видам деятельности департамента?

– В 2012 году был выбран приоритет на проведение совместных торгов по однотипной продукции, что позволяет в значительной степени сэкономить бюджетные ассигнования. Такие торги (по охране, питанию) мы проводим совместно с Тендерным комитетом города Москвы на Единой городской торговой площадке.

В основном мы проводим электронные торги на ЕЭТП Москвы и «Сбербанк-АСТ», но сотрудничаем и с остальными аккредитованными в Правительстве РФ ЭТП.

Все торги, имеющие неотложный характер (поставка продуктов питания, оказание услуг по охране, клининговым услугам для подведомственных учреждений, закупка путевок в профилактические и лечебные учреждения), были проведены еще в конце 2012 года – всего на сумму 5,16 млрд руб., а на 4,55 млрд руб. (около 63% от общего объема размещенного заказа по бюджету 2012 года) заключены контракты. Экономия составила 336,6 млн руб.

По вопросам размещения заказа в прошлом году состоялось более 3,7 тыс. заседаний единых комиссий департамента и подведомственной сети по проведению торгов. Всего же за прошедший год размещено боле 4,4 тыс. заказов на общую сумму 12,7 млрд руб., заключено 6,5 тыс. государственных контрактов на 13 млрд руб., в том числе на основании торгов и запросов котировок ( более 4,8 тыс.) на 10,6 млрд руб. Экономия по проведенным торгам и запросам котировок составила свыше 2 млрд руб.

Хотелось бы отметить, что удалось выполнить требование Правительства Москвы по 5%-ной квоте на закупку инновационной продукции с учетом освоения всех выделенных денежных средств по бюджету 2012 года.

Кроме того, проделана большая работа по повышению контрактной дисциплины. Сформированы и внесены в Библиотеку контрактов основные базовые типовые договоры для работы с подведомственными учреждениями.

– Какова динамика роста размещения госзаказа и экономии бюджетных средств после вступления в силу ФЗ-94?

– Весьма заметная. В 2007 году, когда начал действовать ФЗ-94, объем госзаказа составил 4,7 млрд руб., а в 2012 году – уже 12,6 млрд руб. В среднем экономия на торгах у нас составляет 10–17%. Думаю, это еще не предел. Ведь если в 2005 году на торгах при всех способах размещения госзаказа было сэкономлено всего 265,4 млн руб., то в 2012 году – свыше 2 млрд руб.

– Как вы оцениваете уровень конкуренции на торгах департамента? Сколько участников в среднем претендует на один лот?

– По данным ЕАИСТ, на май 2013 года ключевые показатели таковы:

доля торгов с единственным участником: 20,1%;

торги без участников (лот не востребован): 4,4%;

торги с единственной поданной заявкой на один лот: 14,1%;

среднее количество участников на один лот: 4,81;

среднее количество участников при запросе котировок: 4,88;

доля заказов, размещенных среди субъектов малого предпринимательства: 17,9%.

– Как в управлении осуществляется контроль над размещением заказов?

– По итогам 2012 года, сотрудники отдела нашего управления по взаимодействию с контролирующими органами и проведению проверок приняли участие в рассмотрении 83 жалоб на действия должностных лиц департамента, представителей Единой конкурсной комиссии и аукционных (котировочных) комиссий подведомственных учреждений. По итогам рассмотрения жалоб 59 из них были признаны необоснованными, 11 – обоснованы, 13 – частично обоснованы.

В УФАС Москвы направлены материалы о трех организациях для принятия решений о внесении их в реестр недобросовестных поставщиков. Проверяем мы и подлинность банковских гарантий – на этот счет в кредитные организации было сделано 116 запросов по проверке представленного обеспечения контрактов.

Общая сумма штрафных санкций, взысканных департаментом и подведомственными учреждениями в 2012 году, составила 8,74 млн руб.

– Как, на ваш взгляд, изменится госзаказ при контрактной системе? Что нового вы от нее ждете?

– Закон о ФКС предполагает изменения в работе каждого заказчика, контролирующего, уполномоченного органа на осуществление закупок. Сейчас очень важно подготовиться к действию закона: ведомствам разработать документы о закупках, внести изменения в работу каждого сотрудника этой сферы, решить много других задач.

Наиболее важно, что в ФКС, по сути, уравнены возможности и права заказчиков и поставщиков, в отличие от ФЗ-94, обеспечивающего перевес в сторону поставщика. Теперь вводятся новые нормы по одностороннему расторжению контрактов, что очень важно для заказчика, поскольку он должен – нередко и в оперативном режиме – спланировать закупку, освоить бюджет, сэкономить на закупке и вовремя исполнить свои обязательства. Одностороннее расторжение контрактов позволит эффективнее контролировать нерадивых поставщиков и решать проблемы, не обращаясь в судебные органы.

Кроме того, при ФКС становится реальной борьба с демпингом. Например, снижение НМЦК на 25% и более на открытом аукционе в электронной форме отталкивает от дальнейшего участия многих поставщиков. Демпинг – беда для госзаказа: из-за него надежные поставщики сходят с дистанции, уступая место фирмам"однодневкам. При ФКС такая практика будет затруднительна, потому что введен ряд ограничительных процедур, позволяющих контролировать демпинг. Хотя, конечно, переходный этап к ФКС займет определенное время...

– … в течение которого будут внесены изменения в существующие нормативные акты, не так ли?

– Обязательно. Будут внесены изменения в действующие постановления Правительства Москвы № 68-ПП и 67-ПП. При прочих новеллах очень важно будет увеличить квоту для совместных торгов. Например, в госструктурах, подобных нашей, со множеством подведомственных субъектов хозяйственной деятельности, следует уделять особое внимание проведению совместных централизованных торгов. Это очень удобно для «маленьких» заказчиков.

Крупные игроки рынка госзакупок выигрывают торги в интересах мелких заказчиков, а те заключают контракт по итогам торгов. Это очевидная экономия бюджета, ведь планирование, подготовка тендерной технической документации, участие в торгах – привилегия профессионалов. Мелкие заказчики с этим справляются с трудом. В то же время мы порой не успеваем как следует обучить наших подведомственных специалистов соцзащиты всем премудростям госзаказа. Поэтому очень важно, чтобы торгами занимались именно профессионалы своего дела. Надеюсь, что при ФКС этот важный принцип госзаказа будет реализован.

– Как вы решаете кадровый вопрос? Где и как обучаете специалистов по госзакупкам?

– В 2012 году проводилось обучение и аттестация специалистов департамента и окружных территориальных управлений в Московском учебно-методологическом центре Московского городского университета управления (МГУУ). Курс назывался «Размещение заказов на поставки товаров, работ и услуг и привлечение инвестиций для государственных и муниципальных нужд». По окончании обучения слушатели получили сертификат специалиста по организации и проведению торгов. Теперь все они внесены в реестр специалистов по проведению торгов. В нашем ведомстве также существует институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов социальной защиты населения города Москвы. На его базе проводят обучение специалистов совместно с коллегами из Тендерного комитета Москвы, преподавателями из других структур – там повышают квалификацию сотрудники из подведомственных организаций. В течение двух недель до 100 слушателей готовятся к работе в сфере размещения госзаказа: учатся разработке внутриведомственных регламентирующих документов, положений о размещении заказов, регламенту работы комиссий, составлению типовой документации для проведения торгов и многому другому.

В прошлом году прошли обучение 160 специалистов. Но это лишь только первые шаги. Наука госзакупок осваивается в процессе работы и на практике.

Текст: Андрей Золотов



Назад в раздел
ЭнергокомплексГераИНАТеплоцентрстрой
ФУДШколаРоссийский