В столичной системе образования начаты реализация пилотного проекта по организации профильного обучения на базе учреждений высшего профессионального образования (предуниверсарии) и эксперимент в системе среднего специального образования, направленный на организацию взаимодействия образовательных учреждений и работодателей.
Главное – система ценностей
Одной из главных сегодняшних проблем в сфере образования является не вполне удовлетворительная работа школ по подготовке будущих студентов. Родителям параллельно с обучением детей в выпускных классах школы приходится оплачивать репетиторов и подготовительные курсы в вуз. Поэтому при ведущих университетах, наиболее популярных среди родителей будущих московских студентов, открываются университетские лицеи.
Суть проекта заключается в создании при федеральных вузах школ третьей ступени для учащихся 10-х и 11-х классов.
По словам главы Департамента образования Москвы Исаака Калины, сегодня при четырех из 108 федеральных вузов столицы уже работают подобные лицеи, еще 10 учебных институтов подали заявки на их создание.
– Не секрет, что у большинства старшеклассников рабочий день состоит, как правило, из двух частей: в первой половине они учатся в школе, а во второй – ходят на курсы в институте, чаще всего, к сожалению, платные. Поэтому мы проработали с ректорами лучших вузов Москвы возможность открытия таких профильных 10–11-х классов сразу в институтах, с тем чтобы у ребят был один рабочий день на базе вузовских лабораторий с использованием университетских преподавателей, – пояснил суть эксперимента Исаак Иосифович.
В этом году четыре вуза взялись за обучение старшеклассников. Это – Высшая школа экономики, Московский государственный университет путей сообщения, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» и Российский государственный гуманитарный университет. В совокупности на сегодняшний день в действующих при них университетских школах старшей ступени обучается 671 учащийся 10-х классов. Потенциал развития у создаваемой системы предвузовской подготовки немалый. Как показал интернет-опрос, проведенный Московским центром качества образования, 11 тыс. старшеклассников – учеников 8, 9, 10-х классов готовы перейти на обучение в подобные лицеи.
– Мы не ставим цель добиться того, чтобы выпускники школы поступали именно в тот вуз, при котором она создана. Неважно, куда они в конце концов будут поступать, важно, чтобы они росли и воспитывались в той системе ценностей, которая есть в лучших вузах Москвы, – отметил Исаак Калина. – Появление университетских лицеев станет хорошим стимулом повысить качество образования для остальных школ.
Возможность обучаться в стенах высшего учебного заведения уже со школьных лет, учиться самостоятельному творческому мышлению, самодисциплине, которые дает вузовская система подготовки, открывает перед молодыми людьми широкие перспективы. По мнению Исаака Калины, приобщение молодых людей к академической среде будет способствовать развитию у них ответственности и инициативности, а также стремления принести пользу своей стране. Он убежден, что развитие системы лицеев при федеральных университетах окажет благотворное влияние на состояние среднего образования в столице:
– Университетские лицеи со временем станут в хорошем смысле слова раздражителем для всей системы общего образования Москвы. У наших лучших школ появится мощный конкурент, а всякая конкуренция производителей идет на благо потребителю.
От учебы – к работе
Еще один эксперимент, направленный в первую очередь на организацию взаимодействия образовательных учреждений и работодателей, начат в системе среднего специального образования.
Он предполагает профессиональную подготовку по рабочим специальностям в столичных колледжах за счет субсидий города. Предприятия, не являющиеся бюджетными организациями, будут направлять на подготовку потенциальных работников по наиболее востребованным специальностям и получать за это от города возмещение средств, затраченных на обучение. Размер компенсации предусмотрен до 90 тыс. руб. на подготовку одного рабочего или специалиста. Отбор получателей субсидий будет проходить два раза в год – до 1 марта и до 1 августа. В этом году он проходил с 1 октября по 15 ноября. Подобная практика позволит организовать более тесное взаимодействие образовательных учреждений и работодателей, готовить именно тех специалистов, которые с легкостью найдут себе применение в городской экономике. Кроме того, такое взаимодействие позволит повысить качество подготовки специалистов за счет непосредственного участия работодателей в процессе образования и создать востребованные рынком программы подготовки рабочих кадров. Остается добавить, что проект подготовлен совместно Департаментом экономической политики и развития, Департаментом образования, Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства.
Преимущества объединения
Главный принцип управления системой образования, по мнению Исаака Калины, – это принцип доверия коллективам школ.
Примером такого доверия со стороны департамента стало предоставление школам, вошедшим в список 400 лучших средних общеобразовательных учреждений города, права самостоятельно аттестовать учителей и возможности самостоятельно определять программу повышения квалификации учителей.
В школах созданы управляющие советы с участием родительской общественности.
Теперь они принимают решения о судьбе не только школ, но и крупных образовательных объединений, включающих в себя несколько школ и дошкольных учреждений.
Недавно управляющие советы школ получили право голоса при принятии решения о назначении руководителя среднего общеобразовательного учреждения. Появление таких объединений снимает с родителей заботу о записи детей в первый класс.
Теперь из детского сада, входящего в объединение, ребенок может автоматически перейти в любую из входящих в него школ.
Это делает ненужной практику создания в средних образовательных учреждениях платных групп по подготовке дошкольников к предстоящей учебе, которые расцвели в период, когда в городе возник ажиотаж вокруг записи детей в первый класс.
На сегодняшний день существует 817 крупных многопрофильных образовательных центров, в состав которых вошло 2849 образовательных учреждений. Процесс создания на базе нескольких школ и детских садов образовательных центров не носит характер повальной кампании – предложения от 706 учреждений на создание 183 школ-комплексов были отклонены. Причины: несоблюдение территориального признака; избыточное количество учреждений, предполагаемых к объединению; нецелесообразность объединения из-за специфики учреждений.
Те же, кто уже работает в условиях школы-комплекса, почувствовали преимущества и для педагогов, и для детей, и для родителей. Образовательные комплексы позволяют объединить интеллектуальные, финансовые, кадровые ресурсы нескольких учреждений и таким образом добиться синергетического эффекта. Образовательный центр в идеале – это одно юридическое лицо, под руководством одного директора, но с резко возросшим потенциалом. В объединении можно использовать общие возможности детского сада и школы – актовые и спортивные залы, медицинские кабинеты, классы.
– Объединение возможностей – это всегда рост возможностей. Речь идет не только о материальных, но и о кадровых ресурсах. Скажем, учитель музыки, у которого нагрузка в школе невелика, может работать и в детском саду, входящем в образовательный комплекс. Таким образом, для работы с дошкольниками удается привлекать очень качественные педагогические кадры, которые прежде детский сад не мог себе позволить из-за небольшого количества часов. Это касается не только музыки, но и английского языка, и физической культуры, и других предметов, – пояснил Исаак Калина. – Помимо своей основной функции образовательные центры призваны также стать социально-культурными центрами микрорайонов, объединяющими их жителей.
Расширяются и права учащихся. В перспективе в старших классах всех школ, а не только в вузовских лицеях начнут внедрять принципы, на которых строится образование в университетах: учащиеся сами смогут выбрать специализацию и соответствующие ей курсы, а также и преподавателя, у которого они будут их проходить. Пока же, чтобы преодолеть чрезмерную загруженность школьников, уже разрабатывается проект распорядительного документа, в соответствии с которым родители смогут выбрать программу обучения для своих детей.
Желаете франкфуртер или фунчозу?
Еще один эксперимент, реализуемый сегодня в школах, – это переход на бортовое питание: доставку школьникам, как пассажирам самолетов, готовых охлажденных блюд, которые перед употреблением остается лишь разогреть. На начало учебного года уже 70% московских школ получали питание по подобной схеме, а в течение следующего года все школы столицы будут переведены на снабжение готовым питанием, приготовленным на крупных предприятиях.
Бортовая схема организации питания позволит улучшить контроль за качеством блюд, который осуществляет в том числе и родительская общественность. Управляющие советы теперь наделены реальными полномочиями не только по распределению и контролю за расходованием бюджетных средств, но и за организацией питания. В 2013 году лишь с двумя поставщиками были заключены длительные трехлетние контракты. С остальными контракты заключались на один год, и в наступающем году им вновь придется доказывать на конкурсах, что они достойны работать в системе школьного питания.
В период 2014–2016 годов ежегодно на организацию питания в школах будет выделяться почти 10,5 млрд руб.
Во многих школах прилагают усилия, чтобы сделать оригинальными и меню, и интерьеры школьных столовых и буфетов. Например, в столовой лицея № 1571 в СЗАО в этом учебном году учащиеся смогут покупать картошку, запеченную в фольге. В школе № 1446 СВАО буфет оформлен в немецком стиле – в нем ученики могут заказать традиционные блюда кухни Германии: горячие вафли и франкфуртер – немецкий вариант сосиски в тесте. А пункт питания в лицее № 1581 оформлен в китайском стиле, и там школьникам предлагают традиционные блюда Поднебесной – лапшу фунчоза и запеченные овощи.
Свидетельствуют цифры
Рабочие места педагогов и учебные кабинеты оснащены современным оборудованием. С 2011 по 2013 год в школы поставлено 4597 компьютерных классов, 10 590 интерактивных досок. Учителяпредметники получили 56 934 ноутбука.
В рамках реализации пилотного проекта по развитию общего образования в Москве был осуществлен переход на новую систему финансирования образовательных учреждений и новую систему оплаты труда педагогических работников. Зарплата педагогов и воспитателей в дошкольных учреждениях выросла практически одинаково (на 60%). Средняя зарплата учителя в городской системе образования сегодня составляет 65,8 тыс. руб.
Проводимые в последние годы в столичной системе образования реформы уже принесли конкретные плоды. Заметно улучшились и показатели сдачи выпускниками единого государственного экзамена. Средний балл ЕГЭ вырос с 66 в 2010-м до 76 в 2013 году. Увеличилась и доля выпускников, успешно сдающих ЕГЭ по обязательным предметам (то есть набирающих 63 и более баллов): по русскому языку – с 51,9% в 2010 году до 71,7% в 2013-м; по математике – с 16,4 до 44,4%.
Улучшение качества столичного образования демонстрируют и итоги Всероссийской олимпиады школьников. В этом году победителями и призерами городского этапа Всероссийской олимпиады школьников стали ученики из 579 школ города, а в 2010 году такой результат показали учащиеся 421 школы. По результатам Всероссийской предметной олимпиады 2013 года пять московских школьников вошли в состав сборных команд России. Все они получили золотые медали на международных олимпиадах.
В 2014 году образовательным учреждениям, входящим в систему Департамента образования, из бюджета будут выделены ассигнования в размере 203 млрд руб., в 2015-м – 206 млрд, в 2016-м – 210 млрд.
Это нужно или нет?
Впрочем, не обходится сегодня в работе средней школы и без проблем. Одно из основных препятствий, тормозящих развитие системы образования, – огромное количество различной посторонней документации, которую приходится составлять педагогам. На коллегии Департамента образования, посвященной итогам первой четверти, было объявлено, что 76 различных отчетов учителя составляют без всяких на то оснований. Уменьшить количество бумажной работы, ложащейся на плечи преподавателей, в департаменте рассчитывают путем внедрения системы запросов на обязательность заполнения того или иного документа. Она предполагает, что каждый учитель сможет анонимно (но с указанием номера школы) осведомиться, насколько необходимо составление документа, на который он вынужден тратить свое время. Если документ к заполнению не обязателен, а школьная администрация заставляет учителя составлять его, то руководству школы сделают выговор.
Текст: Дмитрий Ильин
Назад в раздел