ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Чувство защищенности. Важной задачей в Департаменте образования считают обеспечение безопасности учащихся


Первого сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», главная цель которого – предоставить каждому россиянину максимально доступные условия для того, чтобы получить дошкольное и обязательное общее образование, возможность выбирать действительно качественные образовательные организации для получения профессионального образования. Особый акцент в законе делается и на освоение новых технологий, призванных не только помогать учащимся в получении знаний, но и обеспечивать их безопасность. И это правильно: никакая учеба не пойдет впрок, если человек не испытывает чувства защищенности…


На охрану – 6 млрд

Вначале немного сухих цифр и фактов. По словам исполняющего обязанности руководителя Департамента образования Москвы Исаака Калины, вопросы повышения качества охраны подчиненных его ведомству учреждений решаются успешно. На организацию охраны 3305 образовательных учреждений из столичного бюджета выделено 6 млрд руб., по итогам проведения конкурсных процедур заключены контракты на сумму 5,4 млрд руб. Физическая охрана обеспечивается круглосуточными постами на 4749 объектах образовательных учреждений, ее осуществляют 45 частных охранных предприятий.

При этом в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей охрану объектов обеспечивают два поста охраны. При этом двумстам образовательным комплексам, имеющим контингент обучающихся и воспитанников дошкольного возраста свыше 1000 человек, из средств текущего финансирования выделены целевые субсидии на общую сумму 258,8 млн руб. – на выставление 227 дополнительных постов охраны.

Здания Департамента и окружных управлений образования Департамента в 2013 году были взяты под охрану ООО ЧОО «Столичная безопасность», выставлены 19 круглосуточных постов на 10 объектах.

Согласно государственной программе города Москвы «Информационный город (2012–2016 годы)» Департаментом информационных технологий совместно с ОАО Московская городская телефонная сеть в общеобразовательных учреждении

Дышите спокойно: ваш ребенок в школе

Другая важная составляющая формируемой системы безопасности школ – система SMS-оповещения родителей о том, что их ребенок вошел в учебное заведение или покинул его. Сообщение отправляется, когда ученик прикладывает свою электронную карту учащегося к считывающему устройству, аналогичному валидаторам, установленным в общественном транспорте. В настоящий момент такие устройства имеются в 200 московских школах. Ежедневно родителям приходят 70–80 тыс. SMS-сообщений. В новом учебном году, по словам и. о. руководителя Департамента информационных технологий Артема Ермолаева, еще 500 московских школ включат в систему SMS-информирования. SMS-уведомлений о посещении детьми школ в Москве отправляется больше, чем SMS-сообщений для оплаты парковок в центре города.

Еще один интернет-сервис – «электронный дневник» доносит до родителей информацию, как о посещении учеником школы, так и о его успеваемости. Он позволяет родителям через личный кабинет на городском портале dnevnik.mos.ru получать ту же информацию, которую они прежде узнавали, просматривая школьный дневник ребенка. Этот сервис реализован на облегченном интерфейсе, не перегруженном лишней информацией и рекламой.

В личном кабинете родители могут также уточнить, что задано на дом и за что получена оценка – за контрольную работу или устный ответ на уроке. Пользователям также доступна информация об успеваемости за выбранный период и результаты итоговой аттестации за четверть. По желанию, бесплатные оповещения о новых оценках могут приходить на электронную почту родителей или их мобильный телефон.

Безопасность – это и выпускные вечера. Напомним, что в этом году они прошли практически без инцидентов. Ни один из выпускников не был задержан за какие-либо правонарушения. Особо стоит отметить организацию проведения выпускных вечеров на территориях школ. Везде накануне выпускного вечера прошли совещания при директоре, посвященные вопросам обеспечения безопасности выпускного вечера. Все здания школ были проверены кинологической службой. В тех случаях, когда после проведения торжественной части школьники куда-то отправлялись (например, в развлекательный центр), кинологи осматривали транспортные средства.

О чем расскажет электронный учебник

Говоря о проблемах обеспечения безопасности в столичных образовательных учреждениях, нельзя не поговорить и о внедрении в них современных высокотехнологичных средств обучения в целом. Ведь уровень технического обеспечения учебного заведения является единым показателем – либо он отвечает современным требованиям, либо нет. Как говорится, не будет в школе электронной доски или электронных учебников, – не факт, что не откажет в какой-то момент и камера видеонаблюдения. Кстати, о начале эксперимента по внедрению электронных учебников много говорилось в начале нынешнего года. Каковы же результаты?

Стоит вспомнить, что дискуссия о внедрении в школах электронных учебников ведется уже давно. Вот только использовалось это словосочетание в разное время для обозначения разных понятий. Впервые речь об электронных учебниках зашла еще в начале 90-х годов. Однако тогда под этим понимали лишь некую копию бумажного учебника, загруженную в настольный персональный компьютер. Никаких преимуществ у такого варианта «электронного учебника» перед бумажной книгой не было. Обычную книжку также всегда можно взять с собой, открыть в любом месте… Неудивительно, что тогда идея перевести бумажные учебники в электронный формат не нашла достаточной поддержки.

Во второй раз вопрос о новых электронных методах обучения был поднят в прошлом десятилетии. Тогда появились «электронные приложения к учебнику» – особый аудиовизуальный контент на компакт-диске, который нельзя получить из обычной книги. Речь идет, скажем, о виртуальной экскурсии в музей или о виртуальном выполнении лабораторной работы.

Это заметно расширило возможности обучения. В средней школе изучают 14 предметов и лишь по двум из них – физике и химии проводятся какие-то практические занятия: лабораторные работы, в ходе которых ученик самостоятельно проводит эксперименты, опыты, обучается, добиваясь определенного результата. Теперь появилась возможность выполнять такие работы по биологии и по гуманитарным предметам.

На третьем, современном этапе внедрения электронных средств обучения речь идет уже о том, чтобы соединить вместе текст учебника и аудиовизуальные приложения. Это и называется сегодня электронным учебником. Электронный учебник – это контент, а не какое-либо техническое устройство. Он может воспроизводиться на планшетном компьютере, ноутбуке, настольном персональном компьютере, даже на смартфоне. Однако полноценный электронный учебник не может работать на букридере. Для его работы необходимо устройство с микропроцессором, только тогда возможен интерактив.

Были случаи, к примеру, в Кемеровской области, когда местные власти рапортовали о том, что в школах региона внедрены электронные учебники. На самом деле оказывалось, что детям раздали букридеры, в которые были закачены тексты учебников с отсканированными иллюстрациями. Никакого интерактивного функционала и возможности самостоятельно выполнять задания там не было.

В конце минувшего учебного года в столице завершился пилотный проект по апробации электронных учебников для средней школы. В 2012 году по решению Правительства Москвы Департамент образования провел конкурс грантов в помощь издательствам, работающим над созданием электронного учебника. В департаменте решили посмотреть, каких результатов издатели смогли добиться самостоятельно, и лучшие разработки поддержать грантом в 5 млн руб. Стоит отметить, что затраты на создание электронного учебника намного превышают эту сумму. В среднем разработка электронного учебника с интерактивным аудиовизуальным контентом обходится в 50–80 млн руб.

Помимо 1/10 стоимости разработки победители конкурса получали еще один немаловажный бонус – доступ к разработанным федеральным правительством электронным образовательным ресурсам – тому самому аудиовизуальному интерактивному контенту, который делает электронные учебники столь дорогими. На протяжении последних семи лет Минобрнауки осуществляло масштабный проект по разработке электронных образовательных ресурсов для школ. Его результаты выложены на портале Федерального центра образовательных ресурсов. Победителям конкурса разрешили использовать эти дорогостоящие материалы при создании своих электронных учебников.

На конкурс от издательств было подано 88 заявок. Из них отобрали 11 победителей, хотя департамент предполагал выделить для поощрения 20 грантов. Это показывает, насколько серьезным был отбор.

В свою очередь издательства, воспользовавшиеся грантами, позволили протестировать созданные ими учебники в ходе эксперимента, проводившегося в четвертой четверти прошлого учебного года.

В 60 столичных школах проводились занятия по 11 учебникам-победителям: русский язык (5–9-е классы), литература (5-й класс), история России (7–8-е классы), математика (5-й класс), алгебра и геометрия (7–9-е классы), физика и химия (9-й класс), биология (7-й класс), изобразительное искусство и музыка.

Два учебника были представлены в интернет-исполнении, остальные девять – на защищенных компакт-дисках. Проблема с использованием этих учебников заключалась в том, что необходимо было защитить авторские права издательств на составленные ими тексты. Понятно, что пользоваться учебником на защищенном от перезаписи диске можно на ноутбуке или десктопе: в планшетный компьютер его загрузить нельзя. Учебниками, выложенными в Интернет, можно пользоваться и на планшетниках и на смартфонах. При этом пользоваться учебником на диске возможно только тогда, когда диск находится в дисководе, скопировать его на жесткий диск нельзя.

При этом в ходе определения победителей конкурса большое внимание уделялось кроссплатформости учебников, их способности работать на разных типах устройств, в том числе и планшетах. И, если будет придуман способ, как защитить закаченные в планшет учебники от несанкционированного копирования и распространения, проблема будет решена.

Например, некоторые компании предлагали разработать специализированные планшеты с защитой от копирования информации. Но поскольку речь шла о том, чтобы запустить эксперимент как можно скорее, был выбран самый простой и дешевый вариант.

При этом собственно тексты, разработанные издательствами и являющиеся их интеллектуальной собственностью, составляют лишь малую долю электронных учебников. Основная часть – это свободно распространяемый общедоступный федеральный контент – ссылки с федеральных ресурсов. Например, в учебнике музыки из 1,2 Гб лишь 5% приходится на текст, разработанный издательством.

По результатам апробации был проведен опрос, и оказалось, что 95% учителей – «за» использование электронных учебников. При этом 75% – безоговорочно «за», а 20% считают, что их следует в чем-то доработать. Теперь школы, опробовавшие новые электронные средства обучения, смогут приобрести их для своих учеников.

Интерес у московских школ к внедрению учебников новейшего типа весьма значительный. Внедрение в процесс обучения электронных учебников способно коренным образом изменить процесс обучения.

После апробации слегка подправленные учебники будут запущены в массовую продажу. Но пока еще в нормативных документах использование электронных учебников не прописано.

Предстоит такая же работа по их постепенному внедрению, какая была проделана, когда в столичных школах внедрялся электронный журнал. Какое-то время параллельно велись и бумажный и электронный журналы. С нынешнего же года все школы столицы будут использовать лишь один вид журналов – электронный.

Причем эти журналы интегрированы между собой. Департамент информационных технологий создал базу данных, в которой хранятся сведения из всех городских журналов. Это одновременно и электронный дневник ученика. Родители имеют возможность зайти на портал и в личном кабинете просмотреть оценки своего ребенка и проверить его посещаемость.

Текст: Дмитрий Ильин, Александр Губанов



Назад в раздел
МИЦГлавУПДКМД-группГера
ФондСтроительнаяСтройИнвест-3АКСИТЕХ