НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Задание на завтра. Департамент образования предполагает заменить тяжелый портфель гаджетом и преобразовать порядок ремонта школ


Начало октября – время, когда отмечается второй по значимости после 1 сентября школьный праздник – День учителя. Для педагогов это не только дата, к которой приурочено награждение наиболее выдающихся представителей этой профессии. В канун Дня учителя традиционно обсуждаются прогрессивные педагогические методики, внедряемые в средней школе новшества, а также пути развития образования в столице и в стране в целом.


Педагогам – почет, администраторов – на учет

На сегодняшний день городская система образования включает в себя 3848 учреждений, которые посещают 1,313 млн воспитанников и учащихся. В подчинении столичного Департамента образования находятся 2010 детских садов на 424 тыс. воспитанников, 1419 общеобразовательных школ на 825 тыс. учеников (из них 83 тыс. – первоклассники), 150 учреждений дополнительного образования, 101 среднее специальное учебное заведение на 103 тыс. учащихся. А кроме этого, есть еще 78 коррекционных школ для детей с проблемами здоровья, 54 учреждения типа «детский сад – начальная школа», 27 общеобразовательных школ-интернатов и девять спецшкол для детей с девиантным поведением.

Численность сотрудников, работающих в учреждениях Департамента образования, составляет 226,8 тыс. человек. Причем тенденцией 2012 года стал рост численности педагогического состава по отношению к численности административных и технических работников школ.

Как сообщил руководитель Департамента образования Исаак Калина, в этом году город значительно увеличил объем средств, отпускаемых на развитие материально-технической базы среднего образования.

С 1 сентября 2011 года начальная школа в Москве перешла на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который предъявляет повышенные требования к овладению учащимися современными средствами сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации. Поэтому столичные власти прикладывали в этом году значительные усилия, для того чтобы повысить уровень информатизации школ и внедрить IT-технологии в учебный процесс. Практически завершено обновление компьютерного парка школ, внедрение высокоскоростного Интернета. Каждый школьный преподаватель в этом году получил от города свой персональный ноутбук, многие классы были оборудованы интерактивными досками, на которые выводится информация с ноутбука учителя. Всего за прошедшие два года на развитие материально-технической базы образовательных учреждений направлено более 50 млрд руб.

В целом бюджетные расходы на городскую систему образования в 2012 году составили 263 млрд руб., в том числе на общеобразовательные школы – 143 млрд руб., на детские сады – 70 млрд руб., на колледжи и техникумы – 19,5 млрд руб.

В этом году в детские сады Москвы пошли 423 тыс. малышей, включая 8 тыс. дошкольников на новых столичных территориях.

Сегодня в столице работают 2043 государственных детских сада и 278 школ с группами для дошкольников, а также 1210 учреждений с группами кратковременного пребывания, 354 центра игровой поддержки ребенка, 125 лекотек, 117 служб ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и 530 семейных детских садов.


На контрактной основе

Одним из важнейших направлений развития столичной системы общего образования на сегодняшний день является реализация пилотного проекта, стартовавшего в апреле прошлого года. Он предусматривает переход школ на новые принципы финансирования. Образовательные учреждения, ставшие участниками проекта, вместо прежнего выделения финансирования по смете начинают получать субсидии, размер которых рассчитывается в зависимости от числа учащихся. Так, на одного старшеклассника из городского бюджета выделяется 123 тыс. руб. в год, на ученика начальной школы – 85 тыс. руб. Нормативы финансирования одинаковы для всех общеобразовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы. Исключение составляют лишь коррекционные школы для детей-инвалидов, где норматив подушевого финансирования выше в два или в три раза, в зависимости от заболевания, которым страдает ребенок.

Реализация пилотного проекта наряду с увеличением бюджетного финансирования московских школ привели к тому, что в первом полугодии средний размер заработной платы учителей вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 37% и составил 54,2 тыс. руб. Это заметно выше среднего уровня зарплаты по городу, который на сегодняшний день составляет 44–45 тыс. руб. Средняя зарплата воспитателя детского сада также выросла и равняется на настоящий момент 33 тыс. руб., притом что два года назад московские воспитатели получали в среднем по 25,5 руб. в месяц.

При этом, как отметил глава столичного Департамента образования Исаак Калина, зарплаты учителей растут быстрее, чем увеличивается бюджет московского образования.

«Зарплата растет не только за счет увеличения бюджета, но и за счет отказа школ от неэффективных расходов. Соотношение в фонде зарплат резко изменилось в пользу учителей. Раньше оно было в пользу административно-управленческого аппарата», – подчеркнул Исаак Иосифович.

Наряду с этим в практику столичной системы образования внедряются срочные контракты (прежде контракты, заключаемые школами с педагогами, были бессрочными).

Первыми на новую систему переходят управленческие кадры – с директорами половины школ столицы уже заключены срочные контракты.

По словам Исаака Калины, подобная система позволяет образовательным учреждениям избавиться от «балласта» учителей, которые создают школе дурную репутацию, что в итоге приводит к тому, что родители стараются отдать своих детей в другую школу, а это в условиях нормативно-подушевого финансирования приводит к уменьшению получаемых школой из бюджета субсидий.

Как отметил глава Департамента образования, материальная заинтересованность стимулирует процесс самоочищения коллектива: учителя видят, из-за кого дети уходят, и школа теряет деньги. «Чтобы избежать ситуации, в которой человек откровенно мешает коллективу, школа может предложить ему перейти на контрактную систему и заключать с педагогом срочный договор на оказание услуг», – сказал Исаак Калина. Контракты сроком на год или более будут заключаться и со всеми молодыми специалистами, недавно закончившими вуз и еще не зарекомендовавшими себя на профессиональном поприще.

При этом кампания массового отказа от бессрочных договоров и навязывания срочных контрактов вестись не будет. Заслуженные и уважаемые, много лет отдавшие школьной системе образования педагоги останутся на срочных контрактах. Решение, подписывать срочный договор или нет, принимает сам учитель, и пока на срочные договора в школах переходят в основном руководители, не прошедшие аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Существенным нововведением этого года стало введение в школьную программу, начиная с 4-го класса, нового предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Курс предполагает шесть возможных блоков: четыре из них подразумевают более углубленное изучение системы воззрений одной из ведущих мировых религий (христианства, ислама, иудаизма или буддизма), пятый блок – изучение светской этики, шестой – изучение основ всех мировых религий. Изучать новую дисциплину учащиеся будут по специально разработанному пособию. Новый предмет был включен в программу всех московских школ после того как на протяжении прошлого года прошел апробацию в Зеленограде. С этого года к изучению «Основ религиозной культуры и светской этики» переходят школы по всей России.

Укрепление материально-технической базы школьного образования и обновление компьютерного парка школ поставило на повестку дня вопрос о переходе от бумажных учебников к электронным книгам и букридерам. Необходимость этого подчеркнул, в частности, Мэр Москвы. «Появление в школах такого количества компьютерной техники позволяет использовать электронные учебники, презентации, проекты, лучшие методические рекомендации. Администрация школ должна более активно агитировать учителей за данную работу», – заявил Сергей Собянин, выступая на общегородском педсовете. Однако пока заменить стопку учебников в рюкзаках школьников тоненьким электронным гаджетом не позволяет Роспотребнадзор. Электронные учебники начнут вводиться в обиход в московских школах сразу после того, как будет получено заключение санитарных врачей, психологов и физиологов о том, что они не наносят ущерба детскому здоровью. «Я надеюсь застать тот момент, когда классические учебники уйдут в прошлое», – сказал Исаак Калина.


Дешево – не значит плохо

На капитальный и текущий ремонт школьных зданий в преддверии нового учебного года из городского бюджета было выделено около 27 млрд руб. В летний период капитальный ремонт проводился в 219 школах, текущий ремонт – в более чем 2,5 тыс. школ, благоустройство территории, включая оборудование спортивных площадок, – на 1,7 тыс. объектов.

В этом году особое внимание уделялось благоустройству территории, примыкающей к образовательным объектам. К началу учебного года были благоустроены участки 1080 объектов образования, в том числе дворы 508 школ, 529 детских садов и 43 других образовательных учреждений. На эти цели выделено 3,6 млрд руб. На территории учебных заведений поменяли асфальт, отремонтировали веранды, привели в порядок газоны и цветники, обновили инфраструктуру спортивных площадок и школьных стадионов.

К сожалению, качество проведенного в школах ремонта оставляет желать лучшего. Поэтому Департамент образования активно привлекает родительскую общественность к процессу приемки работ. Председатель Экспертно-консультационного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы Людмила Мясникова сообщила, что накануне нового учебного года активисты охотно включились в процесс приемки, и без их согласия подпись под актом не ставилась.

По словам Исаака Калины, наибольшее число претензий возникает к компаниям, пришедшим на московский рынок из других регионов. В частности, плохо зарекомендовали себя строительные компании из Ставропольского края и Ивановской области.

«Пока мы не заставим их выполнить работу с должным качеством, никто из подрядчиков денег не получит. Директора школ несут персональную ответственность за то, чтобы ремонтные работы выполнялись в срок и в полном объеме. Везде в комиссии по приемке включены помимо чиновников префектур и районных управлений образования представители родительских комитетов. Серьезную помощь в контроле над качеством работ также оказывают представители контролирующих органов. Мы благодарны за помощь представителям ОАТИ, которые проверяют качество работ по благоустройству в школьных дворах, органам Роспотребнадзора и Госпожнадзора. И я надеюсь, что совместными усилиями администрации школ, общественности и контролеров мы отучим нерадивых подрядчиков приходить на конкурсы на наши объекты», – заверил Исаак Калина.

Причина проблем, по мнению руководителя департамента, кроется в существующем порядке размещения заказа на проведение ремонтных работ. В соответствии с Законом № 94-ФЗ заказ на их проведение должен размещаться на аукционах, где единственным критерием определения победителя является снижение начальной цены контракта.

В результате подряд достается тем организациям, которые берутся выполнить его за меньшие деньги, но, увы, с невысоким качеством.

Однако, для того чтобы избавиться от подобных халтурщиков при выборе компаний – поставщиков школьного питания, потребовалось вносить изменения в ФЗ-94. Теперь можно использовать и конкурсы, а не только электронные аукционы, учитывая не только такие факторы, как снижение начальной стоимости услуг, но также и опыт работы компании на этом рынке, и качество поставляемой в школы продукции.

В состав конкурсных комиссий будут включаться представители общественности – родительских комитетов и ассоциаций предпринимателей.

Продукция компании должна соответствовать жестким требованиям, предъявляемым к школьным обедам и завтракам, и содержать точно рассчитанное специалистами Института питания РАМН количество белков, жиров, углеводов и витаминов. Впрочем, рынок школьного питания и в эпоху аукционов был достаточно ограничен – на нем работало около десятка компаний, большая часть которых – комбинаты школьного питания и школьнобазовые столовые, работающие с советских времен.

Кстати, все столичные ученики с первого по четвертый класс, как и в прежние годы, будут получать завтраки бесплатно. Также обед за счет бюджета положен всем учащимся из социально незащищенных и многодетных семей.


В садиках – недетские перемены

Перемены в системе питания в начавшемся учебном году ожидаются и в дошкольных учреждениях.

В настоящий момент идет оживленная дискуссия с активным участием общественности вокруг нового меню для детских садов, которое должно быть утверждено к январю. А в середине осени Департамент образования должен провести серию конкурсов по отбору компаний, которые будут поставлять в садики продукты. В этой сфере ожидаются и организационные перемены. Поваров детсадовских столовых выведут за штат дошкольных образовательных учреждений, и они будут числиться сотрудниками тех компаний, которые поставляют в детские сады пищевую продукцию. Родителей призывают не бояться перемен: качество питания от реорганизации должно только улучшиться. По словам Людмилы Мясниковой, такая система практикуется в школах Москвы не менее пяти лет и хорошо себя зарекомендовала. К тому же у крупных организаций, каковыми являются комбинаты детского питания, больше возможностей и для организации повышения квалификации поваров, и для того чтобы платить им достойную зарплату. На благо должна пойти и еще одна кадровая перемена – медсестер в детских садах тоже выведут за штат и сделают сотрудниками районных детских поликлиник.


Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МД-группЭнергокомплексСаториГеопроектизыскания
ЦентрСтройИнвест-3