НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Лицом к детям. В текущем году городские власти полностью обеспечат юных москвичей школьными местами


С приближением 1 сентября внимание московских властей к вопросам развития среднего образования и его материально-технической базы традиционно возрастает. Мэр Москвы Сергей Собянин 12 августа осмотрел новый корпус начальных классов, возведенный на территории средней школы № 2031 в Косино-Ухтомском районе столицы.

Необходимо отметить, что столичные власти заботит не только количество школ, но и их материально-техническое обеспечение, что существенно влияет на качество предоставляемых образовательных услуг. В частности, большое внимание уделяется развитию инновационных образовательных сервисов, созданию специализированных классов и кружков. В середине августа городской Департамент образования обнародовал список 300 лучших московских школ по итогам 2014/15 учебного года; первым 170 из них будут выделены гранты Мэра Москвы.

Наращивание темпов строительства

Еще несколько лет назад Москва преодолела демографическую яму, возникшую в 1990-е годы. Начавшийся в 2000-е годы рост рождаемости в столице привел к увеличению потребности в детских садах, а в последнее время – и в школах. В настоящее время особенно выросла потребность в местах для учеников начальных классов (до средних и старших классов эта тенденция дойдет спустя несколько лет). Поэтому во многих московских школах стали возводить отдельные корпуса для младшеклассников. Другой причиной ускоренного строительства образовательных учреждений является масштабная застройка новых районов столицы, которые должны быть укомплектованы всей необходимой социальной инфраструктурой, включая школы и детские сады.

Как сообщил Сергей Собянин, до конца текущего года в столице будут сданы 22 новые школы. Это позволит полностью обеспечить москвичей школьными местами. По словам Мэра, строительство в первую очередь идет там, где возникает большая напряженность со школами – в новых микрорайонах (для сравнения: за последние пять лет в Москве построены 63 школы).

Надо сказать, что 15 школ из числа 63 упомянутых были построены за счет частных инвесторов, взявших на себя обязательства по возведению объектов социальной инфраструктуры в застраиваемых ими районах. В соответствии с условиями контрактов, такие объекты передаются в собственность города.

В качестве конкретного примера проходящих в последние годы строительных работ расскажем об упомянутой выше школе № 2031. Строительство блока начальных классов началось в мае 2014 года и окончилось спустя 10 месяцев – в марте текущего года. Заказчиком выступало казенное предприятие Москвы «Управление гражданского строительства», а генеральным подрядчиком – ООО «Империо-гранд». Площадь объекта, рассчитанного на 300 учеников 1–4 классов, составляет 5,3 тыс. кв. м. Помимо современных учебных классов в его состав входят просторный актовый зал, многофункциональный физкультурный зал и медицинский блок. В помещении были созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями. Открытие корпуса новостройки намечено на День знаний.

Повышать не только количество, но и качество

Между тем в российской столице растет не только количество образовательных учреждений, но и качество образовательных услуг. Материально-техническая база московских школ модернизируется, учителя и ученики получают доступ к инновационным разработкам. В качестве примера можно упомянуть совместный проект Департамента образования и Департамента информационных технологий Москвы «Школа новых технологий». В рамках этого проекта столичные школы должны получить доступ к платформе электронных образовательных материалов. Учащимся будет обеспечена возможность работать с учебными пособиями, читать художественные произведения, включенные в программу по литературе, в электронном виде. В прошлом учебном году к этой платформе были подключены шесть московских школ; с 1 сентября к ним присоединятся еще 28. Реализация проекта «Школа новых технологий» включает в себя и мероприятия по повышению IT-квалификации московских учителей. Соответствующие программы для педагогов будут запущены с октября текущего года. Преподаватели смогут посещать такие курсы, как «Робототехника», «Школьные пресс-центры», «Виртуальные музеи», и множество других, а также знакомиться с работой крупнейших компаний, работающих в сфере информационных технологий.

Другое направление повышения качества работы столичных школ связано с развитием дополнительного образования. По словам руководителя Департамента образования Москвы Исаака Калины, на организацию бесплатных кружков выделяется около 10 млрд руб. бюджетных средств. При этом доля внебюджетных кружков составляет менее 10%. Обсуждается вопрос о возможности создания семейных кружков (бесплатных для детей и платных, но достаточно дешевых для их родителей). Ряд школьных кружков технического творчества организуется в сотрудничестве с московскими колледжами. А в контакте с ведущими вузами создается целый ряд специализированных классов для изучения предметов, выходящих за рамки школьной программы. Так, совместно с Московским медицинским институтом имени И.М. Сеченова и городскими клиниками в школах столицы могут создаваться медицинские классы. А в сотрудничестве с ведущими техническими вузами и высокотехнологическими предприятиями – инженерные классы. По словам И. Калины, уже приняты и одобрены заявки 80 московских школ на создание инженерных классов и 61 заявка – на создание медицинских классов.

Подготовка к новому учебному году началась задолго до 1 сентября. Так, в конце июня Департамент образования Москвы издал приказ № 340 о подготовке подведомственных ему государственных образовательных организаций к новому, 2015/16 учебному году, утвердивший план проведения всех необходимых мероприятий. В качестве дополнительного стимула для московских школ, гимназий и лицеев с 2011 года формируется список из 300 лучших средних образовательных учреждений. Такой рейтинг, составленный по итогам прошлого учебного года, был опубликован Департаментом образования в середине августа. При его формировании традиционно учитывается общее качество образования, определяемое по результатам ЕГЭ, развитие талантов, которое можно оценить по выступлениям на всероссийских и городских олимпиадах, а также ряд других параметров. В частности, в текущем году при составлении рейтинга впервые учитывались создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями, эффективность работы с правонарушителями, социокультурная работа школьников. В 2015 году в тройку лидеров рейтинга вошли лицей № 1535, специализированный учебно-научный центр МГУ им. М.В. Ломоносова и школа № 57. Школы, вошедшие в первую двадцатку рейтинга, получат гранты Мэра Москвы первой степени. Следующие 50 школ будут удостоены грантов второй степени, а школы, занимающие позиции с 71-й по 170-ю, – гранты третьей степени. Представителями Департамента образования отмечалось, что включение в рейтинг результатов, показанных детьми инвалидами, привело к улучшению качества работы с данной категорией учеников.

Московские власти не оставляют без внимания и вопрос безопасности учащихся в школах, тема охраны детей в учебных заведениях столицы – на постоянном контроле в мэрии. После трагедии, случившейся в минувшем году в Отрадном, когда старшеклассник устроил стрельбу в школе, была проведена проверка, которая выявила ряд недостатков в системе охраны школ. В частности, оказалось, что в 30% учебных заведений столицы «тревожная кнопка» вызова полиции находится не на посту охраны, а в кабинете директора. Как рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников, выводы сделаны и меры приняты: проведен инструктаж с ЧОП, в школах починили неработающие видеокамеры и установили новые, а «тревожные кнопки» во всех учебных заведениях теперь установлены на посту охраны.

На днях стало известно, что завершились публичные слушания по вопросу обеспечения столичных школ охранными постами на период 2016–2018 годов. В них приняли участие эксперты, представители родительской общественности и Департамента города Москвы по конкурентной политике.

Согласно документации, в школах должно быть установлено 4958 охранных постов. Начальная цена одного поста составляет 113,6 тыс. руб. в месяц. Всего сформировано 37 лотов, стартовая сумма закупки составляет 16,8 млрд руб. Как сообщил заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Игорь Павлов, основой для формирования определенного количества лотов стал территориальный принцип.

– Сверхзадача предстоящей закупки – максимально повысить качество охранных услуг образовательных учреждений, в том числе в результате предъявления строгих, если не сказать жестких, требований к охранному предприятию, – рассказал Игорь Павлов.

Как подчеркнул руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев, уровень конкуренции на предстоящих торгах будет высоким. Однако главным всегда остается добропорядочность исполнителя контракта и качество предоставляемых услуг.


Назад в раздел
КапиталКростСаториГлавУПДК
АКСИТЕХАктивКапитал