НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

«Паровичок», «Аннушка» и другие


1.png

Поездка на трамвае по Москве может быть не только приятной, но и познавательной

Москва, безусловно, относится к числу наиболее привлекательных городов для туристов. В столице расположено множество музеев, памятных мест, красивых домов. Да и сами московские улицы представляют собой историческую и культурную ценность. По ним можно ходить пешком, ездить на больших туристических автобусах, но мало кто догадывается, что посмотреть достопримечательности можно, просто проехавшись на самом обычном трамвае.

Любимая «Аннушка»

Трамвай – старейший вид городского транспорта Москвы. С ним связано много легенд и историй. Линии трамвая связывали некогда центральные районы города и его окраины, которые теперь тоже считаются почти что центром, поэтому многие линии трамвая в Москве могут удивить своей красотой. Самым популярным маршрутом московского трамвая, вне всякого сомнения, считается № А, или знаменитая «Аннушка», как его ласково прозвали москвичи. В настоящее время его маршрут начинается от самого вестибюля станции метро «Чистые пруды» и заканчивается на Калужской площади.

Маршрут был запущен в 1911 году и пролегал по Бульварному кольцу (второе название Бульварного кольца – «кольцо А»), про которое в свое время писал Паустовский: «Линия была нарядная, театральная и магазинная, и пассажир был иной – интеллигентный и чиновный».

Кольцо замыкалось по Пречистенской, Кремлевской и Москворецкой набережным, а также по Соймоновскому и Устьинскому проездам. При этом по большей части маршрута электрический трамвай прошел впервые – ранее по этим улицам проходила конка.

Вся красота златоглавой проносилась перед глазами пассажиров «Аннушки». В 1936 году «кольцо А» разомкнули, и путь трамвая изменился навсегда, а в 1991 году ликвидировали и вовсе. На празднование 850-летия Москвы в 1997 году трамвайный маршрут, ставший настоящим символом столицы, был восстановлен. В настоящее время пути, проходящие по Бульварному кольцу и Новокузнецкой улице, – единственная сохранившаяся трамвайная линия внутри Садового кольца.

Самый старинный маршрут

Самый старый из ныне действующих трамвайных маршрутов – № 27. Он следует от станции метро «Войковская» до станции метро «Дмитровская». Несмотря на то что маршрут сохранился лишь частично, возраст его уже перевалил за 113 лет.

Он начинался как маршрут городской конно-железной дороги (конки). Ее эксплуатация была невыгодна. По вечерам лошадей и вагоны приходилось отправлять в депо за восемь километров. В дождливую погоду лошади застревали среди полей в грязи, а вагоны конки были холодными. И уже в 1891 году конку было решено заменить на паровой трамвай.

Новый трамвай сразу же получил у московских острословов прозвище «Паровичок», потому что больше походил на паровоз. Однако он мог тащить пять-шесть небольших вагончиков, которые обдавал клубами дыма. Перед остановкой «трамвай» издавал протяжный сигнал.

Стоимость проезда не была дешевой. Билет в один конец обходился в 10 копеек, тогда как обед в московских трактирах составлял сопоставимую сумму.

2.png

Сегодня трамваи того времени, бельгийского, кстати, производства, можно увидеть в старой кинохронике и художественных фильмах. Были они простенькие, с деревянными сиденьями и «держалками» для стоящих пассажиров. Зимой в них стоял дикий холод, мысль о печках никому и в голову не приходила.

Ходили трамваи редко, а потому вагоны были набиты битком. Ну а те, кому не хватало места в вагонах, пристраивались на «хвосте». Опасно, зато бесплатно…

Самый первый электрический маршрут

Но, несмотря на все страдания людей и лошадей, первым электрифицировали трамвайный маршрут № 6, следовавший от Братцево до метро «Сокол». Именно по трамвайному маршруту № 6 пустили первый электрический трамвай в 1899 году. На торжественное открытие съехался весь город. Первый блестящий вагон, украшенный лентами и флажками, выехал по маршруту, проходившему от любимого горожанами Петровского парка к Савеловскому вокзалу.

Уже через 12 лет в столице не останется ни одной конно-железной дороги, все линии будут электрифицированы. Маршрут много раз менялся, полностью отменялся и вводился снова. Более-менее близкий к нынешнему состоянию путь следования трамвай № 6 получил в 1944 году.

В разные годы здесь ходили трамвайные маршруты под номерами 1, 12, 27, 29 и 50. К настоящему времени в этой части города бегает лишь трамвай № 27, да и то идет он в Коптево и заканчивается у метро «Войковская».

Маршрут с оборотом в тупике

Характерной особенностью маршрута № 9: МИИТ – метро «Белорусская» стало то, что на нем работают двусторонние поезда, которые состоят из двух сцепленных вагонов с пятью дверьми на каждой стороне. Он был запущен в 2012 году. И именно из-за большого количества людей и машин в центре застройки трамвайного кольца офисами пришлось использовать челночную систему «тяни-толкай», по которой вагоны, как в метро, не разворачиваются, а едут взад-вперед, так как в качестве конечной используется оборотный тупик.

Самый туристический маршрут

Есть в столице и просто туристический маршрут, которым можно воспользоваться вместо экскурсионного автобуса. Это маршрут № 39, который следует от Чистых прудов к станции метро «Университет».

Это одна из самых красивых трамвайных линий, поэтому ее и прозвали туристической. Маршрут не менялся с момента его открытия в 1963 году. Проезжая по этому маршруту, можно увидеть очень много достопримечательностей Москвы – старинные усадьбы и домики, Донской и Свято-Данилов монастыри, Ломоносовский и Ленинский проспекты с их сталинскими постройками. А на конечной станции можно пешком дойти до самого МГУ.

Самый инновационный маршрут

Самым инновационным трамвайным маршрутом в Москве, вне всякого сомнения, считается № 17. Он начинает свой путь от Останкино и доходит до Медведково.

Этот маршрут проходит по изолированному от автомобилей полотну и имеет самый большой пассажиропоток в столице. Поэтому власти всячески стараются улучшить условия его работы. Там сделана изоляция полотна от автомобильного транспорта, применена новая технология скрепления рельсов и шпал, платформы для посадки и ступенька трамвая сделаны на одном уровне. Планируется, что именно на этом маршруте будет применена современная система управления движением, когда вагоны будут управлять светофорами, обеспечивая себе «зеленую волну».

Единственный кольцевой маршрут

В Москве есть и самое настоящее трамвайное кольцо. Это маршрут № 4, который проходит между станциями метро «Сокольники» и «Бульвар Рокоссовского».

Единственный кольцевой маршрут в Москве примечателен еще и тем, что имеет два названия: «4л» и «4пр», что объясняется стороной движения трамваев по кольцу. Протяженность маршрута – чуть более 12 километров от Сокольнической заставы до Ростокинского проезда. Это единственный маршрут трамвая, и часть пути он идет через парк. Говорят, тут можно испытать ощущение сказки – в окна стучатся ветки деревьев и проникает настоящий лесной аромат.

В настоящее время власти Москвы приняли программу реформирования трамвайного парка и движения. Совсем скоро в городе появятся трамваи, скорость движения которых будет сопоставима с вагонами московского метрополитена. Это значит, что в столице появятся новые туристические – красивые, интересные, а еще и самые скоростные – маршруты, о которых можем рассказать уже через пару лет.

Текст: Дмитрий Симонов



Назад в раздел
МоскапстройМД-группГеопроектизысканияКапитал
АбсолютМОСПРОМСТРОЙАКСИТЕХ