НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Эффективные торги для эффективного лечения


Как система госзакупок влияет на состояние здоровья

В первом полугодии 2019 года лечебно-профилактические учреждения России закупили 360,8 млн упаковок лекарственных препаратов на сумму около 113,2 млрд руб. (в закупочных ценах). Это данные госпитального аудита фармацевтического рынка нашей страны, который традиционно проводит АО «Группа ДСМ».

Динамика рынка

По данным этой структуры, относительно аналогичного периода прошлого года российские больницы потратили на 22,7% больше бюджетных средств, но объем закупленных упаковок сократился при этом на 3,1%. Уточним: аналитические данные отражают факты оплаты и поставки контрактов, исполненных за первое полугодие 2019 года.

Аналитики отмечают: данная динамика обусловлена ростом закупок дорогостоящих противоопухолевых препаратов и иммуномодуляторов в рамках реализации национальной онкологической программы.

Группа ДСМ – это маркетинговое агентство, специализирующееся на исследованиях фармацевтического рынка. По информации проводивших исследование российского рынка специалистов цифры за полугодие говорят о том, что заметно выросла средневзвешенная стоимость упаковки лекарственного средства, закупаемого для нужд лечебно-профилактических учреждений. В первом полугодии 2019 года она составила 314 руб., что на 26,6% выше, чем в январе – июне 2018 года.

Однако среди наиболее востребованных препаратов средневзвешенная цена снизилась: 11 брендов из ТОП-20 закупались по более низким ценам. Максимальным падением цены отметилось рентгеноконтрастное средство «Ультравист» (международное непатентованное наименование «Йопромид») компании Bayer – в первом полугодии 2019 года его стоимость оказалась ниже на 30,4%, чем за 6 месяцев 2018 года.

Есть черты, характерные именно для нашего рынка лекарств. Так, доля отечественных препаратов в натуральном выражении (76,1%) значительно выше, чем в стоимостном (36,1%). За год доля импортных препаратов выросла на 1,6% в рублях за счет более значительного роста реализации (+ 26,0% против + 17,4% у отечественных лекарств).

В натуральном выражении структура рынка также изменилась в пользу зарубежных лекарственных препаратов: доля российских средств сократилась с 76,9% в первом полугодии 2018 года до 76,1% в январе – июне 2019 года.

По итогам первого полугодия 2019 года лечебно-профилактические учреждения страны закупили лекарственные препараты у 807 производителей.

Не забывая об импортозамещении

Однако, по мнению некоторых экспертов, ситуация на рынке говорит о том, что доля российских лекарств не сократилась, просто произошел рост продаж импортных лекарств и продажи международных непатентованных наименований, включенных в программу в текущем году. Причем в статусе некоторых международных непатентованных наименований успешно выступают именно отечественные лекарственные препараты.

И есть расчеты, согласно которым доля отечественных препаратов в натуральном выражении значительно выше, чем в стоимостном: 75,5% против 38,8% в первом квартале.

Зарубежные компании опередили российские по объему закупок в денежном выражении в основном потому, что импортная продукция в среднем в 6 раз дороже нашей. Так, одна упаковка лекарства импортного производства при госзакупках в первом квартале стоила 3135 руб., а цена российских препаратов в среднем составила 523 руб.

Вообще, тенденция российского фармацевтического рынка – переход с импортных препаратов на отечественные. Мы знаем, что Россия взяла курс на обеспечение лекарственной безопасности страны. И здесь немалую роль играет импортозамещение.

Это не самоцель, никто не собирается резко отказываться от эффективных медикаментов импортного производства, особенно если своих аналогов нет. Но создавать собственную «подушку безопасности» в этой сфере необходимо и обязательно.

Для того, чтобы поддержать эту политику, необходимо также проводить эффективные госзакупки. Здесь можно привести в пример московский подход.

Централизация и типизация со стажем

В Москве закупка лекарственных препаратов и медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд всегда организовывалась с упором на заботу о пациенте и на эффективность. Здесь традиционно высокая конкуренция, поэтому лекарства приобретаются по цене ниже рыночной.

Еще в 2016 году столичный Департамент здравоохранения делился успешным опытом проведения совместных торгов. Здесь практикуют объединение нескольких заказов на одноименные товары, составляют типовые технические задания и типовые формы для некоторых видов продукции. Такие меры также позволяют экономить бюджетные средства без снижения качества закупаемого товара.

Таким образом, внедренная в столице централизованная система закупок лекарственных препаратов позволяет решать такие задачи, как повышение эффективности госзакупок, усиление механизмов регулирования и рациональное использование лекарственных средств.

Системный подход к закупкам позволил упорядочить закупочный процесс. Еще в 2015 году в Москве были созданы три независимые рабочие группы с привлечением ведущих экспертов в сфере здравоохранения: в Научно-исследовательском институте организации здравоохранения и медицинского менеджмента, в Центре лекарственного обеспечения и контроля качества и непосредственно в Департаменте здравоохранения города Москвы.

Была проделана большая работа: изучался опыт других стран, анализировалась адекватность лекарственной помощи, целесообразность использования медикаментов в лечебном процессе, доступность качественных онкологических препаратов, возможность замены импортных лекарств на отечественные аналоги для каждого вида заболеваний, возможность замены брендовых препаратов дженериками без ущерба для здоровья пациента.

И, конечно, еще раз надо подчеркнуть: Департамент здравоохранения первым из столичных главных распорядителей бюджетных средств начал централизовывать одноименные заказы различных госзаказчиков в рамках системы здравоохранения и проводить совместные торги. Эффективности проведения госзакупок способствует и типизация технических заданий.

Делимся опытом

Все это нужно, потому что без проведения закупок ни одна отрасль нашей жизни существовать сегодня не может. Стало быть, нужно совершенствовать и развивать закупочный механизм. Взять то же московское здравоохранение. Мы уже три года живем в условиях «Московского стандарта» для поликлиник. Теперь нас ждет реализация нового поколения данного стандарта – «Московский стандарт плюс».

По информации руководителя Департамента здравоохранения Алексея Хрипуна, в течение последних семи-восьми лет, например, в московские поликлиники поступило более 700 единиц высокотехнологичного медицинского оборудования, в том числе компьютерные томографы практически в каждую московскую поликлинику для взрослых, МРТ-томографы, цифровая рентгеновская техника, ультразвуковые аппараты экспертного поколения, цифровые маммографы, лабораторные анализаторы и т.д. Сегодня по уровню оснащения тяжелой диагностической техникой Москва находится в пятерке лучших мегаполисов мира.

Глава департамента отмечает: помимо этого, есть целевой показатель, предусмотренный «Московским стандартом плюс». И в его рамках предстоит дополнительное оснащение. А значит, очередные закупки. Столица может поделиться с желающими своим опытом в закупках оборудования, медицинских изделий и лекарственных препаратов.

Хрипун.jpg

Руководитель Департамента здравоохранения города Москвы АЛЕКСЕЙ ХРИПУН

Текст: Ирена Татонова

Фото: пресс-служба Департамента капитального ремонта Москвы; Олег Паршин 



Назад в раздел
ОЭКЭнергокомплексМосинжпроектМД-групп
МОСПРОМСТРОЙВК