ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Ускорение «скорой». В столице совершенствуются медицинские службы


Реформирование системы амбулаторно-поликлинической помощи и системы стационаров завершено. В ходе программы модернизации московского здравоохранения осуществлено техническое переоснащение лечебно-профилактических учреждений. Детские и взрослые поликлиники теперь – крупные объединения, а головные учреждения оснащены сложной медицинской техникой, которая прежде стояла лишь в стационарах. Теперь Департамент здравоохранения взялся за переоснащение службы «Скорой помощи» и реорганизацию сети муниципальных аптек.

Столичная «Скорая помощь» вооружается новыми технологиями, для того чтобы сократить срок прибытия по вызову до европейских показателей. Скоро на вооружение столичных медиков поступят винтокрылые машины, а больницы обзаведутся вертолетными площадками. Для «Скорой помощи» имеет значение не только наличие в машине медицинского оборудования, но и интервал времени, который необходимо затратить, чтобы доехать до места вызова.

Как сообщил заместитель Мэра по социальным вопросам Леонид Печатников, в столице с начала года установлены новые предельные сроки оказания медпомощи. Первичная медпомощь больному – не более чем через два часа с момента обращения, прием у врача узкой специализации по записи – не более семи дней с момента обращения. Получения результатов анализов пациент должен ждать также не более семи дней. Госпитализация должна производиться не позднее чем через две недели после получения направления.

Что касается «скорой помощи», то среднее время ее прибытия составляет 9,5 минуты. Максимально допустимый срок ожидания «скорой» по нормативу, по словам Леонида Печатникова, не превышает 16 минут. Московская «скорая» приезжает на вызов за то же время, как в Европе, и даже быстрее, чем в Канаде. В целом по России нормативный срок ожидания «скорой» составляет до 20 минут, лучшие показатели в Европе и США – в пределах от 7,5 до 11 минут.

С 2008 года в Москве работают специализированные бригады для выездов на ДТП. Они дислоцируются в непосредственной близости от МКАД, на пересечениях с крупными магистралями города, в местах с интенсивным движением – там, где чаще всего происходят аварии. В городе ежедневно работают около 20 «скорых», специализирующихся на выездах на дорожно-транспортные происшествия. Время прибытия бригады к пострадавшим в ДТП составляет 8,8 минуты. Его удалось сократить за счет применения средств навигации.

Такая бригада выезжает не только на ДТП: если окажется, что «скорая» находится близко к месту «рядового» вызова к пациенту, которому стало плохо на улице или в общественном месте, она будет направлена туда. Если прежде бригады направлялись на вызовы по территориальному принципу, то есть обслуживали лишь закрепленные за подстанцией районы, то теперь современная техника и высокотехнологичные навигационные системы позволяют выстраивать оптимальные маршруты. На вызов направляется именно та бригада, которая в данный момент времени находится ближе всего к больному. Если прежде бригада «скорой» по завершении вызова должна была вернуться на подстанцию для получения нового вызова, то сейчас это правило отменено. Оператор может увидеть на мониторе освободившуюся бригаду и в кратчайшие сроки направить ее к ближайшему месту, с которого поступил новый вызов.

Полную картину расположения всех «скорых» операторы наблюдают на мониторах в режиме онлайн, что позволяет выбрать ближайшую бригаду. Сегодня каждая «скорая» имеет абонентский комплект – это устройство работает и как телефон, и как рация, и как навигатор. Именно на него бригада, которая находится вне подстанции, получает вызов. Навигатор же помогает проложить до места вызова оптимальный маршрут. Кроме того, через устройство можно связаться с оператором и узнать все детали вызова. Диспетчер же видит расположение каждой бригады на навигационной карте.

С начала нынешнего года для сокращения времени дозвона начал работать еще один единый номер «скорой» – «103». Проведено тестирование эффективности этого номера за два месяца, процент потерь вызовов на номер «103» равен нулю, среднее время ожидания ответа – 6 секунд. Колл-центр на Московской центральной станции скорой медицинской помощи им. А.С. Пучкова устроен так, что звонок попадает не к конкретному сотруднику, а в одну общую очередь, а затем – к свободному оператору. Номер «103» работает и со стационарного, и с мобильного телефона любого оператора в Москве. Номер «03» продолжает работать для стационарных телефонов – по нему могут звонить люди, живущие без мобильных телефонов. Также вызвать «скорую» теперь с Москве можно по единому номеру экстренных служб «112», и посредством SMS.

Чтобы сделать движение «скорой помощи» беспрепятственным, весной этого года 150 машин оснастили видеорегистраторами. Водитель «скорой», которая едет на вызов или доставляет пациента в больницу с включенным маячком и звуковым сигналом, имеет право на ряд нарушений дорожных правил. Но бывает, что за «скорой», мчащейся на вызов по своему особому праву по выделенной, а то и по встречной полосе, пристраиваются другие машины. Для фиксации подобных нарушений на заднем стекле «скорой» теперь и установлены видеорегистраторы – эти устройства в течение 20 секунд передают сведения об автомобилях-нарушителях в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений дорожного движения ГИБДД. За подобное игнорирование правил дорожного движения водителям гарантирован штраф в размере 3 тыс. руб. Этот проект осуществлен совместно Департаментом здравоохранения и Центром организации дорожного движения при Департаменте транспорта и развития транспортной инфраструктуры. Штрафы, собранные с помощью видеорегистраторов на «скорых», будут передаваться из бюджета Москвы на развитие службы «03». Деньги пойдут на обновление автопарка, переоснащение машин и приобретение необходимых медикаментов.

Кардиология удаленного доступа

Еще одно важное подразделение городской станции «Скорой помощи» – это кардиологический консультативный дистанционный пульт, где круглосуточно несут вахту опытные врачи-кардиологи. Их задача состоит в том, чтобы направлять действия фельдшерских бригад общего профиля, столкнувшихся со сложными случаями сердечно-сосудистых заболеваний. Любая фельдшерская бригада сегодня оснащена кардиопередатчиками, с помощью которых можно передать графики электрокардиограммы на кардиопульт. Врач-кардиолог оценивает ситуацию и инструктирует бригаду, определяя необходимый порядок действий. Врач-кардиолог проводит консультации в случаях, когда требуется провести тромболитическую терапию у больных с острым коронарным синдромом или антиаритмическую терапию.

Догоспитальный тромболизис (разжижение тромбов) – важнейшее достижение, внедренное на московской «Скорой» в последние годы. Эта технология позволяет убрать тромб, приводящий к возникновению инфаркта миокарда. Чем быстрее удастся избавиться от тромба, тем больше шансов у больного на благоприятный исход. В таких случаях нельзя терять ни минуты. Раньше, пока человека с острым инфарктом миокарда довозили до больницы на «скорой», проходило довольно много времени. Благодаря же новой технологии «растворение» тромба можно начинать уже у больного дома.

– Зачастую своевременно начатая тромболитическая терапия даже позволяет избежать оперативного вмешательства, так как полностью убирает тромб. Квалификацию, позволяющую проводить тромболизис на колесах, в Москве сейчас имеет более 100 бригад «Скорой помощи», – пояснил руководитель Департамента здравоохранения города Москвы Георгий Голухов.

В городской службе «Скорой помощи» работают не только общие, но и специализированные педиатрические бригады, а также бригады анестезиологов и реаниматологов. В 2012 году, чтобы разгрузить «Скорую», была возрождена существовавшая в советское время служба неотложной помощи при поликлиниках. Вызвать «неотложку» можно как обратившись в свою поликлинику, так и позвонив «03» или «103». В зависимости от загруженности бригад и сложности диспетчер решит, кому адресовать звонок: «скорой» или районной «неотложке».

В главном зале диспетчерской, куда поступают звонки, работают в среднем 35 операторов, которые принимают в день 14–15 тыс. обращений. За год служба «Скорой помощи» делает более 4 млн выездов. Средняя зарплата врача на «Скорой» составляет около 90 тыс. руб.

По одним звонкам оператор сразу дает команду на выезд «скорой», другие переключает на дежурных врачей, совета которых зачастую бывает достаточно. Около 11 тыс. обращений москвичей в день заканчиваются выездом «скорой помощи», 1121 бригада оказывает помощь пациентам в Москве – 3 тыс. врачей и 9 тыс. фельдшеров. Мегаполис, включая вновь присоединенные территории, разделен на 13 оперативных направлений, на каждом из которых работает несколько подстанций «Скорой медицинской помощи». В общей сложности в городе работают 56 подстанций.

В период с 2008 по 2012 год в Москве создано 64 поста «Скорой помощи»: они расположены на крупных магистралях города, в отдаленных от подстанций районах. Среди них есть как стационарные посты, размещенные при городских больницах и поликлиниках города, так и мобильные – на колесах, где бригады отдыхают между вызовами. Десять постов развернуто на территории «новой» Москвы в ТиНАО. Считается, что радиус покрытия поста составляет 3 км, поэтому чаще всего бригада появляется уже через 5 минут после вызова.

С июля 2012 года сотрудники Московской городской станции скорой помощи им. А.С. Пучкова обслуживают и присоединенные территории. Сейчас на территории ТиНАО работают 34 бригады столичной «Скорой». Они оснащены не хуже экипажей, выезжающих на вызовы в пределах старых границ города. До вхождения территорию нынешнего ТиНАО обслуживала 21 фельдшерская бригада, в которых не было представителей старшего медицинского персонала. Теперь среди бригад, работающих в «новой» Москве, имеются детские, реанимационные и акушерские бригады, а также бригады интенсивной терапии. Пациенты с присоединенных территорий сегодня госпитализируются преимущественно на территории «старой» Москвы. Впрочем, их по собственному желанию могут отвезти и в областные больницы.

Вскоре транспортный парк «Скорой» должен пополниться санитарными вертолетами. Их применения требует напряженная транспортная ситуация, складывающаяся в столичном регионе.

– Без санитарной авиации москвичи обойтись не смогут. Мы уже купили несколько вертолетов. Все они будут действовать на территории Москвы и области, – говорит Георгий Голухов. – В связи с появлением на вооружении у «Скорой» винтокрылых машин, на территории крупных московских больниц обустроят вертолетные площадки.

Аптечная сеть расширяется за счет ТиНАО

Изменения претерпела и сеть муниципальных аптек. В 2005 году, когда запускалась программа дополнительного государственного обеспечения, все принадлежащие городу аптеки были объединены в ГУП «Столичные аптеки». В эту структуру вошли более 240 аптек, аптечных пунктов, аптечных киосков и три складских комплекса. В период 2009 – 2010 годов ГУП «Столичные аптеки» из своей прибыли ежегодно тратило на социальную поддержку населения Москвы более 60 млн руб. Держателям социальных карт москвича предоставлялась возможность приобретать жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты и лекарственные препараты, изготовляемые в аптеках, со скидкой 5%, а затем и 7,5%.

В 2012 году было принято решение разделить ГУП «Столичные аптеки». Два складских комплекса и 119 аптек с аптечными пунктами, выполняющих социальные функции, передали государственному бюджетному учреждению здравоохранения города Москвы «Центр лекарственного обеспечения и контроля качества Департамента здравоохранения города Москвы». На рынке они представлены под брендом ГБУЗ «Аптеки столицы». Это предприятия, работающие в круглосуточном режиме, участвующие в программе дополнительного лекарственного обеспечения, реализующие медикаменты и лечебные средства, с которыми не любят связываться коммерческие аптеки: обезболивающие, содержащие наркотики, кислород для подушек, пиявки и многое другое.

В «Аптеки столицы» входят предприятия, расположенные на территории медучреждений, что важно для реализации пилотного проекта по внедрению электронных рецептов в систему дополнительного лекарственного обеспечения. Льготник, которому выписали электронный рецепт, сможет получить свои лекарства сразу после того как спустится из кабинета врача на первый этаж поликлиники.

Предприятия, оставшиеся в составе ГУП «Столичные аптеки», успешно работают на конкурентном рынке. Само ГУП готовится к акционированию и последующей приватизации.

С присоединением новых земель муниципальная аптечная сеть расширилась, открыв свои филиалы на территории ТиНАО: в муниципальных образованиях «новой» Москвы открылось 10 аптечных пунктов с функцией отпуска лекарств для льготников.

Еще одна важная социальная функция, за которую не берутся коммерсанты, но приняли на себя муниципальные аптеки, – это изготовление лекарств по индивидуальным рецептам. В советское время препараты, изготовленные в самой аптеке, составляли до 15% ассортимента.

В коммерческом секторе с этим стараются не связываться, так как такое производство считается слишком сложным, высокозатратным и нерентабельным. Ведь рецептурно-производственный отдел должен быть оборудован боксом, вытяжкой, оснащен специальными весами и холодильным оборудованием. В процессе изготовления и контроля качества лекарственных препаратов по индивидуальным рекомендациям врачей участвует особый персонал: фармацевты-ассистенты, провизоры-технологи, провизор-аналитик. Один рецепт обслуживают сразу несколько специалистов, а стоит изготовленный в аптеке препарат недорого, да и хранится недолго. В итоге рецептурно-производственные отделы сохранились лишь в муниципальных аптечных сетях. В ГБУЗ «Аптеки столицы» их насчитывается 51, и еще 12 – в сети ГУП «Столичные аптеки». Сохранение традиции изготовления лекарственных препаратов в условиях аптек имеет не только существенное социальное значение. Приготовленные в таких условиях препараты имеют целый ряд преимуществ перед теми, что произведены промышленным способом: в рецептурно-производственных отделах применяются максимально натуральные ингредиенты, они не содержат консервантов и добавок.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МосводоканалГераИНАЭнергокомплекс
СбербанкКапстройситиШвабеСоюз