ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Транспорт повышает интеллект. В городе появляются умные, одноглазые и звучащие светофоры


Власти Москвы на протяжении пяти ближайших лет намерены вложить в развитие городской транспортной инфраструктуры более 1 трлн рублей. Это колоссальная сумма даже по международным масштабам. Серьезные мероприятия, направленные на совершенствование транспортной системы региона, осуществляются уже сегодня. Речь идет не только о прокладке новых дорог, строительстве развязок, реконструкции “вылетных” магистралей… Добиться решения многочисленных транспортных проблем власти столицы намерены также за счет проведения организационных мероприятий и внедрения технических новшеств в сфере управления движением в городе.


Настрой – на -зеленую волну

В 2012 году на развитие транспортной инфраструктуры из городского бюджета будет потрачено 192 млрд рублей, из них 78 млрд рублей – на дорожное строительство. В городе будет построено около 50 км новых магистралей, в частности, начнется реконструкция Ленинградского шоссе от МКАД до поворота на Шереметьево, будет введена в эксплуатацию развязка между Звенигородским шоссе и “Москва-Сити». Кроме того, в этом году в Москве построят 48 км

мостов, в том числе 17 тоннелей и эстакад. В прошлом году власти ввели в эксплуатацию 6 тоннелей и 24 эстакады. В общей сложности на протяжении 2011–2012 годов в городе будет введено в эксплуатацию 106 км новых дорог, что в 10 раз больше, чем в прошлые два года.

Кроме того, в городе в этом году будет сооружено не менее 50 внеуличных (подземных и надземных) переходов. Это должно стать существенной мерой, направленной на улучшение транспортной ситуации в городе. По данным столичного УГИБДД, именно из-за перехода пешеходами проезжей части в неустановленном месте происходит большинство ДТП.

В общей сложности в 2011 году было зафиксировано свыше 4,1 тыс. транспортных происшествий с наездами на пешеходов. По этой причине Дмитрий Медведев дал поручение Мэру Москвы Сергею Собянину обустроить возле всех московских университетов подземные пешеходные переходы. За 2011 год было введено в строй 49 внеуличных переходов.

Для решения транспортных проблем города все шире применяются технологические новинки и оригинальные технические разработки. Как сообщил заместитель Мэра по вопросам развития транспорта и транспортной инфраструктуры Николай Лямов, в городе вскоре появятся остановки общественного транспорта, оборудованные солнечными батареями, энергия которых будет использоваться для освещения остановочных павильонов в ночное время.

Начинают внедряться элементы интеллектуальной транспортной системы, связанные с регулированием движения на перекрестках. По данным заместителя Мэра, в этом году на 20 наиболее сложных с точки зрения организации движения перекрестках светофоры станут представлять собой интеллектуальные системы.

Такие светофорные объекты оборудованы процессорами и датчиками, фиксирующими интенсивность транспортного потока. От этой величины будет зависеть продолжительность временного интервала, на который включается зеленый свет. Такая система сегодня функционирует на перекрестке около метро “Щукинская”, пропускная способность которого после установки адаптивных светофоров увеличилась на 20%. В городе уже установлено 1,5 тыс. датчиков интенсивности транспортного потока, а до конца года их появится еще около 3 тыс., что позволит организовать на этих магистралях “зеленую волну”.

И если двигаться с определенной скоростью, то всегда попадешь на зеленый сигнал светофора.

Наконец, у пешеходных переходов установят 260 односекционных светофоров с единственным оранжевым “глазом”. Источником энергии для них также будут служить солнечные батареи. Такие периодически мигающие дорожные маячки должны предупреждать водителей в темное время суток о том, что они приближаются к “зебре” и должны сбросить скорость.

Лампы в светофорах-мигалках – светодиодные: долговечные и потребляющие мало электроэнергии. Дневного заряда, накопленного аккумулятором от солнечной батареи, будет хватать на то, чтобы односекционный светофор проработал целые сутки. При этом около 90% светофоров в Москве оборудовано звуковым сигналом и табло обратного отсчета времени для удобства граждан с ограниченными возможностями.

В рамках комплексной целевой программы “Социальная интеграция инвалидов в городе Москве” в 2011 году современными системами было оборудовано 1154 светофорных объекта: совмещенный звуковой сигнал сопровождения перехода и табло обратного отсчета времени уже появились у 5,41 тыс. светофоров. При этом время, оставшееся до смены режима светофора, на табло отображается тем же цветом, что и сигнал, который позволяет пешеходу точно оценить, успеет ли он перейти дорогу вовремя. Как показала практика, такие системы резко снижают процент возможных аварийных ситуаций. В настоящее время в Москве проживают более 1,2 млн людей с ограниченными возможностями, из них более 15 тыс. – слабовидящие и слепые, более 26 тыс. – с патологией опорно-двигательного аппарата, 27 тыс. – дети-инвалиды.

Что касается других элементов интеллектуальной транспортной системы, то в рамках этого проекта в 2012 году на столичных дорогах установят шесть информационных табло, на которые будет выводиться актуальная информация о пробках. А до конца 2013 года количество таких табло будет доведено уже до девяти десятков.

Автомобилистам предназначено и еще одно табло, на котором будет высвечиваться информация о загруженности автостоянок в центре.

Появятся информтабло и для пассажиров перед станциями метрополитена, которые будут сообщать о степени загруженности линий. По замыслу руководства транспортной отрасли города, увидев, что метро переполнено, пассажир сможет предпочесть поездке на нем наземный транспорт.

Информационные табло для метро установят перед турникетами, в верхних вестибюлях станций. Они будут сделаны в виде карты, где отдельные линии и станции выделены разными цветами в зависимости от степени загруженности. К примеру, линия красного цвета будет означать, что данный участок сильно загружен, желтая – на участке средняя загруженность, зеленая – станции и линии практически свободны.

Информационные табло появятся и на остановках наземного общественного транспорта. Они будут информировать пассажиров о том, сколько минут до прибытия какого автобуса или троллейбуса осталось.

В 2012 году такими табло должны быть оборудованы 30% остановок общественного транспорта. А через год начнет работать приложение для смартфонов, которое позволит получать эту информацию через мобильник. Также в ближайшие два года планируется ввести единое расписание движения для всего общественного транспорта – коммерческого и муниципального, чтобы маршрутки не перехватывали пассажиров под носом у муниципального транспорта, а тот не ходил бы пустым, наматывая убытки и зря занимая дефицитное место на дороге.

На работу по единому расписанию весь общественный транспорт, как коммерческий, так и муниципальный, перейдет после того как весь подвижной состав, включая маршрутные такси частных операторов, будет оборудован навигаторами системы ГЛОНАСС. В общей сложности планируется оборудовать системой навигации около 5 тыс. маршрутных такси.

Также в 2012 году на дорогах установят 700 видеокамер и 450 камер фиксации. А всего на внедрение элементов интеллектуальной транспортной системы в этом году из городского бюджета выделяется около 10 млрд рублей. Интеллектуальная транспортная система охватит не только территорию “старой и новой” Москвы, но и территорию Московской области. Городские власти достигли договоренности с Министерством транспорта РФ и областным руководством о том, что установка ИТС на территории Подмосковья до Малого бетонного кольца будет находиться в ведении Москвы. Делается это для того, чтобы можно было оценивать и управлять транспортными потоками уже на подъезде к городу в рамках столичного региона в целом.


Такси скоро – пожелтеют

Что же касается режима работы такого недавно созданного элемента транспортной инфраструктуры столицы, как выделенные полосы для общественного транспорта, то на них начиная с апреля уже стали пускать по выходным и праздничным дням частные автомобили. О том, что такое решение обсуждается в Правительстве Москвы, “МТ”писали в предыдущем номере.

Городские власти не заставили его долго ждать, прежде всего сделав послабления для владельцев личного автотранспорта. Но наряду с либеральными шагами предпринимаются и жесткие. Николай Лямов заявил, что их отгородят от остальной проезжей части специальными бордюрами. “Это не будут мощные отбойники. Скорее, небольшой бордюр, создающий психологическую границу для автомобилистов”, – отметил заместитель Мэра Москвы.

Другим шагом, направленным на ужесточение режима эксплуатации выделенных полос, стал запрет таксистам выезжать на них по будням.

Прежде власти хотели позволить использовать “выделенки” официально работающим в городе таксомоторным компаниям. Однако затем были вынуждены отказаться от этой идеи. Николай Лямов пояснил это решение: “На сегодняшний день в городе работает 13 тыс. официально зарегистрированных такси. Если разрешить им выезжать на полосу для общественного транспорта, то к таковым наверняка присоединятся еще 50 тыс. псевдотакси. Многим предпринимателям будет выгоднее поставить на машину шашечки, чтобы спокойно кататься по “выделенкам”. В результате они просто забьются. Кое-где в Европе действительно есть такая практика, но в больших городах такси на выделенные полосы не пускают”.

Если же говорить о такси подробнее, то в этой части рынка пассажирских перевозок городские власти взялись за очередной этап наведения порядка, дабы сделать для нелегалов “бомбил” работу на оживленных городских улицах и площадях некомфортной. Пришла пора договориться с железнодорожным ведомством о наведении порядка на территории перед вокзалами.

В начале прошлого года городские власти взялись за парковки такси у железнодорожных вокзалов, постарались очистить их от диктата “бомбил”. Однако в мае 2011 года привокзальные площади были переданы в ведение РЖД. Железнодорожники решили создать собственную таксомоторную компанию и ограничили доступ к вокзалам. Теперь столичное правительство договорилось с ОАО “РЖД” об облегчении режима работы легальных таксомоторных компаний и зарегистрировавшихся таксистов-индивидуалов на привокзальных площадях, находящихся в ведении железнодорожников.

Для этого столичный Департамент транспорта и развития транспортной инфраструктуры и Дирекция железнодорожных вокзалов РЖД подписали соглашение о бесплатном допуске легальных такси на привокзальные стоянки. Договоренность также предусматривает, что на эти стоянки не будут допускаться таксисты, у которых нет разрешения на работу. Дирекция железнодорожных вокзалов возьмет на себя обустройство стоянок и разработку организации дорожного движения легковых такси. Департамент, со своей стороны, предоставит РЖД реестры выданных разрешений таксомоторным перевозчикам и согласует схемы организации движения на стоянках при вокзалах.

С 1 сентября 2011 года все таксисты и таксомоторные компании в России должны были получить специальное разрешение на осуществление перевозок пассажиров и багажа. Выдача разрешений в тестовом режиме началась 15 июля, а с 25 июля – в полном объеме. Власти Москвы запустили программу финансовой поддержки легальных таксистов: им предоставляют субсидию на возмещение части затрат за лизинг автомобилей.

С 1 января 2012 года таксистам вменили в обязанность выдавать чек пассажиру и оснастить свою машину опознавательным фонариком и иными знаками. Согласно требованиям, автомобиль такси должен иметь на кузове цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, а на крыше – опознавательный фонарь оранжевого цвета. Разрешения на работу такси выдаются управлением таксомоторных перевозок московского Департамента транспорта на пять лет, на бесплатной основе – до 1 января 2013 года.

Стоит заметить, что сегодня в Москве зарегистрировано 12 800 легальных таксистов.

А для нормального удовлетворения потребностей города необходимо иметь по меньшей мере 45 тыс. Существующий пробел и заполняют те частные извозчики, которые пока не спешат легализоваться. В начале 2011 года, по экспертным оценкам, в столице было около 40 тыс. нелегальных такси.

Столичные власти стараются сделать статус легального таксиста как можно более привлекательным. Для этого в городе будут организованы специальные парки для отстоя такси. Как сообщил руководитель Департамента транспорта Москвы Максим Лискутов, для этого Мэрия выделит несколько земельных участков (там, где уже существует развитая инфраструктура) под технопарки.

Компании-перевозчики смогут взять здесь землю в аренду и организовать мойку машин или пункты замены запчастей. Кроме того, на “вылетных” магистралях, которые в настоящее время подвергаются реконструкции, будут обустроены специальные карманы, где легальные такси смогут стоять в ожидании клиентов.

А чтобы отличить легальный таксомотор от “бомбилы”, нарисовавшего на двери своего автомобиля шашечки, руководство Департамента транспорта предложило ввести желтые номерные знаки для легальных такси. Вопрос о возможности появления в столице особых желтых “таксистских номеров” прорабатывается городскими властями с руководством ГИБДД. Но нелегальные перевозчики, создающие проблемы для города, – это не только “бомбилы” на легковушках. Немалые проблемы для города создают и нелегальные междугородные автобусы, перевозящие пассажиров в столицу из других регионов. В настоящий момент, по словам Николая Лямова, многие компании выполняют регулярные перевозки пассажиров в другие регионы без оформления необходимых документов и разрешений. Делается это все под видом рейсов на заказ. Но при выполнении разовых заказных рейсов транспортные компании не требуют от владельцев автобусов соблюдения ряда стандартов безопасности, которые обязательны для рейсовых междугородных автобусов. Если автобус следует в Москву по разовому заказу, то организаторы поездки не обязаны оформлять паспорт маршрута, страховать жизнь пассажиров, продавать билеты строго по паспортам.

Городские власти намерены покончить с подобной порочной практикой. Для этого вскоре все перевозчики должны получить паспорта маршрута.

Еще к одному ухищрению прибегают нелегалы-маршруточники. Они используют для регулярных пассажирских перевозок совсем маленькие микроавтобусы длиною до 8 м. На такие машины не требуется лицензия на организацию регулярных маршрутных пассажирских перевозок автотранспортом. Их владельцы уверяют, что просто работают таксистами, хотя на самом деле осуществляют регулярные рейсы по городу. Существующее законодательство пока не позволяет применить к ним административные санкции.

Наряду с организацией выделенных полос городские власти продолжат внедрять реверсивные полосы движения: направление проезда по такой полосе меняется в зависимости от интенсивности движения и времени суток. На сегодняшний день подобным образом проезд организован на шоссе Энтузиастов, Ярославском шоссе и Волгоградском проспекте. В 2012 году реверсивные полосы должны появиться на проспекте Мира, Рязанском проспекте и Шереметьевской улице.


Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МД-группМОЭСКОЭКМосгаз
АБЗRaexpertФондКоминвест-АКМТ