НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Север становится ближе. Префект САО – о переменах, произошедших в округе за год


По традиции, мы повели разговор с Владимиром Силкиным о том, о чем говорили год назад, сравнивая, что изменилось с прошлого Дня города, какие тогдашние планы выполнить удалось, какие ждут своего часа, а какие пришлось и пересмотреть.


– Владимир Николаевич, год назад наш разговор начался с причин моего опоздания на встречу – с пробок, необеспеченности метро, отсутствия места для парковки. Сегодня я вроде бы прибыл вовремя. Но не уверен, что дело тут в улучшении транспортной ситуации – просто подстраховался. А вы как считаете?

– Да, действительно, ощутимое улучшение произойдет по окончании всех запланированных городом работ, которые сейчас в самом разгаре. Но перспективы во всяком случае уже ясны и определенные изменения к лучшему имеются. Например, в прошлый раз вы пожурили префектуру, что мы не очень настойчиво добиваемся строительства в округе метро, и по этому показателю САО не отстает разве что от Зеленограда. Так вот, докладываю: строительство началось. Запроектировано продление существующих Замоскворецкой («зеленой») и Люблинско-Дмитровской («салатовой») линий метро, а также Третьего пересадочного контура – совершенно новой линии, первый участок которой как раз и придется на наш округ. В рамках продления вышеуказанных линий метрополитена в Северном административном округе города должно появиться 7 новых станций. Люблинско-Дмитровская линия будет продлена от станции «Марьина Роща» до станции «Селигерская». Таким образом, метро придет в такие до сих пор «глухие» районы, как Бескудникво, Западное и Восточное Дегунино. Появятся три новые станции – «Петровско-Разумовская», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская», а дальше линия уйдет в соседний СВАО. «Петровско-Разумовская» будет у пересечения Октябрьской железной дороги и Савеловского направления МЖД параллельно существующей одноименной станции Серпуховско-Тимирязевской («серой») линии с организацией пересадочного узла совмещенного типа с двумя вестибюлями: северный – у расширения действующего наземного вестибюля станции Серпуховско-Тимирязевской линии с организацией объединенного вестибюля и выходами к Дмитровскому шоссе, Локомотивному проезду, улице Линии Октябрьской железной дороги и остановкам наземного транспорта; южный – в районе строения 43 по Дмитровскому шоссе – будет общим для станций обеих линий, с выходами на обе стороны Дмитровского шоссе, к автобусным остановкам и жилой застройке. Также в этом месте намечается организация крупного транспортно-пересадочного узла между четырьмя линиями скоростного внеуличного транспорта с обеспечением между станциями удобных пешеходных связей и подвозапассажиров. Станция «Верхние Лихоборы» запроектирована вдоль Дмитровского шоссе в районе примыкания к Бескудниковскому бульвару, также с двумя подземными вестибюлями: северный – у владения 73 с примыкающим к нему существующим подземным переходом с выходами на обе стороны Дмитровского шоссе, Бескудниковский бульвар и к храму Святого Иннокентия, митрополита Московского; южный – в районе владения 71 на нечетной стороне шоссе с выходами на обе его стороны и к Дубнинской улице. Наконец, «Селигерская» будет построена у развилки Дмитровского и Коровинского шоссе. Северный вестибюль запроектирован в районе владения 2А по Коровинскому шоссе, совмещен с проектируемым подземным пешеходным переходом и выходами на обе стороны обоих шоссе, а также к проектируемому паркингу. Южный – вдоль Дмитровского шоссе, у владения 80 (зона общественного центра), в районе существующего подземного пешеходного перехода также с выходами на обе стороны двух шоссе. Сооружение северного участка Люблинско-Дмитровской линии создаст скоростную беспересадочную связь между Северным, Центральным, Юго-Восточным и Южным административными округами, существенно снизит загрузку действующих пересадочных узлов и улучшит условия перевозок пассажиров. Кроме того, на линии появится ветка, заканчивающаяся новым электродепо «Лихоборы» для обеспечения отстоя, технического осмотра и ремонта подвижного состава линии. Оно будет вблизи платформы НАТИ Октябрьской железной дороги, на территории производственной зоны №48 «Дегунино-Лихоборы». Въезд на стройплощадку будет осуществляться с улицы Верхние Лихоборы. Общая ориентировочная площадь территории депо составит 17,4 га. Сдача участка запланирована на 2014 год. А тем временем ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» по поручению заместителя Мэра Марата Хуснуллина прорабатывает вопрос о продлении Люблинско-Дмитровской линии от станции «Селигерская» вдоль Дмитровского шоссе с организацией двух станций. Замоскворецкую линию, одну из трех самых старых в Москве, также решено продлить от «Речного Вокзала» практически до МКАД. Соответствующее решение принято Правительством Москвы 4 мая. К 2019 году здесь появятся станции «Беломорская» и «Улица Дыбенко». Что касается Третьего пересадочного контура, то строительство его первого участка протяженностью 11 км также придется на САО, точнее, 4 из 6 его станций – «Нижняя Масловка», «Петровский парк», «Ходынское поле» и «Хорошевская». «Нижняя Масловка» – на пересечении Бутырской улицы с Третьим транспортным кольцом с пересадкой на станцию «Савеловская» Серпуховско-Тимирязевской линии. «Петровский парк» – вдоль Театральной аллеи, вблизи реконструируемого стадиона «Динамо» и территории природного комплекса Петровский парк – с двумя подземными вестибюлями: юго-западный – рядом с наземным северо-западным вестибюлем действующей станции «Динамо» Замоскворецкой линии будет соединен с ним подземным пешеходным переходом под Ленинградским проспектом, с выходами на обе стороны проспекта; северо-восточный – между Милицейским переулком и Театральной аллеей с выходами к проектируемому комплексу «Динамо» и жилой застройке района Аэропорт, а также остановкам наземного транспорта. Станция будет пересадочной со станцией «Динамо». «Ходынское поле» – на бывшей территории Центрального аэродрома имени Фрунзе. И «Хорошевская» – на пересечении Хорошевского шоссе с улицей Куусинена с пересадкой на станцию «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии. Большую часть станций решено строить открытым способом, что позволит сэкономить немалые средства. Единственной станцией глубокого заложения осталась «Нижняя Масловка». Принятые решения позволили завершить многие работы раньше намеченного срока. А окончательно они должны быть завершены в 2015 году. Так что, если раньше мы отставали по темпам строительства метро от других округов, то сейчас, скорее, лидируем.

– Остается надеяться, что работы на поверхности от подземных не отстанут.

– Не должны. Здесь все тоже определяется тремя магистралями – Ленинградским и Дмитровским шоссе, а также строящейся Северо-Западной хордой. Проектным институтом ОАО «Мосинжпроект» разработаны проектные материалы по реконструкции Ленинградского шоссе от станции метро «Сокол» до МКАД. Проектом предусмотрено строительство дополнительной 5-й полосы движения в обоих направлениях. При этом крайние полосы выделяются под общественный транспорт. На участке между путепроводами через Малое кольцо и Рижским направлением сохраняется существующее положение с дополнительным устройством выделенных полос по боковому проезду в область и основной проезжей части в центр. На участке от путепровода через пути Рижского направления до развязки у «Сокола» расширяется боковой проезд в сторону центра до 3 полос, организуется выделенная полоса движения общественного транспорта. Вместе с тем предусмотрено устройство переходно-скоростных полос по четной стороне на примыкании Фестивальной улицы, при съезде-выезде на Беломорскую улицу, на нечетной стороне при выезде с Прибрежного проезда на Ленинградское шоссе. Таким образом, на всем протяжении от «Сокола» до МКАД организуются выделенные полосы, строятся заездные карманы. В рамках данного проекта запланировано к реконструкции 6 подземных пешеходных переходов. В местах остановок общественного транспорта, у наземных пешеходных переходов через примыкающие улицы и в местах, отделяющих проезжую часть от парковок транспорта, предусматривается устройство ограждений. На всем протяжении Ленинградского шоссе предусматривается устройство парковочных мест. А кроме того, на прилегающей территории будет проведена замена окон в жилых домах, прилегающих к проезжей части Ленинградского шоссе, на шумозащитные. Завершение работ ожидается до конца года. Реконструкция Дмитровского шоссе пока не начата. «Мосинжпроект» занят согласованием и утверждением проектных решений в заинтересованных городских структурах. Однако уже сейчас ведется строительство развязки на пересечении шоссе с 3-м Нижнелихоборским проездом, но это совсем другой городской заказ, прошедший экспертизу и по которому получено разрешение на строительство. Проектом предусмотрено строительство транспортного тоннеля для транзитного движения по Дмитровскому шоссе, боковых проездов для организации местного движения автотранспорта и обеспечения разворотов по шоссе, двух подземных переходов, реконструкция участка 3-го Нижнелихоборского проезда с расширением до 6 полос от Дмитровского шоссе в сторону Локомотивного проезда с плавным сопряжением с существующей 4-полосной проезжей частью, благоустройство и озеленение территории и замена окон в домах. Что касается Северо-Западной хорды, то, как вы помните, реконструкция входящей в нее Большой Академической улицы началась еще в прошлом году. Движение автотранспорта будет здесь бессветофорным. В связи с этим проектом предусмотрено оборудование 6 подземных переходов и 3 надземных. На магистрали будет по 3 полосы в каждом направлении. В местах остановок обустраиваются заездные карманы. Появится и еще один тоннель длиной 410 м на пересечении улиц Б. Академическая и Михалковская. Само собой, и здесь предстоит замена окон, плюс оборудование 2 шумозащитных экранов общей длиной 2,9 км. Планируемый срок завершения работ – I квартал 2013 года.

– Что ж, дороги растут, но автопарк Москвы растет еще быстрее. Что сделано в округе, чтобы граждане не использовали под стоянку проезжую часть, создавая тем самым пресловутые пробки?

– В 2011 году нами введены в эксплуатацию 19 объектов на 6077 автомобилей: 8 «народных гаражей» на 1473 машины, 6 парковок в жилых домах на 2297 машин, 4 парковки при общественных зданиях на 2011 мест и 2 подэстакадные парковки на 396 мест. В рамках локальных мероприятий обустроено 263 парковочные зоны на 7970 авто (вблизи объектов социальной сферы – 636 машино-мест). В рамках программы комплексного благоустройства дворов устроено дополнительно 54 750 машино-мест (по 30 в каждом из 1825 дворов округа). Итого в 2011 году прирост машино-мест на территории САО составил 68 897. До конца этого года сдадим еще 22 капитальных объекта общей вместимостью 8136 машин: 9 «народных гаражей» на 2014 мест (8 строятся, а по одному оформляется разрешение на строительство), отдельно стоящую парковку на 653 места в рамках инвестиционного проекта, из них на Ленинградском проспекте, 37А (собственно, работы завершены, но еще не решен вопрос о переводе объекта на постоянное электроснабжение), 6 парковок в жилых домах на 1821 место и 6 парковок у общественных зданий на 3648 мест (одна – за счет городского бюджета, на 698 авто). Добавим к этому еще 5 подэстакадных парковок на 394 места (ответственный за них ГУП «Гормост» и проектирование, и обустройство выполнил за счет собственных средств) и еще одну, на 87 машин, у станции метро «Войковская». Также и в составе проектов реконструкции вылетных магистралей предусмотрено к обустройству Ленинградского шоссе 11 парковочных зон на 184 авто и отдельно, еще на 500, у торгового центра «МЕТРО», да на Дмитровском – 6 общей вместимостью 290 машин. И наконец, в рамках программы комплексного благоустройства дворов, еще 10 000 машиномест. И выходит, что в 2012 году на территории САО число мест организованного хранения автотранспорта вырастет на 19 591.

– Огромное спасибо, в том числе и лично от меня! Только машину купил, гляжу – а под окном уже и стоянка готова. Кстати, я видел сооружение огромного многоуровневого паркинга на Пяловской улице. Когда он будет готов?

– А это смотря о каком именно вы говорите. На Пяловской ведутся строительно-монтажные работы сразу на трех объектах. Западное Дегунино, мкр. 10А, корп. 61, запланирован к вводу на IV квартал, Западное Дегунино, мкр. 10А, корп. 59–60 –-на III– IV кварталы. Остальное – на будущий год. Однако наш Мэр очень правильно заметил, что проблемы пробок такими мерами все же не решить – можно лишь ее несколько сгладить. Настоящее решение в том, чтобы отовсюду, где это возможно, мягко вытеснить частный автотранспорт, заменив его общественным. Что, собственно, и происходит, в том числе и в нашем округе. Всего по территории САО проходит 113 маршрутов общественного пассажирского транспорта: 77 автобусных, 29 троллейбусных и 6 трамвайных. Общий выпуск подвижного состава составляет 506 автобусов, 313 троллейбусов и 139 трамваев. С 4 апреля введен скоростной маршрут автобуса № 904 от станции метро «Белорусская» до 4-го мкр. Митина с промежуточными остановками у станции «Динамо», Финансовой академии, МАДИ, станций «Аэропорт» и «Сокол». На маршруте работают 22 машины особо большой вместимости, низкопольные, оборудованные кондиционерами. Интервалы движения составляют 5–6 минут. В соответствии с постановлением Правительства Москвы № 679-ПП выделена полоса для общественного транспорта на Ленинградском проспекте от Третьего кольца до улицы Лизы Чайкиной в сторону области и от улицы Викторенко до ТТК в сторону центра, а также от дома № 2 по Ленинградскому проспекту до Новой Башиловки в область и от Беговой аллеи до Нижней улицы (Белорусский путепровод) в центр. Это позволило сократить интервалы движения до 9–12 минут. Также в соответствии с постановлением № 453-ПП уже в этом году будут завершены работы по организации выделенных полос на участке Ленинградский проспект – МКАД и Новослободская улица – Дмитровское шоссе (поселок Северный). Заказчик работ – Департамент ЖКХ и благоустройства.

– Вот мы и перешли к конкретным адресам. В этой связи вспоминается, как год назад вы говорили о планах переноса остановки части автобусов от метро «Речной вокзал» к пересечению улиц Лавочкина и Фестивальной. Пока изменений не видно. Когда их ожидать? Что и в какие сроки планируется сделать для разгрузки Фестивальной и Смольной? Как скоро появятся перехватывающие парковки у метро «Водный стадион» и «Войковская»?

– В соответствии с распоряжением Правительства Москвы № 547-РП сейчас идет обустройство территории всех трех названных вами ТПУ. Заказчиком является Департамент капитального ремонта. На «Войковской», в соответствии с открытым ордером, подрядной организацией ООО «Корпорация Аспект» ведутся строительно-монтажные работы. Здесь будет перехватывающая парковка площадью 2796 кв. м и вместимостью 87 машин. У метро «Водный стадион» ведутся строительно-монтажные работы по организации плоскостного ТПУ. Также в целях улучшения дорожно-транспортной обстановки в районе станции «Речной вокзал» префектурой направлено обращение в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры по вопросу подготовки предложений о переводе части маршрутов коммерческого транспорта с ТПУ у станции метро «Речной вокзал» на ТПУ у станции «Водный стадион» и с просьбой ускорить уширение проезжей части Смольной улицы на участке от Фестивальной до Беломорской. Делаем, как говорится, что можем.

– Увы, транспортная проблема отняла большую часть нашего разговора. Но оно и понятно: до сих пор север страдал от нее больше прочих округов. Давайте сразу запланируем через год больше поговорить о парках и зонах отдыха, с которыми у вас тоже дела пока хуже, чем у соседей. Однако есть тема, которой нельзя не коснуться сегодня. Тому две причины: во-первых, начинается новый учебный год, а во-вторых, система образования всегда была как раз сильной стороной САО. Итак, с чем мы идем к 1 сентября?

– В 2011/12 учебном году работа образовательных учреждений округа была направлена на решение задач, поставленных в городских целевых программах модернизации образования, создание условий и инновационных механизмов развития системы, повышения качества и доступности образования, обновления его содержания, распространение лучших педагогических практик, развитие государственно-общественного управления. Всего в 2011/12 учебном году в образовательные учреждения округа было поставлено более 2500 компьютеров. Все учреждения обеспечены доступом к Интернету. Начато строительство wi-fi зон. С 2011 года введена электронная запись в первый класс, теперь округ получает реальную картину того, насколько востребована у населения та или иная школа. Среди положительных итогов учебного года необходимо отметить, что в Северном округе все больше выпускников, окончивших школу с медалью «За особые успехи в учении»: в июне аттестаты получили 413 медалистов, из которых 222 – с золотой и 191 – серебряной. Победителями-и призерами регионального этапа всероссийской олимпиады школьников стали 243 ученика, победителями и призерами заключительного этапа – 35. Увеличилось количество выпускников 11 классов, получивших 100 баллов на ЕГЭ, – 65 человек. В округе реализованы яркие образовательные проекты в рамках поддержки и сопровождения одаренных и мотивированных учащихся: «Леонардо», «Мы – будущее России», математическая олимпиада имени А.А. Леманского, международный конкурс «Фотография как образ мира», ежегодная выставка научно-технического творчества в МАИ. Все без исключения школы Северного округа серьезно занимаются профильным обучением ребят. Многие образовательные учреждения тесно сотрудничают с колледжами и вузами, работает окружной центр профессиональной ориентации. Это позволяет ученикам найти свое призвание как можно раньше, качественнее подготовиться к экзаменам, успешно поступить в вузы. Стала доброй традицией ежегодная победа округа в городском смотре-конкурсе «Кубок героев» на лучшую организацию патриотического воспитания. В округе действуют 167 школьных музеев, 20 военно-патриотических клубов, 29 объединений военно-патриотической и 42 военно-спортивной направленности. По результатам конкурсного отбора на получение гранта Мэра Москвы лауреатами стали 12 образовательных учреждений. Премией города Москвы 2011 года в области образования награждены педагогические работники центров образования № 1601 и № 149. Почетной грамотой Министерства образования и науки награждены 110 педагогов. Звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации» присвоено 89 педагогам. Растет год от года число мест в детских садах, которых в округе уже 182. В 2011 году их посещало свыше 36 500 детей. Все дети 5–7 лет обеспечены местами. Однако проблема доступности дошкольного образования для всех желающих остается актуальной. На начало комплектования в марте 2012 года в очереди стояло 11 330 детей. По итогам комплектования к сентябрю осталось 3095. Решить эту проблему мы планируем за счет строительства новых зданий, приема в столичную систему образования бывших ведомственных детских садов, оптимизации помещений существующих дошкольных учреждений. В 2011 году построено 4 детских сада на 530 мест, в этом должны сдать еще 8 детсадов более чем на тысячу мест. В 2011-м в городскую систему образования принято 13 зданий бывших ведомственных детских садов на 790 мест, в текущем году примем еще 15 на 1600 мест. Кроме того, в прошедшем году было дополнительно открыто 58 групп, которые посещают 1140 дошколят. К новому учебному году в Северном округе планируется открыть 2 детских сада на 220 мест в районах Войковский и Ховрино. В III–IV кварталах дополнительно откроется еще 6 садиков в Ховрине и Левобережном на 845 мест. В этих двух районах будет полностью ликвидирована очередность в детские сады. В настоящее время ведется строительство с реконструкцией старейшего учебного учреждения округа – Кадетской школы-интерната № 1 на улице Вучетича. К 1 сентября сдаем в эксплуатацию 1-ю очередь строительства зданий, что позволит перевести воспитанников в новые учебный и спальный корпуса, а также общественный центр и провести реконструкцию существующих зданий. Ввод объекта в полном объеме запланирован на декабрь. Вместимость школы-интерната вырастет почти вдвое. Также ведется строительство общеобразовательной школы на 550 мест в Ховрине (Зеленоградская ул., вл. 35, корп. 5а, б). Ее сдать планируется в декабре.

– Что ж, дела обстоят даже лучше, чем, признаться, ожидалось, учитывая, каким проблемным слыл Северный округ до последнего времени.

– Прогресс был бы невозможен, если бы не поддержка власти города и, конечно, жителей: они дают самую строгую и самую справедливую оценку нашей работе. Мэр дал направление для развития: Москва должна стать городом, удобным для жизни. Для достижения этой цели мы сделаем все, чтобы каждый житель столицы с уверенностью мог сказать, что его город – лучший на Земле! И пользуясь случаем, я хотел бы поздравить всех читателей «МТ», всех москвичей с наступающим Днем города и пожелать им с каждым днем на личном опыте убеждаться, какой прекрасный город – наша Москва. Приглашаю всех жителей и гостей города 1–2 сентября на праздничные гулянья в Северный округ. Обещаю, что будет много интересного.


Текст: Феликс Бабицки



Назад в раздел
ГераМОЭКЭнергокомплексКрост
МОСПРОМСТРОЙСбербанк