НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Преображение белокаменной. Власти города обсудили проблемы развития Москвы с ведущими экспертами-урбанистами мира


Российская столица теперь не только претендует на звание международного финансового центра, но постепенно превращается и в международную экспериментальную площадку. Об этом свидетельствуют итоги прошедшего в декабре минувшего года в ЦВЗ «Манеж» II Московского урбанистического форума «Мегаполис в масштабе человека». В его работе наряду с ведущими мировыми специалистами в области развития городских пространств – архитекторами, транспортниками и ландшафтными дизайнерами – приняли участие также Мэр Москвы, его заместители и главы департаментов. Пленарные заседания и сессии форума стали не только местом проведения дискуссий, но и трибуной, с которой исполнительная власть огласила перед международным профессиональным сообществом свои планы градостроительного развития. За два дня работы форума его посетили почти 1800 человек из 20 стран, за прямыми трансляциями наблюдали еще 20 000, а сам форум стал событием – лидером упоминания в СМИ.


Шаг в постиндустриальную эпоху

Открыло II Московский урбанистический форум программное выступление Сергея Собянина на пленарном заседании «Город и глобальная экономика: место человека», задавшее вектор обсуждения проблем на тематических секциях. Центральной темой, обозначенной Мэром, стала трансформация Москвы индустриальной, каковой она была в 30–80-е годы, в современный постиндустриальный «город, удобный для жизни».

Половина столетия, начавшаяся с принятия первого Генерального плана развития Москвы и завершившаяся с распадом СССР, была, по словам Мэра, эпохой бурного градостроительного роста. В этот период территория города расширилась в 5 раз, а его население выросло с 2 до 9 млн человек.

Но индустриальная эпоха стала для столицы не просто временем, когда развивалось промышленное производство и строились рабочие кварталы. В наследство от нее современная Москва получила организованные по принципам промышленной эры домостроение, здравоохранение, образование, культуру, торговлю, общественное питание и общественный транспорт.

Главные тренды последующей, рыночной эпохи – это индивидуализм и создание рыночной инфраструктуры. В городе открылись многочисленные современные магазины, офисные центры, в огромных масштабах строилось жилье на продажу.

Резко вырос частный автопарк. Если в 90-е на весь город было около 1 млн машин, то сегодня их число перевалило за 4 млн.

В этом были, безусловно, и свои положительные стороны. Однако период бурного развития частного пространства привел к диспропорциям в градостроительном развитии, обернулся отставанием и деградацией общественной инфраструктуры. Гражданское общество поняло остроту накопившихся проблем раньше, чем городские власти, и сумело донести ее до руководства города. И Правительство Москвы вняло голосу общественности. По словам Мэра, власти вполне осознали, что вместо создания отдельных очагов частного благополучия нужно заниматься качеством жизни в городе в целом.

Для решения поставленной задачи потребовалось радикальное обновление системы управления городом. За последние два года аппарат Мэра и Правительства Москвы сократился на треть, а Правительство Москвы обновилось почти полностью. Московская городская Дума приняла Закон о возвращении прямых выборов Мэра Москвы. Состоялись выборы депутатов местного самоуправления. Во власть пришло много новых людей со свежими взглядами. Местное самоуправление получило дополнительные полномочия и серьезные финансовые ресурсы для решения вопросов местной жизни.

Городская власть стала более доступной.

Была раскрыта информация о состоянии городских финансов. Бюджет распределяется между рядом среднесрочных программ, успешность реализации которых можно подсчитать по ряду количественных показателей. И через год или через пять лет каждый человек может сравнить заявленные цели и достигнутые результаты, сделать выводы об эффективности работы Правительства Москвы. Власти формируют систему взаимодействия, обратной связи с населением. Для этого запущены специальные интернет-порталы, где каждый человек может оставить просьбу, комментарий, пожаловаться на работу городских служб.

Москва – город с положительной демографией. В год рождается более 125 тыс. новых москвичей. Средняя продолжительность жизни превышает 75 лет. Поэтому обучение и лечение являются приоритетами.

За последние два года в каждую школу пришли новые информационные технологии – ноутбуки для учителей, современные компьютерные классы, электронные дневники. В сфере здравоохранения также проводится кардинальное обновление материальной базы. Устаревшая техника меняется на новое, самое современное медицинское оборудование.

Самая масштабная и сложная задача для современной Москвы – это выход из транспортного коллапса. Для ее решения Правительство Москвы пересмотрело свои отношения с инвесторами: были расторгнуты сотни контрактов на строительство зданий, появление которых ухудшило бы ситуацию на дорогах.

«Всего прекратили строить недвижимость на 9 млн кв. м. Для сравнения: это площадь более 30 зданий размером с «Эмпайр-стейт-билдинг» в Нью-Йорке», – заметил Мэр.

Прошедший 2012 год, по словам Сергея Собянина, ознаменовался поистине историческим событием: город получил новые территории, которые увеличили его площадь в 2,5 раза. На этих территориях предстоит реализовать принципиально новую градостроительную политику – создание полицентричного города. Наряду с историческим центром, где сегодня явный избыток рабочих мест, в Москве должно появиться несколько альтернативных кластеров приложения труда. На новых территориях планируется создать деловые, научные, образовательные, медицинские, спортивные и рекреационные центры.

Говоря о специфике стоящих перед Москвой проблем, Мэр вспомнил афоризм основателя движения «Солидарность» и экс-президента Польши Леха Валенсы, который сравнил переход от социализма к капитализму с превращением кастрюли рыбного супа в аквариум с живыми рыбками. Поэтому Мэр вполне согласился с мнением, что приоритетное развитие должна получить инфраструктура, которая повышает уровень комфортности проживания в городе. Сергей Семенович отметил, что городские власти намерены создать более высокий уровень качества жизни во всех сферах, и опыт Москвы может стать полезным для многих современных городов.


Основной закон для строителей

Заместитель Мэра по вопросам строительства и градостроительной политики Марат Хуснуллин выступил сразу на двух мероприятиях форума: «Мастер-план – новая пространственная политика» и пленарном заседании «Управление глобальным городом: опыт современных агломераций».

Говоря о перспективах развития столичной агломерации, Марат Шакирзянович отметил, что и до присоединения новых территорий на юго-западе Москва была динамично растущим мегаполисом. За последние 10 лет население столицы выросло на 15%, площадь жилого фонда – на 14%, объем офисных площадей – втрое, торговых помещений – в 3,5 раза, а ВРП удвоился.

При этом, в отличие от большинства европейских столиц, Москве вполне удалось преодолеть негативные последствия кризиса 2008 года. Прирост инвестиций в ее экономику в 2011 году составил 11%,-а в 2012-м – уже 20%. За это время в столице вводилось в строй по 7 млн кв. м жилой и нежилой недвижимости в год.

Город занимает 19-е место в мировом рейтинге глобальных городов и входит в шестерку ведущих глобальных городов Европы. При этом, по мнению экспертов, работавших над созданием концепции развития столичной агломерации, преимущество Москвы перед другими европейскими столицами заключается в том, что при высокой плотности населения здесь остается еще значительный неудовлетворенный спрос на недвижимость.

Москва должна стать инновационной и технологической, но при этом быть уютным городом, сохранить свой историко-культурный и природный ландшафт, считает глава городского стройкомплекса.

Задача создания комфортной и дружелюбной по отношению к жителям среды не менее важна, чем современная транспортная инфраструктура. Именно поэтому благоустраиваются парки, создаются новые пешеходные зоны, формируются новые общественные пространства. За последние два года реконструкции подверглось более 50 парков и скверов. В связи с этим встает задача привлечения инвестиционных средств для решения обозначенных проблем. Доход от инвестиционно-строительной деятельности является основным источником поступления в бюджет города.

Частью решения задачи создания комфортной среды должна стать стабилизация развития исторического центра города. Для этого властям пришлось пойти на непопулярные шаги, которые отрицательно повлияли на инвестиционный климат.

Только в центральной части Москвы отказались от строительства 1,3 млн кв. м недвижимости по ранее заключенным инвестиционным контрактам. Город сознательно пошел на отказ от доходов, которые они могли бы принести.

Объясняется все просто: по сравнению, скажем, с Парижем плотность застройки в Москве вдвое меньше, однако плотность улично-дорожной сети ниже вчетверо. К тому же в историческом центре расположено большое количество ветхих и старых, а порой и просто заброшенных зданий. Предстоит провести полную их ревизию и принять решение о дальнейшем их использовании. Для этого Мосгордума уже в ближайшее время должна утвердить план землепользования и застройки для центральной части города.

А до конца 2013 года власти планируют утвердить план землепользования и застройки на всю территорию столицы, включая и присоединенные территории.

Правила поделят Москву на зоны с четко определенными границами и установят градостроительные регламенты. В них будут прописаны четыре показателя: функциональное использование территории, предельная плотность застройки, процент застроенности территории и предельная высота застройки.

Присоединение к Москве 148 тыс. га новых территорий не только расширило возможности градостроительного развития, но и создало целый ряд новых проблем. На территории «новой» Москвы более 30 тыс. участков земли продано в частную собственность без утвержденных и сбалансированных планов развития. Это значит, что люди будут строить дома при полном отсутствии подъездных путей, дорог и социальной инфраструктуры. Когда в коттеджных поселках все участки распроданы, там негде построить ни детский сад, ни фельдшерско-акушерский пункт, посетовал Марат Хуснуллин. Зато на новых территориях имеется возможность построить около 100 млн кв. м недвижимости, включая жилье.

До конца 2014 года будет готов новый Генеральный план Москвы, учитывающий также и развитие присоединенных территорий. Однако этот документ утратит былое значение «градостроительной конституции». Определяющим документом для развития станет новый документ – мастер-план. Именно мастер-планы служат основой для развития в большинстве крупных европейских городов. Это совместный проект градостроителей и экономистов, который не только определяет, что нужно строить, но и изучает, как новое строительство повлияет на экономику города. В мастер-плане будут учитываться стоимость земель, недвижимости и возможные доходы от их использования, а также способы финансирования тех или иных проектов. Московский мастер-план будет разрабатываться с привлечением ведущих мировых экспертов и будет утвержден специальным распоряжением Правительства Москвы Для «новой» Москвы уже определены 12 основных точек роста. Предполагается, что там будет создано около 1,5 млн новых рабочих мест, а проживать – примерно миллион человек. В каждой такой точке роста в первую очередь будут строить офисно-деловую и торговую недвижимость, складские комплексы, создавать рекреационные зоны. А объем нового жилищного строительства здесь относительно невелик. Например, в районе Коммунарки планируется возвести около 3 млн кв. м разного рода недвижимости и создать около 200 тыс. новых рабочих мест.

Транспортный каркас «новой» Москвы на данный момент создают два направления железной дороги и три крупные радиальные автомагистрали. Для улучшения связанности территории предстоит проложить семь или восемь дорог по территории двух новых округов параллельно МКАД и не менее двух веток метро.

Принята беспрецедентная программа развития транспортной инфраструктуры на ближайшие девять лет. Запланировано строительство 150 км новых линий и 70 новых станций метро плюс 15 депо, что потребует 30–35 млрд дол. инвестиций.

В 2013 году в городском бюджете расходы на это заложены на уровне 5 млрд дол.

Кроме того, Правительством Москвы утвержден перечень 255 траспортно-пересадочных узлов, которые требуется построить на протяжении 10 ближайших лет.

Общая площадь объектов коммерческой недвижимости, которые можно разместить на ТПУ, – 3,5 млн кв. м.

По территории Москвы проходит около 200 км железнодорожных путей, и Правительством Москвы совместно с ОАО «РЖД» принята программа развития железнодорожного транспорта в столице, которая предусматривает строительство еще 220 км. Бюджет этой программы на 8 лет составляет около 7 млрд дол. При этом железная дорога даст дополнительный толчок к реорганизации промышленных зон, ведь в каждую из них в свое время была проложена железнодорожная ветка.

О необходимости задействовать не реализованный пока потенциал развития промзон говорили также и практически все международные коллективы, участвовавшие в конкурсе на создание концепции развития московской агломерации. Сейчас их суммарная площадь составляет 7 тыс. га. Приоритетными площадками являются территория завода «ЗиЛ», территория вокруг аэропорта «Внуково», поселка Молжаниново и в районе бизнес-парка Румянцево.

Еще одним важным направлением совершенствования городской среды станет строительство новых спортивных объектов. В рамках подготовки к проведению в России чемпионата мира по футболу в 2018 году в ближайшие годы планируется возвести сооружения общей площадью 8 млн кв. м плюс около 6 млн кв. м новых гостиниц.


С частотой и скоростью метро

О принимаемых московскими властями мерах, чтобы горожанин предпочел личному авто общественный транспорт, рассказал в своем выступлении на секции форума «Общественный транспорт: фокус на пользователя» заместитель Мэра по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

По его данным, в день московское метро перевозит 6,5 млн пассажиров, пригородные поезда, курсирующие по территории города, – 1,5 млн, а наземный уличный транспорт, включая маршрутки, – еще 6 млн. Итого в год транспортная система города перевозит 5,1 млрд человек.

Столичное руководство ставит задачу увеличить провозную способность общественного транспорта на 360 пассажирских мест в час. При этом среднее время, затрачиваемое в час пик на дорогу, должно снизиться на 25% – с 67 минут до 50.

Особые требования по скорости движения предъявляются к новым видам наземного транспорта, которые предстоит запустить в 2013 году. Это скоростные трамваи и скоростные автобусы, курсирующие по обособленной полосе, расположенной не в крайнем левом ряду, как сейчас, а по центру проезжей части. Провозная способность этих двух видов транспорта – до 15 тыс. человек в час на одной линии.

Движение по ним будет осуществляться строго по расписанию, в тактовом режиме с интервалом движения от 40 секунд до 2 минут. Запускаться же линии скоростного трамвая и автобуса будут в районах, удаленных от станций метро и платформ электрички. В общей сложности в этом году должны быть запущены 12 линий.

По словам руководителя транспортной отрасли столицы, в 2013 году продолжится начатая в два предыдущих года работа, направленная на создание выделенных полос для наземного общественного транспорта.

Сейчас их суммарная протяженность – 272 км. В 2013 году будут ведены в строй еще 67 км. Кроме того, за первое полугодие должна быть завершена оптимизация маршрутной сети наземного общественного транспорта. Помимо ликвидации неперспективных направлений и создания новых будет четко регламентирован тип подвижного состава, который обслуживает тот или иной маршрут, график движения в час пик и в обычные часы, его изменения в зависимости от сезона и в праздники.

В конце прошедшего года в сфере общественного транспорта началась реализация еще одного пилотного проекта, связанного с обслуживанием городских маршрутов. В его рамках конкретному перевозчику будут выдавать разрешение на обслуживание одного из маршрутов с выплатой субсидий за соблюдение стандарта обслуживания пассажиров. Речь идет о том, что помимо «Мосгортранса» право обслуживать городской маршрут получат и частные компании. При этом они должны, как и городские автобусы, перевозить обладателей «социальной карты москвича» бесплатно, а город за это будет компенсировать их затраты субсидиями так же, как и ГУП «Мосгортранс».

В случае успеха эксперимента на протяжении 2013 года большинство городских маршрутов будет не только оптимизировано, но и перейдет на новую систему обслуживания перевозчиками.

Значительные усилия руководства города будут направлены на возрождение трамвайного пассажирского сообщения.

Речь идет как о запуске новых линий, так и о возвращении шести старых общей протяженностью 26 км, ликвидированных между 1985 и 2010 годами. Одновременно с этим должны получить развитие альтернативные виды транспорта – велосипедный, водный и воздушный.

Наконец, среди мер, направленных на улучшение дорожной обстановки, предусмотрен и ряд организационных. Так, недавно увидело свет постановление Правительства Москвы, по которому все городские службы и подрядные организации, ведущие на улично-дорожной сети работы, связанные с перекрытием или ограничением движения транспорта, должны в обязательном порядке уведомлять об этом Центр организации дорожного движения при Департаменте транспорта и развития транспортной инфраструктуры.

В свою очередь, центр будет использовать свои возможности, чтобы довести эту информацию до участников дорожного движения и предложить им маршруты объезда проблемных участков. И еще в 2013 году должна быть создана модель прогнозирования загрузки улично-дорожной сети, которая также позволит рассчитать, как скажется на транспортной ситуации реализация того или иного инвестиционного проекта.


Приманки для креативного класса

Заместитель Мэра по вопросам экономического развития Андрей Шаронов выступил на форуме в ходе сессии «Человеческий капитал и городская среда: социокультурный аспект» и на завершающем пленарном заседании «Управление глобальным городом: опыт современных агломераций».

В рамках дискуссии на первом из этих мероприятий обсуждалась возможность привлечь в Москву за счет создания дружелюбной городской среды наиболее образованных и творческих людей из других регионов и государств, а также удержать и приумножить имеющийся человеческий капитал. В выступлении на завершающем заседании чиновник постарался подытожить ход дискуссии и обрисовать круг проблем, для решения которых город может привлечь ведущих зарубежных экспертов.

В то время как средний уровень доходов москвича в 2,2 раза выше, чем у среднего россиянина, уровень социального расслоения среди жителей Москвы в 4–6 раз выше, чем в Европе. В числе других проблем Андрей Шаронов назвал существенное старение населения столицы: соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения скоро может достичь 50%.

Не меньшей проблемой остаются административные барьеры для развития бизнеса, хотя по этому показателю уже сегодня наметились существенные сдвиги. По показателям удобства ведения бизнеса Москва поднялась в этом году на 8 позиций в международном рейтинге Doing Business-2013, подготовленном Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией. Впрочем, место нашей столицы остается невысоким – 112-м в списке из 185 мировых столиц.

«Однако надо понимать, что попытки уменьшать административные барьеры не дают скачкообразных результатов», – отметил заместитель Мэра.

По мнению Андрея Владимировича, стартовые условия Москвы в данный момент лучше, чем у Сингапура, который превратился в своего рода магнит, притягивающий интеллектуальные кадры со всей Юго-Восточной Азии. В то время как азиатское город-государство сперва лишь создало комфортные условия для привлечения интеллектуальных кадров, Москва в состоянии их и привлекать, и самостоятельно готовить элиты.

Но когда люди достигают определенного уровня интеллектуального развития, они превращаются в «граждан мира», и если ничего не делать, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой «утечки мозгов».

Разница между экономическими возможностями и качеством жизни также является одной из насущных проблем сегодняшнего дня для российской столицы.

По своему экономическому потенциалу Москва стоит на 15-м месте в мире, в то время как по качеству жизни – в конце первой сотни городов. Поэтому люди, зарабатывающие в Москве хорошие деньги, «голосуют ногами», уезжая за границу.

Бороться с этим городские власти намерены, превратив Москву в удобный для жизни креативного класса город. Именно на это направлены масштабные проекты, которые власти реализуют сегодня в сфере экологии, здравоохранения, образования и транспорта.

У Москвы имеются и другие преимущества. Например, по сравнению с большинством европейских столиц, испытывающих сегодня негативные последствия второй волны мирового финансового кризиса, она демонстрирует хорошее исполнение городского бюджета, городской долг невелик, а к городским властям выстроилась огромная очередь инвесторов, желающих вложить сюда свои капиталы.

Вместе с тем Андрей Владимирович признал, что структура бюджета такова, что он сильно зависит от ситуации на международных рынках. По его словам, 90% городских доходов дают налоги, из которых всего два – на прибыль и подоходный – приносят 90% налоговых доходов.

Для культурной и интеллектуальной элиты также чрезвычайно важны достаточные условия для творчества и инноваций.

И такие условия создают в основном современные образовательные учреждения. Также для успешного осуществления инновационной деятельности в городе должна быть создана специфическая инфраструктура – технопарки, технополисы, бизнес-инкубаторы, особые экономические зоны. Такие структуры важны прежде всего для привлечения тех россиян, кто уже успел поработать в инновационной сфере за рубежом, решил вернуться на Родину и ищет подобные структуры здесь.

Частью комфортной городской среды для креативного класса должны стать обновленные библиотеки, дома культуры и парки. Сегодня библиотеки – это уже не былые хранилища книг, а центры интеллектуального общения с доступом к информации в электронном и печатном виде. Современный дом культуры – это попытка заполнить пространство старых советских ДК творческими людьми, способными реализовывать свои культурные проекты.

Еще одна необходимая составляющая модели мегаполиса, который должен стать магнитом для притяжения кадров из регионов и из зарубежья, – это доверие общественности к власти. Для этого в городе внедряются элементы «открытого правительства», порталы отзывов о работе городских служб, раскрывается информация о расходовании средств бюджета.

Наконец, еще одним элементом комфортной городской среды должна стать эффективная система местного самоуправления. Самоуправление – вовсе не московская традиция. Долгие годы власть обходилась без него. Но сегодня постепенно приходит понимание, что управлять таким гигантским городом, не опираясь на местные сообщества, уже сложно.

Непременным условием свободного развития инноваций и творчества должна стать здоровая конкурентная среда. К сожалению, в России с давних лет привычна ситуация, когда на любого рода конкурсах побеждает не лучший, а свой. В итоге способные не могут пробиться, и это для них прямой путь «за бугор». Поэтому одно из необходимых условий борьбы за инновации – обеспечение равных возможностей для конкуренции во всех отраслях деятельности: в доступе к госзаказу, государственным ресурсам, грантам, помещениям. При этом город должен отказаться от сомнительных форм поддержки, которые приводят к конфликту интересов и к помощи все тем же своим, а не лучшим.

В заключительном слове Андрей Шаронов высказал мысль, что «Мэр и его команда сознают, что они не самые главные архитекторы и не самые главные градостроители» и готовы прислушаться к мнениям специалистов, представленным на форуме.


Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
ИНАЭнергокомплексМОЭККрост
ФондКоминвест-АКМТШкола