ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Электронизация – основа эффективности В рамках гайдаровского форума прошла дискуссия о государственных закупках.


Экспертная дискуссия на тему «Эффективность государственных закупок: цена vs качество» состоялась 18 января 2018 года в рамках IX Гайдаровского форума. Главными темами обсуждения стали перевод госзаказа и закупок госкомпаний в электронный формат, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – МСП, формирование каталога товаров, работ и услуг – КТРУ и ряд других перспективных направлений совершенствования российской закупочной системы. Модератором дискуссии выступала директор Центра развития конкурентной политики и государственного заказа Российской академии народного хозяйства и государственной службы – РАНХиГС Елена Агапова.

Напомним, что Гайдаровский форум проводится ежегодно с 2010 года на территории РАНХиГС в формате международной научно-практической конференции. Его организаторы – РАНХиГС, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России. Председателем оргкомитета форума является первый вице-премьер Правительства РФ Игорь Шувалов, а генеральными партнерами выступают ПАО «Газпром» и АО «Газпромбанк». Ключевые темы дискуссий форума связаны с различными аспектами российской и мировой экономики, а также с вопросами государственного управления, международных отношений, социальной политики, развития науки, технологий и т.д.

Минфин готовит 30 подзаконных актов

Экспертное обсуждение началось с выступления директора Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяны Демидовой. Представитель главного регулятора госзакупок начала с краткого перечисления ключевых поправок в законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, принятых в конце прошлого года.

Основной упор был сделан на перевод всех госзакупок, а также закупок госкомпаний у субъектов МСП в электронный формат. Основными целями электронизации закупок являются: снижение финансовых и трудовых затрат участников торгов; гарантии анонимности подачи заявок и объективности их оценки; снижение коррупционных рисков и рисков создания картеля; унификация способов осуществления закупок; гарантии доступа субъектов МСП к заказам; усиление контроля закупочной системы.

По словам Демидовой, первое полугодие текущего года уйдет на разработку новых подзаконных актов (всего их потребуется порядка 30). А во втором полугодии Минфин займется анализом правоприменительной практики. Кроме того, в 2018 году Правительство РФ утвердит новые требования к электронным торговым площадкам – ЭТП, аккредитованным для размещения госзаказа, а также новый перечень таких ЭТП. По мнению представителя Минфина, электронизация всех закупок в 2018 году увеличит тенденцию к росту экономии бюджетных средств.

Переходя к ключевой теме дискуссии о соотношении цены и качества, Татьяна Демидова подчеркнула, что этот вопрос обсуждался с самого начала – еще со времен бывшего Закона о госзакупках № 94-ФЗ. Она не согласилась с распространенным мнением, что при закупках по 44-ФЗ смотрят только на цену, не обращая внимания на качество. По словам представителя Минфина, оптимальное соотношение цены и качества должно быть установлено за счет правильного описания объекта закупки в КТРУ. Переходя к каталогу, докладчица сообщила, что, по данным на январь, в него входит порядка 19 тыс. позиций. В первую очередь это медицинские изделия; кроме того, в каталог уже включен целый ряд нефтепродуктов, а в ближайшее время в нем появятся позиции, связанные с программным обеспечением. Уже весной текущего года доля закупок по КТРУ может составить 15% рынка госзаказа. Между тем никакой даты окончательного наполнения каталога всеми основными категориями товаров, работ и услуг не прозвучало.

С одной стороны, понятно, что новые виды продукции и новые требования к ним появляются постоянно, поэтому наполнение КТРУ – непрерывный процесс. Но, с другой стороны, остается неясно: когда госзаказчики смогут реально использовать каталог при закупке всех основных категорий товаров, работ и услуг.

Всю процедуру – в автоматический режим

В поддержку электронизации закупок выступил начальник управления контроля госзаказа ФАС Артем Лобов. Более того, он предложил пойти еще дальше: вступить на путь максимальной цифровизации закупочной процедуры так, чтобы система автоматически делала подсказки заказчику, могла проверить правоспособность, наличие необходимой лицензии или допуска саморегулируемой организации – СРО у поставщика. Между тем, поддержав такую идею в принципе, Татьяна Демидова отметила, что в настоящее время нет электронных баз данных по лицензиям и СРО, поэтому путь к полной цифровизации будет долгим. Кроме того, Артем Лобов отметил, что с принятием поправок в 223-ФЗ ФАС снова будет принимать все жалобы на закупки госкомпаний (напомним, что прием многих категорий жалоб был приостановлен в связи с прошлогодними решениями Верховного Суда РФ, апеллировавшими к старой редакции закона, однако в новой редакции вопрос был урегулирован).

Позицию аудитора госзаказа – Счетной палаты РФ – изложила директор Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области оборота федерального имущества, средств резервных фондов федерального бюджета и комплексного анализа эффективности функционирования федеральной контрактной системы Наталья Бочарова. Она также поддержала электронизацию закупок, поскольку перевод в цифровой формат снижает риски «заточек» под «своего» поставщика.

Вместе с тем она обратила внимание на то, что в рамках реформы 223-ФЗ по-прежнему многое не сделано. Так, в частности, не был введен запрет на закупки у оффшорных компаний, не установлена необходимость обоснования начальных цен, не включены положения, предотвращающие конфликт интересов по аналогии с госзаказом. Кроме того, необходимы меры, направленные против получения контрактов посредниками, паразитирующими на бюджетных средствах. Коснувшись темы соотношения цены и качества, представитель Счетной палаты напомнила, что контрактного управляющего накажут именно за несоблюдение закупочных процедур. Поэтому он будет всеми силами стараться ради формального соблюдения процедур, а не ради снижения цены или повышения качества объекта закупки.

Покупать у МСП – выгодно

Генеральный директор Корпорации МСП Александр Браверман отметил рост доверия госкомпаний к субъектам МСП: так, в прошлом году они получили заказы на 2 трлн руб., а прогноз на текущий год – 3 трлн руб. Заказчики по 223-ФЗ поверили, что малый и средний бизнес может поставлять качественную продукцию в установленный срок и по более низкой цене, чем предлагают крупные компании. А субъекты МСП поверили, что торги госкомпаний могут быть честными и эффективными. Вместе с тем отдавать некрупному бизнесу заказы в сфере высоких технологий госкомпании не спешат. Нередко их опасения обоснованы, т.к. далеко не все субъекты МСП способны удовлетворить высокие запросы крупных заказчиков.

Что касается инициатив о дальнейшем повышении доли МСП в закупках, гендиректор профильной корпорации предложил не торопиться, а для начала проанализировать уже полученные результаты. Кроме того, Браверман говорил об одной из главных разработок своей корпорации – сервисе для предпринимателей «Бизнес-навигатор МСП»; в настоящее время на нем зарегистрировано порядка 520 тыс. представителей малого и среднего бизнеса.

Тема закупок у МСП была затронута и в выступлении первого заместителя генерального директора информационной группы «Интерфакс» Владимира Герасимова. Он сообщил, что, по данным «Интерфакса», конкуренция в закупках у МСП выше средней по всему рынку (1,83 заявки на лот против 1,7); экономия в таких закупках существенно выше среднерыночной (11,1% против 5,3%). Кроме того, представитель информационной группы сообщил о росте интереса к электронизации закупок.

Так, по его данным, количество публикаций, выдаваемых по запросам «госзаказ» («госзакупки») и «информатизация» («цифровизация»), в 2017 году выросло на 70% по отношению к 2016 году. Эта тема так или иначе затрагивалась всеми участниками экспертной дискуссии и, судя по всему, станет ключевым направлением модернизации российской закупочной системы в 2018 году.



Назад в раздел