НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

«Российский Давос» уполномочен заявить… Будет ли устойчивым развитие мира и России в ближайшем будущем – обсуждали на Гайдаровском форуме


Название «Российский Давос» прочно закрепилось за Гайдаровским форумом, прошедшим 15–18 января 2014 года в Москве уже в пятый раз. Организаторы форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Институт экономической политики имени Егора Гайдара (Институт Гайдара) и Фонд Егора Гайдара. Среди членов оргкомитета – министры Правительства РФ во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым.

Неудивительно, что информация с Гайдаровского форума о главных тенденциях социально-экономического и политического развития России воспринимается как практически официальная позиция российской власти. В 2013 году гостями Гайдаровского форума стали более 3500 человек, среди которых были две с половиной сотни экспертов из 38 стран мира. Дискуссионная площадка, каковой Гайдаровский форум, несомненно, является, в полной мере отражает то, насколько сегодня разнятся оценки происходящего и прогнозы на будущее даже в самом Российском правительстве.

«Низкие темпы роста – это как раз стабильность»

В первый день форума на пленарной дискуссии «Контуры посткризисного мира» выступил с докладом Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. Признавая, что у российской экономики есть ряд проблем, премьер-министр заявил, что проблемы не являются последствием прошлых ошибок руководства страны.

– Это скорее следствие достаточно успешной реализации экономической политики последних 10–12 лет, которая и позволила нашей стране подняться на качественно новую ступень, на которой мы сталкиваемся с совершенно другими по своей природе и масштабу вызовами, – объяснил свою позицию Дмитрий Медведев. По мнению премьера, в России немало достижений. – Добиться здесь определенных успехов (ну, со всеми оговорками), я считаю, нам все-таки удалось, если говорить о таможенном администрировании, энергетике, строительстве. Приведу пример, который, на мой взгляд, является, может быть, наиболее красноречивым: срок подключения к электросетям для потребителей до 150 кВт сокращен до 180 дней, а его стоимость снижена более чем в три раза. Совсем недавно эти цифры были совершенно тяжелые.

Генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), в которую Россия пока вступить не смогла, Анхель Гурриа с Медведевым был вполне солидарен. По мнению главы ОСЭР, Россия от кризиса пострадала не слишком сильно, что касается замедления темпов роста, то это сейчас характерно для ведущих развивающихся стран – Бразилии, Индии, Китая, Южной Африки, Индонезии.

– Россия выдержала кризис лучше, чем другие страны мира. Конечно, кризис не закончился, Россия развивается, но тем не менее задачи стоят серьезные, мы их описываем в нашем обзоре, и эти задачи должны быть решены, – заявил Анхель Гурриа.

Говоря о тех же проблемах, заместитель председателя Банка России Ксения Юдаева была не столь оптимистична.

– В большинстве стран с развивающейся экономикой, в том числе и в России, можно говорить о таком явлении, как стагфляция. Такие же тенденции мы видим в Индии и Бразилии. Это еще один из вызовов, который нужно оценить и строить стратегию развития исходя из этого фактора, – считает Ксения Юдаева.

Не слишком высоко оценил итоги 2012 года и глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, который отметил практически нулевой рост инвестиций в основной капитал в 2013 году. Впрочем, в 2014 году Алексей Улюкаев ожидает снижения в два раза оттока капитала – с 60 млрд до 30 млрд дол. – благодаря улучшению инвестиционного климата и деофшоризации экономики.

Оптимистичные данные озвучил и глава Минфина Антон Силуанов:

– Мы не залезли в Резервный фонд на 200 млрд руб., хотя не исключали этого ранее. Но зато пополнили его на те же 200 млрд. При этом мы заработали 535 млрд руб. на размещении средств ФНБ. А потратили на обслуживание внешнего долга только 360 млрд.

Самым большим оптимистом в оценке перспектив России на Гайдаровском форуме, по оценке СМИ, оказался Джеффри Сакс, директор Института Земли Колумбийского университета. Сакс читает, что в России вообще кризис не наблюдается – большая часть макроэкономических показателей – состояние бюджета, уровень занятости, доходы населения – в России лучше, чем в США, а ВВП на душу населения по уровню покупательной способности в РФ в два раза превышает показатели Китая. Джеффри Сакс вообще пророчит России будущее одного из мировых лидеров.

По его мнению, даже российская демография сегодня работает на нас – малый рост населения не создает безработицы, развитие информационных технологий, космоса, авиации, железных дорог и других наукоемких отраслей экономики поможет достичь успеха на мировом рынке.

Пожалуй, самым созвучным с выступлением премьер-министра стало запомнившееся прессе определение от главы Сбербанка Германа Грефа:

– Вообще-то структурные перемены приводят к временной дестабилизации.

А низкие темпы роста – это как раз стабильность. Кто бы сомневался…

«Прогноз – это некая оцифрованная политика государства»

О надежности прогнозов лучше всего может поведать комментарий по поводу прогноза погоды, данный несколько лет назад одним шведом: «Вчера я весь вечер вычерпывал из подвала вашу легкую облачность без осадков». На Гайдаровском форуме представлявший Центр структурных исследований Института экономической политики имени Гайдара Алексей Ведов обратился к долгосрочному прогнозу развития российской экономики, данному нашим же правительством еще в 2008 году. Согласно ему, сейчас рост ВВП должен составлять 6% в год, и это при стоимости нефти 60 дол. за баррель, то есть падение стоимости барреля при существенном росте ВВП. Наблюдаем же мы совсем иную картину: баррель сохраняет цену выше 100 дол., а вот рост ВВП при этом еле заметен.

По словам заместителя министра экономического развития Андрея Клепача, «прогноз – это некая оцифрованная политика государства: чтo государство собирается делать в ближайшие три года или в долгосрочном периоде». Как считает Алексей Клепач, к прогнозу можно относиться как к предсказанию, а можно – как к инструменту, нужному не для жизни, а для бюджета. Инструмент при этом должен быть консервативным. Что касается итогов прошлого года, то Алексей Клепач напомнил, что было два прогноза на 2013 год: прогноз, который правительство приняло в виде базы для бюджета, ориентировался на высокие темпы роста – более 3%, и был консервативный прогноз, который вначале был 2,5%, а потом снизился до 1,8%.

В целом Алексей Клепач посетовал на то, что в России присутствует разрозненность между прогнозами МЭР, бюджетом, деятельностью Центрального банка, Правительства РФ и Государственной Думы. – Нужно быть последовательными, иначе мы систематически заявляем об одном, делаем совсем другое, а думаем, видимо, третье. У нас на самом деле есть серьезная разбалансированность между денежной политикой, бюджетной политикой и политикой роста или преобразования тех или иных секторов, – заявил Алексей Клепач.

Директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева в прогнозах допускает развитие разных сценариев, так как до 2030 года возможен любой внешний шок.

– Если посмотреть на то, какой уровень цен на нефть достаточен сейчас, для того чтобы нам жить более или менее плохо, то любой из нас может представить себе ситуацию выхода США на самодостаточность нефти и падение цен до 80 дол. за баррель. К сожалению, даже такое снижение цен на нефть – это настоящий шок для нашей экономики, – отметила Юлия Цепляева. По ее мнению, в такой сценарий не хочется верить, но есть несколько лет, чтобы сделать экономику более устойчивой.

В том же ключе перспективы России оценил и глава Минфина Антон Силуанов:

– Спрос на углеводороды, который генерируется в США и ЕС, будет компенсирован увеличивающимся предложением со стороны тех же США, Канады и ОПЕК. Это значит, что нефть может подешеветь до 90, а то и 80 дол. за баррель.

Учитывая, что на ближайшие три года бюджет сверстан на основе 101 дол. за баррель, прогноз от Минфина настораживает. Кстати, Минфин собирается продолжить политику «зачистки» банков, а также негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний. А вот увеличение налогов не предвидится.

– Нам нужны ресурсы для инфраструктурных решений, роста малого и среднего бизнеса. Сбор доходов должен обеспечиваться не путем увеличения налоговой нагрузки, а снижением теневого сектора, деофшоризацией, созданием благоприятных условий в России, – заверил Антон Силуанов.

Глава МЭР Алексей Улюкаев предупредил собравшихся: роста ВВП России особо ждать не стоит. Он также сообщил, что заморозка роста тарифов естественных монополий на 2015 год продлена не будет.

– Мы впервые вошли в отрицательную противофазу с ростом мировой экономики. Мир будет демонстрировать темпы роста более 3,5%, а мы – в лучшем случае 2,5%. Это и 2013 год, и 2014 год, и 2015 год, и, возможно, в последующие годы – так считает глава МЭР.

На 2014 год и Сбербанк обещает только 2,2–2,3% роста ВВП, но, вполне возможно, что эта цифра составит только 2%, особенно если не предпринимать нужных мер.

Одной из мер, уже явно предпринимаемой нашим правительством и озвученной на Гайдаровском форуме, является отказ ЦБ от валютных интервенций ради поддержания курса рубля. При этом на форуме первый зампред ЦБ Ксения Юдаева пообещала, что ЦБ будет удерживать инфляцию в 2014 году на уровне 5%, в 2015 году – 4,5%, в 2016 году – 4%. Создавать такой эффект ЦБ собирается путем увеличения процентных ставок по кредитам. Однако на фоне падения рубля по отношению к доллару и евро в конце января 2014 года в инфляцию 5% пока поверить сложно.

Приоритет – краткосрочный или долгосрочный

В последний день Гайдаровского форума глава Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Правительства Москвы Алексей Комиссаров сделал заявление, которое как раз отлично обрисовало тему открытой дискуссии – «Контуры посткризисного мира»:

– В Москве и нашей стране проблема состоит в том, что краткосрочные цели являются более приоритетными, чем долгосрочные.

Впрочем, именно в Москве в последнее время долгосрочные цели становятся приоритетными. Так, на круглом столе «Эффективное управление в экономике знаний: возможности общественного участия» директор Центра экономики знаний Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Владимир Комаров говорил о необходимости нового подхода к инновационной политике – сочетания федерального и регионального подхода. По словам эксперта, «модернизация – не селективная поддержка отдельных отраслей, а целенаправленный процесс создания устойчивой системы стимулов для производительной деятельности и инвестиций в человеческий капитал для всех экономических агентов». В свою очередь заместитель генерального директора Государственного бюджетного учреждения Москвы «Центр инновационного развития» Павел Свистунов охарактеризовал ситуацию в Москве с инновационным подходом в обустройстве городского пространства:

– «Умный город» – это город, который улавливает потребности и запросы горожан. Таким образом, Москва создает инструменты для поиска, отбора и внедрения инноваций, которые реально нужны горожанам и улучшают качество их жизни.

Сегодня Москва полноправно является лицом российских инноваций, направленных на реализацию долгосрочных программ модернизации экономики. На пленарной дискуссии «Doing Business in Russia 2.0», посвященной итогам рейтинга Всемирного банка Doing Business, Алексей Комиссаров озвучил, что Россия в этом рейтинге в 2013 году поднялась со 111-го на 92-е место. И это произошло во многом благодаря улучшению условий подключения предприятий к электросетям в российской столице.

– Россия вошла в топ-10 стран-реформаторов, заняв третье место по темпам этих изменений. Тот прорыв и те изменения, которые произошли, стали возможны во многом за счет Москвы, – заявил Алексей Комиссаров. Он объяснил успех Москвы работой созданного в 2012 году штаба по поддержке предпринимательства, объединяющего усилия разных региональных и федеральных ведомств. – В результате условия подключения предприятий к электросетям изменились к лучшему радикально – количество процедур сократилось с 10 до 5, уменьшились сроки подключения, стоимость упала в 5 раз.

В 2014 году предполагается срок подключения еще сократить – до 90 дней для мощностей 150 кВт (для сравнения: в России этот срок пока составляет 162 дня, в Европе – 146 дней). В 2014 году Департамент топливно-энергетического хозяйства Москвы запустил в тестовом режиме онлайн-калькулятор технологического присоединения для физических лиц, малого и среднего бизнеса, позволяющий виртуально подключиться к газу, электричеству, воде в любой точке города и подсчитать затраты.

Выступая на дискуссии «Doing Business in Russia 2.0», Алексей Комиссаров предложил Всемирному банку пересмотреть некоторые параметры рейтинга, например включить в него такой показатель, как инвестиции в новые технологии.

Текст: Алиса Бецкая



Назад в раздел
ОЭККапиталМОЭКМД-групп
ЦентрЛокоБанк