НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Здоровая экономика столицы


Безымянный.png

Москва успешно справляется с поставленными задачами даже в условиях пандемии

Декабрь – время подводить хотя бы предварительные итоги года. Гордиться успехами, анализировать причины возникавших проблем, строить планы на будущее. Отражением такой работы можно назвать проекты бюджетов: как федерального, так и субъектов РФ. В ноябре на рассмотрение Мосгордумы был внесен проект бюджета столицы на 2021 год и плановый период 2020–2023 годов.

Регламент как данность

Говорили на встрече о разных аспектах закупочного механизма, в том числе о необходимости регламентации закупок.

В своем выступлении заместитель руководителя Минфина Алексей Лавров напомнил о законопроекте «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упрощения и оптимизации порядка осуществления государственных и муниципальных закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

Он отметил, что данный документ содержит оптимизационный пакет поправок. Они направлены на сокращение способов закупок, дальнейшее упрощение процедур их проведения, усиление предквалификационного отбора, типизацию контрактов, повышение действенности обеспечения заявок и контрактов, унификацию случаев несостоявшихся закупок, ограничение для необоснованного обжалования.

Заместитель министра напомнил также, что в следующем году предполагается разработать новый большой пакет поправок к Закону № 44-ФЗ, регулирующему госзакупки.

В законопроект планируется включить поправки, направленные на выстраивание сквозной системы нормирования, поскольку действующие механизмы нормирования, когда каждое ведомство, каждый субъект РФ создают собственные правила, фактически не работают, – сказал Алексей Лавров. – Имеется в виду установление требований (включая предельные цены) к закупаемым товарам, работам и услугам.

Единая система нормирования для всех госзаказчиков будет создана с использованием Каталога товаров, работ и услуг Единой информационной системы в сфере закупок.

Поправки на пользу

Надо сказать, что многие участники закупочного рынка оказываются не в восторге от слишком частого внесения поправок в закупочное законодательство. Дескать, только приспособишься, а тут опять новации, которые необходимо изучать и осваивать, как говорится, «на марше», а это приводит иногда к ошибкам и штрафам.

В защиту поправок и регламентации закупок выступил генеральный директор Института экономических стратегий РАН, член научно-практического совета ИНЭС по закупкам, ГОЗ и диверсификации Александр Агеев.

– Любые изменения в законодательстве – это всегда переучивание и колоссальные затраты, – отметил он. – Однако надо учитывать, что делается это ради качества и скорости исполнения, ради сокращения бюрократического крючкотворства. И самое главное – это доверие между участниками сферы закупок.

Кстати, об этом же говорил в своем выступлении и заместитель министра финансов Алексей Лавров. По его словам, необходимо найти баланс интересов между заказчиками и поставщиками. Первые заинтересованы в наличии инструмента гибкого планирования закупок, вторые хотят иметь, например, трехлетний план закупок и ничего не менять.

С новыми принципами

Специалисты по закупкам высказывали свои пожелания в вопросах регламентации закупок. По мнению одного из выступающих, сейчас закупочный механизм базируется на системе контроля и всеобщего недоверия к участникам рынка – как заказчикам, так и поставщикам. Это приводит к снижению конкуренции, росту количества несостоявшихся процедур, срыву сроков исполнения контрактов. Необходимо создать такую модель, когда при входе в систему она сама формировала бы доверие.

Так, можно было бы создать сервис, подобный системе госуслуг или еще какой-то. Например, одна из систем, регу лирующих работу такси, при входе регистрирует всех водителей, автомобили, определяет квалификацию участников. Это своеобразная предквалификация, усиление которой в закупках должно сыграть свою важную роль.

Напомним: предварительный квалификационный отбор – это открытая конкурентная процедура, которая позволяет проверить участников закупок на соответствие предъявленным заранее квалификационным требованиям. После выбора лучших из претендентов их заносят в соответствующий перечень. Затем только с теми, кто включен в данный перечень, то есть с наиболее подходящими потенциальными поставщиками, проводятся закрытые процедуры закупок.

Это особенно необходимо в таких, например, сферах, как реставрация зданий, оказание юридических услуг (международное право) и т.д.

Посредством предквалификации сразу отсекаются непрофессионалы или нечистые на руку дельцы. Предквалификационный отбор позволяет оптимизировать процесс закупок, сделать его более эффективным.

Методы оценки эффективности

Участники круглого стола затронули и такой важный аспект, как эффективность самой закупочной системы. Сегодня она определяется с применением двух показателей – конкуренции и экономии, которая рассматривается как разница между НМЦК и ценой контракта. Надо сказать, что экономия, как правило, получается весьма ощутимая, а в некоторых случаях просто колоссальная. А ведь это бюджетные средства, деньги из казны, которые можно направлять на решение многочисленных социальных вопросов.

Однако некоторые спикеры предлагали при оценке эффективности учитывать и то, какие средства вкладываются в развитие данной сферы. Это затраты и на законотворчество, и на контроль, и на содержание самой закупочной системы.

Такой механизм предлагается применять при разработке системы «Закупки-2030». Это может быть принципиально новая модель закупок, а не просто совершенствование уже существующей.

А еще озвучивалось мнение, что оценивать эффективность закупочной системы можно только дифференцированно – по разным отраслям. При этом должна быть обратная связь с конечным потребителем.

Необходимое упрощение

Пока обсуждается принципиально новое будущее закупочной системы, в стране принимаются меры, которые позволяют упростить механизм закупок. Поправки в законодательство по упрощению вступили в силу еще в июле прошлого года, в частности, значительно упрощены закупки строительных работ.

Сейчас готов законопроект со вторым пакетом новых оптимизационных поправок. А в 2021-м, по информации Минфина, будет подготовлен третий проект.

Напомним: упрощение закупочной системы с одновременным усилением прозрачности механизма было продиктовано необходимостью реализовать в срок национальные проекты. Их более десятка по самым важным направлениям нашей жизни: образование, здравоохранение, демография, экология, жилье и городская среда, культура, безопасные и качественные автомобильные дороги, малое и среднее предпринимательство, наука, цифровая экономика, производительность труда, занятость, экспорт и международная кооперация.

Средств на это выделено много, осваивать их можно только посредством проведения закупочных процедур. А сроки довольно сжатые.

Изначально они ограничивались 2024 годом. Однако на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам в июле Президент РФ Владимир Путин поручил правительству при участии Госсовета скорректировать нацпроекты с учетом новых национальных целей. В связи с этим срок исполнения нацпроектов будет сдвинут с 2024 года на 2030-й. И если параллельно с этой работой продолжится совершенствование закупочного механизма, всем нам будет проще.

Текст: Ирена Татонова



Назад в раздел
КростСаториМосинжпроектОЭК
АБЗФУДМОСПРОМСТРОЙ