НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Движение к намеченной цели. Как начала работать новая программа создания МФЦ в Москве


Спор о месте российской экономики в мировой до сих пор не окончен. Самые распространенные критерии – ВВП, ВВП на душу населения, объем золотовалютных резервов, уровень государственного долга, уровень потребления – все-таки не могут считаться достаточно объективными.


Главный вопрос: за счет чего растут ВВП и золотовалютные резервы и поднимается уровень потребления? Насколько это долговременно? Использует ли страна все свои возможности, для того чтобы не только не отстать от лидеров мировой экономики, но и сравняться с ними, а в чем-то и обойти?

Чью экономику развиваем?

Пока мы вынуждены признавать, что все положительные показатели в большой степени зависят от нефтегазовых доходов и мирового спроса на энергоносители.

Трудно возразить тем, кто пеняет России, что она не использует возможности своего уникального положения между Европой и Азией, медленно развивает инфраструктуру и тяжело работает с инновациями. Один из признаков нашего безусловного отставания – отсутствие полноценного международного финансового центра. Отсюда одно из важнейших позитивных ожиданий сегодня – твердая решимость российского руководства создать МФЦ в Москве в ближайшие годы.

В 2007 году, в наиболее благополучное для нашей экономики время за все последние десятилетия, средний объем средств, которые удалось привлечь эмитентам на ММВБ и РТС, оказался сопоставим с размещением на Лондонской фондовой бирже. Бумаги наших «голубых фишек», например Газпрома и Сбербанка, пользовались большим спросом у иностранных и российских инвесторов.

Идея создания Московского МФЦ буквально носилась в воздухе: казалось очевидным, что рост российской экономики и положение России как моста между Европой и Азией делают перспективы будущего МФЦ блестящими.

Однако финансовый кризис 2008 года привел к резкому падению объема торгов, уходу многих игроков(нерезидентов с нашего фондового рынка, и необходимость МФЦ как(то отошла на задний план. То, что 11 июля 2009 года Правительство РФ утвердило план создания МФЦ в Москве и была создана рабочая группа по осуществлению этого плана, говорит о том, что, несмотря на кризисы, наша власть все(таки умеет работать на перспективу.

В плане были учтены те препятствия, которые явно противоречили возможности нашего МФЦ стать успешным и востребованным: необходимость большей прозрачности банковской деятельности, совершенствование правового регулирования рынка ценных бумаг, уменьшение барьеров для иностранных инвесторов и т.д. вплоть до повышения финансовой грамотности нашего населения, которое, надо признать, и в Москве(то не слишком информировано в этой области. Предполагалось, что МФЦ заработает в полную силу уже в 2012 году.

Потом оказалось, что это были явно завышенные ожидания. По уровню индекса финансовых центров The Global Financial Centers Index за последние годы Москва сумела поднять свой счет с 414 до 585 баллов. В результате мы занимаем… 64-е место из 77 возможных позиций.

Главное, что было сделано в продвижении к полноценному МФЦ, – это объединение ММВБ и РТС, союз которых теперь называется «Московская биржа». Однако ее популярность в мире пока оставляет желать лучшего. На нашей фондовой площадке «толкутся» одни и те же немногочисленные «голубые фишки», которые можно пересчитать по пальцам: те же «Газпром» и «Сбербанк», «Роснефть», «Лукойл», «Норникель», ВТБ, «Северсталь», «Ростелеком», «Русгидро», «Полюсзолото» и т.п. Прочие же эмитенты занимают место незначительное и шансов обратить на себя внимание крупных иностранных инвесторов имеют немного.

Одним словом, нашей большой бирже не хватает разнообразия качественных товаров. Хотя бы тех же бумаг пенсионных фондов. Но это неудивительно – наши ПФ в основном пока не смогли составить себе репутацию, которая способствовала бы достойной оценке их бумаг. Но вот что особенно обидно: московскую фондовую площадку игнорируют наши же потенциальные «голубые фишки», предпочитая проводить размещение на иностранных площадках. Как только ФСФР отступилась от жесткого требования значительную часть размещения отечественных эмитентов проводить «дома», оные бодро отправились искать счастья на чужбине: «Мегафон» и Mail.ru Group – на Лондонской бирже, «Русал» – в Гонконге, «Яндекс» – на NASDAQ в США и т.д.

Недостаток патриотизма оправдывается тем, что там возможности больше и круг инвесторов шире. Но грядущая масштабная приватизация сразу вызывает в таком случае главный вопрос – мы свою экономику развиваем или чужую? Чем будем отчитываться перед страной и народом – ростом количества отечественных миллиардеров, все равно Отечество посещающих нечасто? На это Президент РФ Владимир Путин дал исчерпывающий ответ: «Приватизация должна работать на развитие, на повышение капитализации нашего собственного фондового рынка, а не на разогрев зарубежных финансовых площадок». Так что стоит ожидать, что в процессе становления нашего МФЦ компании с государственным участием (хотя бы они) получат предписание размещаться в Москве. Отговорки, что у нас все делается долго и неповоротливо, лучше излагать в письменном виде в форме предложений – и в Правительство РФ, в структуру, занимающуюся построением МФЦ.

Что касается наших частных компаний и иностранных инвесторов, то в компетенции правительства стимулировать как быстрый вход на наш фондовый рынок, так и долгосрочные инвестиции. А также инвестировать в московскую инфраструктуру, чтобы она соответствовала уровню требований полноценного МФЦ.


МФЦ – быть!

Правительство РФ 13 февраля одобрило госпрограмму «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра». Согласно ей, к 2020 году Россия войдет в первую десятку рейтинга международных финансовых центров. К этому времени объемы нашего фондового рынка возрастут по отношению к 2012 году в 3,8 раза, а объем IPO возрастет до 1,8 трлн руб.

Предполагается сделать все необходимое для упрощения доступа на рынок России иностранных инвесторов и увеличения объема обращения акций российских компаний. Как отметил на совещании Правительства РФ премьер-министр Дмитрий Медведев, нужно решить двойную задачу – стимулировать российские компании проводить IPO на нашем же фондовом рынке и обеспечить успешное размещение, то есть привлечь справедливые объемы средств.

При этом Дмитрий Медведев жестко опроверг тех, кто называет планы создания МФЦ в Москве прожектерством. «Тот, кто не ставит перед собой амбициозных задач, окажется на задворках истории.

Мы много говорим о необходимости развития реального сектора экономики, но мир без финансов существовать не может, и мы должны занимать в нем подобающее место. Поэтому власти занимались и будут заниматься созданием МФЦ. Задача хотя и амбициозная, но выполнимая», – заявил премьер(министр.

Особой критики Дмитрия Медведева удостоился отечественный страховой рынок – за непрозрачность и отсутствие полноценной линейки современных страховых продуктов, что часто вынуждает государство в страховых случаях выдавать населению компенсации из бюджета. Одной из важнейших задач в деле становления МФЦ Дмитрий Медведев назвал также развитие независимых российских рейтинговых агентств.

Особенно интересно: министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что бюджетные деньги на реализацию госпрограммы «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра» не потребуются, так как ее финансирование пойдет в счет уже заложенных в бюджеты профильных органов власти расходов. Как утверждает Антон Силуанов, «дорожная карта», для того чтобы идти по пути создания МФЦ, уже подготовлена, а работа над принятием необходимых нормативно(правовых решений активно ведется. Остается правительству утвердить «дорожную карту», что и будет сделано в ближайшее время.

В качестве важнейших условий создания финансового центра международного уровня Антон Силуанов назвал необходимость появления институциональной базы, гарантирующей надежную защиту вложений в финансовый сектор, строгий надзор регулятора и привлекательность вложений для граждан и организаций.

В этом случае, как считает глава Минфина, наша страна имеет возможность занять лидирующие позиции на финансовых рынках евроазиатского пространства.


Большой старт Московской биржи

IPO Московской биржи на ее собственной площадке было проведено 15 февраля 2013 года. Размещение прошло успешно, было продано акций на 15 млрд руб., что соответствует 11,8% уставного капитала Московской биржи. Основной спрос продемонстрировали иностранные институциональные инвесторы. Всю сделку провели девять инвестбанков: глобальные координаторы Credit Suisse, J.P. Morgan, Sberbank CIB и «ВТБ Капитал» и совместные букраннеры Deutsche Bank, Goldman Sachs, Morgan Stanley, UBS и «Ренессанс Капитал». Рыночная капитализация Московской биржи по итогам размещения составила примерно 4,2 млрд дол.

По словам главы Московской биржи Александра Афанасьева, это IPO привлекло десятки западных инвестиционных фондов, а главный итог сделки в том, что инвесторы поверили не только в саму биржу, но и в перспективы всего российского рынка.

Положение дел на Московской бирже не противоречило общему настроению инвесторов. Как заключила по итогам 2012 года компания Ernst & Young, у инвесторов вновь появился интерес к участию в первичных размещениях акций.

Опросы показали, что в 2012 году инвесторы в четыре раза чаще вкладывали средства в первичное размещение.

Правда, в число наиболее привлекательных бирж Московская биржа пока не вошла – участники опроса на пьедестал почета поставили Лондонскую (LSE), НьюЙоркскую (NYSE) и Гонконгскую (HKE) биржи. Нам же вновь указали на недостатки инфраструктуры и сервиса.


МФЦ: столичный уровень

Выступая на заседании Правительства 13 февраля, Мэр Москвы Сергей Собянин высказал позицию столичных властей: для того чтобы наш город соответствовал всем требованиям МФЦ, нужно немало сделать, и далеко не все зависит от самих городских властей.

Как определил Сергей Собянин, финансовый сектор в Москве – системообразующий. Это неудивительно: в столице сосредоточено почти две трети банковских активов всей страны. От того, каким будет развитие этого сектора, зависит развитие всей экономики российской столицы. Тем более что на него работают другие отрасли московской экономики. «Финансовый сектор тесно увязан с развитием других отраслей. Например, сектор информационных технологий. Почти все крупные инновационные технологические компании расположены в Москве, и значительная часть объема их деятельности направлена именно на финансовый сектор. Именно финансовый сектор является заказчиком их продукции в значительной степени», – заявил Мэр Москвы. По словам Собянина, от развития финансового сектора зависят и объемы капитальных вложений в городскую среду – в зависимости от кредитных ставок и возможностей банков, и строительство жилья.

Но для создания полноценного МФЦ в Москве нужны соответствующая транспортная и инженерная инфраструктура, квалифицированные кадры, активное развитие социального сегмента. Конкретные первые шаги – разгрузить город от присутствия многотонных грузовиков, что Сергей Собянин озвучил на заседании Правительства РФ. Он предложил ужесточить административную ответственность за проезд по Москве тяжелых грузовиков, создающих основу знаменитых московских пробок. Правительство обещало помочь. Пока же с 1 марта 2013 года нарушителей штрафуют… на 300 руб.

Естественно, что большинство водителей предпочитают просто заплатить штраф и ехать по столице, пусть и с пробками.

Избавления московских дорог от заторов невозможно добиться только силами Москвы при любых усилиях московского правительства. В последние годы город вкладывает беспрецедентные средства в развитие здравоохранения, образования, транспортной и инженерной инфраструктуры. Что касается транспорта, за последние годы объемы инвестиций увеличились более чем в 2 раза. На следующий год планируется увеличить еще на треть.

Но, конечно, мы не можем работать отдельно, без развития в целом Московского региона, Московской области и без развития федеральной транспортной инфраструктуры.

Пока же идет согласование параметров подпрограммы развития Московского транспортного узла в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы России», в чем Мэр Москвы и все соответствующие структуры московского правительства принимают активное участие.

Сергей Собянин обратился в Правительство РФ с просьбой провести серию совещаний, чтобы определить все параметры подпрограммы для определения финансовых инвестиционных возможностей и сроков реализации основных направлений.

Еще одна проблема, важнейшая для создания МФЦ, которую городу в одиночку не решить: развитие инженерных сетей и подключение к инженерным коммуникациям. Хотя, по словам Сергея Собянина, Москва тесно сотрудничает с Министерством энергетики, чтобы устранить административные барьеры в этой сфере и сократить сроки подключения, тем не менее сегодня в соответствии с действующим законодательством у региональных властей практически нет никаких административных рычагов по отношению к сетевым компаниям. Так что к Министерству энергетики и к Министерству регионального развития остается много вопросов, решать которые необходимо срочно.

На заседании правительства после выступления Сергея Собянина премьер(министр дал соответствующие распоряжения – подготовить предложения правительства для решения московских проблем, чтобы это не препятствовало развитию МФЦ.


Москва: встреча министров финансов g 20

Как бы подтверждая свой статус будущего крупнейшего МФЦ, Москва с 15 по 16 февраля 2013 года приняла встречу министров финансов и глав центробанков G 20 в рамках председательства России в этой наиболее влиятельной международной организации.

В Екатерининском зале Кремля перед собравшимися выступил Президент РФ Владимир Путин. Он подчеркнул, что в современном мире все взаимосвязано и проблемы локальных крупных экономик активно влияют на мировую ситуацию в целом. Владимир Путин вновь призвал к тесной координации экономической политики, так как только таким способом возможно сегодня противостоять кризису.

«Обеспечение долгосрочного роста и создание рабочих мест» – так Путин обозначил главную цель G 20 под председательством России и предложил в июле 2013 года провести встречу министров труда G 20, чего ранее в рамках этой организации не делалось. «Это новация российского председательства», – заявил Президент РФ.

На встрече активно обсуждались проблемы международной финансовой политики.

Важно, что предложения, озвученные российской стороной, получили полноценную поддержку партнеров по G 20.

Так, Владимир Путин особо остановился на теме сокращения государственного долга развитых стран. Он подчеркнул, что нет полной ясности, как государства, имеющие объем госдолга, превышающий ВВП, смогут его обслуживать. Это, по мнению Президента РФ, вызывает недоверие инвесторов. Что касается России, то «будем придерживаться крайне взвешенной и ответственной консервативной политики в вопросе государственных финансов», – заявил Владимир Путин. Ориентир – на низкий уровень инфляции.

В коммюнике по итогам встречи вопрос корректирования объема госдолга нашел свое отражение. «Мы договорились о том, что в этом году должны определить среднесрочные и долгосрочные ориентиры для бюджетной политики, в первую очередь по объему государственного долга, по параметрам дефицита бюджета, и эти параметры должны быть реалистичны и выполнимы для стран», – заявил Антон Силуанов. Другие предложения российской стороны – об ужесточении надзора за деятельностью рейтинговых агентств, о предотвращении валютных войн и т.д. – также были восприняты с пониманием и нашли свое отражение в итоговых документах.

Что касается перспектив развития МФЦ в Москве, то Антон Силуанов отметил, что во время встречи была достигнута договоренность «о необходимости развития фондовых рынков в местных валютах».

А для развития российского фондового рынка, по словам Силуанова, Россия делает все необходимое, чтобы инвесторам в стране было бы так же комфортно работать, как и в Европе.


Текст: Алиса Бецкая


Назад в раздел
ТеплоцентрстройЭнергокомплексМосгазОЭК
СоюзШвабеАбсолют