НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Наша цель – создание здорового климата в городе


440.jpg

На Московском урбанистическом форуме мэр российской столицы поделился секретами успехов

IX Московский урбанистический форум стал самым многочисленным по уровню международного представительства за все время проведения этого мероприятия. Для работы на форуме в Москву приехало 44 делегации, в том числе из 30 иностранных государств и 14 – из регионов России.

В числе иностранных гостей форума в российскую столицу прибыли заместитель Генерального секретаря ООН Маймуна Мохд Шариф, которая возглавляет крупнейшую мировую программу по населенным пунктам ООН-Хабитат. В Москве в эти дни побывали мэры: Анкары – Мансур Яваш, Белграда – Зоран Радойичич, Палермо – Леолука Орландо, Куала-Лумпура – Нор Хишам Ахмад Дахлан. Приехал президент метрополии «Большого Парижа» Патрик Олье.

Деловая программа форума включала 76 панельных дискуссий, круглых столов, обсуждений, брифингов, презентаций и дебатов, в которых участвовало 8,5 тыс. человек из 69 стран мира. Впервые в своей истории он проходил сразу на трех городских площадках – в филармонии в «Зарядье» прошла основная деловая программа, в Гостином дворе прошел форум «Мой район» – о реализации новой городской программы создания качественной городской среды во всех районах Москвы, в «Манеже» – выставка, посвященная главным проектам российской столицы. Все желающие могли посетить проходивший на территории парка «Зарядье» фестиваль «MoscowUrban FEST».

В рамках фестивальной программы прошло около сотни мероприятий, которые посетили более 200 тыс. человек. Главной темой форума в этом году стало «Качество жизни. Проекты, меняющие города». Впервые в истории Московского урбанистического форума в рамках его деловой программы состоялся конгресс Urban Health, посвященный здоровью в городской среде. На нем обсуждалось, как устроить городскую среду с таким расчетом, чтобы сохранить здоровье горожан, как мотивировать жителей вести здоровый образ жизни.

На МУФ заключен ряд значимых соглашений между городами и крупными холдингами. Мэр Москвы Сергей Собянин подписал программы двустороннего сотрудничества с Анкарой и метрополией «Большого Парижа», а холдинг «Мосинжпроект» заключил соглашение с французской компанией SUEZ о создании совместного предприятия по переработке строительных грунтов и отходов.

Мэр Москвы выступил на трех мероприятиях форума: на открытии пленарного заседания форума «Качество жизни. Решения для мировых мегаполисов»; на пленарном заседании конгресса Urban Health «Городское пространство как источник здоровья» и на пленарном заседании по итогам форума «Мой район» во второй день работы форума.

Комплексный подход к созданию здоровой городской среды

Первой в повестке дня была пленарная сессия, посвященная здоровью и качеству жизни жителей городов. Открывая его, Сергей Семенович отметил, что форум проводится уже в девятый раз и его формат непривычен для России. В большинстве российских городов от Калининграда до Владивостока проводятся экономические форумы, на которых их участники обсуждают перспективы привлечения инвестиций. И только Москва выбрала формат форума, на котором обсуждаются вопросы градостроительной политики, развития транспортной системы, городской экологии, создания комфортной среды. Среди тем, которые стали предметом обсуждения на нынешнем форуме, столичный градоначальник назвал те, которые связаны с реновацией жилищного фонда, с экологией, благоустройством парков, новую программу комплексного развития территорий «Мой район» и новые технологии, которые способны стать драйверами развития мегаполиса.

Касаясь темы международного конгресса Urban Health, Сергей Семенович отметил, что его основная задача заключается в том, чтобы разобраться, как развитие города, те или иные технологии влияют на здоровье жителей мегаполиса.

В последние десятилетия продолжительность жизни в стране растет. В городах ее динамика гораздо выше, чем в сельской местности. Но при этом увеличивается и количество хронических заболеваний, связанных с неподвижным образом жизни, с питанием, со стрессами. Поэтому вопросы, относящиеся не только к здравоохранению, но и к городской среде, образу жизни – как они влияют на здоровье горожан, – чрезвычайно актуальны для властей российской столицы.

В числе новых начинаний, реализуемых в сфере создания здорового климата в городе, Сергей Семенович назвал программу «Московское долголетие», которая позволяет вовлечь в активную жизнь огромное количество людей старшего поколения. Для них создано большое число кружков и секций, в которые они могут записаться по месту жительства и заниматься спортом, повышением своей квалификации в какой-либо сфере, изучением интернет-технологий, посещать театральные студии. Сегодня несколько сотен тыс. людей уже занимаются активно, чувствуют себя снова востребованно, общаются друг с другом.

По словам Мэра Москвы, практически в каждом крупном городе существует конфликт, возникающий в связи с уже сложившейся застройкой, сохранением исторической среды и новыми градостроительными планами развития и благоустройства. Поэтому все актуальные программы развития в российской столице готовились с учетом сложившейся ситуации, тех или иных проблем. Например, программа «Моя улица» помогла привести в порядок 300 улиц центра. Но таких улиц в городе не 300, а 3000. И поэтому в развитие того, что уже сделано, запущена новая программа «Мой район», которая призвана устранить проблемы городских районов, сделать их самодостаточными и комфортными.

В сфере улучшения экологической ситуации Сергей Собянин отметил работу городских предприятий, в частности, крупнейшего предприятия столицы Московского нефтеперерабатывающего завода, модернизация которого позволила на 95% снизить объемы выбросов в атмосферу. Но сейчас, в условиях вывода производств за границы города, основным загрязнителем являются не заводы, а автотранспорт. Однако и здесь динамика налицо. Повышаются класс двигателей автомашин и качество бензина. С 2021 года Москва планирует отказаться от закупок машин с моторным топливом. И старт этому процессу уже дан: закуплено 300 автобусов с электродвигателями. В ближайшее время в Москве будет создан центр разработок в области электротранспорта и выстроена масштабная сеть электрозаправок.

В итоге концентрация транспортных выбросов в последнее время уменьшилась в 2,5 раза, состояние воды и почвы улучшилось. А в течение 5–7 лет ситуация в экологии изменится кардинально, убежден столичный градоначальник.

Московские технологии урбанистики

На прошедшем в середине первого дня формальном открытии форума на пленарном заседании «Качество жизни. Решения для мировых мегаполисов» Сергей Собянин отметил, что именно большие города и формирующиеся вокруг них агломерации становятся двигателями экономики целых регионов и стран. При этом одна из важнейших проблем, стоящих перед Москвой в предыдущие годы, – недостаточно развитая транспортная инфраструктура. Именно поэтому руководство российской столицы уделяет повышенное внимание развитию общественного транспорта и строительству метро.

Москва старается уравнять между собой окраины и центр города, поэтому городские власти поставили перед собой задачу – до 90% москвичей должны проживать в шаговой доступности от станций метрополитена. На две трети эта задача уже решена. За последние годы в Москве открыли порядка 80 станций метро, включая станции МЦК. Нынешние темпы строительства метро превышают самые высокие достижения советского периода. На ближайшие пять лет в городе запланирована большая программа, которая в первую очередь включает в себя завершение строительства Большой кольцевой линии метрополитена. Планируется также открыть несколько Московских центральных диаметров. Они свяжут города Подмосковья, а комфортный железнодорожный транспорт интегрируют с метро и Московским центральным кольцом.

Сергей Семенович также рассказал о том, как совершенствуется улично-дорожная сеть столицы: строятся автомобильные развязки, реконструируются улицы, появляются новые магистрали, улучшается качество дорог. Одновременно растет популярность общественного транспорта у москвичей. Это не только решает транспортные проблемы города, но и оказывает благоприятное влияние на состояние окружающей среды. Строительство Северо-Восточной хорды сокращает перепробег машин на 5%, а это большой плюс для экологии, сопоставимый с появлением в городе 44 «парков Горького», пояснил столичный градоначальник.

Одна из главных проблем всех больших городов – маятниковая миграция, отметил Сергей Собянин. Это процесс, при котором миллионы людей вынуждены ездить из своих районов в центр на работу.

– За последние годы в Москве начата программа реорганизации морально устаревших промышленных зон, которые вместо рабочих мест стали создавать дискомфорт и представляют собой депрессивные территории. И сегодня большая часть – две трети промышленных территорий – находится на стадии реорганизации: идет подготовка градостроительной, проектной документации. Активное строительство ведется на 65 из 200 таких территорий, – сообщил Мэр Москвы.

Кроме того, именно за пределами Третьего транспортного кольца сегодня строится большинство промышленных и торговых объектов. Таким образом, количество рабочих мест в районах, удаленных от центра, возрастает.

Еще одна общая существенная проблема больших городов по всему миру, по мнению Сергея Собянина, – старение жилого фонда.

– Порой кажется, что эта проблема вообще не решаема. Комфортное жилье, построенное 50–60–70 лет назад и в то время казавшееся верхом мечты, сегодня превращается в ветхое жилье, которое через несколько лет станет аварийным, – посетовал Сергей Семенович.

В Москве ее попытались решить. Сегодня в городе реализуется масштабная программа реновации – крупнейшая в мире.

Она стартовала в августе 2017 года. Благодаря программе у 350 тысяч семей появилась возможность улучшить свои жилищные условия.

– Такой масштабной программы в мире не существует, – убежден столичный Мэр.

«Мой район» стирает различия между окраинами и центром

Второй день работы форума Сергей Собянин открыл выступлением на пленарке по подведению итогов локального форума, посвященного программе «Мой район». На ней обсуждались основные драйверы развития территорий мегаполисов.

– Город выходит на первый план, а жилые районы зачастую остаются в тени обсуждения, Москва развивалась на протяжении почти девяти веков, и последние 150 лет город увеличился в 36 раз, миллионы людей приехали в город. Поселки растворились в огромном мегаполисе. Но это не совсем так. В 1990-е начался обратный процесс – началась идентификация столичных районов, в которых проживают сейчас в среднем от 100 тысяч человек, – сообщил Сергей Собянин.

За последние годы, по словам градоначальника, наметились многочисленные перемены в повседневной жизни районов: стали доступнее детские сады и школы, поликлиники, метро, спортивные объекты. Но при этом при встречах с жителями Мэр традиционно получает пожелания о благоустройстве скверов, парков, открытии новых детских садов. При этом особенность жизни столицы такова, что порядка 60% жителей района в течение года не выезжают в центр столицы.

Поэтому столичные власти решили разработать системный подход к развитию районов как самостоятельных территориальных единиц города. Он включает в себя три направления: благоустройство, экологию и спорт. С учетом этих трех факторов проводится обустройство придомовых территорий, парков, скверов, бульваров, появление качественного жилья, объектов соцкультбыта. Помимо этого, планы развития территорий предусматривают, что горожане должны суметь найти работу максимально близко к дому. Большое внимание уделяется и сохранению исторических объектов, которые подчеркивают уникальность каждого района.

Для решения поставленных задач решено было разработать мастер-планы развития районов. Эти документы будут постоянно дополняться в соответствии с пожеланиями жителей.

В качестве примера Сергей Семенович привел мастер-план района Южное Бутово. После бесед с жителями выявился комплекс проблем этой территории – несвязанность дорог, нехватка спортивных сооружений, дискомфорт пассажиров на остановках, дефицит школ и детских садов. По итогам обсуждения были приняты решения о необходимом благоустройстве и строительстве объектов, нехватка которых ощущается в районе.

При этом центр района занимала пустынная территория с эстакадой, которая разделяла Южное Бутово на отдельные зоны. После двухлетнего обсуждения с населением и специалистами был разработан проект создания в этом месте рекреационной территории, по своему масштабу сопоставимой с парком Горького. Эта благоустроенная озелененная зона стала связующим центром района.

Программа «Мой район» призвана устранить неравенство между территориями столицы и направлена на их комплексное развитие.

– Большинство москвичей живут в спальных районах, поэтому мы продвигаем идеологию равенства горожан, системно улучшая транспортную доступность, строя метро и дороги так, чтобы у каждого жителя города была шаговая доступность к метро и остановкам общественного транспорта, чтобы у каждого москвича были в районе достойная школа, качественная поликлиника, музыкальная школа, дом культуры, прекрасный парк, – пояснил Сергей Собянин.

В результате этой работы каждый район должен стать местом, где хочется жить. Программа «Мой район» позволит создать новый уровень комфорта для горожан.

Текст: Дмитрий Ильин

Фото: Олег Паршин; Михаил Колобаев (пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы)



Назад в раздел
Вся информация о торгах, аукционах и конкурсах
"Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги" 49/2019

Читать свежий номер

ГеопроектизысканияОЭКТеплоцентрстройКрост
ФУДАБЗВККапстройсити