НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Действенное средство. Как общественный контроль закреплен в законодательстве


Право на осуществление общественного контроля гражданами, общественными объединениями, а также объединениями юридических лиц за соблюдением законодательства Российской Федерации, а также других нормативно-правовых актов по контрактной системе в сфере закупок закреплено в ч. 1 ст. 102 Закона № 44-ФЗ.

Целью общественного контроля является реализация принципов контрактной системы, помощь в ее совершенствовании и развитии, профилактика и обнаружение нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, доведение информации о выявленных нарушениях до заказчиков и контрольных органов (ч. 2 ст. 102 Закона № 44-ФЗ).

В свою очередь, обеспечение возможности осуществления такого контроля возложено законом на органы государственной власти и местного самоуправления. Федеральный закон от 02.05. 2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентирует порядок подачи общественными объединениями и объединениями юридических лиц запросов о предоставлении информации об осуществлении закупок и исполнении контрактов, а также иных их обращений.

При осуществлении общественного контроля общественные объединения и объединения юридических лиц наделяются в соответствии с ч. 3 ст. 102 Закона № 44-ФЗ следующими правами:

1) подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

2) направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;

3) осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям Закона № 44-ФЗ;

4) обращаться от своего имени в государственные и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю, предусмотренных Законом № 44-ФЗ;

5) обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;

6) обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Получение общественными объединениями и объединениями юридических лиц доступа к информации в ходе осуществления ими общественного контроля согласно ч. 5 ст. 102 Закона № 44-ФЗ налагает на них обязанность обеспечивать конфиденциальность этой информации.

Серьезным подспорьем в продвижении и повышении эффективности института общественного обсуждения госзакупок стал приказ Министерства экономического развития РФ от 10.10.2013 № 578 «Об утверждении Порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта, либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей».

Официальный сайт www.zakupki.gov.ru в специальном разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» проводит обсуждение закупок. Этот процесс проходит в два этапа: сначала обсуждается целесообразность самой закупки, размещенной в плане-графике, а на втором этапе рассматривается уже само извещение и документация закупки. Протоколы каждого этапа обсуждения размещаются на сайте и направляются в контролирующие органы.

Проведение общественного обсуждения не требуется при повторном конкурсе, запросе предложений и при закупке у единственного поставщика в случае признания его (аукциона, запроса котировок или предложения) несостоявшимся.

Не подлежат обсуждению закупки вооружения, военной и специальной техники в рамках гособоронзаказа, а также когда применяется закрытый способ определения поставщика или когда закупка производится у единственного поставщика, установленного Президентом РФ или Правительством РФ. Следует добавить, что в приказе предусмотрено установление региональными и местными властями как иных случаев проведения общественного обсуждения, так и его порядка. Приказ вступает в силу с 1 января 2014 года и действует до 31 декабря 2015 года.

К сожалению, законодательно закрепленных прямых санкций для нарушителей порядка обязательного обсуждения госзакупок не предусмотрено. Единственной мерой воздействия на нарушителей в данном случае является то, что любой заключенный контракт на сумму свыше 1 млрд руб., не прошедший процедуру обязательного общественного контроля, может быть оспорен. Развитие и совершенствование законодательного регулирования общественного обсуждения госзакупок должно идти параллельно с вовлечением граждан и общественных институтов в эту работу, поскольку наиболее эффективное и безотказное средство от коррупции и самодурства при проведении крупных госзакупок – открытое и масштабное общественное обсуждение с привлечением независимых экспертов.

Текст: Олег Кричевский



Назад в раздел
Вся информация о торгах, аукционах и конкурсах
"Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги" 2/2020

Читать свежий номер

МосинжпроектМД-группОЭКГера
ДоркомэкспоКапстройситиЦентрРоссийский