НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Кризис как стимулятор прогресса. Пора переходить на инновации


Новый состав Московской городской Думы продолжает работу по целевым направлениям экономического развития, реализуемым городом. О наиболее важных из них рассказала председатель Комиссии по экономической политике и финансам Мосгордумы Людмила Гусева.

– Людмила Ивановна, в кризис тема поддержки малого и среднего бизнеса снова стала актуальной. Как обстоят дела в московском регионе?

– В последнее время действительно произошло много важных изменений, которые в значительной части повлияли на экономическую повестку дня. Декабрьское обращение президента к Федеральному Собранию также определило основные направления развития на ближайшую перспективу. По существу, ставится задача по переходу на инновационный этап развития, характеризующийся развитием внутренних экономических институтов, наличием качественно новой системы взаимоотношений, основанной на партнерстве и равноправном диалоге государства и бизнеса. Все это, конечно, соотносится с темой малого и среднего предпринимательства.

Следует отметить, что в условиях непростой экономической обстановки и нарастающего внешнего политического давления требуется принятие действенных и взвешенных решений. Среди приоритетных направлений – создание условий, способствующих развитию малого и среднего бизнеса, реализации предпринимательской активности граждан для обеспечения будущего роста промышленного и производственного потенциала города. Одним из таких направлений является формирование легального и открытого конкурентного пространства, в котором всем участникам рыночных отношений предоставляются равные возможности, права и обязанности, а финансовый успех определяется факторами эффективности и оптимизации внутренней среды, востребованности того или иного субъекта экономической деятельности. В условиях, когда часть бизнеса не платит налоги, неизбежно возникает проблема асимметрии налоговой нагрузки, оказывающая негативное влияние на добросовестных предпринимателей.

– В декабре Мосгордумой был принят закон о введении в столице с 1 июля 2015 года торгового сбора. Это можно рассматривать в качестве решения обозначенной проблемы?

– Скажем так, решением здесь может являться создание механизмов вовлечения отдельных представителей предпринимательского сообщества в легальное поле. Одним из действенных шагов, предпринятых городом, станет торговый сбор, цель которого – легализация значительной части торгового пространства. Речь в первую очередь идет о выводе из латентного состояния той части бизнеса, которая уходит от уплаты налогов или платит их не в полной мере. Можно отметить, что эта мера только по отношению к недобросовестным налогоплательщикам будет жесткой и не отразится на остальных участниках экономического процесса.

Здесь необходимо понимать, что размер базовых ставок определен в процессе совместной работы и, по сути, был предложен самими предпринимателями, а не навязан властью. Это свидетельствует о факте конструктивного сотрудничества и наличии многостороннего диалога между государством и бизнесом.

Так, для объектов стационарной торговли до 50 кв. м устанавливается величина сбора, эквивалентная стоимости патента в городе Москве по соответствующему виду разрешенной деятельности и по 50 руб. в квартал за каждый следующий квадратный метр в случае осуществления торговли в стационарных объектах площадью свыше 50 кв. м. При этом для корректной идентификации физического показателя – объекта ведения торговли предполагается применять критерии фактического использования, в частности, не подлежат обложению складские площади, прочие помещения, не связанные с ведением торговли, также сохраняется принцип территориальной дифференциации.

Следует особо подчеркнуть, что основной упор делается на обязательном характере уплаты сбора, а не на количественных показателях собираемости.

У торговых организаций также есть возможность уменьшения части налогооблагаемой базы на величину размера торгового сбора. Таким образом, большинство добросовестных организаций практически не почувствуют дополнительной налоговой нагрузки. Также важна и очередность уплаты сбора, которую предлагается осуществлять в конце квартала, значительно упрощая процесс планирования расходов торговой организацией.

Последовательное выполнение основных положений настоящего законопроекта поможет создать легальное и открытое конкурентное пространство с равными для всех участников возможностями, позволит в полной мере реализовать предпринимательские инициативы граждан.

– Несколько слов о патентной системе налогообложения, насколько она востребована МСБ в текущих экономических реалиях?

– Учитывая масштабные трансформационные процессы, происходящие в жизни страны и города, современная налоговая система должна характеризоваться прозрачностью, простотой администрирования, четкими и достаточно простыми правилами и критериями оценки, которые в то же время учитывают специфику ведения того или иного бизнеса.

Одним из наиболее эффективных налоговых инструментов становится патентная система, уже пользующаяся заслуженной популярностью у индивидуальных предпринимателей. И это неудивительно, ведь приобретаемый патент снимает целый комплекс проблем, связанных с отчетностью, наличием кассовой техники, привлечением дополнительных сотрудников. При этом сама ставка, установленная на уровне 6% от потенциального дохода, является предельно доступной для всего малого бизнеса. Значимо и то, что предусмотрен удобный порядок постепенной оплаты патента с возможностью ее полного завершения в период, когда прибыль уже образовалась.

Это дает основания полагать, что государством создаются все необходимые предпосылки для постепенного развития и расширения предпринимателями своего дела.

В сложившихся условиях дополнительный импульс к росту малых и средних предприятий может дать взвешенная стимулирующая политика, в том числе и с элементами государственно-частного партнерства, упрощение доступа малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам, обеспечение информационной прозрачности на всех этапах взаимодействия. Резюмируя, можно сказать, что предстоит решить комплексную задачу по формированию и поддержанию безопасной конкурентоспособной экономической среды.

Текст: Владимир Лихварь



Назад в раздел
Вся информация о торгах, аукционах и конкурсах
"Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги" 50/2019

Читать свежий номер

ОЭКГеопроектизысканияТеплоцентрстройКапитал
СбербанкАктивКапиталСоюз