НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Рациональное управление. Как в Москве обеспечивается эффективность использования бюджетных средств


Как известно, по экономике Москвы, ее внешнему облику, городской среде и уровню комфорта зачастую оценивают уровень развития всей России. Поэтому столица должна всегда соответствовать статусу экономического и культурного центра мирового уровня, удобного для жизни и ведения бизнеса. Как этого достичь – варианты ответа на этот вопросы предлагает Антон Филиппов, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института региональных экономических исследований (ИРЭИ) в своей статье «Государственно-частное партнерство в отечественной системе контрактных отношений».

Совершенствование государственного управления

Впрочем, путь к обозначенной цели уже начат. Так, в рамках государственной программы «Совершенствование государственного управления на 2012 - 2016 гг.» были намечены приоритеты государственной политики Правительства Москвы. Это повышение уровня обслуживания, качества и доступности государственных и социально значимых услуг, оказываемых за счет средств столичного бюджета, оптимизация контрольно-надзорных функций. Конечно же здесь необходимо повышение и качества планирования, ответственности органов исполнительной власти за выполнение планов, а также эффективности межведомственного взаимодействия и управления бюджетными средствами города Москвы.

Этому служит создание взаимоувязанной многоуровневой системы плановых документов с прозрачным механизмом контроля. Здесь важны целевые ориентиры социально-экономического развития города до 2025 года, Генеральный план, определяющий положения о территориальном планировании Москвы. Актуальны и отраслевые схемы, разрабатываемые как дополнение к схемам территориального планирования города, а также государственные программы, включающие систему мероприятий Правительства Москвы.

Говоря об основных направлениях стратегии развития Москвы на период до 2025 года, следует отметить следующее. Долгосрочными приоритетами, обеспечивающими устойчивые темпы развития города, являются удовлетворение потребности населения в качественных услугах образования, социального обслуживания, здравоохранения, культуры, потребительских и бытовых услугах, улучшение инфраструктуры жизнеобеспечения и т.д. Воплощение и реализация данных целей и задач возложено на систему среднесрочных и годовых планов социально-экономического развития.

И государственные программы развития приоритетных отраслей городского хозяйства становятся ключевым механизмом реализации политики города во всех сферах управления, обеспечивая связку «мероприятие – результат – ответственный за достижение результата».

Какие же принципы положены в основу разработки и реализации этих программ? Важно, прежде всего, то, что государственные программы формируются исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения. Немаловажно и определение органа исполнительной власти – координатора программы, отвечающего за ее реализацию и обладающего необходимыми полномочиями по управлению финансовыми ресурсами для обеспечения достижения установленных программой целей. Ну и следует отметить проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, в том числе внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения.

Инициаторами разработки городских государственных программ развития отраслей столичной экономики до 2016 года стали Правительство Москвы и отраслевые департаменты городской администрации. Всего в городе разрабатывалось 17 государственных программ развития по таким приоритетным отраслям, как градостроительная политика, здравоохранение, образование, социальная защита населения, культура и т.д. Отбор проблем для программной разработки осуществлялся отраслевыми департаментами на основании существующего положения дел и актуальности проблем, которые оценивались по степени влияния на достижение важнейших целей и собственно необходимости применения программно-целевого метода планирования и управления.

От частного к целому

Рассмотрим государственную программу «Развитие здравоохранения города Москвы». Ответственный исполнитель анализируемой программы – Департамент здравоохранения города Москвы, соисполнители – столичные департаменты строительства, экономической политики, градостроительной политики, информационных технологий, образования, социальной защиты населения города Москвы, а также префектуры административных округов, Московский городской фонд обязательного медицинского страхования, Московское управление Роспотребнадзора.

Объем бюджетных ассигнований для реализации программ определен в сумме свыше 1 трлн руб. Из них на укрепление материально-технической базы путем развития сети амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений города, согласно подпрограмме «Адресные инвестиции», предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме более 55 млн руб. Ожидаемый результат капитальных вложений – увеличение коечного фонда на 7040 коек, расширение амбулаторно-поликлинической сети на 7485 посещений.

Объемы обеспечения обоснованы в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией в рамках лимитов капитальных вложений, предусматриваемых в Адресной инвестиционной программе Москвы по отрасли «Здравоохранение» на текущий и плановый периоды.

Обратим внимание на то, что впервые в государственной программе развития отрасли на 2012 - 2016 годы предусмотрено привлечение внебюджетных средств на строительство и реконструкцию 19 объектов в учреждениях здравоохранения. Так, в рамках соглашения о сотрудничестве с ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» за счет спонсорской помощи ведется строительство четырех модулей в Троицком и Новомосковском административных округах.

Остается только добавить, что ожидаемый результат - эффективная система организации и управления здравоохранением города Москвы, обеспечивающая доступную и качественную помощь населению. Приведенный пример наглядно демонстрирует, что государственные целевые программы должны стать инструментом финансирования наиболее важных мероприятий из бюджета города, занять особое место в системе прогнозирования и программирования социально-экономического развития Москвы.

Что для этого нужно?

Антон Филиппов в уже упомянутой монографии отмечает, что для обеспечения реализации московских городских государственных программ требуется ряд мер. Необходимо ввести новую бюджетную классификацию, расширить полномочия главных распорядителей бюджетных средств, изменить порядок составления и утверждения бюджета города, в том числе определить порядок планирования объемов бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ на среднесрочный период с учетом необходимости увязки такого порядка с бюджетным процессом.

Эффективность управления городскими финансами зависит от решения нескольких задач. Необходимо повышение качества планирования и мониторинга исполнения бюджета, применение единых подходов и принципов эффективного финансового менеджмента, внедрение программно-целевых методов планирования бюджетных расходов, расширение информационной среды управления финансами.

Важно, чтобы этот механизм управления в рамках общего руководства объединил все стадии жизненного цикла программы, направленные на достижение конечных социально-экономических результатов.

Результаты же ожидаются следующие. Во-первых, это обеспечение эффективного взаимодействия подразделений исполнительных органов власти, занятых реализацией государственных программ. Во-вторых, координация действий исполнителей программных мероприятий, передача части функций оперативного руководства с высшего уровня на средний и низший. Также будут решены задачи приближения органов управления к исполнителям и создания непосредственной связи между ними, повышения ответственности органов управления и отдельных исполнителей за результаты и сроки выполнения работ, совершенствования системы контроля за достижением целевых значений показателей.

Поставленные цели реальны. Ведение ежегодного контроля и мониторинга за исполнением мероприятий программы, осуществляемое Департаментом здравоохранения города Москвы, показывает, что за период 2012 - 2013 годов в рамках государственной программы «Столичное здравоохранение» сделано немало. Проведена реорганизация системы первичной медико-санитарной помощи, на базе районных поликлиник созданы амбулаторные центры (для взрослого населения – 46 центров, для детей – 40). В созданных центрах население получает услуги полного медицинского обследования на самом современном оборудовании и консультации ведущих врачей и специалистов. Каждый центр оснащен аппаратами КТ, МРТ, УЗИ экспертного класса, другим медицинским оборудованием, позволяющим проводить до 500 видов лабораторно-диагностических исследований. Также осуществлена информатизация системы здравоохранения Москвы – инструмент системного планирования и учета ресурсов.

В качестве результата выполнения мероприятий, предусмотренных государственной программой «Столичное здравоохранение», можно рассматривать то, что произведен капитальный ремонт 144 учреждений, текущий ремонт 750 учреждений, благоустроена территория 415 объектов, приобретены сотни единиц рентгенодиагностического и ультразвукового оборудования, аппараты искусственного кровообращения, компьютерные и магниторезонансные томографы, ангиографы, оборудованы 60 тыс. автоматизированных рабочих мест врачей-специалистов.

Можно сделать вывод и сказать, что итоги реализации приоритетных государственных программ развития городской инфраструктуры показывают правильность избранного Правительством Москвы курса повышения эффективности использования бюджетных средств путем внедрения программно-целевого метода формирования расходной части городского бюджета. И обнадеживает: столичной властью поставлена задача формирования на базе существующих среднесрочных программ более долгосрочных программ развития на период 2012 - 2020 годов. Цель - комплексный подход к развитию отраслей городского хозяйства в интересах жителей столицы, сделать город максимально безопасным, здоровым, безбарьерным и комфортным для всех категорий граждан.



Назад в раздел
Вся информация о торгах, аукционах и конкурсах
"Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги" 2/2020

Читать свежий номер

МОЭКМИЦМосгазМД-групп
ЦентрКоминвест-АКМТАбсолют