ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Вписаться в цифровизацию


Новые реалии инновационной экономики требуют внесения серьезных изменений в антимонопольное законодательство

Представители Федеральной антимонопольной службы – ФАС и ряд независимых экспертов приняли участие в круглом столе «Трансформация антимонопольного законодательства и правоприменительной практики в эпоху цифровой экономики».

Мероприятие прошло 15 мая 2018 года в рамках Петербургского международного юридического форума. Организатором круглого стола выступила Ассоциация антимонопольных экспертов, а его модератором стал председатель Генерального совета Ассоциации Андрей Рего.

Участники дискуссии пришли к выводу, что всевозрастающее использование информационных технологий – IT, цифровых платформ и ряда других инновационных решений, помимо безусловного положительного влияния на экономическое развитие, содержит потенциал для недобросовестных действий, ведущих к ограничению конкуренции и монополизации соответствующих рынков. Действующее российское законодательство во многом оказалось не готовым к регулированию новых инновационных рынков; существенно изменить ситуацию призван разработанный в ФАС пятый антимонопольный пакет.

Значение цифровых технологий в современной мировой экономике трудно переоценить. Вместе с тем Россия пока не входит в число стран, лидирующих в их развитии. Так, по словам бывшего вице-премьера Правительства РФ Аркадия Дворковича, доля цифровой экономики в общем объеме российского валового внутреннего продукта – ВВП составляет всего 3%, тогда как должна выражаться двузначным числом. Правда, реализовывать эту задачу будет уже новый вице-премьер – куратор цифровой экономики Максим Акимов, назначенный в мае текущего года. По мнению экспертов, развитие цифровой экономики станет одним из главных приоритетов нового Кабинета министров, что нашло отражение и в его обновленной структуре, и в кадровых решениях. Отдельно отметим растущую роль IT-технологий в секторе государственных и корпоративных закупок. Так, по словам заместителя руководителя ФАС Рачика Петросяна, российская закупочная система стоит на пороге цифровой революции. Цифровизация всей системы и внедрение в нее технологии блокчейн позволит совершать прозрачные сделки на условиях рыночной эффективности, то есть получать товар наилучшего качества по минимальной цене. Однако развитие цифровых технологий (как и многих других технологий на протяжении всей истории человечества) можно использовать не только на благо, но и во зло. Разработке механизмов предотвращения подобного их использования и был посвящен круглый стол антимонопольных экспертов.

Сетевые эффекты: добро и зло

Прежде всего зададимся вопросом: а какие рыночные эффекты дает развитие цифровой экономики; в чем отличие рынков высокотехнологической продукции от традиционных товаров?

Особенностям ряда современных инновационных рынков и действующих на них «сетевых эффектах» было посвящено выступление начальника Правового управления ФАС Артема Молчанова, прозвучавшее в рамках круглого стола. Он отметил, что с точки зрения антимонопольной политики современные IT-рынки характеризуют три главных отличия: высокая значимость инноваций для работы компаний, взаимодополняемость производства или потребления и эффект со стороны спроса, когда ценность продукта повышается с ростом количества его потребителей. О последнем скажем чуть подробнее. Если я хочу купить продовольственный товар или бензин, меня мало волнует, сколько еще человек его купят; просто он мне нужен, вот и все. Если я хочу купить телефон, выбрать оператора связи, то для меня принципиально важно, как много абонентов присутствует в данной телефонной сети: смогу ли я поговорить со всеми, кто мне нужен, или только с 2–3 людьми. Аналогично при покупке компьютера определенной модели мне тоже важно, насколько широко она распространена, так как от этого зависят количество, разнообразие и ценовая доступность программного обеспечения, подходящего для данного компьютера. Полученный вывод: чем более распространена продукция, тем более она ценна – один из так называемых сетевых эффектов современных инновационных рынков.

Очевидно, что он работает в пользу крупнейших компаний. Согласно оценкам ФАС, внедрение цифровых платформ с сетевыми эффектами позволяет обеспечивать снижение производственных и транзакционных издержек, а значит, за этими платформами будущее. По словам Артема Молчанова, цифровые платформы существенно сократили роль посредников, значительно повысили роль информации, минимизировали роль географических границ, приведя к возникновению глобального рынка.

В то же время сетевые эффекты могут оказывать влияние на условия обращения высокотехнологической продукции на рынке и обеспечивать доминирующее положение определенных компаний; это может быть использовано в противоправных целях, в частности, для ограничения конкуренции. В качестве примеров можно упомянуть громкие дела ФАС против транснациональных корпораций Google и Microsoft, о которых говорила начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елена Заева. Суть первого дела в том, что Google добился самого широкого распространения во всем мире (включая Россию) операционной системы – ОС Android для мобильных устройств, а затем стал диктовать свои условия производителям этих устройств, работающих на данной платформе. В результате производители не могли устанавливать сервисы компаний-конкурентов Google, в частности, российского «Яндекса». Суть второго дела: установление компанией Microsoft в ОС Windows 10 собственной антивирусной программы, удалявшей аналогичное программное обеспечение других производителей. В результате российский производитель антивирусов «Лаборатория Касперского» обратился в ФАС. Налицо явное ограничение конкуренции: если у меня нет своей собственной, распространенной во всем мире ОС, то я не могу свободно конкурировать на рынках антивирусных программ или мобильных приложений. Отметим, что ФАС удалось добиться уступок от двух упомянутых гигантов мирового бизнеса в их работе на российском рынке. Однако ограничить негативное воздействие сетевых эффектов удается далеко не всегда: нередко этому мешает само российское законодательство, недостаточно приспособленное к новым реалиям цифровой экономики.

Антимонопольный пакет для цифровых рынков

Изменению ситуации к лучшему должно способствовать принятие пятого антимонопольного пакета, разработанного в ФАС.

Речь идет о новой масштабной реформе законодательства, прежде всего Закона №135-ФЗ о защите конкуренции, причем львиная доля поправок будет касаться сферы IT. Выступая в рамках круглого стола, заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский рассказал о некоторых, предложенных в новом антимонопольном пакете изменениях, связанных с регулированием рынков цифровой экономики и предотвращением негативных последствий упомянутых выше сетевых эффектов. Одной из главных новаций станет отмена прописанных в действующей редакции 135-ФЗ антимонопольных иммунитетов для интеллектуальной собственности. По словам замруководителя ФАС, российское антимонопольное законодательство продолжает оставаться на некоем доисторическом уровне; существующие иммунитеты для интеллектуальной собственности сдерживают развитие конкуренции в условиях цифровой экономики. В законодательстве будет серьезно пересмотрено понятие доминирующего положения: с принятием пакета сотрудники ФАС станут учитывать не только традиционные факторы (доля на рынке), но и сетевые эффекты, оказывающие влияние на общие условия обращения продукции на рынке и способные привести к доминированию.

В частности, речь идет об обеспечении недискриминационного доступа к цифровым платформам и к информации о потребителях, играющей важную роль в анализе рынков. Кроме того, в российское законодательство может быть включено ныне отсутствующее понятие о «ценовых алгоритмах», с помощью которых компании проводят анализ рынков. В принципе, в том, что хозяйствующие субъекты используют подобные инновационные решения, нет ничего плохого. Однако в ряде случаев ценовые алгоритмы применяются для борьбы с конкурентами, в том числе с появлением признаков картельного сговора. То есть речь идет не о запрете самих алгоритмов, а о предотвращении их использования в целях ограничения конкуренции.

Выступавшие в рамках мероприятия представители Ассоциации антимонопольных экспертов в целом придерживались тех же подходов, что и ФАС. Так, директор Института права и развития Высшей школы экономики Алексей Иванов сделал доклад на тему методологических основ цифровой экономики. В частности, он предлагал включить интеллектуальные права в сферу антимонопольного регулирования, учитывать ограниченности ресурсов при анализах рынков, а также влияние глобальных рынков на состояние конкуренции. А адвокат бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Денис Гаврилов говорил о необходимости использования новых количественных показателей для расчета доли рынка, включив в них такие значимые для IT данные, как объем трафика, количество поисковых запросов и т.д. Подводя итог, скажем, что стремительно распространяющиеся IT-инновации несут в себе не только блага, но и определенные проблемы, минимизировать негативные последствия которых должно обновленное антимонопольное законодательство.

Текст: Владимир Лагутин



Назад в раздел