ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Все госуслуги соберут в одном месте. В «новой» Москве многофункциональные центры разместят даже в автобусах


Важная составляющая политики Правительства Москвы, направленная на превращение нашей столицы в город, удобный для жизни, – это сокращение времени, которое жители города проводят в очередях в различных госучреждениях, когда им требуется получить ту или иную государственную услугу (справку, документ). Часть этих госуслуг удалось перевести в электронный вид, для всех остальных – в каждом из районов организуются многофункциональные центры.


Сам многофункциональный центр предоставления государственных услуг (МФЦ) принятые от граждан документы и заявления не обрабатывает, он лишь передает их в соответствующие городские или федеральные учреждения. Однако это очень удобно, когда приемные окошки нескольких десятков органов власти сосредоточены в одном месте, а сам процесс подачи документов рационально организован с применением современных информационных технологий, осуществляется в предельно сжатые сроки без волокиты и бюрократических проволочек. Первый многофункциональный центр предоставления государственных услуг открылся в столице всего два года назад. А теперь в Москве работают уже 57 районных МФЦ. До конца нынешнего года их число увеличится до 65.

К концу следующего года в столице будет действовать уже 120 МФЦ, которые охватят всю территорию Москвы, пять из них будут обслуживать территорию сразу двух столичных районов.

В общей сложности многофункциональными центрами предоставляется 234 вида государственных услуг 14 органов власти Москвы и Российской Федерации, из них 48 – это государственные услуги федерального уровня. Сегодня в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг можно оформить пособие на ребенка, получить загранпаспорт, зарегистрироваться по месту жительства, подать заявление на приватизацию квартиры. Только за первые 5 месяцев 2013 года жители Москвы получили посредством МФЦ более 5,6 млн государственных услуг.

Центры могут располагаться как на первых этажах жилых домов, так и в отдельно стоящих зданиях. При этом зачастую они находятся в глубине районов и вдали от станций метро, что не всегда удобно для граждан.

Навстречу людям

По словам директора ГБУ «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» Елены Громовой, создание системы многофункциональных центров предоставления государственных услуг стало еще одним этапом в процессе упрощения взаимодействия москвичей с органами власти.

Этот процесс начат в городе уже достаточно давно, в частности, в более ранние периоды в городе были введены в действие Единые информационно-расчетные центры, службы «Одного окна» в префектурах и департаментах, элементы «Электронного правительства», процедуры оказания государственных услуг в электронной форме.

Создание многофункциональных центров предоставления государственных услуг – это часть стратегии московского руководства, направленной на превращение столицы в город, удобный для жизни. Социологи по заказу Правительства Москвы выяснили, что главным раздражающим фактором при взаимодействии горожан с властью являлась необходимость посещения большого количества учреждений, для того чтобы получить тот или иной документ или справку, и проводить там множество времени в очередях.

Москвичам, по словам Елены Громовой, не нравилось, что инстанции, предоставляющие государственные услуги, находятся в разных частях города, работают по разным графикам, а занимающихся тем или иным вопросом чиновников может не быть на месте в нужное время.

В результате анализа пожеланий жителей родилась идея – собрать все приемные под одной крышей, организовать их работу в едином графике и подвести под единый стандарт, чтобы горожане могли с минимумом затрат получить максимум услуг. Оказание этих услуг многофункциональными центрами полностью бесплатно, клиенты оплачивают только предусмотренные законом госпошлины. Для того чтобы за этим не пришлось бежать в банк, в помещениях центров установлены платежные терминалы и банкоматы.

До конца года во всех МФЦ будут установлены, как минимум, банкоматы Банка Москвы, через которые можно будет оплатить все пошлины без комиссии. Движение посетителей к окошкам и кабинетам регулируется при помощи системы электронной очереди. В среднем каждый многофункциональный центр предоставления государственных услуг насчитывает 30–40 окон, которые работают ежедневно с 8 утра до 8 вечера, а также по сокращенному графику по субботам. Время ожидания в очереди в МФЦ составляет в среднем не более 15 минут.

МФЦ – работа в новом формате

Многофункциональные центры предоставления государственных услуг существуют в городе уже более двух лет. По словам Елены Громовой, в отличие от обычных городских и федеральных учреждений, которые прежде выдавали горожанам требующиеся справки и прочие документы, многофункциональные центры предоставления государственных услуг – это дружелюбные, ориентированные на посетителя структуры.

– Чиновники старого образца хорошо ориентируются в нормативно-правовой базе, разбираются в регламентах, научились работать с информационно-аналитическими системами, но необходимость общения с людьми зачастую вгоняет их в ступор. Сотрудников же многофункциональных центров предоставления государственных услуг специально обучают навыкам общения с населением, их учат быть обходительными и терпеливыми с клиентами, – пояснила Елена Громова. – Работники МФЦ не только разбираются во всех тонкостях оформления официальных бумаг, но и готовы потрудиться, чтобы найти ответ на любой вопрос. Помещения МФЦ приспособлены и для таких специфических групп населения, как посетители с детьми и маломобильные группы населения, – все будут чувствовать себя комфортно. В центрах можно отксерокопировать документы, распечатать необходимые бумаги, сфотографироваться на документы в специальной будке-автомате, уточнить информацию в Интернете и просто попить кофе в ожидании, когда на электронном табло загорится номер талончика посетителя.

По ее словам, многофункциональные центры предоставления государственных услуг – это новый формат взаимодействия государства с обществом. Причем общегородская структура МФЦ – это динамично развивающаяся и изменяющаяся система. Так, недавно в составе ГБУ «МФЦ города Москвы» была создана горячая телефонная линия, специалисты которой готовы ответить на любые вопросы по работе центров, срокам и порядку оформления документов и узнать о статусе заказанных документов. Для тех клиентов, которые не уверены, что смогут сами разобраться с заполнением анкет через Интернет, в МФЦ имеются центры общественного доступа – это компьютеры с выходом в Сеть и специалисты, которые подскажут, как правильно это сделать.

Все в одном

Пока перечень государственных услуг, оказываемых в МФЦ, может отличаться от района к району, но в скором времени в каждом центре можно будет получить максимально широкий спектр госуслуг. В ближайшем будущем все услуги различных органов власти будут предоставляться универсальными специалистами, при этом заявитель сможет обратиться со своим вопросом в любое окно МФЦ.

Как было отмечено выше, сами МФЦ не занимаются оформлением и подготовкой документов. Смысл деятельности МФЦ заключается в отделении приема и обработки документов от оказания самой государственной услуги. Первым занимается сотрудник многофункционального центра, вторым – госслужащий в соответствующем органе исполнительной власти. Взаимодействие центров с органами государственной власти осуществляется на основе двусторонних соглашений.

В них определены перечень услуг, которые принимаются МФЦ, регламент их оказания, порядок внутриведомственного взаимодействия.

Так что гражданам не приходится бегать по разным инстанциям, собирая сопутствующие бумаги, – все они оформляются в рамках межведомственной кооперации.

Для получения ряда услуг достаточно лишь заявления и паспорта заявителя.

Например, с 1 июля 2013 года стало действовать соглашение, заключенное ГБУ «МФЦ города Москвы» с Федеральной миграционной службой. Оно предусматривает, что МФЦ собирают документы и заявления для оказания четырех услуг ФМС:

  • оформление внутреннего российского паспорта;
  • оформление 5-летнего загранпаспорта, не содержащего биометрические данные;
  • регистрация по месту жительства и месту пребывания;
  • оформление миграционного учета.

В Московском УФМС издан специальный приказ, в соответствии с которым документы на 5-летние загранпаспорта должны приниматься только через систему многофункциональных центров предоставления государственных услуг.

Услуги, предоставляемые ФМС, являются наиболее востребованными у населения. Именно за перечисленными четырьмя документами горожане чаще всего обращаются в центры. Также часто москвичи обращаются за четырьмя услугами Росреестра (регистрация права собственности на недвижимое имущество, постановка объекта на кадастровый учет, получение выписки из Единого государственного реестра прав и получение выписки из кадастра). Высоким спросом пользуются также услуги Пенсионного фонда РФ, получение социальной помощи и начисление субсидий.

В августе прошел эксперимент по возможному расширению функционала и возможностей многофункциональных центров предоставления государственных услуг. В конце лета центры работали до 22:00, а сроки выполнения целого ряда услуг были сокращены. Это коснулось в первую очередь уменьшения сроков оформления внутренних паспортов и пятилетних загранпаспортов старого образца (без биометрических данных). В августе эти паспорта можно было сделать за одну неделю вместо двух. Кроме того, в два раза был сокращен срок оформления прав собственности на жилое помещение при условии подачи документов самим собственником.

Дистанционное обслуживание

Еще одно направление совершенствования работы МФЦ – развитие дистанционных сервисов, предоставления услуг в режиме он-лайн, через Интернет. Такие возможности предоставляют два основных ресурса – это портал государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/) и сайт комитета государственных услуг города Москвы (http://kgu.mos.ru).

В будущем планируется создать отдельный портал многофункциональных центров предоставления государственных услуг, но уже сейчас в Сети можно найти информацию о центре в вашем районе, узнать время его работы и спектр предоставляемых услуг.

Отметим, что даже для получения документов, которые выдаются в бумажном виде, использование возможностей глобальной Сети позволяет упростить это процесс. Например, для получения услуг, предоставляемых Росреестром по регистрации имущественных прав, с начала сентября этого года можно через Интернет записаться на удобное для вас время для подачи соответствующего заявления.

Пока услугами МФЦ охвачена лишь территория «старой» Москвы – на присоединенных территориях не нашлось подходящих помещений, для того чтобы разместить в них подобные учреждения. Да и населенные пункты в ТиНАО разбросаны на значительном расстоянии друг от друга. Если разместить МФЦ в одном из них, то для жителей других населенных пунктов будет нарушен принцип доступности. Выход руководство ГБУ «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы» видит в использовании на землях «новой» Москвы мобильных передвижных пунктов оказания госуслуг. Предполагается, что мобильные офисы, смонтированные на шасси автобусов, будут перемещаться между поселениями на новых территориях в соответствии с утвержденным графиком, который вывесят в Интернете. Они будут подъезжать к стационарным учреждениям, в которых имеются залы ожидания, туалет и возможность подключения к сетям.

– Это будет своего рода «скорая помощь» в сфере оказания госуслуг, – сообщила Елена Громова.

Помимо мобильных офисов в «новой» Москве рассматривается вариант размещения двух стационарных центров – в Троицке и Щербинке. Конкретные адреса еще не подобраны, но принципиальное решение о двух стационарных и нескольких мобильных центрах уже принято.

Для того чтобы повысить транспортную доступность многофункциональных центров, городские власти планируют изменить маршруты автобусов, перенести остановки наземного транспорта, так чтобы они располагались непосредственно у центров. Также возле МФЦ планируется создать дополнительные парковочные места. Кроме того, готовится масштабная проверка эффективности работы многофункциональных центров, в ходе которой каждый четвертый из них инкогнито посетят контролеры. Они проверят, как работает персонал и какие проблемы возникают у посетителей. На улучшение транспортной доступности центров и проверку работы их качества из городского бюджета выделяется 33 млн руб. Проверке подвергнутся 49 многофункциональных центров.

Текст: Дмитрий Костенко



Назад в раздел