ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

SAP и Россия: двадцать лет спустя. Новые программные решения для устойчивого развития бизнеса


SAP – мировой лидер в области стандартных программных решений для управления бизнесом, производством, а также в сфере муниципального и регионального управления. Их внедрение позволяет повысить эффективность взаимодействия как отдельных сотрудников, так и организаций в целом. Решениями и технологиями SAP по всему миру пользуются более 183 тыс. клиентов, ее штат насчитывает 55 тыс. человек более чем в 50 странах мира. В настоящее время три четверти компаний–участников списка Forbes 500 используют решения SAP. Программным обеспечением SAP пользуются 85% компаний, чьи бренды входят в число 100 самых дорогостоящих компаний в мире.


Анализ со скоростью мысли

Ежегодный SAP-Форум (Москва) проходил в этом году в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной под лозунгом «SAP. 40 лет инноваций». Нынешний смотр достижений компании стал юбилейным. Ровно четыре десятилетия тому назад пятеро бывших сотрудников IBM немецкого происхождения – Хассо Платтнер, Дитмар Хопп, Клаус Чира, Ханс-Вернер Хектор и Клаус Велленройтер – основали в Мангейме собственную компанию SAP AG. Название компании представляло собой аббревиатуру ysteme, Anwendungen und Produkte in der Datenverarbeitung или, по-английски, Systems, Applications and Products in Data Processing («Системы, применение и продукты обработки данных»).

Сегодня головной офис компании расположен в городе Валдорфе в Германии. Уже в те годы основная специализация SAP заключалась в разработке автоматизированных систем управления внутренними процессами предприятия: бухгалтерским учетом, торговыми операциями, производственными процессами, управлением персоналом и складским оборотом. Стандартные разработки компании обычно можно адаптировать под правовые нормы определенной страны.

Прорывным продуктом, принесшим компании мировую славу, стала система SAP ERP (Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия), называемая также SAP R/3 и предназначенная для комплексной автоматизации крупных предприятий. ERP-система автоматизирует процедуры, образующие бизнес-процессы. Актуальная в данный момент версия – SAP ERP 6.0. Например, если речь идет о выполнении заказа клиента: принятие заказа, его размещение, отгрузка со склада, доставка, выставление счета, получение оплаты.

Когда сотрудник, работающий с клиентом, вводит заказ клиента в ERP-систему, у него есть доступ ко всей информации, необходимой для того чтобы запустить заказ на выполнение.

Например, он тут же получает доступ к кредитному рейтингу клиента и истории его заказов из финансового модуля, узнает о наличии товара из складского модуля и о графике отгрузки товаров из модуля логистики.

Сотрудники, работающие в разных подразделениях, видят одну информацию и могут обновлять ее в своей части. В обозначении R/3, также использующемся для наименования этой системы, R – это realtime и означает немедленную проводку и актуализацию данных, которые в рамках интеграции немедленно доступны всем заинтересованным отделам предприятия. Цифра 3 говорит о том, что в системе реализована архитектура клиент/сервер приложений/система управления базами данных (трехзвенная модель), в отличие от предыдущей двухзвенной модели R/2, которая разрабатывалась еще во времена больших ЭВМ.

Другим прорывом последних лет в развитии компании стало поглощение SAP американской компании Sybase, что позволило ускорить внедрение технологий SAP для мобильных платформ и технологии inmemory, используемой при обработке больших массивов информации.

Суть этой технологии состоит в том, что при расчетах данные загружаются непосредственно в оперативную память, а не хранятся на жестком диске, к которому периодически обращается процессор.

Результатом синергетического эффекта, достигнутого при слиянии двух компаний, стало появление перспективной разработки в области облачных технологий SAP HANA (High Performance Analytical Appliance) – высокопроизводительного аналитического программно-аппаратного комплекса. Она состоит из аппаратной части – комплекса blade – серверов на базе архитектуры Intel Nehalem – EX CPU и программного обеспечения SAP. HANA позволяет привнести в аналитику режим реального времени и сделать возможным анализ любых объемов разнородной информации. Интеграция SAP ERP и SAP HANA позволяет анализировать все процессы, непосредственно происходящие в ERP, минуя отдельную стадию извлечения и загрузки данных о состоянии предприятия. Высокоскоростная обработка запросов осуществляется в HANA благодаря собственной базе данных, полностью работающей в оперативной памяти IMCE (In-memory Computing Enigne).

Благодаря облачной технологии SAP вы сможете изучать и анализировать крупные массивы данных практически из любого источника со скоростью мысли, а также работать с информацией в реальном времени и всегда оставаться в курсе происходящего.

В течение всего времени работы форума на стенде в фойе демонстрировались возможности новой аналитической платформы SAP HANA.


Первые клиенты – крупнейшие компании

Отмечает в эти дни SAP и второй юбилей – 20 лет прошло со дня начала работы официального представительства SAP в России. В 1992 году был открыт офис SAP AG в Москве.

За прошедшие годы офисы SAP появились в таких городах постсоветского пространства, как Санкт-Петербург, Киев, Минск, Алматы, Екатеринбург и Ростов-на-Дону.

Численность сотрудников SAP в СНГ на сегодняшний день составляет 700 человек. Подводя итоги прошедшего двадцатилетия, генеральный директор SAP СНГ Игорь Богачев отметил, что за годы работы в России SAP реализовал множество проектов в стратегических отраслях промышленности, предоставляя клиентам и партнерам передовую экспертизу в области автоматизации бизнес-процессов.

«Мы помогаем нашим клиентам строить бизнес, который должен быть успешным, стабильным и эффективно управляемым при любой ситуации на рынке. Двадцать лет успешной работы – лучшее доказательство того, что технологии SAP могут служить надежной основой для устойчивого развития на долгие годы вперед», – сказал Игорь Богачев.

В программу нынешнего московского форума было включено более 70 докладов, посвященных практическим решениям оптимизации бизнеса. В работе форума приняло участие более 1,5 тыс. человек.

Тематические сессии форума были посвящены применениям инноваций в таких отраслях, как топливно-энергетический комплекс, металлургия и горная добыча, энергетика и коммунальное хозяйство, розничная торговля, транспорт и телекоммуникации, банки и финансовые организации, обеспечение государственной безопасности.

Хотя сегодня SAP и его компании-партнеры предлагают немало решений для среднего бизнеса и малых предприятий, традиционно первыми клиентами SAP становились крупнейшие российские компании. В докладах на форуме был обобщен многолетний опыт использования решений на платформе SAP таких флагманов российской экономики, как «Сургутнефтегаз», «РусГидро», «Росатом», МРСК, Сбербанк, «Татнефть», группа «Илим», «М.Видео» и «Эльдорадо». Например, сотрудничество SAP и ОАО «Сургутнефтегаз» продолжается на протяжении 17 лет. Оно началось еще в 1994–1995 годах с внедрения системы SAP R/2. «Сургутнефтегаз» стал первой российской компанией нефтегазового сектора, начавшей построение единой корпоративной системы управления на основе решений SAP.


SAP приходит в регионы

Последние годы дали немало примеров удачного внедрения решений SAP для городских, региональных и муниципальных администраций.

Например, в Бирмингеме на базе интеграционной платформы SAP NetWeaver создан центр обслуживания граждан, через который все обращения местных жителей поступают в органы государственной власти.

А власти Оттавы объединили различные информационные системы города, создав единое решение на базе SAP ERP. С помощью портфеля решений SAP для государственных учреждений, предприятий ЖКХ и общественных работ сформирован цикл управления городской недвижимостью, парковками, дорожным движением, общественным транспортом, дорожным ремонтом и работой систем канализации и очистки воды.

Решения SAP успешно адаптированы и внедрены в целом ряде городов и регионов России – в Пермском крае, Тюменской и Ленинградской областях.

Так, решение для управления государственным имуществом Пермского края на базе SAP ERP стало частью широкомасштабного проекта по созданию информационной системы органов исполнительной власти региона. Основным подразделением, управляющим имуществом в крае, является Агентство по управлению имуществом. В его ведении находятся 4,5 тыс. действующих объектов недвижимого имущества общей стоимостью 28 млрд руб., а также примерно 10 тыс. объектов движимого имущества. Договорная база охватывает около 2 тыс. договоров, а количество балансодержателей – 800 юридических лиц.

Решение предусматривает создание и ведение реестров государственного имущества региона, реестра договоров по объектам имущества и реестра деловых партнеров по этим договорам. При этом были созданы интерфейсы обмена информацией системой электронного документооборота Федерального казначейства с подсистемой территориального органа Федеральной службы государственной статистики, а также с системами управления имуществом балансодержателей.

Решение SAP позволило полностью автоматизировать такие периодические операции с региональным имуществом, как постановка на баланс, списание с баланса, передача с баланса на баланс и изменение права владения.

Наконец, еще одним перспективным направлением применения платформы SAP стало создание решений для автоматизации управленческих процессоров в торговых сетях. Созданное на базе SAP for Retail российским подразделением международной консалтинговой компании Ciber решение novaRetail позволило автоматизировать все ключевые бизнес-процессы розничной торговли в таких крупных российских сетях, как «Лента», «Эльдорадо», «М.Видео», «Ол-Гуд» и группах компаний «Мосмарт» и «Виктория».

Центральной частью экспозиции форума стала инновационная зона SAP, где демонстрировались перспективные разработки компании. Посетители форума могли увидеть, какими станут интерфейс следующего поколения решений SAP, мобильные решения и облачные сервисы.

Программа форума включала в себя также четыре круглых стола. Два из них – «Трансформация бизнеса – новые возможности» и «Современные финансовые инструменты SAP» – были предназначены для финансовых директоров. Два других посвятили управлению взаимоотношениями с клиентами – «Решение по управлению программами лояльности на базе SAP CRM» и круглый стол для дистрибьюторов и производителей товаров народного потребления.


Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
ЭнергокомплексТеплоцентрстройМОЭСККрост
ШвабеАбсолютЛокоБанкШкола