ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Пять самых полезных порталов. Для диалога между властями и горожанами


Обратная связь, как то установил еще Норберт Винер, является основой всех процессов управления, о чем бы ни шла речь: о живых организмах или таких системах, как общество. Чтобы власти города могли узнать, о чем мечтают и чего хотят его жители, они должны постоянно поддерживать с ними диалог. В электронную эпоху эту задачу можно решить максимально эффективно: узнавать мнения и пожелания горожан можно через электронные сервисы и мобильные приложения. «МТ» сделали обзор наиболее интересных и функциональных сервисов, с помощью которых жители столицы могут взаимодействовать с государственными организациями.

Портал городских услуг Москвы (pgu.mos.ru)

Это самое крупное средство обратной связи – через портал можно заказать 285 различных услуг. Разработчики старались сделать так, чтобы горожанин мог, не отходя от компьютера, решить большинство задач, которые возникают в его отношениях с государственными учреждениями столицы. Значительное внимание уделено услугам жилищно-коммунального хозяйства: через сайт пользователь может получить единый платежный документ, передать показания электросчетчика и счетчика воды, а также оплатить любые жилищно-коммунальные услуги, в том числе счета за квартиру.

Большой популярностью пользуется и раздел «Образование, учеба», с помощью которого горожане могут записать своих отпрысков в детский сад, школу и колледж, на курсы дистанционного обучения, в кружки, спортивные секции, дома творчества, узнать результаты олимпиады, ГИА и ЕГЭ, просмотреть информацию о посещении и питании в школе. А чтобы лишить учащегося возможности распоряжаться дневником по своему усмотрению, была разработана такая услуга, как «Электронный дневник школьника». Теперь родителям достаточно зайти на портал городских услуг под своим логином и паролем и просмотреть базу данных, надежно хранящую все оценки ребенка.

Вкладка «Здоровье, медицина» позволяет не только записаться к врачу своей районной поликлиники, но и подать заявку на направление в санаторий, больницу, стационар или диспансер, получить онлайн-консультации различных врачей, а также психологическую помощь.

Во вкладке «Бизнес» можно оформить аварийное разрытие земли без ордера, подать заявку на подбор персонала, получить лицензию на оказание услуг такси, разрешение на установку рекламной конструкции, место на ярмарке выходного дня, талон на эксплуатацию аттракциона.

Особое значение имеет вкладка «Ведомства» – здесь расположены контакты всех основных органов власти Москвы, с телефонами и адресами электронной почты. Пользователи портала могут написать обращение в любое из ведомств.

Доступ к сайту осуществляется по паролю и логину (вместо последнего можно зарегистрировать свой СНИЛС). Портал обладает простой и удобной навигацией.

«Активный гражданин» (ag.mos.ru)

Мобильное приложение, сделанное под наиболее популярные платформы смартфонов и планшетов iOs и Androis, а также Windows Phone, было разработано в мае этого года по личному поручению Сергея Собянина. Оно предназначено для онлайн-референдумов: горожане могут голосовать через свое мобильное устройство за различные варианты развития столицы или отправлять свое мнение о тех или иных городских проблемах. Например, в конце сентября горожане поставили оценки паркам Москвы, выбрав одну из четырех отметок («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо»).

В целом большинство парков москвичи оценили на «отлично» и «хорошо». Наилучших оценок удостоилось 12 зон отдыха, в частности, парки у реки Чермянки (СВАО), на улицах Исаковского (СЗАО), Таллинской (СЗАО), Новокузнецкой (ЦАО), Санникова (СВАО) и ряд других. Их благоустройство получило положительные отзывы от 70 до 80% жителей этих районов.

Для того чтобы дополнительно мотивировать горожан использовать это приложение, за участие в опросах начисляются баллы. Набрав 1000 очков, пользователь получает статус «Активный гражданин» и доступ к магазину бонусов, в котором можно обменивать баллы на городские услуги – велопрокат, парковочные часы, билеты в кино, театры, музеи и другие полезные мелочи.

Иногда приложение может в самом прямом смысле слова спасать жизни. Так, всего лишь за две недели работы добровольческого поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт», взявшего на вооружение этот электронный сервис, были обнаружены живыми и невредимыми пятеро пропавших в городе человек. Каким образом приложение может помочь в поиске пропавших людей? Очень просто: в систему транслируются их приметы и фотографии, а затем пользователям предлагается ответить на вопрос: видели ли они на днях пропавшего человека. Если кто-то видел пропавшего, приложение просит его оставить свои контакты для связи. Также добровольцы могут через интерфейс сообщить о своей готовности поучаствовать в поисковых операциях. Ориентировки на людей, поиск которых ведут волонтеры отряда «Лиза Алерт», доступны пользователям системы, которые отметили в своем профиле район исчезновения и соседние с ним. В случае особо важного дела – пропажи ребенка – его приметы транслируются на коммуникаторы всех без исключения пользователей. Баллы за участие в опросах по пропавшим людям не начисляются, но при этом активный участник спасательной операции, непосредственно обнаруживший пропавшего, получает единовременный бонус 1000 баллов.

Наш город Москва (gorod.mos.ru)

Этот портал предназначен для решения насущных проблем – здесь можно пожаловаться на плохое качество работы конкретной службы или указать на некий недочет, который можно исправить. В самом начале своей работы, в 2011 году, портал предназначался в основном для решения проблем с состоянием домов и инфраструктуры – через него можно было сообщить о незакрытом люке, разбитом асфальтовом полотне или протекающей крыше. С тех пор функционал сайта серьезно расширился: пользователь может обратить внимание чиновников на состояние дворовых территорий, рассказать о ситуациях с расположенными рядом с его домом летними кафе и строительными площадками, работе поликлиник и многофункциональных центров.

Сейчас на портале зарегистрировано около 356 тыс. пользователей, а за три года его существования была решена 261 тыс. проблем. Согласно статистике, которую приводит заместитель Мэра, руководитель аппарата Мэра и Правительства Москвы Анастасия Ракова, сейчас в день от москвичей поступает около 13,5 тыс. жалоб по различным проблемам. Средний срок обработки обращений на портал составляет восемь дней, а на практике большинство проблем решаются быстрее – примерно за четыре дня. По данным социологических опросов, 60% москвичей знают о существовании портала.-Если в 2011 году москвичи могли оставить на портале сообщения по 12 темам, то к настоящему моменту число проблемных тем, открытых на портале, превысило 150.

Аудитория портала активно растет. Согласно информации, которую сообщил в сентябре на заседании столичного правительства Мэр Москвы Сергей Собянин, за прошедшие полгода количество пользователей портала увеличилось на 20%. Мэр отметил, что в работу интернет-сервиса включились не только городские, но и федеральные службы, так что теперь горожане могут отправлять через сайт обращения по линиям ФМС и Роспотребнадзора, и подчеркнул, что главы управ должны активно пользоваться порталом. Сайт продолжает развиваться: в октябре там будет запущена интерактивная карта проблемных магазинов, которая будет создаваться благодаря информации, поставляемой Роспотребнадзором. На карте будут отмечены магазины, к которым у Роспотребнадзора имеются претензии, например, по нарушению санитарных норм. Таким образом, жители Москвы смогут узнать, где не стоит покупать продукты и приобретать вещи. Как подчеркнул Сергей Собянин, у владельцев магазинов будет возможность реабилитировать имя своей торговой точки: если магазин исправился, сообщение об этом своевременно появится на портале.

– Если дальше нет нарушений, то информация о многочисленных нарушениях прошедшего периода не должна доминировать, – отметил Мэр.

Портал открытых данных (data.mos.ru)

На первый взгляд, у этого сервиса мало возможностей для осуществления обратной связи – в основном он предназначен для размещения государственными организациями Москвы различной полезной для горожан информации: тут действует карта Wi-Fi в парках столицы, размещены сводные таблицы госпиталей для ветеранов, лучших мест для велосипедистов и детских игровых площадок.

Однако первое впечатление обманчиво.

Дело в том, что на сайте можно скачать десятки мобильных приложений, предназначенных для решения проблем, которые не в силах разрешить портал городских услуг. Так, приложение «Московское парковочное пространство» предназначено для поиска и оплаты парковки в столице. Оно позволяет находить парковки разных типов, выстраивать оптимальные маршруты, получать дополнительную информацию (название, адрес, стоимость, вместимость парковки и т. п.), а также управлять процессом размещения машины на стоянке (оплачивать, продлять и завершать парковочную сессию). Приложение «Транспорт Москвы» дает возможность отправлять бесплатные SMS-сообщения в органы автоинспекции и другим автомобилистам, а прямой доступ к горячей линии ГИБДД, службам экстренного вызова и справочной позволяет быстро прояснить тот или иной злободневный вопрос, например, уточнить информацию об эвакуации автомобиля или какие-то правовые аспекты, связанные с использованием машины. Приложение «БиБи» позволяет проверять штрафы за нарушение правил дорожного движения.

Открытый бюджет (budget.mos.ru)

Первоочередная задача этого портала – объяснять москвичам, на что тратятся их деньги. Информация на сайте хорошо визуализирована, она представлена в виде графиков, таблиц и диаграмм. Здесь можно узнать, каковы доходы города по различным округам, сколько инвестиций привлечено на строительство того или иного объекта или на развитие конкретной отрасли. Интерактивность представлена возможностью задать вопрос специалисту Департамента финансов города, ответ на который будет опубликован на сайте. Можно также подать рационализаторское предложение, с помощью которого службы города могут сэкономить бюджетные деньги.

Кроме того, в сентябре Департамент финансов Москвы объявил конкурс «Бюджет для граждан», который будет проводиться с помощью этого сайта.

Организаторы конкурса предлагают гражданам принять участие в разработке предложений по представлению в доступной для граждан форме важнейших понятий, имеющих отношение к социальной и экономической сферам. Конкурс проводится по направлениям «Федеральный бюджет для граждан» и «Бюджет города Москвы для граждан», каждое из которых включает в себя соответственно пять и четыре номинации.

В направлении «Бюджет города Москвы для граждан» представлены следующие номинации: «Бюджет для отдельных социальных групп граждан», «Фокус-взгляд на бюджет», «Сервис «открытого бюджета» (разработка мобильного приложения для получения доступа к финансовой информации) и «Сравнительная характеристика финансово-экономического положения города Москвы с крупнейшими городами мира».



Назад в раздел
КростМД-группОЭКМоскапстрой
СоюзСтройИнвест-3Капстройсити