НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Свежий ветер московского метрополитена. В столичной подземке сменят вентиляцию и поставят ионизаторы


Поездки в московском метрополитене нынешним летом будут более комфортными, чем в прошлом сезоне. В столичной подземке ведется масштабная реконструкция систем вентиляции, на станциях установят ионизаторы воздуха, а в жару пассажирам будут раздавать охлажденные бутылки с питьевой водой. До конца года бесплатным беспроводным Интернетом будут охвачены все линии метро.

Руководство ГУП «Московский метрополитен» отказалось от идеи выжить мелкую розницу из подземных переходов, ведущих к станциям, но собирается ее упорядочить и придать ей единый облик. Для киосков, расположенных в подземных переходах, как тех, что ведут к станциям метро и находятся в ведении ГУП «Московский метрополитен», так и обычных, находящихся в ведении ГБУ «Гормост», будет разработан и утвержден новый, более прозрачный механизм аренды площадей, исключающий возможность субаренды. Кроме того, мелкорозничную торговлю в переходах потеснят мини-салоны сотовой связи и предприятия общепита известных сетей. Таким образом, руководство города намеревается придать располагающимся в переходах предприятиям торговли и быстрого питания цивилизованный облик. Реорганизация предполагает, что под землей отныне будут размещаться лишь относительно крупные торговые павильоны площадью от 25 до 30 кв. м.

Кроме того, по решению, вынесенному Московским городским судом в конце февраля, был упрощен порядок организации торговли в вестибюлях метро и подземных переходах, к ним примыкающих. Суд решил, что после заключения договора с ГУП «Московский метрополитен» получать отдельное разрешение на торговлю не требуется. До сих пор владельцам торговых павильонов на территории метрополитена такое разрешение приходилось продлевать каждые три–шесть месяцев. Договор же с метрополитеном или ГБУ «Гормост» заключается арендатором по итогам открытых аукционов на срок от трех до пяти лет с правом пролонгации. Впрочем, без разрешения на коммерческую деятельность даже при наличии договора с метрополитеном предприниматель работать не может. Ранее арендаторам приходилось каждый раз собирать тот же пакет документов, что и вначале, и прилагать их к первой заявке. Разрешение нельзя было получить без договоров на охрану, электроснабжение, видеонаблюдение, пожаротушение, вывоз твердых бытовых отходов и уборку территории. По оценкам специалистов Департамента торговли и услуг, отмена разрешения позволит сократить срок организации торговой точки почти в 2 раза.

Согласно данным Департамента транспорта и развития транспортной инфраструктуры, аренда площадей в переходах приносит московскому метрополитену 38% выручки из внебилетных источников (1,7 млрд руб.). Сейчас в столичном метро работает больше 4 тыс. киосков, в 300 подземных переходах насчитывается около 2,5 тыс. торговых точек. Сегодня в условиях увеличения площадей киосков в подземке и упрощения порядка их размещения интерес к работе в переходах, ведущих к метро, и вестибюлях станций проявили такие сети, как «Мегафон», «Евросеть», «Шоколадница», «Кофе Хауз» и аптечная сеть А5.

Обновится и внешний вид подземных помещений, где будут устанавливаться торговые павильоны нового типа. В нынешнем году должны подвергнуться капитальному ремонту 86 вестибюлей метро и 188 переходов, ведущих к станциям. В ходе реконструкции, например, предполагается сделать крытыми лестничные сходы.

Билеты на метро появятся в салонах связи

Еще одно новшество, связанное с торговлей в метро и удобством пассажиров, – это новые формы продажи билетов. Изменение билетного меню является частью масштабной программы модернизации системы общественного транспорта, реализуемой Правительством Москвы.

С 20 сентября 2013 года на многоразовую транспортную карту «Тройка» можно записать любой бумажный билет действующего тарифного меню: «Единый» привычный билет на метро, который теперь действует и на наземном транспорте, «90 минут», который позволяет совершить одну поездку в метро и неограниченное число пересадок на наземном транспорте в течение 90 минут, или билет ТАТ на одну поездку, действительный на три вида наземного транспорта. Также на «Тройке» доступна запись абонементов на пригородные электропоезда. Теперь необходимые билеты пассажиры могут хранить на одном удобном носителе и пользоваться «Тройкой» так же, как и привычными билетами.

Дальнейшее расширение возможностей карты «Тройка» заключается в том, что пополнять их можно будет не только в автоматах или кассах метро и Мосгортранса, но и в некоторых магазинах и салонах сотовой связи. До конца 2014 года в Москве появятся несколько тысяч новых мест, где можно приобрести билет на метро и пополнить проездную карту «Тройка». Кроме того, специалисты по биллингу в настоящее время разрабатывают систему, которая позволит пополнять карты через Интернет. Помимо «Тройки» расплатиться за проезд можно будет и при помощи банковских карт с использованием технологии покупки в одно касание без ввода ПИН-кода – PayPass. Для приема таких карт в московском метро в этом году будут модернизированы 1,2 тыс. турникетов.

В метрополитене будет свежий воздух и прохлада

Удобные и просторные торговые павильоны, в которых продаются заведомо качественные товары и повсеместная продажа билетов, – не единственные нововведения, направленные на повышение комфорта пассажиров. В летний период 2014 года пассажиры московского метро смогут получить от работников столичной подземки бутылку с водой. Однако эта мера будет осуществлена только в том случае, если температура воздуха в метро превысит +28 оC. Летом в московском метрополитене часто наблюдаются аномалии в виде высокой температуры воздуха. Пассажиры неоднократно жаловались на плохое самочувствие в результате духоты в вагонах и на станциях. Рассмотрев эти жалобы, столичное руководство приняло решение выдавать бутылки с холодной водой, в случае если в городе установится аномально высокая температура. В преддверии летней жары проводятся плановые работы: очистка воздухозаборников, кондиционеров, вентиляции вагонов, дополнительная влажная уборка в подвижном составе.

Как сообщил руководитель ГУП «Московский метрополитен» Иван Беседин, в 2014 году завершатся трехлетние работы по реконструкции систем вентиляции, благодаря чему летом климат в подземке станет более благоприятным. До 2016 года планируется модернизировать вентиляционное оборудование в 85 шахтах.

К жаркому сезону системы кондиционирования перезапускаются на летний режим работы.

– Системы переналаживаются на более теплую погоду и на режим большего охлаждения. Идет проверка всего оборудования подвижного состава для работы в летнюю пору, – сообщил Иван Беседин.

Помимо этого в каждом вестибюле метро планируется установить ионизаторы воздуха. Во входной зоне подземки разместят около 300 ионизирующих устройств. Они будут бороться с неприятными запахами, бактериями и насыщать воздух ионами, благоприятно влияющими на самочувствие пассажиров. Впрочем, нынешним летом москвичам еще не удастся ощутить результаты их работы, поскольку установка ионизаторов начнется осенью и завершится в декабре.

До конца года на всех ветках метро в вагонах появится бесплатный Интернет. В настоящее время Wi-Fi уже имеется в вагонах поездов, курсирующих по Кольцевой, Сокольнической, Каховской и Калининской линиям. На очереди – Калужско-Рижская и Арбатско-Покровская линии. В настоящее время беспроводным Интернетом в метро ежедневно пользуется около 250 тыс. пассажиров. Только на Кольцевой линии из вагонов в Сеть выходит в день 50 тыс. пассажиров. В дальнейшем для метрополитена будут поставляться новые вагоны, уже оснащенные оборудованием Wi-Fi.

Дополнительным фактором повышения комфорта пользования столичной подземкой стала программа «1200 метров», которая реализуется совместно с префектурами. В рамках этой программы будут благоустроены пешеходные подходы к станциям метро в радиусе 1,2 км, включая тротуары, освещение и навигацию. Предусматривается дальнейшее строительство перехватывающих парковок у станций метро. За 2011–2013 годы было создано 20 парковок на 4749 машиномест, а в 2014 году планируется организовать еще 3 парковки на 1447 машиномест.

Поезда станут комфортнее 

Общая протяженность путей московского метрополитена составляет 907 км. Сегодня метрополитен ежедневно перевозит 6,8 млн человек, а в часы пик в нем одновременно находится 0,8–0,9 млн пассажиров. До 2020 года планируется построить более 150 км новых линий, свыше 70 новых станций и 90 транспортно-пересадочных узлов, которые создадут новую, комфортную инфраструктуру благодаря связанности и интеграции радиальных направлений, пригородного железнодорожного транспорта и наземного городского транспорта. А в период 2016–2020 годов на линии должны выйти составы следующего поколения, имеющие более широкие двери и систему информирования пассажиров. Кроме того, во всех новых вагонах устанавливаются системы кондиционирования, вентиляции и отопления, а в пассажирских салонах впервые применена система обеззараживания воздуха на основе ультрафиолетового излучения. Вагоны будут оборудованы электронными маршрутными табло с жидкокристаллическими экранами. Внутри вагонов часть мест будет приспособлена для пассажиров с ограниченными возможностями.

По словам Ивана Беседина, в последние годы количество поездов в московском метро уже возросло на 5%, что позволило увеличить интенсивность использования подвижного состава: теперь каждый вагон «пробегает» в сутки более 600 км. В результате при росте пассажиропотока удалось добиться снижения средней заполненности вагона в течение суток на 2%. Для решения одной из главных проблем метро – перегруженности – планируется построить новую Кожуховскую линию, которая разгрузит Таганско-Краснопресненскую линию, продолжить Калининскую линию в Солнцево, построить новый радиус, связывающий две части Москвы, а также Третий пересадочный контур.

Только за период 2014–2016 годов планируется ввести в эксплуатацию 63,1 км, что увеличит протяженность линий на 19,4%, а к 2020 году сеть подземных магистралей вырастет на 133 км, или 40,9%, по сравнению с сегодняшним днем.

Уже в этом году будет введено 8 км новых линий метрополитена. Столичные власти обещают открыть движение на участке «Тропарево» – «Румянцево» – «Саларьево» Сокольнической линии, а также ввести станции «Котельники», «Технопарк», «Спартак». А вот открытие новых станций Люблинско-Дмитровской линии метрополитена в связи со сложными условиями на участке в районе станции «Петровско-Разумовская» откладывается.

В ближайшее время ГУП «Московский метрополитен» потратит 3 млрд руб. на ремонт вестибюлей и переходов 96 станций. В 2013 году на ремонт и модернизацию технологических устройств метрополитена было потрачено почти 13,5 млрд руб. В этом году планируется заменить, к примеру, свыше 120 км кабельных силовых линий. Новые сети будут с изоляцией, препятствующей горению и не выделяющей при нагревании опасных для человека химических веществ. Кроме того, серьезные усилия сконцентрированы на плановой замене устаревшего электропускового оборудования. Новым образцам не страшны скачки напряжения, воздействие температур и вибрации. Эти меры позволят повысить надежность новых систем и предотвратить аварийные ситуации.

На протяжении 2014 года планируется начать замену эскалаторных комплексов на станциях «Ботанический сад», «Красные Ворота» и «Фрунзенская». Сегодня полным ходом идут работы в северном вестибюле станции «ВДНХ», по плану они должны завершиться до конца мая.

– Замена эскалаторов – работа очень кропотливая, на нее уходит не менее 9–11 месяцев, и мы просим москвичей отнестись с пониманием к возникающим в результате их проведения трудностям, – отметил Иван Беседин.

Безопасность в метро выходит на новый уровень

Уже привычным интерьером станций метро стали сине-красные колонны экстренного вызова, установленные в центре платформ. Только в прошлом году с их помощью в ситуационный центр обратилось свыше 500 тыс. пассажиров, 81% звонков был связан с получением справочной информации. Как правило, звонят гости города, выясняют, как лучше им добраться до нужной станции, вокзала, автовокзала. Еще 2% звонков составляют просьбы о медицинской помощи, вызов сотрудников полиции, сообщения о подозрительных предметах на станциях, о падении людей на пути, об утерянных вещах и т. п. К сожалению, поступают и ложные звонки – таковых в прошлом году было почти 17% от общего числа обращений. С начала этого года колоннами экстренного вызова воспользовались более 75 тыс. человек.

Безопасность поездок в подземке заметно увеличилась: за 13 лет число сбоев сократилось более чем в 2 раза. Если в 2000 году было зафиксировано 4928 экстренных ситуаций, то по итогам 2013 года – всего 2064. Однако с развитием социальных сетей каждый такой случай становится достоянием общественности, предметом бурного обсуждения и получает широкий резонанс.

Наконец, для повышения безопасности пассажиров до конца года в московской подземке начнет работать новый ситуационный центр. Дополнительная система будет отдельно отслеживать обстановку в подземке с точки зрения транспортной безопасности. По словам Ивана Беседина, в метро в настоящий момент уже работает ситуационный центр, который решает чисто технологические задачи, связанные с контролем за ситуацией на станциях, с координацией работы подземки с другими видами транспорта и общегородскими службами. Новый центр больше сориентирован на взаимодействие с правоохранительными органами. К нему будут подключены камеры видеонаблюдения, установленные на платформах, в вестибюлях и вагонах, позволяющие в автоматическом режиме определять бесхозные предметы, нарушение правил проезда в метрополитене, безбилетный проход и проникновение в запретную зону, падение человека на рельсы и многое другое. Все это будет транслироваться на пульт операторам. Реакция на такие ситуации должна быть незамедлительной, подчеркнул Иван Беседин.

Для большей безопасности поездок в подземке при входе на все станции начнут устанавливать рамки-металлоискатели – таково требование федерального закона, который вступает в силу с 6 мая. Система будет действовать следующим образом: на входе в вестибюли установят металлоискатели по числу дверей, поэтому проход через них никоим образом не доставит неудобств пассажирам, не создаст дополнительной очереди. Рамки будут реагировать на тех пассажиров, которые переносят большое количество металлосодержащих предметов. В случае если техника сработает, сотрудники, отвечающие за безопасность, пригласят пассажира для прохождения дополнительного досмотра.

Кроме того, к июню на 49 станциях появится новая напольная навигация, а к июлю начнут вводить общегородскую навигацию, включающую станции метрополитена. А вот с установкой платформенных дверей, которые препятствуют падению пассажиров на пути, руководство столичного метрополитена решило повременить.

– После всестороннего анализа мы приняли решение пока этот вопрос отложить. Ни на одной из новых станций платформенных дверей, подобных тем, что существуют на некоторых станциях в метро в Санкт-Петербурге, не будет, – пояснил Иван Беседин.

Большинство москвичей понимает, что столичное метро – это сложнейшая транспортная система, постоянно развивающаяся и работающая в условиях постоянных перегрузок. Несмотря на это, согласно данным проведенного среди москвичей соцопроса, 83% горожан довольны работой подземки.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МД-группКростЭнергокомплексИНА
АКСИТЕХАбсолютКоминвест-АКМТ