НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Назревшее решение


Столичные власти активно реконструируют одну из старейших линий подземки

Новыми линиями столичного метрополитена сейчас уже никого не удивишь. Метро строится в Москве довольно активно. Однако это не означает, что власти не уделяют внимания уже существующим радиусам. Пусть московское метро не такое старое, как в Лондоне или Париже, но в ее составе есть линии, которые построены уже довольно давно и нуждаются в реконструкции. В столице тоже есть такая – Филевская.

Наземная «Подземка»

Филевская линия необычна прежде всего потому, что большая часть ее проходит под открытым небом, что создает дополнительное давление на инфраструктуру. На поверхности расположено 7 из 13 станций «голубой» (именно таким цветом обозначается линия на всех картах подземки) ветки. Их спроектировал архитектор Римидалв Погребной.

Уже давно стало ясно, что направление нуждается в капитальном ремонте. Первые работы начались еще в 2016 году. Этим летом они вошли в заключительную фазу. В конце июля текущего года почти вся станция была закрыта на два дня для того, чтобы движение поездов не мешало проведению капитального ремонта.

За это время были выполнены строительные работы в подплатформенных участках станций, монтаж и прокладка кабельных сетей. Сделать это без приостановки движения поездов было невозможно.

– Капитальный ремонт участка «Кунцевская» – «Студенческая» проводится с учетом последних современных тенденций в мире строительства. На обновленных платформах появятся тематические дизайнерские панно, архитектурное освещение, информационные стелы и многое другое. Облик, безопасность и комфорт наземных станций Филевской линии метро будут существенно улучшены. Кроме того, как ранее сообщил Мэр Сергей Собянин, к 2020 году подвижной состав московского метро будет обновлен на две трети, – рассказал главный архитектор города Москвы Сергей Кузнецов.

Службы метрополитена также обновили путевую инфраструктуру: заменили рельсы, укрепили верхнее строение пути, провели алюминотермитную сварку рельсовых стыков для создания «бархатного» пути, который обеспечит снижение уровня шума и вибрации при движении поездов по линии. Это очень важная часть работы, поскольку в результате уровень шума от проходящих поездов был значительно снижен, чему немало благодарны жители окрестных домов.

На станциях «Пионерская», «Филевский парк» и «Багратионовская» началось обустройство фасадов и кровли, а на «Кунцевской» – облицовка гранитом колонн и пола в пассажирской зоне станции. На «Студенческой» специалисты приступили к монтажу лифтовых подъемников.

Реконструкция по темам

В рамках реконструкции Филевской линии семь станций, которые располагаются на поверхности, получат новый архитектур ный облик. Дизайн-проекты обновления наземных станций этой линии метро согласовали в Москомархитектуре.

В результате станции «Кунцевская», «Пионерская», «Филевский парк», «Багратионовская», «Фили», «Кутузовская» и «Студенческая» из безликих серых платформ станут арт-объектами. Источником вдохновения для архитекторов служили названия станций. Так, на станции «Кутузовская» пассажиры уже сегодня могут обратить внимание на тематические панно, посвященные Отечественной войне 1812 года. Прогуливаясь по перрону в ожидании поезда, можно увидеть портреты прославленных полководцев и солдат русской армии, победившей Наполеона. Университетским наукам и дисциплинам посвятили тематические панно на станции метро «Студенческая».

– Для станции «Студенческая» художники разрабатывали специальные картины-символы. Каждое изображение представляет свою науку или университетскую дисциплину.

Например, микроскоп символизирует биологию, греческая скульптура – философию, весы – юриспруденцию, маскарадные маски – театральное искусство, счеты – математику, а подъемный кран – строительство и инженерное дело, – пояснил Сергей Кузнецов.

Дизайнерские панно в стиле абстракционизма украсят сразу две станции – «Багратионовскую» и «Пионерскую». Фасады и пассажирскую зону станций облицуют алюминием и гранитом светлых тонов. Стеклянные фасады получат наземные вестибюли станций «Кунцевская», «Фили» и «Филевский парк». Прозрачными сделаны и стены на платформе станции «Фили».

Немного истории

Филевская линия столичного метрополитена до 1971 года называлась Арбатско-Филевская. Эта ветка проходит в западной части города, через исторический район Фили, что объясняет ее название. Официальный номер линии, которым ее обозначают на карте – четыре, однако по дате открытия она является шестой.

Линия ведет свое начало от участка мелкого заложения первой очереди «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») – «Смоленская», построенного в 1935 году и спустя два года продленного до станции «Киевская». Между «Смоленской» и «Киевской» находятся открытый участок и построенный в 1937 году Смоленский метромост. Участок входил в состав Кировско-Фрунзенской (ныне Сокольнической) линии, на которой действовало вилочное движение от станции «Проспект Маркса» (ныне «Охотный Ряд»). В 1938 году участок вошел в состав новой Арбатско-Покровской линии. При строительстве тоннелей к «Площади Революции» были использованы заделы, оставленные в 1935 году. Во время войны линия пострадала от немецкой авиации.

В 1941 году бомба попала в тоннель «Арбатская» – «Смоленская», поэтому было принято решение о необходимости строительства параллельного участка глубокого заложения. В 1953 году участок «Калининская» (бывшая «Улица Коминтерна») – «Киевская» был закрыт, на станциях были организованы склады, а в тоннелях – депо для хранения резервного подвижного состава.

Однако спустя несколько лет, после прихода к власти Н.С. Хрущева, был взят курс на максимальное удешевление строительства, и Арбатско-Покровская линия продлена не была, вместо этого на запад по поверхности земли решили строить новый Филевский радиус. Участок «Калининская» – «Киевская» был расконсервирован и открыт повторно (уже в составе новой Арбатско-Филевской линии) 7 ноября 1958 года вместе с новым наземным участком «Киевская» – «Кутузовская».

Изначально планировали открыть участок от «Киевской» сразу до «Филей», но так как перегон «Кутузовская» – «Фили» не успели сдать в срок, было принято решение пустить поезда до «Кутузовской». Станция «Фили» была открыта только через год, 7 ноября 1959 года.

В дальнейшем линия была продлена до «Пионерской» (1961), потом до «Молодежной» (1965) и только в 1989 году – до станции «Крылатское», которая находилась уже под землей.

В 1985 году в связи с реконструкцией Смоленского метро-моста на несколько месяцев вновь был закрыт участок «Калининская» – «Киевская», поезда в это время ходили от Молодежной» до «Киевской».

Станция «Крылатское» была построена как временная конечная (в дальнейшем планировалось продлить линию в новые спальные районы – Строгино и Митино). Этим объясняется наличие перед ней перекрестного съезда вместо полноценных тупиков. Но экономический спад в стране отложил эти планы на 20 лет.

Станции «Строгино» и «Митино» были открыты лишь в конце 2000-х годов. К этому моменту было принято решение развивать Арбатско-Покровскую линию от станции «Парк Победы» дальше на запад как полноценный диаметр. В 2008 году она была доведена до станции «Кунцевская», поглотила участок Филевской линии «Кунцевская» – «Крылатское», и новые станции открылись уже в ее составе. Филевская же линия была «урезана» до «Кунцевской» и стала почти целиком наземной.

Несмотря на то что линия стала заметно короче, ею пользуется большое количество людей, проживающих в Западном административном округе Москвы. Поэтому ее реконструкция – закономерное решение, которое позволит значительно улучшить транспортную ситуацию в этом районе столицы. Кроме того, столичные власти планируют развивать Филевскую линию, продлив ее на запад от станции «Кунцевская» в районы Можайский, Троекурово и Сколково, где в настоящее время ведется большое строительство.

Текст: Дмитрий Симонов



Назад в раздел
МИЦМД-группОЭКИНА
ЦентрСтройИнвест-3