НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Москвичи помогут проложить маршруты английской компании Aecom


Система автобусных маршрутов столицы будет обновляться с учетом мнения москвичей, проявляющих общественную активность. В городе появится единая система транспортной навигации на русском и английском языках. В мае зона платной парковки выйдет за пределы Садового кольца. С осени будет ограничено движение грузовиков по небольшим улицам.

Места автобусных остановок определят, посоветовавшись с народом

Взаимодействие с населением и использование предложений общественных активистов и блогеров распространилось и на столичный Департамент транспорта. Это ведомство запустило собственный краудсорсинг-проект: оно намерено советоваться с горожанами, как следует изменить сеть автобусных маршрутов. Москвичи смогут высказать свои идеи относительно новых путей следования автобусов и функционирования выделенных полос. Поделиться своим мнением они могут на интернет-ресурсе «Наши маршруты» – crowd.mos.ru, созданном при поддержке Департамента транспорта и развития транспортной инфраструктуры города Москвы.

– Каждому, кому небезразлично развитие Москвы, стоит принять участие в нашем проекте. Вместе мы сможем сделать маршрутную сеть Москвы удобной для всех горожан. А это, в свою очередь, поможет вывести транспортную систему Москвы на новый уровень развития, – заявил заместитель Мэра по транспортным вопросам, руководитель Департамента транспорта Максим Ликсутов.

Высказанные на сайте пожелания москвичей обязательно будут учтены при формировании новых маршрутов: над проектом постоянно будут работать 18 экспертов Мосгортранса и транспортного ведомства. Высказать свои предложения по предлагаемой властями новой схеме движения автобусов москвичи смогут до начала июня, после чего они будут использованы для доработки маршрутной сети. Авторы лучших предложений получат подарки от города: экскурсию в трамвайный, троллейбусный или автобусный парк, именную карту «Тройка» или место эксперта в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.

Конкурс на разработку новой сетки маршрутов автобусов в 2013 году провел Мосгортранс, торги выиграла английская Aecom. Одной из целей оптимизации схемы движения наземного общественного транспорта власти называют вывод рынка из тени коммерческих операторов пассажирских перевозок. В городе работают 60 коммерческих перевозчиков по договорам на оказание услуг с Департаментом транспорта. По оценкам департамента, они занимают примерно 30% рынка, остальное – Мосгортранс. Весь городской рынок маршрутных такси руководитель Департамента транспорта оценивает в 60 млрд руб., половина рынка приходится на нелегальный сегмент.

В конце 2013 года Правительство Москвы приняло постановление, в соответствии с которым частные маршрутные такси продолжат работать лишь до 1 ноября. После завершения контракта возможны три варианта: 1) контракт будет продлен на пять лет, 2) если перевозчик не устраивает профильный департамент, на конкурсе будет найден новый, 3) маршрут будет просто закрыт. Перевозчики, у которых договор истекает после 1 ноября, будут работать на условиях, указанных в их договорах. В конце 2014 года могут быть распределены маршруты в двух округах – Южном и Юго-Восточном.

Указатели рисуют на полу

С мая на улицах столицы и станциях метрополитена стали появляться элементы будущей единой адресной и транспортной навигации на русском и английском языках. Эта программа рассчитана на пять лет и должна завершиться до 2018 года.

Новая единообразная система указателей ориентирована прежде всего на пассажиров городского общественного транспорта и пригородных электричек.

По поводу того, какой будет система транспортной навигации, город также советуется с жителями. Для этого на сайте Департамента транспорта и развития транспортной инфраструктуры был выложен видеоряд с одобренной концепцией навигации. Был также организован сбор мнений и предложений от населения и представителей экспертного сообщества.

Проект транспортной навигации разработан в соответствии с рекомендациями Международного олимпийского комитета, для того чтобы не знающие русского языка иностранцы могли без проблем ориентироваться на остановках, станциях метро и железнодорожных платформах в дни проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Новая универсальная навигация построена на четырех основных принципах: удобство для пользователей, взаимосвязь всех видов транспорта, единый стиль на пути следования, использование различных способов коммуникации. Воспользоваться навигацией можно не только через наглядные знаки и указатели, но и с помощью мобильных устройств. По словам Максима Ликсутова, единая система навигации соединит все составляющие элементы транспортной системы, сделает ее более простой для понимания и удобной в использовании.

На станциях метро элементы навигации будут размещены не только на указателях и световых коробах, но и под ногами пассажиров – на полу. Напольные указатели выходов в город и пересадок на другие линии, а также навигация, указывающая, какой стороны следует держаться перед лестницами и эскалаторами, появилась уже на восьми станциях московского метро: «Баррикадной», «Пушкинской», «Тверской», «Чеховской», «Сретенском бульваре», «Тургеневской», «Цветном бульваре» и «Трубной». В дальнейшем напольной навигацией оснастят 49 пересадочных станций на Кольцевой линии и внутри нее. Работы по установке и нанесению элементов навигации будут проводиться в ночное время, чтобы не мешать пассажирам. Завершить установку навигации на станциях, расположенных в пределах Кольцевой линии, планируется к концу июня этого года.

На трех станциях в центре – «Пушкинской», «Тверской» и «Чеховской» – напольные надписи и указатели в рамках пилотного проекта появились еще весной 2013 года. Эксперимент признали успешным 82% пассажиров, опрошенных специалистами столичного Департамента транспорта.

Позаботились в Департаменте транспорта не только об информационных надписях в метро, но и о размещении рекламы. Видеомониторы, транслирующие рекламные ролики, установлены кое-где на платформах, теперь их предлагают установить на эскалаторах. Подобные устройства уже несколько лет успешно транслируют рекламу на эскалаторах, ведущих на станции метро в Санкт-Петербурге. Теперь установить такие динамические носители рекламы планируют и в московской подземке. Кроме того, рассматривается возможность использовать для размещения рекламных постеров наружную поверхность вагонов.

Как заявил заместитель руководителя Департамента транспорта Гамид Булатов, за счет введения новых форматов размещения рекламных объявлений городские власти рассчитывают существенно увеличить внебилетные источники доходов ГУП «Московский метрополитен».

По закону, для обкатки новых носителей в качестве пилотного проекта метрополитен имеет право на один месяц заключить договор без проведения конкурсных процедур, чтобы определить, насколько этот носитель будет востребован, после чего уточнить параметры технического задания для будущих торгов. Затем будет объявлен полномасштабный конкурс по отбору оператора, который получит право размещать рекламу на новых площадках.

Перед тем как утвердить решение о размещении рекламных видеомониторов и рекламы на бортах вагонов, руководство транспортного ведомства выяснит, насколько эти нововведения понравятся пассажирам. В настоящее время проводится опрос общественного мнения как на станциях подземки, так и на сайтах Департамента транспорта и метрополитена. После окончания пилотного проекта будут объявлены результаты опроса, по итогам которого совместно с Департаментом СМИ и рекламы будет принято решение о целесообразности появления в подземке того или иного вида новых рекламоносителей.

Этим летом в столице стартует новый этап социальной рекламы безопасности на дорогах, которая напомнит водителям о равенстве всех участников дорожного движения. В рамках этой кампании планируется отказаться от шоковой рекламы в пользу единого минималистского оформления с элементами запоминающегося фирменного стиля. Рекламные изображения будут стилизованы под интерфейсы современных смартфонов, поскольку такое оформление воспринимается большинством горожан как привычное и вызывает положительные эмоции. По словам Максима Ликсутова, в профильном департаменте рассчитывают, что напоминание о необходимости уважать других участников дорожного движения поможет изжить пока еще встречающиеся случаи хамства по отношению к пешеходам и велосипедистам со стороны водителей.

Грузовикам перекроют доступ в переулки

Еще одним нововведением, подготовленным Департаментом транспорта и развития транспортной инфраструктуры, стало ограничение на сквозное передвижение фур и крупнотоннажных грузовиков по небольшим улицам столицы. В будущем для передвижения таких машин по городу будут определены вылетные магистрали, МКАД, Третье транспортное и Садовое кольца, а также ряд крупных улиц и проспектов. Они составят так называемый грузовой каркас столицы, по которому большегрузный автотранспорт сможет перемещаться беспрепятственно. Что же касается локальных дорог второй и третьей категорий, межквартальных и дворовых проездов, не вошедших в транспортный каркас, то въезд грузового транспорта массой выше 2,5 тонны на них будет ограничен или вообще запрещен. В качестве исключения большие грузовики смогут покидать пределы каркаса и заезжать вглубь районов только в тех случаях, когда это необходимо для нормального функционирования расположенных там предприятий. Штраф за нарушение этого правила составит 5 тыс. руб.

Реализация пилотного проекта по передвижению крупнотоннажного автотранспорта лишь по улицам, входящим в грузовой каркас, начнется нынешней осенью в Восточном административном округе.

В его состав, как сообщила заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфра--структуры Алина Бисембаева, будут включены 86 транспортных магистралей ВАО: шоссе Энтузиастов, Щелковское шоссе, улицы Большая Черкизовская, Стромынка и Русаковская, проспект Буденного, набережные реки Яузы, Окружной проезд и участок Северо-Восточной хорды. К 2016 году каркас охватит все районы внутри МКАД. А за соблюдением правил проезда по каркасу будут следить с помощью ГЛОНАСС: если водитель грузовика отклонится от разрешенного маршрута, штраф ему будет начислен автоматически.

В настоящее время припаркованные на московских улицах иногородние фуры создают немало проблем, становясь причиной транспортных заторов. Сегодня в город ежедневно въезжает 150 тыс. грузовиков. Москва остается точкой, через которую проходят транзитные грузопотоки с севера на юг и обратно: наиболее часто в городе встречаются грузовики из Санкт-Петербурга и Краснодарского края.

Помимо грузового каркаса в городской черте появятся также специальные места для разгрузки и погрузки грузовиков. По словам Алины Бисембаевой, в настоящее время грузовые автомобили, привозящие товар в магазины, рестораны и другие объекты, зачастую вынуждены парковаться во втором ряду, что существенно мешает проезду других машин.

В июле нынешнего года заработают первые 15 площадок для разгрузки-погрузки в зонах высокой торговой активности, где отсутствует или ограничена возможность разгрузки на улично-дорожной сети, в частности, в центре столицы такие парковки появятся на улицах Петровка, Пушечная, Большая Ордынка и ряде других. Время стоянки грузовиков в зоне погрузки-разгрузки будет ограничено получасом, и заплатить за это придется в пределах Бульварного кольца 40 руб., а в пределах Садового – 30 руб.

При превышении получасового лимита стоимость стоянки на таком месте составит 1000 руб/час. Стоянка же легковых автомобилей на специализированных местах разгрузки грузового автотранспорта будет запрещена. Места разгрузки-погрузки на улично-дорожной сети будут отмечаться специальными дорожными знаками. В настоящее время прорабатывается вопрос о создании мобильного приложения, с помощью которого водители грузовиков смогут оплатить стоянку на специализированных местах.

По воскресеньям и праздникам парковка будет бесплатной

Что же касается платы за парковку на улично-дорожной сети в центре столицы, то по воскресным и праздничным дням она взиматься не будет. Пилотный проект, в рамках которого размещение транспортных средств на платных городских парковках будет бесплатным по воскресеньям и праздничным дням, стартовал 1 мая.

В субботу же москвичи, паркующие свои автомобили в центре Москвы, будут платить согласно установленным тарифам.

– Мы провели исследования, замеры, которые показали, что загруженность в субботу улично-дорожной сети Москвы равна уровню рабочих дней. И в субботние дни платная парковка служит эффективным средством регулирования транспортных потоков, – уточнил Максим Ликсутов. – А по воскресеньям и в праздничные дни парковки в центре Москвы загружены всего на 60%. Впрочем, если по окончании эксперимента с бесплатной парковкой выяснится, что он себя не оправдал, его действие будет прекращено.

Уже в мае зона платной парковки перешагнет границы Садового кольца и начнет постепенно расширяться до Третьего транспортного кольца. Первой территорией за пределами исторического центра столицы, где начнет взиматься плата за припаркованный на обочине автомобиль, станет деловой центр «Москва-Сити».

За первый квартал этого года на водителей было наложено в общей сложности 232 тыс. штрафов за неправильную парковку на сумму 838,5 млн руб. Большая часть из них – за парковку под запрещающими знаками, 57 тыс. штрафов – за неоплаченную парковку в пределах Садового кольца. На штрафстоянки в день эвакуируется за неправильную парковку около 800 машин.

Помимо проживающих в центре столицы резидентов право на бесплатную парковку получили ряд социальных учреждений – 46 организаций, которые находятся в пределах Садового кольца, в основном это храмы, больницы и поликлиники. Органы же власти в последнее время, напротив, постепенно утрачивают подобные привилегии. Так, недавно была ликвидирована служебная парковка у зданий Мосгордумы на Петровке, 22. На этом паркинге оставляли свои автомобили сотрудники и депутаты городского собрания. В настоящее время у здания МГД установлен знак «Остановка запрещена».

В августе в зону платной парковки могут войти уже 282 улицы, на которых предварительно планируется оборудовать 9 тыс. машино-мест. Разметка асфальта и установка паркоматов между Садовым кольцом и ТТК начнется с Пресненского района, в том числе с улиц Баррикадная и 1905 года. На территории, прилегающей к «Москва-Сити», планируется разместить 40 комплектов информационных щитов и 100 знаков платной парковки, а также 113 знаков, запрещающих стоянку.

Новые зоны платной парковки появятся в районах Басманный, Таганский и Замоскворецкий. Список улиц был утвержден муниципальными депутатами совместно с жителями районов. В основном в перечень попали сильно загруженные улицы, на которых располагаются места скопления автомобилей, – это, как правило, торговые и бизнес-центры.

Для того чтобы обеспечить новые зоны платной парковки необходимой инфраструктурой, городские власти намерены закупить впрок 500 паркоматов. К процессу борьбы с нарушителями активно привлекается общественность.

Теперь штрафовать нарушителей правил парковки будут не только на основании снимков, сделанных камерами видеонаблюдения или мобильных комплексов «паркон», но и на основании фотографий, сделанных неравнодушными гражданами.

Для этого нужно послать фото с номером машины – нарушителя парковки и с адресом, где оно сделано, на специальный мобильный сервис. Фото номера автомобиля-нарушителя попадет в общую систему московского парковочного пространства, в которой формируется список маршрутов для эвакуаторов. Прежде чем это произойдет, фото пройдет проверку на ретуширование в фотошопе или иных программах обработки изображений, чтобы сотрудники служб эвакуации не стали жертвой розыгрыша или мелкого хулиганства.

Оплатить парковку автомобиля можно будет теперь не только через паркомат, с помощью SMS или мобильного приложения, но и в открывшихся с наступлением весеннего тепла пунктах проката велосипедов. Также там можно будет и пополнить транспортную карту «Тройка».

Велосипедистов станет больше

В нынешнем году число пунктов проката велосипедов вырастет вдвое против прошлогоднего. Летом 2013 года в городе работало 79 станций, предлагавших 550 велосипедов, в нынешнем году их будет уже 150, число велосипедов на них увеличат до 2,5 тыс.

По данным Департамента транспорта, на сайте велопроката было зарегистрировано около 20 тыс. уникальных пользователей, за прошлый сезон было совершено около 70 тыс. поездок на арендованных байках, при этом их средняя продолжительность составляла 40 минут, 65% москвичей, использовавших прокатный велосипед, совершили развлекательные поездки, 35% – транспортные.

На 40 станциях проката, которые откроются на тех же местах, что и в прошлом году, будут такие же велосипеды, как и в прошлом сезоне. В новых же пунктах проката будут выдаваться более совершенные машины. В минувшем году напрокат предоставлялись велосипеды, оснащенные задним ножным тормозом, а в этом году – двумя ручными. Высоту сиденья на новых машинах можно будет отрегулировать рычагом в одно касание. Для большей безопасности под сиденьем размещен дополнительный фонарь, а на корзине и крыльях – светоотражающие наклейки. Помимо этого на руле у новых прокатных велосипедов появится электронная панель со считывающим устройством, с помощью которой прокат можно оплатить банковской картой или специальной пластиковой картой для оплаты аренды велосипеда. Также в пунктах проката установят специальные терминалы, где можно будет использовать карту «Тройка»: пополнить ее или расплатиться с ее помощью за оказанные услуги.

На прокатных велосипедах новой модели будут установлены электронные замки, которые позволят пристегивать их в местах временной парковки. Впрочем, все это сделало новую прокатную модель тяжелее: она стала весить все 20 кг, в то время как раньше байк весил 14 кг.

До конца года в столице планируется проложить 128 км новых велодорожек (общая протяженность которых составит 274 км), в том числе от Фрунзенской до Москворецкой набережной, на юго-западе и западе города, а также в Митино, Зеленограде и вдоль Яузы. Среди наиболее продолжительных маршрутов – 16-километровая велодорожка от парка «Музеон» в Центральном округе до парка Победы в Западном округе, 12-километровая велодорожка вдоль Рублевского шоссе и Балаклавского проспекта, 8-километровая дорожка от улицы Барклая через парк «Фили» до Крылатского. Новая велодорожка появится и на Бульварном кольце, она свяжет все 10 бульваров и Москворецкую набережную. На велодорожках, которые проложат в Москве в этом году, появятся специальные светофоры, которые дадут велосипедистам приоритет над автомобилями.

В Москве в этом году откроют почти 2 тыс. новых велопарковок. Для узких улиц внутри Садового кольца вместо П-образных стоек поставят не менее 600 компактных столбиков с кольцами. Кроме того, в качестве эксперимента будут применяться специальные накладки на существующие столбы, к которым можно пристегнуть велосипед, например, столбы с дорожными знаками. Во всех округах также разместят еще тысячу традиционных дугообразных стоек на несколько велосипедов. Внутри Садового кольца также появится не менее 100 П-образных стоек на один байк. Эти парковки считаются кратковременными – велосипедисты оставляют там свои двухколесные машины максимум на пять часов.

Кроме того, власти рассматривают возможность в этом году организовать около сотни крытых велопарковок на транспортно-пересадочных узлах, у метро и железнодорожных вокзалов. Суточная стоимость хранения на них не должна-превышать цены билета на метро – 40 руб. Они будут рассчитаны на долгосрочную стоянку – от одного дня до года, велосипедисты смогут оплатить длительную стоянку на них с помощью карты «Тройка». Индивидуальные боксы планируется разместить около 30 ТПУ, многоместные станции – у 9 ТПУ. Кроме того, будет выбрано 5 – 10 пилотных районов, где крытые многоместные парковки появятся во дворах. Признание велосипедистов полноправными участниками дорожного движения влечет за собой и повышение их ответственности. В соответствии с изменениями, внесенными в Правила дорожного движения, федеральными законодателями в этом году введены штрафы: за нарушение велосипедистом ПДД предусматривается штраф 800 руб., а за езду в нетрезвом виде – от 1 до 1,5 тыс. руб.

На железнодорожных путях появится новый тип вагонов

Будут сделаны в этом году и серьезные шаги, направленные на превращение проходящих по территории Москвы железных дорог в один из видов городского общественного транспорта. Для этого нынешним летом пройдет конкурс по отбору оператора, которому предстоит организовать движение пассажирских поездов по Малому кольцу Московской железной дороги (МКЖД).

Запуск пассажирского движения по МКЖД намечен на декабрь 2015 года – январь 2016 года. В настоящий момент ведется реконструкция двух главных путей по всему 54-километровому кольцу и строительство третьего главного пути на участке «Пресня» – «Канатчиково».

Это дополнительная, «технологическая» инфраструктура, которая нужна для обеспечения по двум основным путям интенсивных пассажирских перевозок. Само Малое кольцо было построено еще в 1907 году, но до сих пор не электрифицировано. Сейчас ведется электрификация дороги, реконструкция путей и строительство 31-го остановочного пункта. На настоящий момент выполнено около 40% работ.

Интенсивность движения МКЖД будет почти такая же, как в метро, интервал между поездами составит 5–6 минут. В 2015 году, по оценке специалистов Департамента транспорта, МКЖД перевезет 50 млн пассажиров. А к 2020–2025 годам курсирующие по Малому кольцу электрички будут перевозить по 300 млн пассажиров в год. Универсальные билеты на городской транспорт будут действовать и для электричек Малого кольца, дополнительная плата при пересадке с метро на поезда МКЖД взиматься не будет.

Оператор перевозок, выигравший конкурс, будет обязан поставить для нового железнодорожного маршрута 300 вагонов, представляющих собой нечто среднее между вагоном метро и вагоном пригородной электрички: они будут либо с широкими дверями, либо трехдверными, с климат-контролем. Реконструкция Малого кольца МЖД обойдется в 17 млрд руб. Изменится не только облик составов, курсирующих по Малому железнодорожному кольцу, но и внешний вид аэроэкспрессов, доставляющих пассажиров с Белорусского вокзала в аэропорт «Шереметьево». В конце 2015 года обычные поезда заменят на двухэтажные составы производства швейцарской компании Stadler. В общей сложности по контракту производитель должен поставить в Москву 172 вагона.

Перейти на новый подвижной состав компанию «Аэроэкспресс» заставила растущая популярность маршрутов и угроза переполнения поездов. Решить проблему с учетом существующих инфраструктурных ограничений возможно лишь за счет нестандартного увеличения вместительности подвижного состава. С введением в эксплуатацию новых, двухэтажных поездов пропускная способность аэроэкспрессов может возрасти на 30–40%.

Полностью парк подвижного состава аэроэкспрессов, включая и поезда, курсирующие между Павелецким вокзалом и аэропортом «Домодедово» и Киевским вокзалом и аэропортом «Внуково», будет обновлен к концу 2016 года.

За такси можно будет расплатиться картой

Стоит упомянуть также еще две нестандартные новинки, которые будут внедряться в ближайшее время на общественном транспорте столицы. Во-первых, столичные власти закупят 10 микроавтобусов для доставки в полицию отловленных в транспорте безбилетников, не желающих платить штраф. Эту идею руководство транспортного ведомства столицы позаимствовало у немецких коллег. На мини-автобусах будут работать мобильные группы инспекторов ГКУ «Организатор перевозок». По закону, контролеры не вправе выписывать штраф нарушителю, если он отказывается предъявить паспорт. И в отличие от сотрудников полиции у них нет прав требовать от граждан предъявления документов. Поэтому необходимо отправлять таких упрямцев в полицию. В каждом микроавтобусе помещается восемь человек, включая водителя. Из бюджета на их закупку потратят до 17 млн руб. При этом штраф за безбилетный проезд сегодня в Москве составляет 1 тыс. руб., за проезд по чужой соцкарте – 2,5 тыс. руб. Если штраф не оплачен в течение 60 дней, его сумма утраивается.

Другое новшество коснется легальных такси. Владельцев таксомоторных парков и частных извозчиков, получивших от города лицензию, обяжут оснастить свои автомобили POS-терминалами – устройствами для приема платежей с банковских карт. Так что с начала 2015 года все такси в городе будут принимать банковские карты. Московские власти уже готовят ряд поправок для внесения в федеральное законодательство о таксомоторных перевозках. Более того, поправки обяжут таксистов ездить только на четырехдверных автомобилях, оснащенных системой навигации и кондиционером.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
КростМОЭСКГеопроектизысканияОЭК
ШвабеСоюзРоссийский