НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Чтоб не сесть в галошу. Как на протяжении последних лет изменялся подход к использованию антигололедных реагентов


Прошедшая зима была не слишком снежной, и коммунальные службы использовали лишь половину заготовленных на зиму реагентов. Зато количество переходов через ноль, когда оттепель сменяют заморозки и наоборот, минувшей зимой было заметно выше обычного.

Каждый такой переход приводит к образованию на асфальте ледяной корки, поэтому без реагентов не обойтись. Что касается их качества, то в городе применяются лишь тщательно подобранные и прошедшие государственную экологическую экспертизу реагенты, их вредное воздействие на окружающую среду сведено к минимуму, и почва не подвергается засолению. Еще один положительный эффект – снижение количества случаев зимнего травматизма.


Пятьдесят переходов

По количеству выпавших осадков прошедшая зима была малоснежной. Если зимой 2012/13 года, когда в Москве выпало более 330 см снега, коммунальщики израсходовали реагентов больше нормы, то нынешней снега нападало всего 122 см, что заметно облегчило московским дворникам уборку улиц и дорог.

Стандартный уровень зимних осадков, на который рассчитана действующая технология зимней уборки, составляет 150 см снега за зиму.

Однако по переходам через ноль, как сообщил руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Андрей Цыбин, прошедшей зимой столица побила рекорды – их на протяжении зимних месяцев было 50.

А каждый такой переход в условиях московской повышенной влажности чреват гололедицей. Так что расслабляться коммунальным службам в этот период не приходилось.

– Зимой 2013/14 года реагенты распределялись только во время переходов через ноль и очень выборочно в местах образования наледи. Израсходована была половина от положенного по нормативу количества. При этом, несмотря на увеличение площади улично-дорожной сети города за счет присоединенных территорий, а это около 10 млн кв. м дорог «новой» Москвы, количество расходуемого реагента не увеличилось, – отметил Андрей Цыбин.

Новая технология антигололедных реагентов

На протяжении последних лет подход к использованию антигололедных реагентов заметно изменился. В 2006–2008 годах они применялись на основании временной инструкции, в которой были прописаны конкретные торговые марки реагентов, принадлежащие конкретному производителю. Антимонопольные органы могли счесть это искусственным ограничением конкуренции. Поэтому с принятием в 2009 году нового порядка закупки реагентов, рассчитанного на 5 лет, стали указываться не их торговые наименования, а химический состав.

В этом году срок действия этой инструкции истекает, и в Департаменте ЖКХиБ всерьез задумывались над ее новой редакцией. Основание для этого – опасность ледяного дождя. В 2010 году из-за жидких осадков, выпавших при минусовых температурах, происходило столь сильное оледенение, что под тяжестью сосулек падали деревья и скручивались опоры линий электропередач. Именно ледяной дождь послужил толчком к тому, что городские власти позволили применять реагенты не только на проезжей части, но и на тротуарах. Благодаря этому существенно сократилось количество травм, полученных во время гололеда.

Как отметил заместитель директора научно-практического центра экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения Евгений Круговых, с 1 декабря 2013 года по начало марта 2014 года было зафиксировано 916 случаев зимнего травматизма, в то время как за аналогичный период прошлой зимой – 1877 случаев. Как видно, число несчастных случаев, причиной которых является гололед, упало вдвое. При этом, как отметил представитель горздрава, информация о каждом обращении в травмпункт, причиной которого, по словам пострадавшего, стала плохая очистка улиц от льда, передается в Департамент жилищно-коммунального хозяйства для принятия мер. В свою очередь Андрей Цыбин счел нужным уточнить, что среди случаев травм, полученных в зимнее время, скользкая дорога является причиной лишь в 10–15% случаев.

По старой технологии зимней уборки, которая действовала до 2011 года, коммунальщики закупали на зиму 261 тыс. т жидких реагентов и 82 тыс. т твердых. В соответствии с новой технологией, на зиму заготавливается 135 тыс. т жидкого реагента и 185 тыс. т твердого реагента, что в сумме на 23 тыс. т меньше. Современная технология предполагает использование современных многокомпонентных реагентов.

– Твердый реагент доказал свою эффективность, он работает при более низких температурах и более экологичен, – отметил глава Департамента ЖКХиБ. – Если жидкий реагент плавит лед при температуре до -5 оС, то твердый эффективно работает при морозах до -18… -20 оС.

Специально для тротуаров, пешеходных зон остановок и проходов во дворах город закупает на зиму около 90 тыс. т наиболее безопасных твердых комбинированных реагентов, в состав которых входят неорганические вещества (хлориды кальция, натрия и магния), органические соединения – формиаты (соли муравьиной кислоты), а также мраморная крошка в качестве абразивного материала. При этом вес химически нейтральной мраморной крошки составляет половину от общей массы этого реагента.

– Мы закупаем лишь те реагенты, состав которых прошел государственную экологическую экспертизу и которые успели себя зарекомендовать. Если какой-либо производитель хочет, чтобы город начал закупать изготовленные им реагенты, он может разработать дополнение к технологии и самостоятельно заявить свою продукцию на государственную экологическую экспертизу. Если экспертиза разрешит их применение, мы добавим их в наш перечень, – сообщил Андрей Цыбин.

Правила и регламенты

По словам руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антона Кульбачевского, его ведомство пристально следит за тем, чтобы коммунальщики использовали реагенты в строго отведенных регламентом количествах и лишь в период обильных осадков и неблагоприятных погодных условий. Другой важной для экологической обстановки особенностью зимней уборки является то, что смешанные с реагентами снег или ледяная крошка, убранные с городских улиц, попадают через снегосплавные пункты в канализационный коллектор и вместе с канализационными стоками проходят тщательную фильтрацию на очистных сооружениях ОАО «Мосводоканал». Такие системы надежно очищают сточные воды от синтетических моющих средств и фекальных масс, и уж заведомо справятся со слабым солевым раствором, который содержится в обработанном реагентами снеге.

В лотковой части автомагистралей, по данным экологического мониторинга, остается не более 5–8% общего количества нанесенных на дорожное полотно реагентов. Эта часть, смешавшись со снегом, может попадать на обувь, в почву, водоемы, оказывать влияние на зеленые насаждения. Если прежде, когда для борьбы со снегом и оледенением использовалась смесь поваренной соли и песка, процент почв, страдавших от засоления, был очень высок, сейчас эта проблема полностью изжита благодаря переходу на современные многокомпонентные твердые реагенты.

Содержание в городских почвах хлоридов калия, кальция и магния на настоящий момент не превышает предельно допустимых концентраций. Помимо этого Департамент природопользования и охраны окружающей среды проводит проверку воздействия реагентов на состояние зеленых насаждений в разных частях столицы. Проведенные исследования показывают, что деревья и кустарники, растущие вдоль городских магистралей, нормально переносят последствия таяния снега с реагентами.

Где и когда пересолили

Гораздо более сложная ситуация обстоит с засолением почв на территории «новой» Москвы, вдоль Киевского и Калужского шоссе за пределами МКАД. Вплоть до присоединения к столице на этих трассах для борьбы с оледенением применялось допотопное средство – смесь песка с технической солью. Начиная с прошлого года эти магистрали стали обрабатывать теми же многокомпонентными реагентами, что и московские дороги. И экологический мониторинг уже отметил позитивную динамику: за один год применения реагентов засоление вдоль двух крупнейших автострад «новой» Москвы ощутимо снизилось.

Однако Антон Кульбачевский признал, что с применением реагентов в городе все-таки существуют проблемы и связаны они прежде всего с тем, что не все сотрудники подрядных организаций распределяют то количество реагентов, которое положено по технологии. Нередко случается, что дворники из числа гастарбайтеров, не читая инструкций, сыпят столько реагентов, сколько бог на душу положит. И поэтому зачастую приходится наблюдать на асфальте целые горки реагентов. За подобные нарушения подрядные организации, занимающиеся уборкой, наказывают штрафами, и Департамент природопользования призывает горожан следующей зимой активно сообщать о таких случаях на портал «Наш город». В минувший холодный сезон на нарушения в использовании реагентов горожане пожаловались около 200 раз, и в 130 случаях эти жалобы подтвердились.

Департамент природопользования, Департамент ЖКХиБ совместно с природоохранной прокуратурой постоянно проводят проверки соблюдения нормативов распределения реагентов подрядчиками и их качества. За нарушение нормативов распределения реагентов по представлению Департамента природопользования были расторгнуты контракты с 10 подрядчиками.

Галоши – вещь полезная

Рядовые горожане разделяют мнение властей о том, что на протяжении двух последних лет улицы города стали убираться лучше. Как показал опрос, проведенный ВЦИОМ по заказу Департамента ЖКХиБ, 59% опрошенных считают, что передвигаться зимой по пешеходной части дорог можно вполне безопасно, при этом 36% отметили, что по сравнению с прошлой зимой ситуация в этом плане улучшилась, 76% респондентов убеждены, что именно противогололедные реагенты делают передвижение по тротуарам зимой более безопасным, а 61% полагает, что их использование предотвращает автомобильные аварии. Также 78% москвичей считают, что дороги в Москве зимой убираются лучше, чем в других российских городах. Однако москвичи видят в реагентах не только положительные стороны – 89% опрошенных убеждены, что реагенты портят обувь, а 82% отмечают вред от их использования для почвы и растительности.

По мнению старшего научного сотрудника ЦНИИ обувной и кожевенной промышленности Татьяны Назаровой, страхи в отношении того, что противогололедные реагенты, используемые в Москве, портят обувь, в значительной степени преувеличены. В 2006 году, когда на институт обрушилась лавина жалоб не только на испорченную обувь, но и на пришедшие в негодность натуральные шубы и дубленки, институту пришлось заняться исследованием компонентов, входящих в состав противогололедных реагентов. Это исследование показало, что наибольшее негативное воздействие на обувь оказывает хлорид кальция: его 10%-ная концентрация в снежной массе приводит к тому, что обувь коробится и на ней появляются трещины. Зато реагенты, в составе которых превалируют карбамиды и формиаты, менее всего влияют на потребительские свойства кожаной обуви. Применение многокомпонентных реагентов с малым содержанием хлорида кальция позволило заметно снизить негативное воздействие реагентов на кожаные изделия.

По словам представительницы ЦНИИ обувной и кожевенной промышленности, особенно резко снизилось число обращений с жалобами прошедшей зимой. Впрочем, по словам специалиста, определенное негативное воздействие на кожаную обувь оказывает и просто вода – не случайно в начале прошлого века на обувь зимой надевали в качестве защиты резиновые галоши.


Текст: Дмитрий Ильин




Назад в раздел
КапиталКростГлавУПДКМосводоканал
ВКПНСКоминвест-АКМТ