НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

ЖКХ прирастает электронными сервисами


Цифровые технологии помогают учитывать интересы горожан при реализации проектов комплекса городского хозяйства.

Электронные опросы в рамках проекта «Активный гражданин» и практика жалоб на работу коммунальных служб уже прочно вошли в повседневную жизнь москвичей. А недавно хозяевам квартир был предоставлен еще один вид электронного сервиса – возможность удаленного проведения общих собраний жильцов. Так или иначе, работа коммунальных служб все теснее координируется с запросами населения через электронные протоколы взаимодействия.

Портал «Наш город»

Практика показала, что среди электронных сервисов Комплекса городского хозяйства наибольшее развитие в минувшем году получил портал «Наш город», именуемый в просторечии также «Электронной жалобной книгой Москвы».

Портал «Наш город» – уникальный проект, разработанный для улучшения качества жизни горожан и облика Москвы. Зарегистрировавшись на сайте, пользователи могут контролировать состояние инфраструктуры, проезжей части, транспортных узлов, освещения, уборки, а также благоустройство территорий и многое другое.

инфф.png

В минувшем году, впервые с момента запуска портала в 2011 году, снизилось количество жалоб, поступивших на «Наш город». Его пользователи опубликовали 839 тыс. сообщений — на 12% меньше, чем годом ранее. В частности, на 25% сократилось количество жалоб на качество и своевременность уборки дворов и дорог, на 16% – на ямы во дворах, на 15% — на некачественное содержание остановок общественного транспорта. Предполагается, что основной причиной снижения числа жалоб стало повышение качества работы коммунальных служб.

Число пользователей «Нашего города» увеличилось до 1,1 млн. В прошлом году на сайте зарегистрировались 168 тыс. человек. Как и в предшествующие годы, тематика обращений на портал носит сезонный характер. Зимой пользователи указывают на проблемы с уборкой дворов, летом – на содержание зеленых насаждений, в межсезонье – на ямы во дворах и грязь в подъездах. 78% проблем, о которых заявили пользователи портала в прошлом году, было решено в течение не более чем восьми рабочих дней. В зависимости от времени года темы на портале меняются. Весна и лето – время пожаловаться на стертую дорожную разметку, плохой уход за зелеными насаждениями или неправильную установку летних кафе, а зима – на гололед во дворе, неубранные сугробы и сосульки, некачественно залитые катки.

В феврале этого года на портале «Наш город» появится новый раздел – «Мэр, у меня есть идея». Жители столицы смогут направлять предложения по улучшению работы городских служб и повышению качества городской среды. Всего в 2018 году на портале планируется открыть до 17 новых «проблемных тем» для приема жалоб от жителей.

Для того чтобы узнать мнение москвичей центр мониторинга общественного мнения при Правительстве Москвы провел социологическое исследование «Благоустройство дворов и улиц. ЖКХ 10.5». Результаты показали, что в 2017 году увеличилось число жителей, которые довольны качеством благоустройства и содержания дворовых территорий и подъездов. Так, 76% в целом положительно оценили уровень благоустройства дворовых территорий (в 2013 году – 59%). 71% респондентов оказались довольны чистотой подъездов (в 2013 году – 67%), 88% – чистотой тротуаров и дорог во дворах (в 2013 году – 84%), 86% – качеством работ по вывозу мусора и очистке урн (в 2013 году – 84%).

Благоустройство детских и спортивных площадок во дворах нравится 80% опрошенных (в 2013 году – 69%), озеленение во дворах – 81% (в 2013 году – 68%). А 78% положительно оценили обеспеченность дворов лавочками и скамейками (в 2013 году – 67%).

Новый электронный сервис «Электронный дом»

В рамках системы электронных референдумов «Активный гражданин» с начала весны запущен новый электронный сервис «Электронный дом», который призван стать эффективным инструментом жилищного самоуправления.

дома.jpg

В соответствии с Жилищным кодексом ключевые вопросы управления многоквартирным домом решаются на общем собрании собственников жилья. До сих пор организация и проведение общего собрания собственников квартир вызывали множество сложностей. Довольно непросто найти помещение, собрать кворум всех жильцов после работы. При этом без проведения собраний органы жилищного самоуправления ТСЖ и жилищные кооперативы по закону не могут принять решение о выборе управляющей компании или решить вопрос о проведении капитального или текущего ремонта. Чтобы разрешить эту ситуацию, Общественная палата Москвы обратилась в Правительство города с предложением создать новую систему электронного голосования по проблемам содержания многоквартирных домов, которые нужно решать. Кроме того, часто поднимают вопросы, для которых не нужно устраивать собраний, а достаточно запустить опрос. Это такие вопросы, как целесообразность проведения благоустройства, озеленения или установки шлагбаума, выбор цвета для окраски стен в подъезде, оценка работы консьержей, выбор старших по дому и подъезду, определение дат проведения субботников, обсуждение вопросов, которые предстоит вынести на общее собрание и др.

Сервис «Электронный дом» сможет устраивать общие собрания собственников жилья в заочной форме. Кроме того, сервис «Электронный дом» позволяет проводить опросы и рассылать информационные оповещения. Для того чтобы провести общее собрание в системе «Электронный дом», собственники должны будут принять соответствующее решение. Это можно сделать, устроив инициативную встречу жильцов. Инициаторами общих собраний могут быть собственники помещений и управляющие компании, а участвовать в них – только собственники квартир.

Опросы и информирование требуют меньше формальностей, чем проведение общего собрания. Их могут инициировать все, кто имеет отношение к конкретному дому: собственники квартир и нежилых помещений, жители дома, управляющая компания, ТСЖ, ЖСК, а также столичный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов. Принимать участие в опросах могут и собственники, и ответственные квартиросъемщики неприватизированных муниципальных квартир.

Чтобы инициировать опросы, информирование, собрания, а также принимать в них участие, жителям и собственникам необходимо пройти идентификацию. Для этого им надо будет привязать свой профиль в системе «Активный гражданин» к профилю на mos.ru с личными данными (фамилией, именем, отчеством, датой рождения, номером и серией паспорта, СНИЛС и другими сведениями).

Для того чтобы провести опрос или информирование жителей, его инициатор должен заполнить электронную заявку в разделе «Электронный дом» проекта «Активный гражданин». Через семь рабочих дней вопрос или информация откроются для жителей дома.

При этом инициатор опроса или информирования должен знать, что в размещении заявки могут отказать. Среди возможных причин отказа – подача заявки не уполномоченным на то лицом; тематика заявки не соотносится с вопросами содержания многоквартирного дома или благоустройства придомовой территории; размещение ранее аналогичной заявки в опросах или информированиях; наличие в заявке обвинений, оскорблений и прочей подобной информации.

Уведомление о начале опроса или об информировании будет направляться участникам (жителям дома, собственникам помещений) через систему «Активный гражданин», а также по электронной почте или с помощью СМС-сообщения на номер мобильного телефона. Это произойдет в течение двух рабочих дней с того момента, как решение о заявке будет одобрено.

Голосовать во время опроса можно через сервис «Активный гражданин» или по электронной почте. Результаты опросов будут носить рекомендательный характер, узнать их можно через систему «Активный гражданин».

Общее же собрание в сервисе «Электронный дом» инициируется и проводится строго в соответствии с требованиями Жилищного кодекса. При проведении собрания собственники получат дополнительное оповещение об этом через систему «Активный гражданин», а также по электронной почте или с помощью СМС-сообщения. Собственник сможет принять участие в таком собрании путем непосредственного голосования в электронном виде в системе «Активный гражданин» (однократно), а также лично в специальном центре доступа. В случае двойного голосования – и в «Активном гражданине», и лично – будет засчитано решение по последним дате и времени голосования.

Решения общего собрания в форме заочного голосования будут автоматически формироваться в виде протокола и размещаться в системе «Активный гражданин». В случае необходимости инициатор общего собрания может получить протокол на бумаге.

Используемые в сервисе электронные протоколы обеспечивают надежную защиту персональных данных в соответствии с требованиями федерального закона. «Электронный дом» – это фактически первая государственная площадка, на которой жители могут общаться между собой и решать свои проблемы.

Опросы по благоустройству через «Активного гражданина»

Тем временем проверенные и не раз опробованные сервисы электронных референдумов «Активного гражданина» задейcтвованы для определения объемов работ по благоустройству общественных пространств, которые будут проводиться в наступающем весенне-летнем сезоне.

Пользователи «Активного гражданина» одобрили проекты благоустройства площади перед станцией метро «Улица 1905 года» и на территории возле Еврейского музея и центра толерантности, которые намечено осуществить в этом году в рамках программы «Моя улица». Озеленение и благоустройство территории возле метро «Улица 1905 года» одобрили 84,5% проголосовавших, 2% – оставили свои предложения, 10,5% – доверили решение специалистам. Оставить площадь как есть считают необходимым 5% проголосовавших.

Большинство пользователей (69,7%) также поддержали проект благоустройства территории Еврейского музея. Более 19% доверяют решение этого вопроса специалистам, 10% высказались за сохранение нынешнего вида территории.

Кроме того, проведено голосование по проектам благоустройства двух парковых территорий. Речь, в частности, идет о парке усадьбы Люблино, где планируют обустроить детские, спортивные, смотровые и танцевальные площадки, а также велосипедные дорожки. Этот проект поддержали 77,8%. Также «активные граждане» одобрили проект благоустройства парка в Печатниках, который хотят разбить на месте бывшей несанкционированной свалки бытовых отходов. За него отдали свои голоса 71,7% участников электронного референдума.

Текст: Дмитрий Ильин. Фото: Виктор Кручинин



Назад в раздел
МОЭКГераМД-группМИЦ
Коминвест-АКМТАбсолют