НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Берег левый, берег правый


В столице скоро откроется канатная дорога

Недаром развитие общественного транспорта в столице объявлено одной из приоритетных задач властей Москвы. Ожидается, что уже в мае 2018 года в столице появится новый вид транспорта – канатная дорога. Она пройдет над Москвой-рекой и свяжет смотровую площадку на Воробьевых горах со стадионом «Лужники».

Второе издание дороги

В настоящее время известно, что длина канатной дороги составит почти 700 м. На ней будут расположены три станции: «Косыгина» (верхняя), «Воробьевская» и «Лужники» (нижняя). Станция «Лужники» будет расположена вблизи Большой спортивной арены. Согласно проекту, на нижнем этаже прямоугольного двухэтажного здания станции будут находиться кассы, кафе и торговые киоски, на втором – помещения для посадки и высадки пассажиров. Для удобства маломобильных пассажиров станция будет оснащена лифтом. Оформление станции будет выполнено из зеркально отполированных стальных панелей и ударопрочного стекла. В настоящее время на станции монтируется подсистема вентиляционного фасада, ведется внутренняя отделка.

Станция «Воробьевы горы» разместится на Воробьевской набережной, будет оборудована пунктом проката спортивного инвентаря, там будет открыт музей. Канатные дороги ассоциируются в массовом сознании с горнолыжным спортом, но особенность новой столичной канатной дороги в том, что помимо спортивного назначения она будет выполнять транспортную и туристическую функции.

Сейчас, чтобы добраться от Воробьевых гор до Лужников на машине, требуется не менее 15–20 минут. По воздушной трассе этот путь займет всего пять минут.

11.jpg

Будут действовать два маршрута: большой круг (Косыгина – Воробьевы горы – Лужники) и малый (Косыгина – Воробьевы горы). По малому кругу запустят открытые кабины или подвесные кресла, рассчитанные на четырех человек. Они предназначаются для спортсменов и учеников спортивной школы «Воробьевы горы» и будут курсировать в зимнее время.

Для большого круга предусмотрены закрытые кабины, оборудованные зацепами для велосипедов. Каждая из них сможет вместить по восемь человек. Тонированные кабины защитят от непогоды и солнца, по контору их украсит светодиодная подсветка.

Оборудование произвела швейцарская фирма Bartholet Maschinenbau AG. Кабины спроектированы Porsche Design Studio и оборудованы WiFi, мониторами, MP3-плейерами, внутренним и внешним освещением. Количество кабин можно регулировать, в случае надобности их можно добавлять и убирать с линии. Всего будет закуплено 35 кабин, из них две – в VIP исполнении. Для туристов в кабинах предусмотрен аудиогид, говорящий на разных языках.

В VIP-кабинах будут ездить важные гости или проходить торжественные мероприятия, например, свадьбы. От обычных их отличает только расположение кресел – внутри будет четыре просторных кожаных сидения.

– Канатная дорога станет точкой притяжения для москвичей и туристов. С нее откроется вид на десятки достопримечательностей столицы. С высоты птичьего полета можно будет увидеть все высотки Москвы и узнать историю уникального сооружения – метромоста, – рассказал председатель координационного совета по реконструкции спорткомплекса «Воробьевы горы» Андрей Брабец.

13.jpg

Скоро строители приступят к установке береговых опор, высота которых составит 35 м. После этого начнется «счалка» – переброс троса с одного берега на другой. Для этого по реке на месяц закроют судоходство.

Стоимость проезда пока не утверждена, но уже известно, что для спортсменов будут действовать абонементы. Для туристов предусмотрена единая цена, которая составит порядка 400–500 руб. В будущем при оплате проезда планируется внедрить использование общегородской карты «Тройка».

Надо сказать, что в Москве ранее уже существовала канатная дорога. Она имела спортивное назначение и предназначалась для доставки лыжников к Большому трамплину на Воробьевых горах, который был построен в 1953 году. Вместе с ним для обслуживания спортсменов по проекту инженера Галли был также построен и канатно-кресельный подъемник, длина которого составляла 340 м. На подъемнике было две станции: возле смотровой площадки на Воробьевых горах и на набережной.

Последние годы канатная дорога принадлежала Русской горнолыжной школе. Трамплин постепенно приходил в упадок, он накренился и мог упасть. Для предотвращения возможной аварийной ситуации было принято решение разобрать трамплин. Вслед за ним летом 2016 года был демонтирован и подъемник.

Канатные дороги россии

Канатных дорог, которые имеют транспортно-туристическое назначение, не так много в нашей стране. Одна из самых известных находится в Крыму и проходит по маршруту Мисхор – Сосновый Бор – Ай-Петри. Дорога строилась начиная с 1967 года. Для пассажиров движение было открыто в марте 1988 года.

Длина дороги, действующей круглый год, – 2980 м. На ней имеются три станции: «Мисхор» (нижняя, 86 м над уровнем моря), «Сосновый Бор» (средняя, 304 м над уровнем моря) и «Ай-Петри» (верхняя, 1152 м над уровнем моря). Расстояние между станциями «Мисхор» и «Сосновый Бор» составляет около 1310 м. Подъем происходит в сосновом лесу Ялтинского горно-лесного заповедника. Между станциями «Сосновый Бор» и «Ай-Петри» нет ни одной опорной вышки, а расстояние между ними составляет 1670 м.

Это довольно много. Для сравнения, один из самых длинных безопорных пролетов канатных дорог в Европе находится в Германии, в местечке Оберйеттенберг, на канатном подъемнике Райтеральпе. Его длина составляет 1980 м.

Зимой, во время заноса дорог снегом, канатная дорога является единственным средством сообщения с Ай-Петринской яйлой. Учреждения, которые расположены на яйле, в этом случае получают продукты и другие вещи по канатной дороге.

На 2016 год стоимость проезда в одну сторону для взрослого – 400 руб., для ребенка — 250 руб., для детей до 6 лет проезд бесплатный.

Еще одна канатная дорога Крыма работает на маршруте Ялта – Горка. Она проходит прямо над центром Ялты и является местной достопримечательностью. Эта подвесная дорога была открыта в 1967 году, именно тогда она начала возить всех желающих полюбоваться ялтинской панорамой. Протяженность канатной дороги в 600 м и перепад высот в 120 м преодолевается по воздуху за 12 мин. Каждая кабинка рассчитана на двух пассажиров, заскакивать в кабинку нужно на ходу, движение замкнутое по кругу и без остановок.

С 9 февраля 2010 года канатная дорога начала работать и в Нижнем Новгороде. Проект дороги еще в 2017 году выполнила французская компания Poma. В 2009 году на ЗАО «Энергомаш» была завершена разработка комплекта чертежей, предприятию предстояло изготовить 10 опор высотой от 40 до 80 м и общим весом металлоконструкций – 560 тонн.

12.jpg

Первыми пассажирами в испытательной поездке стали 16 чиновников во главе с губернатором Валерием Шанцевым.

В мае 2012 года пассажиропоток временами стал превышать пропускную способность. К октябрю 2015 года перевезено 6,68 млн человек, к августу 2016 года – 8 млн человек.

Помимо Нижнего Новгорода канатная дорога существует и в Уфе. Это прогулочная и транспортная система от Трамплина до реки Уфимка, где можно пересесть на паром. Дорога существует с 2005 года и работает с конца апреля до середины октября.

По состоянию на 2015 год стоимость проезда в один конец составляет для платного пассажира (включая детей старше 10 лет) 15 руб. с пассажира, для льготной категории граждан билет стоит 7 руб., по социальной карте Башкортостана – бесплатно.

Основной пассажиропоток – дачники, которые после канатной дороги пересаживаются на паром и следуют на другой берег реки Уфы, где расположены сады «Зауфимья».

Существует канатная дорога и во Владикавказе. Эта пассажирская подвесная канатная дорога маятникового типа расположена в южной части города в местах массового отдыха горожан. Основная цель этой дороги – доставка пассажиров от городской водной станции на вершину Лысой горы.

Канатная дорога построена во второй половине 1970-х и открыта в 1980 году. В строительстве принимали участие проектный институт «Севосгипрогорсельстрой» совместно с институтом «Грузгипрошахт». Главный конструктор канатной дороги Вахтанг Лежава. Дорога предназначена исключительно для летней эксплуатации. Трасса пролегает над лесом и состоит из двух частей. Протяженность дороги составляет 3 км.

На ней расположены три станции. «Водная станция» – нижняя (главная) станция канатной дороги. Расположена на проспекте Коста в районе городской водной станции. В здании станции также есть билетная касса и ресторан «Балц». Станция «Мотель» пересадочная, она расположена на Московском шоссе возле бывшего мотеля «Дарьял». Конечная станция «Лысая гора» расположена на вершине одноименной возвышенности. На станции имеется смотровая площадка, с которой открывается вид на город и на Большой Кавказский хребет.

Подвижной состав канатной дороги состоит из четырех закрытых вагончиков – по два на каждый участок дороги. Вместимость каждого вагона – 25 человек. Производство Тбилисского авиационного завода.

Для проезда по канатной дороге приобретались билеты в кассе, которая находилась только на нижней станции. Пассажиры могли оплатить проезд от «Водной станции» до «Мотеля» (и обратно) и от «Водной станции» до «Лысой горы» (и обратно).

В настоящий момент дорога не работает. В 1983 году по техническим причинам было прекращено движение между станциями «Мотель» и «Лысая гора». В 1992 году эксплуатация канатной дороги полностью прекращена по экономическим причинам, а также в связи со сложной политической и военной ситуацией в регионе.

Дорога не демонтирована, но находится в заброшенном состоянии, станции полуразрушены. Периодически в СМИ появлялась информация о возможном восстановлении дороги. Однако это все не более чем слухи. Точно известно, что планируется демонтаж дороги. Тем не менее хочется надеяться, что власти Северной Осетии найдут средства и дорога будет восстановлена. Поток туристов на Кавказ растет, и канатная дорога может стать достопримечательностью Владикавказа.

Текст: Дмитрий Симонов

Фото: Михаил Колобаев (пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы)



Назад в раздел
МосинжпроектМОЭККростТеплоцентрстрой
ШвабеФУД