НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Весенние заботы коммунальщиков. Ими станут ремонт дорог, уборка дворов и парков, обустройство пешеходных зон…


Столичные технологии зимней уборки и применяемые в нашем городе в зимний период противогололедные реагенты получили высокое признание на международном уровне. Город успешно пережил зимний период, и теперь коммунальные службы столицы готовятся работать в весенне-летнем режиме – вести ремонт дорог, уборку, дворов и парков, заниматься обустройством новых пешеходных зон.


Оптимальный реагент

На XIV Международном конгрессе по зимнему содержанию дорог в Андоррела-Велья лучшие специалисты из многих стран мира с холодной и снежной зимой признали, что используемые в Москве антигололедные реагенты наиболее эффективны и наносят наименьший ущерб окружающей среде. Как показало исследование, проведенное французскими учеными, твердые комбинированные противогололедные реагенты, в состав которых входят хлорид кальция, хлорид натрия, мраморная крошка и соли муравьиной кислоты – формиаты, наиболее эффективно позволяют бороться с наледью на асфальте и при этом практически безвредны. Даже незначительное добавление соединений, содержащих формиаты, в состав реагентов снижает коррозионную активность к металлу. Как оказалось, французские исследователи пришли к тому же выводу, к которому ранее пришли их российские коллеги.

За последние три года аварийность на московских дорогах в результате применения противогололедных материалов, содержащих формиат натрия, снизилась на 15–20%. В последние два года формиат натрия начали применять в составе средств для расчистки тротуаров. В результате травматизм пешеходов снизился в 2,5 раза, хотя погодные условия в 2012 и 2013 годах признаны наихудшими за последние пять лет.

Москва более 50 лет экспериментировала с применением различных материалов, способных плавить лед, пока наконец в 2011 году Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы не был выпущен уникальный документ под названием «Технология применения реагентов для уборки дорог и тротуаров». Это инструкция, в которой прописано, при каких погодных условиях какие противогололедные материалы и в какой дозировке применять, чтобы эффективно справиться с гололедом, при этом не нанося ущерб экологии города. Несколько лет назад специалисты столичного ЖКХ в содружестве с учеными пришли к выводу, который сейчас подтверждают исследования их зарубежных коллег, что композиции из нескольких составляющих с добавлением ингибиторов коррозии и биофильных веществ – оптимальный вариант содержания дорог.

C 2011 года улицы российской столицы посыпают новыми, более щадящими противогололедными материалами. Эти составы в 2 раза менее агрессивны по отношению к металлу, резине и коже, чем предыдущее поколение реагентов. А тротуары в Москве посыпаются мраморной крошкой в сочетании с наиболее дружелюбным для почвы и обуви формиатом натрия и лишь небольшим количеством пищевой соли. Все компоненты, входящие в состав противогололедных материалов, – природные. Смешиваясь со снегом, такие реагенты образуют на дороге раствор, по составу схожий с составом морской воды.

В сфере технологии очистки дорог в зимний период Москва сегодня задает тон Европе. Это подтвердил заместитель Мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков, который заявил, что европейские специалисты по зимней уборке улиц приезжают в Россию, чтобы ознакомиться с российскими технологиями борьбы с гололедом и снегопадами.

Ремонт дорог – по новым технологиям

За последние три года резко улучшилось не только качество зимней уборки дорог, но и качество производимого дорожного ремонта. Количество ям и мелких выбоин, образующихся на дорогах с окончанием зимы, по сравнению с 2011 годом уменьшилось в 10 раз.

Такая статистика была озвучена на одном из недавних оперативных совещаний у Мэра главой Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ) Дмитрием Семеновым. По его словам, основной причиной локальных разрушений дорожного полотна являются переходы через ноль, когда заморозки сменяются оттепелью и наоборот. За последние годы их количество вовсе не уменьшилось, наоборот, две последние зимы были чрезвычайно сложными, в ходе них погода неоднократно резко менялась. Достичь столь высоких показателей позволили новые технологии выполнения дорожного ремонта и новые организационно-административные взаимоотношения с организациями, занимающимися дорожным ремонтом. По решению Сергея Собянина, в 2012 году Москва перешла на трехлетний цикл ремонта дорог – до этого восстановление покрытия происходило раз в 5–7 лет.

В городе практически прекратился ямочный ремонт, установка заплаток, заливание локальных выбоин смолой.

Вместо этого производится ремонт большими квадратами, когда на значительной площади снимается верхний слой дорожного полотна толщиной несколько сантиметров и на его место укладывается новый. Всего, под данным ОАТИ, в 2011–2012 годах в Москве было планово заменено 48 млн кв. м дорожного полотна, а в 2013 году – почти 29 млн кв. м.

В результате количество локальных разрушений – выбоин глубиной более 5 см и размерами 60x20 см и более сократилось за три года в 10 раз. За январь – февраль 2014 года выявлено 1408 разрушений, из них 250 не были устранены в нормативный срок. В отношении ответственных юридических и должностных лиц было оформлено 162 протокола.

– В 2013 году при ремонте асфальтовых покрытий примерно на 90 улицах мы обязали подрядчиков на второй день снять асфальт и переложить, – напомнил Петр Бирюков. – Сегодня город предъявляет более высокие требования к выполнению дорожно-ремонтных работ, и контракт с подрядчиком заключается только при условии двухлетней гарантии на работы. В течение этого времени компания, выполнявшая ремонт, обязана устранить появившиеся дефекты за свои деньги.

По-новому наносится и дорожная разметка. Если прежде ее наносили нитрокраской, которая за зиму практически исчезала с асфальта, то теперь дорожная разметка наносится более долговечным и устойчивым к воздействию внешней среды холодным пластиком. Такую разметку можно наносить, когда температура наружного воздуха не опускается ниже +3 oС. Прежде для обновления разметки приходилось ждать, пока на улице не потеплеет до +10 oС. Для нанесения разметки на столичных дорогах будут использовать 0,3-сантиметровые ленты из термопластика. Нанести холодное покрытие планировалось на более чем 140 км московских дорог. На создание новой разметки на московских дорогах в общей сложности город потратит в этом году около 1,4 млрд руб. По условиям уже заключенных контрактов, восстанавливать разметку в столице начнут уже с 15 апреля. Завершить нанесение новой разметки по всему городу планируется до 15 сентября.

Борьба с ЧП

Несмотря на отсутствие обильных снегопадов прошедшей зимой, над Москвой нависла угроза весеннего паводка.

– В этом году, даже несмотря на то что мало снега, может быть большое количество паводковых вод, потому что с 10 января по 10 февраля стояли сильные морозы, и грунты сильно промерзли, – пояснил Петр Бирюков.

Но благодаря слаженной работе коммунальных служб удалось избежать неприятностей с подтоплением городских территорий. Петр Павлович отметил слаженные действия ГБУ «Дороги Москвы», ОАО «Мосводоканал», и московского главного управления МЧС.

Особо Петр Павлович отметил работу «Мосводоканала». Предприятие после преобразования 29 декабря 2012 года из государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество ищет дополнительные рынки сбыта продукции и зарабатывает деньги. В новых условиях выручка и доходы водоснабжающего предприятия за 2013 год сохранились на уровне предыдущего года.

Предприятие эксплуатирует городскую водопроводную сеть протяженностью около 12 тыс. км и канализационную сеть длиной около 8 тыс. км. Были времена, когда город давал на развитие «Мосводоканала» по 8–10 млрд руб.

– Вы – акционерное общество, оптимизируйте свои расходы, создавайте новую систему управления, привлекайте новые технологии, ищите дополнительные рынки сбыта своей продукции и зарабатывайте деньги, – подчеркнул заместитель Мэра.

Коммунальные службы столицы готовы оказывать подразделениям МЧС содействие не только в борьбе с наводнениями, но и противостоять любым стихийным бедствиям и авариям. В городе успешно функционирует Московская территориальная подсистема единой госсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, городские подразделения вместе с инженерными службами готовы прийти службам ГО и ЧС на помощь, выделяют технику и спецсредства, для того чтобы минимизировать потери. На присоединенных территориях в прошлом году построено три пожарных депо, возводится еще столько же, а также созданы дополнительные вертолетные площадки и подразделения предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

А на традиционных московских землях при помощи коммунальных служб столицы оборудованы 23 специальные вертолетные посадочные площадки. Кроме того, в городе обустроена 141 площадка для забора воды во время пожара. Проблема тушения пожаров остается достаточно острой. В 2013 году в городе было зафиксировано 6932 пожара. Всего спасатели и пожарные произвели 28 тыс. выездов. В итоге из огня было спасено 1300 человек.

Ходить пешком должно быть комфортно

С окончанием паводка, наступлением теплых дней и появлением первой зелени изменится и характер забот столичных коммунальщиков. Сейчас они так же, как и в прошлом году, занимаются созданием пешеходных зон и обустройством городских парков.

– Специфика в отношении новых пешеходных зон заключается в том, что в нынешнем году большая часть вновь созданных пешеходных зон будет располагаться в основном вблизи от станций метро, чтобы облегчить движение спешащих пассажиров. При этом в пешеходных зонах, расположенных вблизи окраинных станций метро, перекрывать движение автомобилей не планируется. Всего в нынешнем году должно быть обустроено 100 новых пешеходных маршрутов. Это будут участки протяженностью 500–1200 м, которые москвичи могут проходить пешком, не дожидаясь общественного транспорта.

Но зачастую там пока существуют препятствия для свободного прохода, отсутствует нормальное уличное освещение в вечернее время, – пояснил Петр Бирюков. – При обустройстве новых пеших маршрутов будут заасфальтированы тропинки в парках, ведущие к метро, организованы дополнительные наземные пешеходные переходы и установлены «лежачие полицейские» и мачты освещения. Возможно, где-то потребуется снести ларьки перед входом в метро. У тротуаров, прилегающих к станциям, можно поставить ограничительные столбики, чтобы машины не подъезжали прямо к входу в вестибюль, а пешеходы смогли спокойно пройти к автобусным остановкам. Работы по обустройству пешеходных зон должны быть завершены ко Дню города.

По словам Петра Бирюкова, решения о том, где предстоит обустроить новые пешеходные зоны, многократно согласовывались с общественностью, проводились общественные слушания, работал авторский коллектив. Свои предложения внес и Совет по развитию общественных пространств при Мэре Москвы.

В минувшем году именно по предложению инициативной группы местных жителей было принято решение о создании прогулочной зоны для пешеходов и велосипедистов на Крымской набережной. Авторы идеи сами разработали эскизные предложения, дизайн-проекты, которые специалисты по ландшафтному проектированию впоследствии воплотили в жизнь. Глава комплекса городского хозяйства также отметил, что проект обустройства Триумфальной площади будет отобран на конкурсной основе из 160 различных авторских разработок, по такому же принципу отберут проект благоустройства площади Революции.

В минувшем году в центре Москвы было запущено несколько крупных пешеходных маршрутов: Никольская улица, Замоскворечье, Большая Дмитровка, Тверской проезд, Крымская набережная… Кроме того, обновлен внешний облик старейшей пешеходной улицы столицы – Арбата.

Да и на московских окраинах в прошлом году также появилось около 30 пешеходных зон. В 2014 году длина пешеходных зон в центре должна увеличиться в 2,5 раза.

Миллион «легких города»

В прошлом году в городе было обустроено 52 новых «народных» парка, в этом планируется создать их не менее полусотни. Напомним, что подобные парки организуются на месте небольших скверов или пустырей в шаговой доступности по предложениям жителей. Большая часть «народных» парков в минувшем году была обустроена за счет средств инвесторов.

А по предложениям молодежных сообществ велосипедистов, ведется обустройство в парковых зонах и на улично-дорожной сети веломаршрутов. Так, в 2013 году в городе было проложено 18 велодорожек общей протяженностью свыше 40 км, обустроены велопарковки на 11,5 тыс. мест.

В прошлом году в рамках компенсационного озеленения коммунальными службами высажено 32 тыс. деревьев и 55 тыс. кустарников, проведен ремонт и создание газонов на площади около 40 га. Были реконструированы скверы на улицах Вишневая, Большая Тульская, вокруг Садового кольца, на Измайловском бульваре, на бульваре по улице Харьковская, Северном бульваре, парк вдоль реки Москвы по улице Гурьянова, бульвары по улицам Красного Маяка, Кулакова, Химкинский бульвар. Также были восстановлены зеленые насаждения вдоль Щелковского шоссе после реконструкции вылетной магистрали. В 2014 году работа эта будет продолжена: в городской среде предполагается создать около 20 новых озелененных территорий.

В городе Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды проводится акция «Миллион деревьев». В ходе нее жителям предоставляется возможность самим принять участие в озеленении дворовых территорий. По словам главы природоохранного ведомства столицы Антона Кульбачевского, прежде существовало множество препон для самодеятельного озеленения. Даже для высадки хотя бы одного дерева требовалось составлять проект.

Чтобы подключить жителей к процессу озеленения и благоустройства своих дворов, властям пришлось пойти на заметное смягчение норм городского законодательства. В итоге осенью 2013 года москвичи самостоятельно сумели высадить во дворах более 3 тыс. деревьев и 20 тыс. кустарников, что и стало стартом программы «Миллион деревьев», рассчитанной на вовлечение жителей столицы в процесс озеленения города. Она рассчитана на период от 5 до 10 лет. И в апреле этого года в ходе весеннего благоустройства и субботников силами жителей предполагается высадить 20 тыс. саженцев деревьев и около 50 тыс. кустарников.

Продолжится процесс межведомственного сотрудничества и в ходе благоустройства московских парков. Напомним, что в городе в настоящий момент существует три вида парков. Это 14 парков культуры и отдыха, находящихся под управлением подчиненного Департаменту культуры ГКУ города Москвы «Объединенная дирекция «Мосгорпарк». Кроме них в городе существуют лесопарки, заказники и национальные парки, относящиеся к категории особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Ими управляет Департамент природопользования и охраны окружающей среды. Наконец, вновь созданные «народные» парки и ранее существовавшие небольшие парки находятся в ведении Департамента жилищно-коммунального хозяйства или префектур административных округов.

Со временем их предполагается передать Департаменту культуры для наполнения досуговой инфраструктурой.

На особо охраняемых природных территориях в минувшем году было высажено 16 тыс. деревьев и 61 тыс. кустарников. Постепенно все парки, включая и особо охраняемые природные территории, наполняются объектами, предназначенными для активного отдыха и занятий спортом. Капитальное строительство на ООПТ категорически запрещено, поэтому объекты строятся некапитальные, из быстровозводимых разборных конструкций, которые при случае можно легко демонтировать. Речь идет о катках, крытых теннисных кортах, залах для гандбола и мини-футбола. Они действуют в составе 10 досуговых экокомплексов для семейного отдыха. Помимо спортзалов в них имеются кафе, административные помещения, раздевалка и детская комната.

В этом году на ООПТ в специально отведенных спортивно-рекреационных зонах могут появиться 5–6 некапитальных бассейнов.

С начала года в городских парках всех вышеперечисленных типов началось обновление систем освещения. До 1 августа в природном заказнике «Воробьевы горы» вдоль Андреевской и Воробьевской набережных планируется установить 2,25 тыс. опор освещения и реконструировать 300 существующих фонарей. Проектно-изыскательные работы здесь планируется выполнить до 15 апреля 2014 года. При этом на протяжении 2013 года на Воробьевской набережной заменили около 300 опор освещения.

В начале нынешнего года была обновлена система освещения в Нескучном саду. Здесь появились декоративная подсветка и светодиодные фонари. Всего в парке установили почти 1,6 тыс. светильников. До недавнего времени в Нескучном саду освещалась только центральная аллея, а небольшие дорожки и тропинки с наступлением сумерок тонули в темноте. Теперь здесь почти не осталось темных уголков: высокие галогеновые светильники освещают парк мягким белым светом. Кроме того, новая система освещения намного экономичнее и экологичнее, чем прежняя. И Нескучный сад, и заказник «Воробьевы горы» не так давно были включены в состав Парка культуры и отдыха имени Горького.

Обновление систем освещения стало завершением совершенствования комплексной подсветки и освещения ЦПКиО им. Горького. Для его освещения было установлено почти 3 тыс. световых опор, 6 тыс. источников света.

– Вспомните, до 2011 года какая темень была в этом уголке города Москвы, – напомнил Петр Бирюков. – На первом этапе в 2011 году была выполнена организация освещения в партерной зоне парка Горького, в 2012 году – освещение парка вдоль берега Москвы-реки. К началу 2014 года обновлены системы освещения в Нескучном саду, а также на Воробьевской, Андреевской, Пушкинской набережных. В прибрежной зоне Нескучного сада установлены светодиодные источники света отечественного производства, которые не только заметно экономичнее своих предшественников, но и дешевле зарубежных аналогов.

На Воробьевых горах рядовые москвичи смогут позаниматься горнолыжным спортом вместе с воспитанниками горнолыжной школы Москомспорта. Прежде пользоваться этими склонами могли лишь обучающиеся в ней будущие спортсмены.

А весной и летом на Воробьевых горах планируется провести масштабный ремонт с обновлением дорожно-тропиночной сети, лестниц, беседок, зон отдыха и лавочек. Кроме того, планируется обустроить новые экотропы и проводить по ним экскурсии для школьников.

На основной же территории ЦПКиО планируется открыть недоступные до последнего времени зоны, такие как площадка за рестораном «Времена года», создать девять центров активности, адаптированных для круглогодичной работы, которые смогут менять свою функцию в зависимости от времени года. Среди них – центр для посетителей у главного входа, многофункциональный центр с оранжереей, центр городских видов спорта, парк искусств, семейный центр «Сердце парка».

Сам главный вход в парк – памятник архитектуры 30-х годов – должен быть на протяжении этого года полностью отреставрирован. Также концепция предполагает адаптацию зоны отдыха для людей с ограниченными возможностями. Полностью парк Горького должен преобразиться к 2016 году. Между тем парк популярен и сейчас. Он вошел в топ-25 самых посещаемых мест на планете, по мнению пользователей социальной сети Facebook, а также занимает второе место в рейтинге лучших зимних парков столицы.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МосводоканалГераМосинжпроектМОЭК
АбсолютАктивКапиталСбербанкСтройИнвест-3