ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

На трамвае до метро. В столице появятся новые трамвайные линии


Трамвай как вид городского транспорта существует уже почти двести лет. За это время у него были и взлеты, когда рельсами были опутаны почти все крупные города, и падения, когда он стал только развлечением для туристов. Ныне трамвай вновь обретает свои позиции и становится необходимым видом общественного транспорта.

От «Пражской» до Бирюлева

Не так давно стало известно, что принято окончательное решение – на юге Москвы появится трамвайная линия. И в будущем году трамваи будут курсировать от станции метро «Пражская» до столичного района Бирюлево. По словам заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максима Ликсутова, проект строительства линии курирует Департамент строительства Москвы и этот вопрос находится в компетенции столичного Стройкомплекса.

– Идет проектирование трамвайной линии с участками скоростного движения от станции метро «Пражская» в район Бирюлево Западное и северную часть района Бирюлево Восточное. В этом году мы завершим проектные работы, после чего приступим к строительству этого объекта. А в 2018 году мы этот объект планируем сдать, – рассказал руководитель Департамента строительства города Москвы Андрей Бочкарев.

Трамвайные линии проходят по территориям районов Чертаново Центральное и Чертаново Южное, вдоль улицы Красного Маяка от пересечения с улицей Чертановская, где объединятся с действующей линией трамвая, далее проходят у южного вестибюля станции метрополитена «Пражская», пересекают Кировоградскую улицу, Варшавское шоссе, железнодорожные пути Курского направления и выходят в район Бирюлево Западное и северную часть Бирюлева Восточного.

Общая длина трамвайных путей превысит 20 км. На трех участках трамвай сможет развивать скорость более 25 км/ч, что позволит отнести этот вид транспорта к скоростному. Как правило, в городе трамваи движутся со скоростью до 24 км/ч. В час пик линию будут обслуживать 11–15 трамваев. На маршруте движения организуют 10 остановок, среднее расстояние между ними составит 800 м. Любопытный факт: одна из трамвайных остановок будет находиться на эстакаде – это практически уникальное техническое решение для Москвы. А всего по эстакадам пройдет 2,1 км путей. Ожидается, что линией будут пользоваться до 150 тыс. человек в сутки. В Департаменте строительства отметили, что для обслуживания подвижного состава построят трамвайное депо.

Подсчитано, что введение в строй новой трамвайной линии позволит жителям района Бирюлево экономить до 10–15 мин в поездке до станции метрополитена «Аннино». Кроме того, окрестные улицы разгрузятся за счет жителей, пересевших на трамвай с личных автомобилей.

При проектировании линии были учтены пожелания жителей района. В частности, по результатам проведенных публичных слушаний были исключены участки линии, которые должны были пройти по Востряковскому проезду, Харьковской улице и Булатниковскому проезду. Кроме того, в проект внесена дополнительная остановка.

Линии с продолжением

Помимо уже решенного проекта с трамвайной линией в Бирюлево в городе активно разрабатываются еще две линии рельсового транспорта. Одна из них протянется из поселка Северный на северо-востоке столицы до платформы Лианозово Савеловского направления железной дороги, вторая – из района Ивановское на востоке Москвы до станции метро «Шоссе Энтузиастов».

Но пока можно говорить только о проектах. В настоящее время известно, что длина линии от «Шоссе Энтузиастов» до Ивановского составит 6,5 км, из которых 3,6 км – новые пути.

В часы пик линию будут обслуживать 15–19 трамваев. Средняя скорость движения составит 28–30 км/ч. Время в пути от начальной до конечной остановки составит 13–15 мин, а пользоваться трамваем будут примерно 105 тыс. пассажиров в сутки.

Скоростной трамвай позволит жителям Ивановского и Перова экономить до 30 минут на каждой поездке к станции метро «Шоссе Энтузиастов». Важной особенностью проекта является то, что трамвайные пути запроектированы с возможным их продолжением до города Балашихи Московской области. Но все зависит от того, как быстро договорятся городские и областные власти. В Балашихе этот трамвай ждут давно, потому что многие жители города, которые работают в Москве, создают повышенную нагрузку на дорожную сеть района.

Поселок Северный, который интенсивно застраивается, также остро нуждается в быстром общественном транспорте. Пока его жители пользуются Дмитровским шоссе, которое даже после реконструкции в часы пик испытывает серьезные нагрузки. В настоящее время трамвай планируется довести до платформы Лианозово Савеловской железной дороги, но впоследствии есть планы по продлению линии до станций метро «Алтуфьево» и «Медведково».

Проектируемая длина нового участка составит 5,4 км, ширина полотна будет 10–13 м, а скорость движения вагона планируется от 25 до 28 км/ч. На линии планируется построить 9 остановочных пунктов. При этом на участке, где будут проходить рельсы, примыкающие к железной дороге, планируется использовать технологию «Ласточка», что спасет от вырубки 250 деревьев.

Все проектные решения по прокладке новой линии увязываются с реконструкцией Дмитровского шоссе, МКАД и Лианозовского проезда. На всем участке трамвайной линии предусмотрены удобные пешеходные переходы.

Без оглядки на Европу

В случае реализации оба эти проекта существенно улучшат транспортную ситуацию в районах их расположения. При построении трамвайной линии, как и всякой транспортной системы, важнее всего учитывать интересы жителей, ведь, собственно говоря, для них все это дело и строится. И показателей тут такое огромное количество, что всем и не угодишь. Ведь остановки должны располагаться не слишком близко от домов, чтобы не мешать шумом отдыху людей, и не слишком далеко, чтобы не затрачивать много времени на дорогу до нее. Важен и уровень шума, и расположение самой линии. В старых городах Европы, где места просто нет, трамваи, пущенные посередине улицы, создавали колоссальные пробки. В середине 60-х годов прошлого века трамвайные линии массово закрывали, чтобы дать дорогу автомобилям, теперь же восстанавливают и во всем ограничивают автомобили.

Самый яркий тому пример – Брюссель, который является столицей Бельгии и где находятся штаб-квартиры крупных международных организаций. Там просто закрыли половину города для автомобилей, при этом в закрытой части оказались и разного рода офисы, и дорогие магазины. То, что офису нужен автомобильный транспорт, лишний раз говорить не стоит. Конечно, некоторую часть клерков можно пересадить на трамвай, но едва ли этот фокус удастся с топ-менеджерами, точно так же как и с покупателями магазинов люксовых марок. Аналогичная ситуация и в других старинных европейских городах, которые слепо следуют советам урбанистов, декларирующих своей целью гармоничное развитие города, хотя на деле получается так, что неудобно в равной степени всем.

Поэтому московские власти в настоящий момент поступают очень разумно. Они хотят, чтобы трамваи ходили там, где они нужны. Если посмотреть на проекты, то большая часть существующей трамвайной сети проходит по специальной полосе, отделенной от остальной части дороги. В то время как в Европе трамвайные пути восстанавливают на тех же самых узких улицах, по которым они пролегали раньше, и эти улицы пересекаются с теми, где автомобильное движение разрешено. А что будет в случае ДТП? Ведь тогда вереницы трамваев могут «запереть» полрайона из-за одной царапины на бампере автомобиля.

Текст: Дмитрий Симонов



Назад в раздел