НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Прощай, подрядчик! Как повысить качество обслуживания населения в сфере ЖКХ


В Москве продолжается эксперимент, цель которого – улучшить качество обслуживания населения в сфере ЖКХ. В каждом районе столицы в текущем году создано по одному государственному бюджетному учреждению (ГБУ) «Жилищник», к которым переходит жилфонд от городских унитарных предприятий ДЕЗ районов. Первый бюджетный «Жилищник» заработал в СВАО, в районе Северное Медведково. Как складывается дело по созданию единой госкомпании, занимающейся всем, что касается ЖКХ, рассказывает глава управы Северное Медведково Борис Трофимов.


– Борис Анатольевич, Северное Медведково – первый из районов Москвы, который принял участие в эксперименте по созданию ГБУ «Жилищник». Можно ли уже подвести какие-то итоги начавшейся реформы в сфере столичного ЖКХ? Насколько удачным оказался дебют?

– О каких-то масштабных оценках говорить пока рано, но ведь анализировать можно даже один сделанный шаг. Если говорить о конечной цели – самостоятельной работе ГБУ в сфере ЖКХ без привлечения подрядчиков, – то она пока не достигнута. Но сделано на пути к этому уже немало. Но прежде чем мы начнем говорить об итогах, уместно вспомнить, с чего все начиналось.

После того как вышло постановление Правительства Москвы от 14.03.2013 № 146-ПП «О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства», в каждом из девяти столичных округов был выбран район для проведения эксперимента по созданию ГБУ «Жилищник». В СВАО же из 17 районов избрали Северное Медведково. Почему? Думаю, выбирали в первую очередь те районы, где большее количество жилого фонда было сохранено в Дирекциях единого заказчика. И то, что наша дирекция обслуживала 220 из 245 жилых домов, безусловно, сыграло свою роль.

Итак, что сделано. Создано само предприятие – юридическое лицо. Издан и зарегистрирован во всех инстанциях новый устав, это немалая работа. Образован управленческий аппарат ГБУ «Жилищник».

К слову, пришлось решать очень серьезные кадровые вопросы: не все сотрудники ДЕЗ захотели участвовать в эксперименте – новизна не всегда привлекает людей, не желающих расставаться с какими-то консервативными моментами. Но штатное расписание постоянно увеличивается по мере перехода неких объемов работы в ГБУ. И если в октябре штат увеличился на 100 человек, то в декабре уже на 800.

Сейчас «Жилищник» обслуживает 34 дома. Важно, что сформировано государственное задание, составлен финансово-хозяйственный план предприятия. Здесь необходимо было учесть серьезные изменения: ГБУ работает по ФЗ-94, а ДЕЗ – по ФЗ-223, то есть к предприятию применяется другая законодательная база.

– Предприятию, для того чтобы начать работу, необходимо помимо кадровой оснащенности быть укомплектованным техникой, не так ли?

– Несомненно. Этот вопрос – один из основных. Поэтому Правительством Москвы было принято решение о централизованных закупках техники, с учетом потребностей каждого предприятия. На Северное Медведково расчетный показатель – 155 единиц дорожной техники: грейдеры, трактора, самосвалы, катки – все, что необходимо для самостоятельных работ по уходу за территорией, очистке дорог, их ремонта. Полностью получить всю технику ГБУ должно в феврале: есть четкий график поставки, координируемый Департаментом ЖКХ. Но, как вы правильно заметили, для полноценной работы предприятия необходима полная техническая оснащенность, только тогда возможна деятельность без подрядчиков.

Опять же важно, чтобы для техники была подготовлена соответствующая база, и могу с удовлетворением констатировать, что Департамент ЖКХ выделил для ГБУ «Жилищник» три участка земли, два из которых отведены под производственную базу. Эти территории были нам переданы в малоудовлетворительном состоянии, мы приводим их в порядок: вывозим мусор, отсыпаем гравий, готовим площадку под асфальтирование. Две базы мы делаем, потому что район большой, и удобно хранить технику в его разных местах, чтобы работа всегда была мобильной и качественной. Кроме того, предполагается создание по всему району свыше десятка небольших участков для средств малой механизации. Эта идея поддержана префектурой.

– Как вы предполагаете использовать третий участок земли?

– Он запланирован под строительство общежития для работников ГБУ. Это будет модульный городок, оснащенный всем необходимым для нормальной комфортной жизни. Строительство этого жилого комплекса очень актуально – оно поможет решить существенные аспекты кадровой проблемы. Ни для кого не секрет, что среди москвичей нет большого количества желающих идти на некоторые должности в жилищно-коммунальной сфере. И если такие категории, как водители, сантехники, электрики, укомплектованы уже на 80%, то дорожных работников, дворников не хватает. Мы обращаемся в Центр занятости, постоянно участвуем во всевозможных ярмарках труда, результаты пока что мало обнадеживающие. А ведь в граничащих с Москвой регионах – Тульской, Нижегородской, Тверской, Владимирской областях – есть много желающих работать в столице. Необходимо только организовать транспортную перевозку, к примеру, вахтовым методом и обеспечить их жильем. Люди готовы с радостью работать в Москве, получая зарплату от 22 тыс. руб. Да, это не очень большие деньги. Но и не такие малые, учитывая, что сейчас во многих управляющих компаниях работают мигранты, которым платят от 8 до 17 тыс. руб. в месяц максимум. К тому же многие из них официально не оформлены и живут и работают в неприглядных условиях.

– ГБУ «Жилищник» может сократить количество нелегалов в ЖКХ?

– Конечно, может. Мы ведь полностью откажемся от подрядных организаций. И те работники, которые нелегально у них устроены, не смогут к нам прийти, мы их не имеем права брать. Мы должны заключать договоры с легальными рабочими. Отмечу, кстати, что легально и добросовестно у нас может работать любой человек, вне зависимости от национальности и цвета кожи. Только, во-первых, все должно быть по закону, а кроме того, в первую очередь необходимо обеспечить рабочими местами граждан России.

– Какие ожидания начавшийся эксперимент оправдал, какие пока нет?

– Да, собственно, все ожидания оправдываются. Разве что не так быстро, как того хотелось и как многими предполагалось. Но централизация происходит, повышается управляемость, становится прозрачней финансирование проводимых мероприятий в сфере ЖКХ, полнее целевое назначение денежных средств, услуга оказывается более полным рублем, если можно так сказать. Важно, что уже возросло количество обслуживающего персонала и повысились уровень и качество получаемых жителями услуг. Ведь в подрядных организациях часто случалась кадровая неразбериха, мешающая нормальной работе. Дворник у них мог быть один на несколько домов в разных кварталах, причем он же еще и совмещал свою обязанность с уборкой подъезда, не имея, по сути, возможности сделать работу на достойном уровне. То же самое и с представителями других специальностей. Отсюда просроченные заявки жителей, многочисленные жалобы, обострение отношений с властью.

Конечно, сейчас пока еще нет тотального улучшения ситуации на всех участках. Жители возмущаются: ГБУ, дескать, создано, а в подъездах и во дворах как не было порядка, так и нет. Но ведь сейчас из 245 домов только 34 отошли к ГБУ. И с подрядчиками многими мы пока связаны контрактными обязательствами, которые одним днем не закончишь.

– А почему затянулся переход к ГБУ и оказался не столь динамичным, как, возможно, ожидалось и хотелось?

– Во-первых, сказалось отсутствие опыта. Ведь ДЕЗы работали без государственного задания, это достаточно сложный и серьезный документ, который мы прорабатывали и согласовывали со всеми профильными департаментами достаточно долго. Именно документальная составляющая – решение вопросов в юридической, экономической, финансовой плоскостях – заняла больше времени, чем ожидалось. А без юридически грамотно оформленных документов войти в работу достаточно сложно. Например, стартовала программа софинансирования: Департамент капремонта работает с расчетными счетами, а у ГБУ просто не предусмотрен расчетный счет, только лицевой. Пришлось вносить изменения во многие документы, менять десятки распоряжений, и этот процесс затянулся. Опять же с техникой вопросы не удалось решить в этом году. А без нее ГБУ не может работать без подрядчиков, ведь 70% территорий убирается механизированно. С формированием кадров также все непросто: штатное расписание будет утверждено с 1 января, и если я сейчас, к примеру, беру человека на работу, то не могу платить ему пока зарплату, потому что выполняю действующий контракт с подрядчиком.

– Что пришлось переделывать, реконструировать и что пришлось делать с нуля, организовывая работу ГБУ «Жилищник»?

– Когда начинали, в теории все казалось гораздо проще. С нуля, например, мы создаем техническую базу, причем расходы на ее обустройство не предусмотрены. Гравийное покрытие, асфальт, будка охраны, забор – все это из ниоткуда не возьмешь, приходилось решать эти вопросы самостоятельно. Обратим внимание и на то, что у подрядных организаций столько и техники не было – на весь район 16 тракторов. И хранили они эту технику на свой страх и риск: кто-то у дома ставил, кто-то ракушку арендовал, кто-то с промышленным предприятием договорился – у них на территории ставил.

Мы же реализуем идею: хранить технику централизованно и на двух базах, а также создать сеть малых баз, чтобы сократить амплитуду движения техники и мобильность ее перемещения по району.

Переделывать тоже приходится многое. Так, мы усовершенствовали схему уборки территорий с учетом увеличившегося количества техники и выросшего штата.

Раньше, скажем, подрядчики работали бригадным методом: убрали один дом, пошли ко второму, третьему и т.д. В ГБУ же в каждом дворе будет свой постоянный дворник, каждый подъезд будет убирать один и тот же уборщик. Как показывает опыт, такая организация гораздо эффективнее, и люди этому рады. Приведу только один пример. Жители одного из домов на Студеном проезде долго жаловались, что у них нет дорожки, а инженерная служба отвечала, что благоустройство этой территории не запланировано в этом году. После создания ГБУ за этим домом был закреплен постоянный человек, у которого было время поговорить с жильцами и вникнуть в суть вопроса.

Оказывается, дорожка была, но строители, возводящие рядом новое здание, оградили ее забором. В итоге строителей вызвали в управу, объяснили, что к чему, и они за свой счет сделали дорожку. Вроде бы не эпохальное событие. Но ведь жизнь как раз и состоит из мелочей, упорядочивание которых и создает комфорт, столь необходимый всем нам. А если человек моет 10 подъездов, бегая из одного в другой, где ему разбираться и прислушиваться к проблемам жильцов?!

– Сложнее или проще стало работать управе района с созданием ГБУ «Жилищник»?

– Сложнее. Потому что многие вопросы управления, а также связанные с кадрами, документацией приходится выстраивать в ручном режиме. Но в перспективе эти трудности, я уверен, обернутся куда более комфортной и продуктивной работой в сфере ЖКХ. Например, уже сейчас в подъездах появились камеры наблюдения. Раньше отдел городского хозяйства, заказчики, ДЕЗ, инженерная служба тратили массу энергии на то, чтобы убедиться, что подрядчики работают, люди у них на месте, замену сломавшемуся трактору нашли. Все это порой превращалось в эдакую несмешную игру в кошки-мышки. А завтра и частично сегодня управе не надо никого ловить – есть централизованное предприятие со своим штатом и техникой, со своими средствами навигации, которые поддаются гораздо более легкому контролю и управляемости. И людям жить будет комфортнее, и нам управлять удобнее. Еще раз отмечу полноту услуги. Ведь раньше конкурсы, в которых участвовали подрядчики, всегда предполагали то или иное тендерное снижение. А если услуга, к примеру, стоит 100 руб., эта сумма обоснована, за ней – экономический анализ.

И когда подрядная организация снижает сумму на 10 руб., все понимают, что, какими бы ни были обещания, работа будет сделана не на 100 руб., а на 90.

А ГБУ обеспечит финансовую полноценную полноту услуги, так как будет обходиться без подрядчиков, а следовательно, без тендеров и тендерных снижений.

– Каковы планы работы ГБУ «Жилищник» на 2014 год?

– В 2014 году можно точно ждать завершения эксперимента. В феврале мы должны получить всю технику. Надеюсь, при наличии финансирования удастся в первом квартале построить новый модульный жилой городок-общежитие. Со второго квартала 2014 года мы предполагаем полностью перейти на самостоятельный режим работы и отказаться от подрядчиков.

Текст: Владимир Лихварь



Назад в раздел
ГлавУПДКТеплоцентрстройМОЭСКМосгаз
АКСИТЕХФонд