НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

«Второе дыхание» Малого кольца. Там, где ходили грузовые поезда, появится городская железная дорога


Один из путей разрешения транспортной проблемы в столице – модернизация инфраструктуры железной дороги. Помимо этого, к 2016 году должно быть запущено движение по Малому кольцу Московской железной дороги.


«Центральная ППК»: сегодня и завтра

«Центральная пригородная пассажирская компания» является крупнейшим перевозчиком пассажиров среди пригородных пассажирских компаний России.

Доля ОАО «Центральная ППК» в пригородных пассажирских перевозках в Московском железнодорожном узле составляет более 80%, а ее доля в пригородных пассажирских железнодорожных перевозках всей России – 60%. Ежедневно услугами ОАО «Центральная ППК» пользуются около 1,6 млн человек. Их перевозит свыше 500 составов. Подавляющее большинство подвижного состава компании (более 400 поездов) – это электрички. Свой подвижной состав «Центральная ППК» арендует у ОАО РЖД.

Компания в столичном регионе осуществляет перевозки на Павелецком, Курском, Казанском, Ярославском, Савеловском, Рижском, Белорусском, Горьковском и Киевском направлениях. За пределами ее компетенции оказалась лишь Октябрьская железная дорога (Ленинградское направление), где пассажирскими перевозками занимается Московско-Тверская пригородная пассажирская компания.

Помимо Москвы и Московской области «Центральная ППК» занимается пассажирскими пригородными перевозками еще на территории восьми областей ЦФО, относящихся к полигону деятельности Московской железной дороги.

Общий объем перевозок, осуществляемый компанией в 10 субъектах Федерации, равняется 560 млн пассажиров в год.

В настоящее время компанией совместно с Департаментом транспорта, ОАО «РЖД», Министерством транспорта Московской области реализуется стратегия развития инфраструктуры Московского транспортного узла с целью повышения пропускной и провозной способности железных дорог. Она предусматривает в 2014–2016 годах строительство дополнительных путей на четырех направлениях Московской железной дороги – Ярославском, Казанском, Горьковском и Курском. Это самые загруженные направления в столице. Помимо этого, в 2016 году должно открыться пассажирское движение по Малому кольцу Московской железной дороги. Учитывая все эти начинания, руководители компании уверены, что «Центральная ППК» в состоянии к 2020 году достичь обещанного московскими властями показателя 1 млрд перевезенных общественным транспортом пассажиров в год.

Прогнозируемый объем перевозок по одному лишь Малому кольцу заявлен 250 млн пассажиров в год. Планируется, однако, что этот результат будет достигнут не сразу, а примерно через два-три года после запуска движения.

Гибрид метро и электрички

Как же будет организовано движение по Малому московскому железнодорожному кольцу? Какие поезда и с какой периодичностью там будут ходить?

Модель организации перевозок пассажиров АО МКЖД предполагает движение поездов в часы пик с интервалом 5 минут.

Если говорить об электропоездах для МКЖД, то пока лишь утверждены технические требования, каким должен быть подвижной состав. Поезда, в точности удовлетворяющие всем этим требованиям, пока никто не производит.

Базовые модели, которые могут быть использованы на Малом кольце, имеются как у отечественных, так и у зарубежных производителей, но для того чтобы соответствовать всем требованиям, все они должны будут пройти адаптацию.

Московский Департамент транспорта должен объявить конкурс, который определит компанию-перевозчика на МКЖД.

И только потом компания-перевозчик станет заказывать поезда. Это может быть как собственный транспорт компании, так и поезда, взятые в аренду или в лизинг.

Вагоны поездов, которые начнут курсировать по МКЖД, будут отличаться от вагонов пригородной электрички. Поезда, предназначенные для организации перевозки пассажиров на Малом кольце, должны обеспечить посадку-высадку пассажиров на остановочном пункте за 30 секунд.

Это ближе к метрополитену, чем к пригородной электричке. Поэтому и вагоны будут представлять собой нечто среднее между вагоном метро и вагоном электрички. При этом общих черт с поездами метро у вагонов МКЖД будет даже больше. В отличие от электрички, двери – не только в начале и в конце, но и в середине вагона.

Трехдверная конструкция позволит обеспечить быструю и удобную посадку-высадку пассажиров, а отсутствие тамбуров существенно упростит передвижение по поезду. Вагонов в поезде на МКЖД тоже будет 7 – как в метро, а не 11, как в поезде пригородной электрички.

Согласно экспертным оценкам, городская железная дорога примет на себя до 20% пассажиропотока центральной части метрополитена. Что касается периодичности движения на радиальных направлениях, то предусмотрено, что в пределах города электрички также начнут ходить с интервалом 4–5 минут в час пик.

Три этапа большого пути

Стоит отметить, что все строительные работы осуществляет собственник железнодорожной инфраструктуры – ОАО «РЖД». Москва помогает прежде всего финансированием, а также предоставлением дополнительных земельных участков, в случае если полосы отвода железной дороги окажется недостаточно.

Если же говорить о модернизации инфраструктуры Малого кольца, то этот процесс можно разделить на три этапа.

Первый – это строительство дополнительного третьего пути, электрификация линии, а также строительство 31 станции.

Все это относится к компетенции ОАО «РЖД» и осуществляется за счет средств федерального бюджета. Стоимость этих работ составит около 54 млрд руб.

Вторая часть – технологическая составляющая транспортно-пересадочных узлов, то есть технологические площади, необходимые для связи кольца с радиальными ветками железной дороги и метрополитеном. Таких площадей предполагается построить около 115 тыс. кв. м – прежде всего для того чтобы сделать комфортной для пассажиров пересадку с одного вида транспорта на другой. Технологическая часть оценивается примерно в 15 млрд руб.

Наконец, есть и третья, коммерческая часть. Речь о недвижимости – участках, примыкающих к МКЖД, которые поступят в коммерческий оборот. Это деловые центры, офисы, торговые центры, гостиницы.

Они являются источником финансирования строительства технологических площадей. Таких площадей – 700 тыс. кв. м.

За счет привлечения инвесторов будет выстроена коммерческая часть и профинансирована технологическая.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МОЭСККростМосгазМИЦ
СбербанкКоминвест-АКМТЦентр