НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Велосипеды с повышенной проходимостью. Власти рапортуют об определенных улучшениях в функционировании городской транспортной системы


Заметных благ от затеянной властями транспортной реформы москвичи пока не ощутили. Однако заместитель Мэра по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов убежден, что подвижки в решении, пожалуй, главной проблемы города уже есть, а кардинально улучшить ситуацию удастся через два-три года. Этому будет способствовать и развитие системы общественного транспорта, и строительство новых дорог, и постепенное расширение зоны платной парковки, и внедрение в управление движением элементов интеллектуальной транспортной системы.


Когда идти на остановку, сообщит смартфон

По словам Максима Ликсутова, с начала 2012 года количество автомобилей в городе выросло примерно на 600 тыс. Ежедневно на улицы Москвы выезжает около 2,5 млн легковушек и 115 тыс. грузовиков, 400 тыс. машин прибывают в столицу из Подмосковья и регионов.

В пик нагрузки, который приходится на зимние месяцы, число только легковых автомобилей вырастает до 3 млн ежедневно. А еще каждый год автопарк столицы прирастает на 120 тыс. автомобилей. Два года назад говорили, что такой рост автомобилизации города неизбежно вызовет транспортный коллапс. Однако это все же не произошло. На некоторых магистралях транспортная обстановка осталась прежней, а где-то даже улучшилась. И об определенных улучшениях в функционировании транспортной системы столицы можно говорить уже сейчас.

Заметней всего они в сфере общественного транспорта. Здесь продвижение вперед идет по нескольким направлениям.

Возрождается трамвай – полноценный вид городского общественного транспорта. В этом году заключен контракт на поставку 120 трехвагонных низкопольных составов нового поколения, способных передвигаться со средней скоростью 25–30 км/ч. К моменту ввода их в строй в городе должна быть реконструирована значительная часть существующих трамвайных путей.

А для городских автобусов разработают новую маршрутную схему.

– Система автобусных маршрутов будет реорганизована таким образом, чтобы автобусные остановки располагались не более чем в 7-минутной пешеходной доступности от любого дома в городе, – пояснил Максим Ликсутов. – Новая схема автобусных маршрутов в настоящий момент согласовывается с префектурами и должна быть презентована весной следующего года. А летом 2014 года автобусы уже выйдут на новые маршруты.

О том, когда на остановку прибудет автобус, трамвай или троллейбус нужного маршрута, пассажиры смогут узнать с помощью специального приложения для смартфонов. Это приложение должно быть запущено до конца января 2014 года. В этом сервисе будет предусмотрена следующая функция: если пользователь введет расстояние от остановки до дома, на смартфон будут приходить оповещения о том, когда ему следует выходить, чтобы успеть на свой автобус.

Кстати, в городе появятся и новые типы автобусов. Сейчас требования, предъявляемые к подвижному составу автобусных парков, достаточно высокие – город использует машины с двигателем экологического стандарта не ниже «Евро-5». Но с будущего года требования станут еще более жесткими. Для того чтобы производитель мог продать свой автобус или троллейбус городу, необходимым условием станет также наличие электронных табло, на которых будет отображаться информация о тарифе, правилах пользования и номере маршрута. На новом транспорте предусмотрена система антизащемления, которая поможет предотвратить травмы в час пик. Для удобства инвалидов-колясочников автобусы должны быть оснащены аппарелью – мостиком-пандусом, который будет выезжать из-под пола транспортного средства возле второй двери после нажатия водителем специальной кнопки. Станут приспособленными для людей с ограниченными возможностями и остановки наземного транспорта. В рамках мероприятий по созданию безбарьерной среды для маломобильных групп населения Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы составил нынешней осенью адресный перечень остановок, не приспособленных для лиц с ограниченными возможностями. Подать заявку на превращение остановки в безбарьерную мог любой москвич, заполнив форму, размещенную на сайте департамента.

Удачным признан и эксперимент с запуском движения ночных автобусов, троллейбусов и трамваев по маршрутам, которые соединяют между собой станции метро в те часы, когда метрополитен не работает: с часу ночи – до пяти утра. Напомним, что с конца августа действует постоянный маршрут автобуса № H1: от остановки «Озерная улица» до аэропорта «Шереметьево». Кроме того, на постоянный круглосуточный режим работы перешли маршруты трамвая № 3 (от станции метро «Чистые пруды» до улицы Академика Янгеля) и троллейбусов Бч, Бк (по Садовому кольцу) и № 15 (от ВВЦ до улицы 10-летия Октября). Интервал движения троллейбуса по Садовому кольцу – 15 минут, остальные подходят к остановкам каждые полчаса. В середине осени к пяти первоначальным маршрутам добавились еще три. Все они берут начало на Лубянской площади и лучами расходятся в разные концы города. Цена поездки на ночном и дневном маршрутах не отличается.

«Пятерки» и «тройки» для студентов

Совершенствуется и то, что в департаменте называют билетным меню общественного транспорта. В появившуюся в апреле пополняемую магнитную карточку для оплаты проезда «Тройка» с конца сентября добавился новый функционал. Теперь на нее можно записать любой билет из действующего тарифного меню: «Единый», ТАТ или «90 минут», на 1–60 поездок или на 30, 90, 365 дней, а также абонементы на пригородные поезда. Это позволило увеличить популярность электронных транспортных карт. Из 600 тыс. карт «Тройка», проданных с момента запуска проекта, 100 тыс. были проданы за месяц, прошедший с момента расширения ее функционала. Записать на «Тройку» в режиме электронного кошелька в железнодорожных кассах теперь можно и билеты на пригородные поезда. Наибольшей популярностью у пассажиров пользуются единые билеты на 20–60 поездок, также хорошо расходится проездной билет на 60 поездок. Среднесуточное число проходов по всем билетам на «Тройке» составило более 370 тыс. К началу 2014 года появятся новые возможности положить деньги на транспортные карты: баланс «Тройки» можно будет пополнить на веб-сайте troika.mos.ru и через мобильное приложение путем отложенного пополнения.

А в ноябре студенты первых курсов очной формы могли воспользоваться спецпроектом Департамента транспорта и развития транспортной инфраструктуры – бесплатной транспортной картой «Пятерка». Как пояснил Максим Ликсутов, это не просто подарок студентам от городского руководства: власти хотели дать возможность молодым людям оценить все преимущества многоразовой транспортной карты. После окончания срока действия бесплатного проезда по карте «Пятерка» она будет работать как обычная карта «Тройка».

В подземке – интернет и интернет-магазины

Существенные изменения в лучшую сторону отмечены и в работе столичной подземки. Для этого, отметил Максим Ликсутов, с 10 октября на ряде линий введены дополнительные поезда, в результате чего создано 220 тыс. новых пассажирских мест. Так называемый зимний график движения поездов был введен на Кольцевой, Калининской и СерпуховскоТимирязевской линиях. Он позволит сократить интервал движения поездов и уменьшить загруженность вагонов. Так, на Кольцевой линии в период с 10 до 12 часов пущено два дополнительных поезда, с 14 до 17 часов – пять, а с 19 до 22 часов по ней будут ходить шесть дополнительных составов. На Калужско-Рижской и Калининской линиях были продлены утренние и вечерние часы пик. Теперь поезда будут ходить чаще с 7 до 11 часов утра, а также с 16 до 21 часа.

Вскоре должен состояться конкурс на закупку для столичного метрополитена более 2 тыс. вагонов для метро нового поколения – на условиях контрактов жизненного цикла, при заключении которых компания-поставщик принимает на себя обязанности по техобслуживанию, ремонту и поддержанию работоспобности составов на протяжении всего срока эксплуатации. В вагонах нового типа предусмотрена возможность прохода из вагона в вагон, как в электричках, а часть сидений будет убираться в стену для повышения вместимости вагонов. Заявки на участие в конкурсе прислали крупнейшие производители вагонов метро, в том числе из Германии и Южной Кореи. Возможно, что городские власти выберут не одного, а нескольких поставщиков, поскольку заказ будет разделен на два лота. Поставки вагонов новейшего типа для метрополитена должны начаться в 2015 году.

К середине следующего года все поезда столичного метрополитена будут оборудованы бесплатным высокоскоростным Wi-Fi. Первая зона бесплатного Интернета появилась 1 сентября 2013 года на самой короткой в городе Каховской линии. В день пассажиры скачивают около 10 Гб информации, а загружают почти 2 Гб, 98% пользователей заходят в Интернет через смартфоны и планшеты, а около 2% используют ноутбуки. За два месяца, прошедшие с начала запуска, Интернетом в метро смогло воспользоваться 500 тыс. человек. До конца 2013 года бесплатный высокоскоростной Интернет должен появиться на Кольцевой линии. В январе 2014 года планируется обеспечить беспроводной выход в Сеть в вагонах Сокольнической линии, в феврале Интернет появится на Калининской, а в апреле – на Арбатско-Покровской и Замоскворецкой линиях. Затем в июне подключат Калужско-Рижскую и Таганско-Краснопресненскую, в августе – Филевскую, а в сентябре – Серпуховско-Тимирязевскую, Люблинско-Дмитровскую и Бутовскую линии. Скорость передачи данных составит не менее 50 Мбит/с на поезд. Регистрация в сети Wi-Fi будет возможной, но не обязательной.

А на станции «Выставочная» в качестве эксперимента с конца лета начал работать виртуальный магазин. На 18 колоннах станции закреплены лайтбоксы с изображением бытовой техники и электроники, к которым прикреплены QR-коды и NFC-метки товаров. Отсканировав эту информацию, смартфоном можно послать заказ на сайт мобильного магазина. Ассортимент изображенных на световых коробах товаров меняется каждые две недели, а цены заметно ниже, чем в обычных магазинах.

Метрополитен не только обрастает высокотехнологичными новинками, но и становится комфортнее – на пяти станциях были установлены навесы над выходами из метро. До конца 2014 года планируется продолжить эту работу. А чтобы избежать обледенения лестниц, ведущих в подземку, в зимнее время будет сделан подогрев их ступеней.

Столичная подземка становится все более доступной и для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В метрополитене начал функционировать Центр обеспечения мобильности пассажиров. Кроме того, департаментом рассматривается возможность продублировать расклеенную в вагонах схему метро еще одной, где все надписи будут выполнены шрифтом Брайля для незрячих и слабовидящих пассажиров. Себестоимость изготовления таких схем высока, поэтому их предполагается размещать не в вагонах, а перед входом на станцию или на перронах. На турникетах в подземке вскоре появятся тактильные указатели. Они должны помочь слабовидящим людям найти место, куда нужно приложить билет.

Велосипеды с лыжей и гусеницами

Еще одно начинание Департамента транспорта и транспортной инфраструктуры: в будущем году новое развитие получит городская система велопроката. Запущенная в этом году департаментом совместно с «Банком Москвы» сеть проката велосипедов заметно расширится и будет работать более продолжительное время. Если в этом году она начала работать с 1 июня, то в новом сезоне, как обещает Максим Ликсутов, взять напрокат велосипед можно будет уже с 1 мая. Парк предполагаемых в прокат велосипедов увеличится с 450 до 5 тыс., а число пунктов проката – с 75 до 300. Кроме того, будет проведен конкурс по отбору нового оператора проката велосипедов для будущего теплого сезона. Причем даже если оператором по итогам конкурса вновь станет «Банк Москвы», то предложены москвичам будут велосипеды совершенно другой модели – более удобные и качественные.

В департаменте оценивают итоги реализации проекта «Велобайк» как вполне успешные. Несмотря на то что лишь 4% москвичей воспользовались прокатом, как показывают проведенные соцопросы, практически 90% горожан расценивают создание общегородской системы велопроката в качестве позитивного начинания. При этом каждый восьмой опрошенный выразил желание, чтобы пункты проката появились поблизости от его дома. За пять месяцев работы проекта на портале velobike.msk.ru зарегистрировалось более 46 тыс. пользователей, которые совершили около 70 тыс. поездок, а средняя продолжительность каждой составила 40 минут. Чаще всего велосипеды жители столицы брали напрокат в выходные дни и вечером в будни.

В пятерку наиболее популярных точек проката вошли стоянка на Тверской улице, д. 8, площадь в районе Сретенских ворот, Цветной и Гоголевский бульвары, Кузнецкий Мост и Пятницкая улица. Также активно использовались парковки около станции метро «Проспект Вернадского», где расположено общежитие МГУ.

Стоит отметить, что при создании системы велопроката городские власти взяли за основу лондонскую модель. В британской столице система сдачи во временное пользование велосипедов, которые можно взять в одной точке, а сдать в другой, появилась на средства банка Barclays.

В Москве подобная структура создана частично за счет бюджета, частично – за счет спонсорских средств. По словам Максима Ликсутова, город готов вкладывать в этот проект ежегодно до 150 млн руб. В уходящем году желающих развивать систему велопроката и вкладывать в нее свои деньги, кроме «Банка Москвы», не нашлось, поэтому проведение конкурсных процедур не потребовалось.

Однако о желании стать оператором сети городского велопроката в предстоящем сезоне уже объявил Сбербанк.

– Скорее всего, мы выберем оператора по конкурсу, при этом от победителя мы будем требовать жесткого согласования с нами тарифов, контроля за качеством оказываемых услуг, – сообщил Максим Ликсутов. – При этом мы понимаем, что развитие велопроката – занятие не доходное, а в большей степени спонсорское.

Не все пункты проката закрылись на время холодов. В городе остались места, где любители велопоездок смогут покататься и зимой. Например, в парке «Сокольники» можно будет взять напрокат велосипеды с лыжей вместо переднего колеса и гусеницами вместо заднего, что позволит беспрепятственно передвигаться по снегу.

В общей сложности в 2014 году должно быть проложено 117 км новых велотрасс, на что из бюджета города будет выделено около 700 млн руб. В настоящий момент в Москве в границах улично-дорожной сети функционирует 108 км велодорожек.

Светофоры «поумнели»

Значительные успехи достигнуты в создании элементов интеллектуальной транспортной системы (ИТС), которая должна включать в себя комплексы фото- и видеофиксации нарушений, «умные» светофоры, регулирующие продолжительность свечения сигнала в зависимости от плотности транспортного потока, а также систему диспетчеризации общественного транспорта, информационные табло и интерактивные дорожные знаки. На создание интеллектуальной транспортной системы в Москве планируется затратить свыше 10 млрд руб.

К началу 2014 года регулировать движение на перекрестках столицы будут уже 2 тыс. «умных» светофоров. Кроме того, начнет функционировать единый ситуационный центр организации дорожного движения, в который будет стекаться вся информация со всех транспортных систем: данные о положении в метрополитене, на железной дороге, наземном транспорте, работе службы эвакуации, парковке, а также информация о всех ДТП и дорожных работах. Все это будет сведено в один центр, который должен соответствовать самым современным зарубежным образцам.

Помимо «умных» светофоров на улицах столицы появится еще одна новинка, которая позволит осуществлять регулирование транспортных потоков в тех местах, где ведутся дорожно-строительные работы. Речь идет о передвижных светофорах, которых город собирается закупить не менее тысячи штук. Это легкие светофоры со светодиодными источниками света, установленные на платформе с колесиками.

Питание таких устройств осуществляется от аккумулятора. Работать такой светофор без подзарядки способен в течение трех недель. Устройства планируется применять местах, где из-за заужения проезжей части при проведении ремонтных работ остается всего одна полоса для двух встречных направлений.

Транспортное «Ну, погоди!»

Повысилась также эффективность мер, направленных на борьбу с безбилетным проездом. Против «зайцев», пользующихся наземным транспортом, с начала года было заведено более 150 тыс. дел об административных правонарушениях.

Сумма наложенных штрафов составила 166 млн руб. В метрополитене число административных дел оказалось примерно таким же – 156 тыс., а общая сумма штрафов превзошла показатели наземного транспорта – их собрали до 200 млн руб.

В следующем году город намерен применить новые меры воздействия на безбилетников. «Зайцев»-рецидивистов будут не только штрафовать, но и фотографировать. А их портреты разместят на специальных «досках позора», размещенных у входов на станции метро и на людных остановках общественного транспорта. Для контролеров уже было закуплено 120 фотоаппаратов. Фотографии систематических безбилетников появятся также на сайте Департамента транспорта и развития транспортной инфраструктуры. Кроме того, ведомство выступило с предложением о внесении изменений в федеральный Кодекс об административных правонарушениях – чтобы к лицам, регулярно практикующим безбилетный проезд, мог быть применен запрет на выезд за рубеж.

Текст: Дмитрий Ильин




Назад в раздел
ЭнергокомплексМосгазМосинжпроектГлавУПДК
АктивКапиталМОСПРОМСТРОЙ