НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Ученик превзошел учителя. Китайский опыт строительства метрополитена пригодится в Москве


По результатам открытого конкурса китайская компания China Railway Construction Corporation (CRCC) построит три станции метро в рамках Третьего пересадочного контура (ТТК). Стоимость контракта составила 22,98 млрд рублей. Все станции метро должны быть введены в эксплуатацию в декабре 2019 года.

Китайские станции

Китайские рабочие уже 27 июня приступили к оборудованию строительных площадок и устройству подъездных путей для строительной техники. Обосноваться на этих объектах китайским специалистам придется надолго. Они должны будут построить участок ТТК, включающий станции «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект» и «Проспект Вернадского».

– Специалисты China Railway Construction Corporation построят три станции метро, а также перегонные тоннели между ними длиной 4,6 км, – сказал руководитель Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев.

На всех трех станциях будут лифты – без них сейчас станционные комплексы в Москве просто не строятся. А еще на новые станции под землю впустят «второй свет» – дневное освещение. Это сделает их более светлыми и экономными в эксплуатации. В китайском метро это довольно распространенный прием. Кроме того, генеральный директор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин отметил, что CRCC может принять участие и в строительстве транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Мичуринский проспект». Это уже более сложный процесс, который включает в себя не просто землеройные работы, но и анализ окружающей среды, транспортных потоков и потребностей жителей города.

Силами китайского подрядчика будут выполнены только основные строительные работы, такие как проходка тоннелей и черновая отделка. В то время как работы, требующие немного другой специализации, такие как, например, установка инженерного оборудования, тестирование систем контроля движения и других точных транспортных систем, проведут российские подрядчики. Причина подобного разделения труда проста: за системы безопасности могут теперь браться только местные специалисты. Дело в том, что обстановка в мире переменчива, сегодня мы друзья, а завтра отношения могут измениться.

Наплыва китайских рабочих не будет

Специалисты CRCC у себя в стране имеют репутацию высочайших профессионалов. Они уже привезли в Москву некоторое свое оборудование, рассказал Андрей Бочкарев. По его словам, китайские специалисты также намерены доставить на стройку тоннелепроходческий щит собственного производства. Кроме того, в Москву прибудут около 500 китайских инженеров. Власти города уверяют, что этим все и ограничится, строительство метро в Москве не приведет к массовому притоку рабочей силы из Китая. Заместитель Мэра столицы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин уточнил, что для китайской стороны нецелесообразным и невыгодным будет привлечение в Москву большого количества рабочих из Поднебесной. Выиграв этот контракт, CRCC не особо потеснила московских строителей. В конкурсе, помимо китайцев, участвовала лишь одна компания, по своим возможностям явно им уступающая.

– Свободных сил в Москве практически не осталось, – сетует Марат Хуснуллин и поясняет: – Нам не хватает порядка трех тысяч проектировщиков и десять тысяч строителей. Всех, кто имел опыт метростроения на территории бывшего СССР, мы давно мобилизовали.

И это не удивительно. Москва вновь всерьез взялась за прокладку и строительство подземки всего как шесть лет. И свой рекорд – сооружение 70,3 км линий метро и МЦК за 2016 год, как признают городские власти, вряд ли она скоро превзойдет.

Кроме того, как рассказал Марат Хуснуллин, Москвой и CRCC подписано соглашение об участии китайских специалистов в строительстве линии метро от станции «Улица Новаторов» второго кольца метро до станции «Столбово» в Новой Москве. Этот контракт не просто дался обеим сторонам. Разговоры о привлечении китайских специалистов шли несколько лет. В какой-то момент столичные власти и вовсе решили строить метро в Новую Москву своими силами. В ноябре 2014 года было объявлено
о приостановке проекта сотрудничества с китайскими специалистами. Причиной тому, как отмечал заммэра столицы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, стала нестабильность национальной валюты. Российские власти планировали рассчитаться с партнерами из КНР в рублевом эквиваленте, однако те настаивали на оплате в валюте. В настоящее время все проблемы с оплатой решены, и китайские специалисты могут приступить к работе и на этом объекте.

Всего в Новой Москве до 2035 года планируется построить около 40 км линий метрополитена. Пока неизвестно, какая часть из этого объема достанется китайцам, а какая – отечественным специалистам.

Московский метрополитен стал для китайских специалистов эталоном

Надо сказать, что скорость, с которой китайцы строят метро у себя дома, просто поражает. Только не надо думать, что это «китайское» метро в худшем смысле этого слова. Качество и ответственность китайских строителей признана во всем мире.

Тем, кто пользовался пекинским метро, известно, насколько оно безопасное и комфортное. Например, там сделано так, что на рельсы упасть просто невозможно, а войти в поезд можно только через двери, с помощью, так называемого горизонтального лифта. К слову сказать, что-то подобное есть на некоторых станциях питерской подземки, но для нас это скорее исключение.

Очень хорошо продумана навигация. Все указатели видно издалека, и они продублированы на английском языке. В Москве, где иностранных туристов год от года становится все больше, тоже стоило бы подумать об этом. Ведь для большей части мира кириллица мало чем отличается от китайских иероглифов.

При этом надо заметить, что свои первые линии и станции метро в Пекине они начали строить на три десятилетия позже Москвы, в 1965 году. Генеральный директор CRCC Ду Чжанхуэй признает, что Московский метрополитен стал для китайских специалистов эталоном, образцом того, каким должно быть метро. Кроме того, в те времена отношения с КНР были еще довольно теплыми, поэтому в строительстве пекинского метро участвовали специалисты из СССР, которые многое из своего опыта передали китайским коллегам.

Однако ученик превзошел учителя. В то время как в конце 90-х годов прошлого века строительство метро в Москве было практически свернуто (вводились в строй отдельные станции), китайцы, напротив, активизировали свою деятельность. И даже после того, как в начале нулевых годов строительство метро в Москве снова стало оживать, нам было уже не угнаться за китайцами. В 2006 году в Пекине было построено 114 км метро, в 2012-м – уже 442 км, а в 2015-м – 708 км. К 2020-му стоит задача проложить рельсы под землей длиной 1050 км. И это лишь в одном городе!

Перед Москвой такие задачи пока не стоят, однако поучиться у бывших учеников российским специалистам есть чему. Возможность увидеть в деле профессионалов такого класса дорогого стоит, считает Андрей Бочкарев:

– Это прежде всего приход в наш город новых технологий и опыта, что послужит росту компетенций и наших метростроителей.

Таким образом, привлекая китайских специалистов, столичное метро имеет шанс стать не только больше, но и красивее, и современней.


Назад в раздел
ГлавУПДКОЭКМД-группТеплоцентрстрой
Коминвест-АКМТПНСМОСПРОМСТРОЙ