НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Где тепло, там и добро. В столице проходит эксперимент по применению энергосберегающей технологии в системах отопления


В этом году тепло в дома Москвы дали рано – отопительный сезон начался уже в третьей декаде сентября. Грядущая зима не сулит неприятных сюрпризов энергетикам, но даже если они и случатся, столичная энергосистема уже полностью готова к отпору «Морозу-воеводе». Кроме того, в рамках повышения энергоэффективности зданий в нынешнем отопительном сезоне стартует эксперимент по внедрению автоматизированных узлов управления, что позволит избежать избыточного обогрева помещений.


Опережая графики

Как сообщил глава Департамента топливно-энергетического хозяйства (ДепТЭХ) Павел Ливинский, ранний старт отопительного сезона связан с заморозками, ударившими в конце первого месяца осени. Согласно установленным нормативам, подача тепла в жилые дома и на социальные объекты должна производиться, после того как среднесуточная температура на протяжении пяти дней стоит ниже +8 оС.

Уже 21 сентября в комплексе городского хозяйства был утвержден график подготовки пуска тепла. Вместо запланированных пяти дней пуск тепла был осуществлен за четыре – с 21 по 24 сентября. К концу этого срока тепло было подано во все 34 742 многоквартирных жилых дома столицы, а также на почти 7 тыс. социально значимых объектов. В число последних входят 2249 московских школ, 2375 детских садов, 1425 поликлиник и 936 городских больниц.

– Что же касается объектов торговли, промышленных предприятий, офисных центров и логистических комплексов, то город готов к подаче тепла на них уже на пятый день, однако порядок пуска тепла на объекты городской экономики иной, нежели для объектов социальной сферы или жилищного сектора. Подача теплоносителя на них осуществляется лишь после того как руководство этих предприятий направит заявку на подключение тепла, что, помимо прочего, означает и оплату полученных гигакалорий. Вопрос о том, стоит ли это делать, предприятия решают исходя из экономической целесообразности, – пояснил глава ДепТЭХ.

Пуск тепла уложился в четыре дня и на территории «новой» Москвы, то есть приведен к столичным стандартам. Прежде, по словам Павла Ливинского, на присоединенных территориях это занимало не менее месяца. Все подготовительные мероприятия на объектах теплоэнергетики – ремонт, замена изношенных участков теплосетей, опрессовка труб, гидроиспытания – были завершены еще до 1 сентября.

Составляющие надежности

Собственниками объектов теплоэнергетического хозяйства столицы являлись две компании, напомнил Павел Ливинский. Это – ОАО «Мосэнерго» и ОАО «МОЭК». В столице 17 ТЭЦ, 217 тепловых станций (в их числе 43 районные тепловые станции (РТС), 45 квартальных тепловых станций (КТС) и 129 малых котельных, в число которых включены и котельные, расположенные на территории «новой» Москвы). Запас системы теплоснабжения города позволяет в зимний период стабильно и бесперебойно обеспечить потребителей теплом даже при падении температуры наружного воздуха ниже -40 оС.

Традиционно пик нагрузок приходится на конец декабря. В прошлый отопительный сезон это было 26 декабря. Нагрузка в электросети в этот день составила 18 ГВт. Нынешней зимой система готова выдержать нагрузку, превосходящую пик прошлого года на 20%.

Надежность работы городской системы теплоснабжения обеспечивает также наличие полностью укомплектованного персонала ремонтников. Ликвидацией чрезвычайных ситуаций в городской энергосистеме занимаются 398 аварийных бригад: 279 из них ликвидируют аварии в электросетях, 43 – в теплосетевом хозяйстве, 38 – на объектах газового хозяйства и еще 12 бригад решают проблемы коллекторов, водостоков и канализации.

Кроме того, бесперебойность функционирования столичной системы в зимний период обеспечивают 2568 передвижных электростанций и малых аварийных источников электроэнергии. Павел Ливинский отметил, что подобные установки нужны не только когда требуется исправить неполадки в электросетях и на объектах электрогенерации, но и при ликвидации аварий в теплосетевом хозяйстве. Передвижная электростанция не раз помогала восстановить электроснабжение обесточенной котельной и наладить ее нормальную работу.

Важным этапом подготовки энергосистемы к осенне-зимнему периоду стали проведенные тренировки городских служб, которые продемонстрировали готовность столичных энергетиков и их смежников бороться с неприятными сюрпризами, которые может подбросить предстоящая зима.

В этом году были проведены две серии противоаварийных тренировок. Одна – на московской ТЭЦ-21 – стала частью общероссийских учений МЧС по отработке взаимодействия между специалистами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, спасателями, пожарными и московскими энергетиками. Другая масштабная тренировка прошла в виде общегородских учений, в ходе которых отрабатывалось взаимодействие при ликвидации аварийных ситуаций энергетиков со структурами городской власти – департаментами, префектурами и управами, а также подразделениями органов внутренних дел и столичного управления МЧС.

Проблемы с теплом? Звоните на «горячую линию»

Теплоснабжение домов в зимний период – одна из наиболее острых социальных тем, которая напрямую влияет на рейтинг городской власти. Если недостатки в работе школ или перебои в движении общественного транспорта не вызовут у горожанина немедленной негативной реакции, то резкое падение температуры в квартире сразу же вызовет всплеск возмущения. Поэтому особое внимание департамент уделяет обратной связи с населением по вопросу отсутствия отопления в зданиях. Для этого город задействовал «горячую линию» ОАО «МОЭК»: (495) 662-50-50. При этом Павел Ливинский счел нужным уточнить, что обращаться по этому телефону следует лишь в том случае, если перебои с подачей тепла возникают во всем доме, отсутствие же тепла в отдельной квартире относится к компетенции управляющей компании. Звонить в таких случаях следует энергетикам из компании, управляющей домом.

– Ответственность ОАО «МОЭК» и Департамента топливно-энергетического хозяйства заканчивается на вводе тепла в дом, за систему распределения теплоносителя по отдельным квартирам отвечает управляющая коммунальная организация. Но все равно граждан, обратившихся на «горячую линию» «МОЭК», не оставят без ответа – им подскажут, куда следует обратиться, или перенаправят звонок, – пообещал Павел Ливинский.

При этом количество обращений, поступивших на «горячую линию» ОАО «МОЭК», по вопросам пуска тепла сократилось в 3 раза: с 447 в начале отопительного сезона 2012 года до 147 в нынешнем сезоне.

Экономим тепло и деньги

В нынешнем году начался масштабный эксперимент по энергосбережению в теплосетях. Как объявил директор подведомственного ДепТЭХ ГКУ «Энергетика» Игорь Фролов, в начале осени в четырех домах на улице Гарибальди в районе Черемушки ЮгоЗападного округа стартовал эксперимент по внедрению автоматических узлов управления системой отопления (АУУ).

По словам Павла Ливинского, все квартиры Москвы оборудованы счетчиками электроэнергии, которые позволяют жителям следить за ее потреблением, большинство московских квартир также оборудованы индивидуальными приборами учета расхода горячей и холодной воды. Однако установки для учета и регулирования потребления тепловой энергии имеются пока лишь в очень немногих многоквартирных домах столицы. Они есть в домах-новостройках, введенных в строй на протяжении нескольких последних лет, а также в зданиях, прошедших капитальный ремонт с утеплением фасада.

В прочих же домах у жильцов нет возможности влиять на процесс подачи теплоносителя в отопительную систему жилого здания. Это часто приводит к явлению так называемого перетопа в оттепель или весной, когда на улице уже стоит теплая погода, а отопление производится в прежнем режиме. Тогда жильцы открывают окна, и горячий воздух выходит наружу. Получается, что энергетикам в такие дни приходится «отапливать» улицу. Избежать этого позволяют современные автоматические системы.

– Если посмотреть на наши дома с помощью тепловизора, то они высветятся на экране красным цветом, это и есть перетоп, нерациональный расход тепловой энергии. В Европе такого не встретишь, там давно научились рационально расходовать энергетические ресурсы, – посетовал Павел Ливинский. – И платят за тепло москвичи в большинстве своем фиксированную сумму в зависимости от площади квартиры.

При помощи АУУ жильцы дома смогут потреблять только то количество тепла, которое необходимо для поддержания комфортной температуры в их квартирах. Работает система следующим образом. Специальные датчики, установленные на трубах, анализируют параметры теплоносителя на входе в дом и на выходе. Еще одна группа датчиков фиксирует изменения температуры на улице и температуру внутри помещений здания.

В Черемушках установка подобных систем регулирования в четырех домах, запитанных от одного ЦТП, или, как говорят энергетики, относящихся к одному «кусту», уже позволила сократить расход потребляемой энергии на 30–35%. Жильцы ощутили это уже в первый месяц после внедрения автоматики: сумма оплаты за жилищно-коммунальные услуги по единому платежному документу снизилась в среднем на 200 руб.

Однако внедрять АУУ за счет города было бы слишком накладно – стоимость одного такого устройства составляет от 300 до 500 тыс. руб. в зависимости от модификации.

На помощь городу в решении этой проблемы приходит особый тип инвесторов – компании, реализующие энергосервисные контракты. Такие компании занимаются внедрением энергосберегающего оборудования за свой счет, а потом окупают свои затраты и получают прибыль за счет достигнутой экономии. Когда оговоренный в контракте уровень рентабельности достигнут, оборудование передается на баланс управляющей компании. Понятно, что в первые годы после установки АУУ жильцы не сразу заметят эффект от внедрения энергосберегающего оборудования – большую часть сэкономленных средств заберет энергосервисная компания, однако после того как срок окупаемости оборудования истечет, обитатели дома ощутят выгоду от достигнутой экономии тепловой энергии в полной мере.

Для того чтобы установить у себя в доме автоматизированный узел управления, жильцам придется провести общее собрание. Если предложение об установке нового автоматического агрегата не встретит возражений, собрание должно делегировать своей управляющей компании право на заключение договора на установку и эксплуатацию оборудования с энергосервисной компанией. Установку этого оборудования можно производить и в период отопительного сезона, не отключая отопления.

Руководство города приняло решение о расширении масштабов эксперимента с установкой АУУ. До конца года автоматизированные узлы управления будут установлены в 300 домах в Восточном и Юго-Западном административных округах.

Для участия в эксперименте уже отобраны 270 домов, в 110 из них прошли собрания жильцов. В семи домах жильцы не только дали свое согласие на участие в эксперименте, но и оформили договоры с энергосервисными компаниями. Срок окупаемости АУУ для дома из 80–100 квартир, как пояснил Игорь Фролов, составляет 4–5 лет. Срок эксплуатации АУУ – около 15 лет.

Отелям – звездочки, домам – класс

Еще одной новинкой в сфере энергосбережения стала установка на новых жилых зданиях табличек с указанием класса их энергоэффективности: «А», «В» или «С». Если в новостройках показатель энергоэффективности окажется ниже класса «С», то объект не допустят к вводу.

Чем выше класс энергоэффективности, тем меньше будет расход тепловой энергии в доме. Разместить табличку размером 30х30 см застройщик обязан на одной из стен дома на высоте 2–3 м и на расстоянии 30–50 см от левого угла здания. Ее должно быть хорошо видно.

Помимо новостроек такие таблички предполагается устанавливать на домах после капремонта, включающего в себя утепление фасада и чердака.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МОЭКТеплоцентрстройИНАКапитал
АКСИТЕХЛокоБанкРоссийскийВК