НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Будет и Центральная… ЦКАД поможет Москве в решении транспортной проблемы


Принятое летом 2013 года эпохальное решение в кратчайшие сроки построить Центральную кольцевую автодорогу может в корне изменить всю транспортную ситуацию в Московском регионе. Выступая 21 июня 2013 года на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, Президент России Владимир Путин заявил о необходимости скорейшей реализации такого мегапроекта, как ЦКАД, с использованием средств Фонда национального благосостояния и пенсионных денег. Проект ЦКАД стал обретать максимально конкретные очертания.


Часть панъевропейской магистрали

Министр транспорта Максим Соколов признался, что дорожное кольцо длиной 340 км в пределах 50-километровой зоны от границ современной Москвы предполагалось построить «за пределами 2020 года, но сегодня за счет возможности использования средств ФНБ, пенсионных накоплений мы видим, что эту дорогу можно и нужно построить уже в 2018 году». Какие перспективы это открывает Москве, где уровень автомобилизации уже сегодня – один из самых высоких в мире, а 60% грузопотока, следующего через наш город, является транзитным?

В октябре 2010 года тогда Президент России Дмитрий Медведев на совещании, посвященном транспортной ситуации в Москве, заявил, что способность решить проблему нормализации движения в российской столице – «тест на дееспособность всей российской власти».

– Это сложная задача, поэтому ее надо решать всем, а не новому мэру одному, и не Собянину вместе с министром транспорта и губернатором Московской области – все должны заниматься…

Несмотря на то что это региональная проблема, она должна быть на контроле у федеральной власти, – отметил Медведев.

А 12 августа 2013 года Президент России Владимир Путин на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Москвы и Подмосковья высказался предельно емко:

– Сегодня МКАД – это уже не совсем городская трасса. По сути, это единственно возможный транзитный маршрут для огромного количества грузовиков, следующих в самых различных направлениях.

Москва, являясь центром транспортной системы огромной страны, всегда будет зависеть от того, насколько совершенной будет инфраструктура и логистика России. Даже успешная реализация московской программы развития транспорта на 2012–2016 годы с объемом финансирования 2,2 трлн руб., не увязанная с развитием транспортной системы Московской области, не сможет решить проблему знаменитых московских пробок.

В этом отношении строительство ЦКАД нужно рассматривать именно как стремление выстроить новую инфраструктурную и логистическую систему страны, которая сможет сделать столицу транспортно комфортным городом. Бесполезно совершенствовать дороги на территории самой Москвы, если они будут упираться в сужающиеся федеральные магистрали.

Даже решение не допускать на МКАД большегрузы пока не работает в полную силу – водители, у которых нет альтернативы в Подмосковье, предпочитают платить штрафы и ехать через Москву в неурочное время.

Слово «ЦКАД» прозвучало еще 10 лет назад. Необходимость строительства транспортного кольца в районе основательно обветшавших и отличающихся практически полным отсутствием современной инфраструктуры Большой и Малой бетонок вроде бы была очевидна. Но масштаб проекта все время сказывался на его судьбе – сроки строительства не раз отодвигались.

Теперь, когда ЦКАД получила статус одного из ключевых инфраструктурных проектов страны, ситуация изменилась.

На реализацию проекта из Фонда национального благосостояния будет направлено 150 млрд руб., из федерального бюджета – до 74 млрд руб., 76 млрд руб. предлагается получить от частных инвесторов. В результате к осени 2018 года должно быть построено 339 км трассы в районе Малого бетонного кольца.

Конкурс на заключение долгосрочного инвестиционного соглашения на подготовку территории, строительство и эксплуатацию приоритетного участка ЦКАД, который пройдет по территории «новой» Москвы, состоится в конце 2013 – начале 2014 года. Его строительство планируется завершить к 2018 году. Это будет участок протяженностью 118,5 км, который соединит трассы М4 Дон и М1 Беларусь. Как заявил исполняющий обязанности руководителя Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин, этот участок ЦКАД станет одной из важнейших частей дорожно-транспортного каркаса новых территорий Москвы. Причем строительство этого участка будет финансироваться государством на почти 90% стоимости, в связи с чем ГК «Автодор» откажется от концессии, что позволит сократить сроки строительства.

То, что приоритетом в строительстве ЦКАД стало строительство участка, проходящего по новым московским территориям, стратегически важно, считает Владимир Жидкин.

– С учетом реконструкции Калужского шоссе, строительства и реконструкции 11 второстепенных автодорог, строительства станций метрополитена, реконструкции железнодорожных путей сообщения и переездов через них складывается масштабная картина перспектив дорожного преобразования в «новой» Москве, итогом которого станет современная транспортная доступность как для жителей, так и для экономического развития ТиНАО, – заявил он.

Значимость строительства ЦКАД трудно преувеличить – она станет частью единой глобальной инфраструктурной системы – частью панъевропейской магистрали, ведущей от Лондона через Берлин и Москву к Китаю.

– Интерес инвесторов к проекту велик. Практически по всем участкам этой дороги, за исключением одного, будут разыграны конкурсы на принципах государственно-частного партнерства. И три из четырех участков этой дороги будут платными, один, Западный, будет эксплуатироваться на бесплатной основе. Но сегодня интерес к этому очень большой. В конечном счете инвесторы определятся, когда будут результаты этих конкурсов, но мы сегодня видим, что и Российский фонд прямых инвестиций, и наши крупнейшие банки с государственным участием – я имею в виду и ВТБ, и Внешэкономбанк, и Сбербанк – проявляют, как инвесторы, высокий интерес к реализации этого проекта, – заявил министр транспорта Максим Соколов.

Проект может стать международным.

Российский фонд прямых инвестиций, созданный для привлечения иностранных инвесторов, планирует подать заявку на участие в конкурсе на строительство ЦКАД. Известно, что несколько миллиардов долларов представители Арабских Эмиратов готовы вложить в РФПИ для реализации инфраструктурных проектов, из которых в ЦКАД может быть инвестировано примерно 2 млрд дол. Среди потенциальных участников проекта называют «Мостотрест», «Стройтрансгаз», группу компаний «Аркс» и УСК «Мост».

Строительство с ускорением

Глава ГК «Автодор» Сергей Кельбах, говоря о сроках строительства МКАД и необходимости его ускорения, ссылался на то, что проблему московского транспортного комплекса можно решить, только обеспечив коммуникации между различными транспортными узлами – аэропортами, городами Московской области.

– Сейчас, чтобы попасть из Раменского района в Пушкинский, надо проехать по МКАД. Этого быть не должно. ЦКАД на дальних подступах к Москве перераспределит транзитные транспортные потоки и обеспечит связи районов Московской области между собой. Именно это и стало предпосылкой для решения ускорить стройку, – заявил глава «Автодора».

Сергей Кельбах назвал сроки ввода участков ЦКАД при новой схеме финансирования. По его словам, в случае выделения в 2014–2017 годах 150 млрд руб. из ФНБ, к 2018 году будут введены в эксплуатацию четыре участка вокруг всего Малого бетонного кольца длиной 339 км, а социально-экономический эффект государство начнет получать от ЦКАД уже с 2019 года. До принятия решения о привлечении средств ФНБ предполагалось, что к 2020 году будут построены только два участка длиной 171 км.

ЦКАД не пойдет через населенные пункты и города – ее построят в обход, за исключением так называемой «пятой секции» в районе Звенигорода, где будет реконструирована действующая бетонка, построены железнодорожные переезды, убраны все левые повороты, но съезды и выезды из населенных пунктов останутся. В результате появится единственный бесплатный участок ЦКАД.

В строительстве ЦКАД предполагается использовать новую схему – долгосрочное инвестиционное соглашение (ДИС).

До сих пор эта контрактная система в России не использовалась. ГК «Автодор», по словам Сергея Кельбаха, намерен применять эту схему в строительстве федеральных трасс к участкам, где низкий трафик, и там, где необходимо ускорить строительство. Такая схема будет применена при строительстве двух секций ЦКАД, которые необходимо построить как можно скорее. Долгосрочное инвестиционное соглашение является инвестиционным контрактом жизненного цикла на 22–26 лет. Он позволяет передать инвестору одним контрактом не только строительство и эксплуатацию, но и освобождение и подготовку земель. Преимущества ДИС состоят в том, что инвестор может не ждать, когда государство передаст ему под строительство весь участок, оговоренный контрактом, а начинать работу на уже освобожденных территориях.

После завершения строительства ЦКАД должна представлять из себя автомагистраль 1-й технической категории: 70% – трасса 1А с разрешенной скоростью 130 км/ч, остальное – трасса 1Б со скоростью 110 км/ч. Пятая, бесплатная секция станет дорогой 2-й категории со скоростью 90 км/ч. Дорога будет строиться с учетом веса современных тяжелых грузовиков – 11 тонн на ось.

От первой ЦКАД – ко второй

По словам Сергея Кельбаха, есть еще «неприоритетная» секция ЦКАД, которая будет строиться после 2020 года: это своеобразная «скоба» – ответвление от кольцевой дороги на запад. То, что строительство после 2018 года не закончится, очевидно. Глава «Автодора» говорит об этом вполне определенно:

– Надо понимать, что через какое-то время транзитный поток превысит пропускную способность кольцевой дороги и появится необходимость в новой магистрали в районе большого бетонного кольца – А108.

И это – международный подход. Становясь частью международной инфраструктуры, Московский регион должен соответствовать принятым нормам. Сергей Кельбах утверждает:

– Государству давно пора заглядывать на 20–30 лет вперед в части развития-инфраструктуры. В Германии территорию под строительство дорог готовят 7–10 лет, все коридоры освобождены и приготовлены еще в 80-е годы прошлого века.

Когда возможностей существующей дороги уже не хватает, власти по готовой земле строят новую. Нечто подобное предлагаем и мы: ответвление от ЦКАД на запад – это задел на будущее. И когда возникнет необходимость, может быть, в 2025–2030 годах, как мы сейчас это прогнозируем, у государства будет возможность построить там дорогу. К этому времени мы зарезервируем земли, освободим, очистим их от прав третьих лиц и исключим земельные спекуляции.

Что касается расширения МКАД до 6–10 полос, то и это решение пока откладывается на период после 2020 года.

Хотя исключить то, что и в этом случае намного раньше будет принято волевое решение, нельзя.

Деньги от Фонда национального благосостояния могут быть выделены на возвратных условиях на срок до 28 лет по ставке инфляция плюс 1% с освобождением от процентных выплат на первые семь лет. Финансирование поступит в обмен на корпоративные облигации «Автодора». Возврат средств в ФНБ будет идти из платы за пользование дорогой.

Что касается стоимости проезда по ЦКАД, то, как уже объявлял губернатор Московской области Андрей Воробьев, для жителей области поездка по ЦКАД будет бесплатной. Звенигородский участок (от Киевского до Ленинградского шоссе, примерно 50 км) будет бесплатным для всех. В остальных случаях километр обойдется в 2,32 руб. Эту цену будет устанавливать государство, которое берет на себя обязательство регулировать тариф. Считается, что ЦКАД окупится за 29 лет.

Необходимость увязки всей транспортной системы Московского региона в единую эффективную схему сегодня очевидна для всех. Запуск ЦКАД позволит существенно разгрузить не только МКАД, но и улицы Москвы, которые часто становятся стоянками для транзитного транспорта. Многие жители Подмосковья смогут, переезжая в другие районы Московской области, не заезжать на МКАД. Улучшится и экология нашего города, за МКАД будет перенесено немало логистических объектов и производств, нахождение которых в Москве неоправданно.

Как заявил начальник Главного управления дорожного хозяйства Московской области Константин Ляшкевич, строительство первого участка Центральной кольцевой автомобильной дороги в Подмосковье начнется уже 1 января 2014 года, а открытие должно состояться в 2016 году. Уже ведутся подготовительные работы: переносятся линии электропередач (их готовят к пересечению с газопроводами и другими линиями инженерных коммуникаций), оформляются межевые и кадастровые дела, идет подготовка новых территорий для проведения коммуникаций и к процессу изъятия земель.

Текст: Алиса Бецкая



Назад в раздел
КростМД-группЭнергокомплексМосгаз
ЛокоБанкКапстройситиВК