НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Четкие линии


Профессионализм и инновационные решения обеспечили высокую устойчивость московских электросете.

Ураган, обрушившийся на Москву 29 мая, стал серьезным испытанием для коммунальных служб. Однако, несмотря на огромную разрушительную силу стихии, удалось избежать крупных аварий в системах энерго- и водоснабжения. В ходе восстановительных работ по ликвидации последствий бедствия Комплекс городского хозяйства Правительства Москвы задействовал более 37 тысяч человек и 5,2 тысячи единиц техники. Оперативное восстановление воздушных линий электропередачи на территории Москвы, Новой Москвы и Подмосковья обеспечили энергетики ПАО «Московская объединенная электросетевая компания». Об особенностях работы в чрезвычайных ситуациях и перспективах развития московских электросетей в интервью «СГ» рассказал первый заместитель главного инженера по эксплуатации оборудования ПАО «МОЭСК» Вадим ШОМЕСОВ.

«СГ»: Вадим Михайлович, недавний ураган в Москве стал самым разрушительным за последние годы. Тем не менее, серьезных аварий на электросетях и перебоев в подаче электричества удалось избежать. Что позволило обеспечить высокую устойчивость московских электросетей?

Вадим Шомесов: Нарушений электроснабжения в Москве допущено не было благодаря особенностям построения электросети. К таким особенностям относятся эксплуатация кабельных линий, находящихся под землей, и дополнительный резерв электроснабжения, который обеспечивает двухлучевая схема распределительной сети. Безусловно, надо отдать должное и профессиональным действиям персонала нашей компании, который действовал максимально слаженно и эффективно, устраняя последствия урагана в Подмосковье.

«СГ»: Внедрены ли подобные схемы на территории Новой Москвы?

В.Ш.: На территории Новой Москвы резервирование схемы электроснабжения применяется не менее эффективно, особенно в Новомосковском административном округе. Обеспечить устойчивость электросетей столичного региона помогает также своевременная реализация ремонтной и инвестиционной программ. В частности, замена традиционного провода на самонесущий изолированный провод, который более устойчив к внешним повреждениям, например, упавшими деревьями, что ведет к значительному снижению числа аварийных отключений. На территории Московской области на провод марки СИП уже заменено 37% всех воздушных линий (ВЛ) 0,4-10 кВ, находящихся на балансе МОЭСК, то есть 20 129 км из 54 258 км. В Москве на провод марки СИП заменено 75% ВЛ, или 1 935,9 км из 2 572,3 км. Кроме того, на регулярной основе осуществляются работы по расчистке просек. С начала года уже расчищено более 780 гектаров просек. Восстановлению нарушенного ураганом электроснабжения Подмосковья и Новой Москвы в кратчайшие сроки во многом способствовали своевременные превентивные меры.

«СГ»: У вас уже есть данные о том, сколько и каких повреждений было зафиксировано в результате урагана?

В.Ш.: В рамках ликвидации последствий урагана только на территории Подмосковья энергетиками МОЭСК было восстановлено более 100 км воздушных линий напряжением 6-10 кВ, заменены 164 поврежденные опоры, убрано более 3800 поваленных деревьев. Всего в аварийно-восстановительных работах было задействовано более 240 бригад (804 человека), 191 единица спецтехники, более 100 передвижных электростанций. Со стороны дочерних обществ группы компаний «Россети» на помощь МОЭСК дополнительно прибыли 79 бригад, это более 390 человек.

«СГ»: Каким общим количеством мобильных бригад и единиц спецтехники располагает ПАО «МОЭСК» на сегодня?

В.Ш.: В оперативной готовности у нас находится 443 бригады (2291 человек) и 2726 единиц спецтехники.

«СГ»: На Петербургском международном экономическом форуме было подписано соглашение между ПАО «КАМАЗ» и ПАО «МОЭСК» о стратегическом сотрудничестве в сфере инноваций. В частности, говорилось о совместной разработке передвижного мобильного накопителя на базе грузового электромобиля. Потребность в таком устройстве при аварийных ситуациях очевидна. А в чем заключается его инновационность?

В.Ш.: Действительно, наше сотрудничество с КАМАЗом в области инноваций подразумевает разработку передвижного мобильного накопителя на базе грузового электромобиля. Требуемая мощность такого накопителя, по нашим оценкам, должна составлять не менее 1 МВт. В мировой практике на сегодняшний день нет подобного рода накопителей электрической энергии «быстрого» реагирования. Его появление позволит пересмотреть схему электроснабжения при проведении наиболее значимых для столичного региона мероприятий и предоставить нашим клиентам новую услугу по сверхнадежному уровню электроснабжения.

Сейчас потребители «запитываются» от автономных источников энергии — передвижных электростанций. Но у дизельных генераторов есть ряд недостатков. Это — постоянная выработка энергии из-за конструктивных особенностей, выбросы продуктов сгорания в атмосферу плюс дополнительный источник шума. Если в схему питания включить достаточно мощный мобильный накопитель электроэнергии, то потребителей можно будет напрямую подключать к основной сети, не опасаясь возможного скачка напряжения. Такой накопитель будет достаточно долго поддерживать необходимый уровень, качество и надежность электроснабжения. К тому же подобные передвижные электростанции обеспечивают дополнительный резерв без негативного воздействия на экологию, что важно.

«СГ»: Для чего еще будет использоваться передвижной накопитель?

В.Ш.: Мобильные накопители смогут выдерживать сверхнормативные нагрузки при ремонтах, реконструкциях или новом строительстве без замены трансформаторов. Как и электромобили, накопители позволят обеспечить баланс между генерацией электричества и спросом. А за счет выравнивания графика нагрузки и повышения энергоэффективности повысится рентабельность производства и сократятся отчетные потери при передаче электрической энергии. Передвижной накопитель на базе электромобиля даст синергетический эффект. Во-первых, помимо своей основной функции, накопитель позволяет одновременно увеличить дальность пробега электромобиля, который его везет. Во-вторых, для зарядки электромобиля и для зарядки самого накопителя с последующей отдачей энергии потребителям используется один и тот же набор электрооборудования, то есть экономический эффект очевиден.

«СГ»: В рамках ПМЭФ МОЭСК подписала еще одно соглашение — с управляющей компанией РОСНАНО. В чем его суть?

В.Ш.: Помимо мобильных накопителей различной емкости, сегодня актуальны решения, которые позволяют снизить затраты и предоставить новые цифровые возможности. Сегодня МОЭСК востребованы такие виды инновационных решений РОСНАНО, как оптические трансформаторы тока, литий-ионные накопители электрической энергии, технологии внешнего армирования конструкций зданий на основе композитных материалов. Оптические трансформаторы тока обеспечивают высокую точность измерений при модернизации подстанций, что особенно важно при внедрении формата цифровых подстанций. А технологии внешнего армирования бетонных конструкций позволяют снизить периодичность текущего ремонта объектов МОЭСК.


Справочно

29 мая впервые за всю историю метеорологических наблюдений в Москве были зафиксированы порывы ветра до 30 метров в секунду. Более 27 тысяч деревьев были вырваны с корнем, из них более 16 тысяч — на территориях, обслуживаемых префектурами административных округов, около 6 тысяч — на территориях Мосгорпарка и более 5,5 тысячи — на особо охраняемых природных территориях. Во время урагана были повреждены 243 кровли, 61 рекламный щит, 135 опор уличного освещения. Зафиксирован факт повреждения 1939 автомобилей.

Текст: Татьяна Ропотова


Назад в раздел
МосгазИНАМосинжпроектТеплоцентрстрой
СбербанкШколаАбсолют