НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Умные светофоры. С пробками борются не только строительством новых дорог


Количество автомобилей в столице неуклонно растет, и число причин, вызывающих пробки на дорогах, не сокращается, несмотря на меры, предпринимаемые городскими властями по расширению и модернизации улично-дорожной сети. Этим летом, например, к обычным причинам, вызывающим транспортные заторы, добавятся трудности, связанные с проведением в центре города масштабных работ по благоустройству в рамках программы «Моя улица». В таких условиях отнюдь не лишним оказывается оптимизация транспортных потоков за счет внедрения элементов интеллектуальной транспортной системы, таких как «умные светофоры» с датчиками движения, и также при помощи изменения числа полос на проезжей части и внешнего вида дорожных знаков. Все это находится в компетенции ГКУ «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД), подведомственного Департаменту транспорта и развития транспортной инфраструктуры.

В столичном регионе число автомобилей выросло за год на 280 тыс. и превысило 8 млн единиц. В начале нынешнего года в Москве было зарегистрировано 4,88 млн автомобилей, в Московской области – 3,17 млн. Их них 6,72 млн – легковые автомобили, таким образом, на 1 тыс. жителей Москвы приходится 400 автомобилей.

Но, несмотря на заметный рост автопарка в Первопрестольной, число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) уверенно сокращается. Так, в Москве в январе-марте 2017 г. количество аварий снизилось на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.

По словам начальника Центра организации дорожного движения Вадима Юрьева, в немалой степени этого удалось добиться за счет того, что дежурная смена ситуационного центра ЦОДД круглосуточно следит за дорожной ситуацией в Москве, тесно взаимодействуя с ГИБДД, МЧС и другими оперативными службами. В среднем за сутки дежурная смена передает информацию о 70–80 ДТП, которые серьезно влияют на дорожное движение. Важнейшим средством повышения безопасности на столичных улицах и повышения пропускной способности улично-дорожной сети становятся, по словам главы ЦОДД, технические средства организации движения транспортных потоков.

К их числу относятся, например, новые светодиодные светофоры, которые оборудованы таймером обратного отсчета, звуковым сигналом и кнопкой вызова зеленого сигнала для пешеходов. Такие светофоры должны появиться в 2018 году перед проведением Чемпионата мира по футболу на 25 улицах столицы. Кроме того, еще на десяти улицах планируется реконструировать действующие светофоры. Также на каждом обновленном светофоре будут установлены детектор транспорта, который отслеживает скорость движения автомобилей и их количество, и видеокамера. В районе проектирования светофоров планируется расширить тротуары и установить тактильные плиты. К числу улиц, где будет проведет апгрейд светофорных объектов, относятся проспект Буденного, Бутырский Вал, Варшавское и Рублевское шоссе, Ломоносовский проспект, Люблинская, Южнобутовская и Нижегородская улицы.

Но и это не предел светофорного совершенства. В Зеленограде на Солнечной аллее проходит обкатку еще более совершенная модель светофора с так называемой вызывной фазой. Такой светофор работает по тому же принципу, что и эскалаторы в торговых центрах, включающиеся только если к ним подходят люди.

Наконец, в рамках другого эксперимента, проводимого ЦОДД, в столице стали внедряться светофоры с модернизированной подсветкой. Угловые опоры, на которых установлены такие светофоры, загораются красным, желтым и зеленым. А знаки переходов мигают синхронно с пешеходным светофором. По замыслу организаторов эксперимента дополнительная подсветка светофора должна привлечь внимание водителей и пешеходов и удержать участников дорожного движения от нарушения правил. Прочие же знаки дорожного движения все чаще заменяют на знаки с внутренней немигающей подсветкой, число таких знаков в столице должно вырасти к концу этого года с 6,5 до 7,5 тысяч.

Новые знаки с подсветкой появятся прежде всего на центральных улицах, вылетных магистралях и Третьем транспортном кольце (ТТК). Прежде всего внутреннюю подсветку получают знаки, обозначающие пешеходный переход, а также знаки приоритета – «Главная дорога» и «Уступите дорогу» – в сложных местах.

А менее важные предписывающие знаки и знаки, запрещающие или разрешающие стоянку, напротив, будут устанавливаться уменьшенного размера. Кроме того, число информационных табличек будет сокращено почти в два раза. Новые знаки установят в первую очередь на улицах в центре города.

Первые дорожные знаки уменьшенного образца в рамках пилотного проекта появятся на Большой Никитской улице, в Гранатном и Брюсовом переулках. Там знаки «Остановка запрещена» и «Парковка» размером 700 на 700 мм заменят аналогичными знаками меньшего размера – 500 на 500 мм. На Малой Никитской и в Скарятинском переулке знаки будут еще меньше – 400 на 400 мм, а знак «Платные услуги» уменьшится с 700х350 мм до 500х250 мм.

По мнению экспертов ЦОДД, центральная часть города слишком перегружена различными знаками, уменьшение же размера второстепенных знаков и сокращение числа информационных табличек и надписей позволит сконцентрировать внимание водителей на обстановке на дорогах и главных знаках.

Совершенствуются не только внешний вид дорожных знаков, но и дорожная разметка. На этот год столичный ЦОДД запланировал 50 мероприятий по оптимизации разметки.

Так, на Волгоградском проспекте от новой эстакады на пересечении Волгоградского проспекта с Волжским бульваром вблизи метро «Текстильщики» до улицы Академика Скрябина увеличится количество полос движения с трех до четырех в сторону области – за счет сужения их ширины. На участке Волгоградского проспекта от ТТК до улицы Талалихина добавится еще одна, четвертая полоса в сторону центра, а в сторону области их останется три. Последнее нововведение позволит увеличить пропускную способность Волгоградского проспекта на четверть.

Одна из главных задач в области совершенствования дорожной разметки на сегодняшний день – снижение нагрузки на ТТК. Работа в этом направлении ведется уже не первый год. В прошлом году, например, специалисты ЦОДД сузили полосы на Воробьевском шоссе, добавив по одной общей полосе в каждую сторону, увеличив количество полос с шести до восьми, благодаря чему пропускная способность повысилась на 35%, и у водителей появилась возможность объехать проблемный участок ТТК по улице Косыгина.

В этом году с помощью направляющей разметки предстоит изменить организацию движения в месте пересечения ТТК с Волгоградским проспектом.

Также с помощью создания дополнительной полосы ЦОДД постарается решить проблему съезда с ТТК на Большую Тульскую улицу. Вместо четырех полос прямого хода здесь будет две со стороны центра и по одной полосе на съезд с внутренней и с внешней стороны ТТК. Сейчас многие едут по Большой Тульской улице в центр, потому что с ТТК съезжать очень неудобно; такое прикрытие рядов повысит привлекательность ТТК для транзита и должно убрать часть транспортного потока с Садового кольца. Также увеличится количество полос с четырех до пяти в сторону центра перед площадью Серпуховской заставы.

Еще один тип дорожной разметки, с помощью которого в ЦОДД собираются оптимизировать движение транспортных потоков, – так называемая «вафельная разметка». Ее полтора года назад в качестве эксперимента нанесли на трех крупных перекрестках в центре столицы. Она сообщает водителю, что за выездом на забитый автомобилями перекресток ведется видеоконтроль. Там проводится фиксация трех видов нарушения – проезд на красный свет и выезд за стоп-линию, а также поворот не из того ряда и затем выписываются штрафы за каждый вид нарушения. Ежемесячно на перекрестках фиксируется нескольких тысяч нарушений. По словам Вадима Юрьева, уже сейчас наблюдается положительная динамика в сокращении числа нарушений проезда на красный свет, выезда за стоп-линию и поворота не из того ряда. Хотя нарушений, когда водители поворачивают не из того ряда и тем самым создают помехи и риски для возникновения ДТП, все еще достаточно много.

Вообще, система фотовидеофиксации вносит весомый вклад в улучшение ситуации на дорогах и сокращение числа нарушений Правил дорожного движения. Причем возможности этой системы постоянно расширяются, она становится все более интеллектуальной.

Проводит ЦОДД и эксперименты, которые за счет развития элементов интеллектуальной системы помогают управлять движением общественного транспорта. Например, на северо-востоке Москвы в районе Медведково в настоящее время реализуется пилотный проект по предоставлению приоритета трамваю.

В рамках данного проекта трамваи 17-го маршрута были оснащены многофункциональным навигационным оборудованием, которое передает сигналы в систему адаптивного управления светофорами. При подъезде трамвая к перекрестку светофор в течение минимального времени переключал фазу на зеленый свет для общественного транспорта. Как показала практика, «Зеленая волна» сократила время ожидания трамваев 17-го маршрута на светофорах более чем в четыре раза.

Активно готовятся в ЦОДД и к проведению в столице футбольных состязаний мирового масштаба – Кубка Конфедераций 2017 года и Чемпионата мира по футболу – 2018. Чтобы достойно провести эти мероприятия и сделать пребывание иностранных гостей максимально комфортным, были разработаны основные схемы движения транспорта и пешеходов. Кроме того, в Москве на время проведения чемпионатов планируется добавить около пяти гектаров парковочного пространства. Особое внимание уделят и движению общественного транспорта – к турнирам появятся 20 км дополнительных выделенных полос для автобусов и троллейбусов.


Назад в раздел
СаториМосинжпроектМОЭКМИЦ
Школа