НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Сугробы на утилизацию


Снегоплавильные пункты защищают столичные реки от вредных веществ

Нынешняя зима в Москве может стать рекордной по объему выпавших осадков. Снегопады доставили немало хлопот пешеходам и автомобилистам. Непросто приходилось и коммунальным службам: в пиковые часы на борьбу с непогодой на улицы столицы выходило до 18 тыс. единиц дорожно-уборочной и автотранспортной техники. Однако убрать снег с дорог — это половина дела, его надо правильно утилизировать.

В былые времена проблема решалась просто: снег попросту сваливали с набережных в Москву-реку и Яузу. Это наносило серьезный ущерб столичным рекам, так как вместе со снегом в воду попадало огромное количество мусора и вредных веществ.

Ситуация кардинально изменилась 15 лет назад, когда в Москве была принята и начала реализовываться программа строительства снегоплавильных пунктов. И сегодня, как рассказал заместитель начальника службы эксплуатации снегоплавильных пунктов АО «Мосводоканал» Алексей Бойков, предприятие обслуживает 35 пунктов общей производительностью 139 тыс. куб. м в сутки. Так как сеть создавалась постепенно, в течение нескольких лет, то пункты различаются по мощности. У самых первых проектная производительность была сравнительно невелика — от 1,4 до 3,5 тыс. куб. м в сутки. Зато у самых современных производительность достигает 7 тыс. куб. м. В число самых «свежих» по времени ввода и самых производительных входят пункты «Сельскохозяйственный», «Ижорский», «Курьяновский» и некоторые другие. Корреспондент «СГ» посетил снегоплавильный пункт «Черкизово-1» на улице Олений вал, который был веден в эксплуатацию одним из первых. Позднее начал работать расположенный неподалеку и чуть выше по течению Яузы пункт «Черкизово-2». Как и все другие пункты, «Черкизово-1» и «Черкизово-2» работают круглосуточно в течение всего холодного сезона. «Начинается у нас зима по всем столичным постановлениям 1 октября, а заканчивается после команды о ее окончании, — смеется Алексей Бойков. — Точной даты конца зимы никто не знает, но обычно это происходит в апреле».

Естественно, загрузка пунктов зависит от погоды, максимум ее приходится на время снегопадов. Но свою роль играет и география. Так, «Черкизово-1» весьма удачно расположен на стыке Восточного, Центрального и Северо-Восточного округов, поэтому плавить снег сюда везут с трех концов Москвы. И, соответственно, загрузка этого пункта всегда высокая, грузовики на его территорию въезжают один за другим.

Для плавления снега требуется большое количество сточной воды, поэтому все пункты построены на канализационных каналах. Канализация в городе, в основном, самотечная, при этом существует общий уклон с севера на юг, который и определяет направление течения канализационных стоков. Поэтому основные очистные сооружения столицы (Курьяновские и Люберецкие) расположены в южной части Москвы. Там же расположена и большая часть снегоплавильных пунктов. В центре города находится только один пункт — на Шлюзовой набережной. Немного их и в северной части города. Вот и работают поэтому «Черкизово-1» и «Черкизово-2» особенно интенсивно.

Снегоплавильный пункт «Черкизово-1» расположен на набережной Яузы. Но его местоположение определялось не близостью реки, а расположением канализационного коллектора и транспортной доступностью. Всего шесть снегоплавильных пунктов АО «Мосводоканал» расположены на набережных, остальные находятся вдали от речных артерий. «Нас часто спрашивают, что мы сбрасываем в реку? — говорит Алексей Бойков. — Отвечаю — абсолютно ничего. Абсолютно чистая вода выводится в реку уже после прохождения очистных сооружений, которые расположены совсем в другом месте».

На каждом из пунктов постоянно работают всего три человека: мастер-оператор и два слесаря. Плюс на зимний сезон привлекаются водители погрузчиков. В функции оператора входит прием и учет грузовиков. Поэтому водитель каждой въезжающей на разгрузку машины регистрируется у мастера, а данные об автотранспорте и массе привезенного снега заносятся в компьютерную систему автоматизированного учета снега («САУС»). Эта система является разработкой специалистов «Мосводоканала» и позволяет точно рассчитываться со всеми транспортными компаниями, которые заключили договоры с Дирекцией эксплуатации снегоплавильных пунктов.

Заезжая на территорию, каждый водитель отмечается у оператора и следует на разгрузку. Самосвал вываливает содержимое кузова в приемный бункер, оборудованный дробилками для измельчения ледяного скола, снежная масса перемалывается. Одновременно в бункер из системы городской канализации поступает сточная вода, которая всегда имеет положительную температуру. Замеры показывают, что даже в самые сильные морозы температура сточной воды не опускается ниже плюс десяти градусов Цельсия. В приемном бункере при смешении с водой происходит таяние снега, после чего смесь поступает в сооружение, которое на профессиональном жаргоне коммунальщиков называется «песколовкой». Оттуда талая вода отводится обратно в сточный коллектор и уходит на городские очистные сооружения. Таким образом, система снегоплавления представляет собой замкнутый цикл, и этот процесс не наносит ущерба экологии города. Грязевой остаток, который поступает в бункер вместе со снегом и оседает в коридоре «песколовки», затем вывозится на полигоны.

Степень очистки воды, которую осуществляют специалисты «Мосводоканала», очень высокая и отвечает самым жестким стандартам. «Пробы воды на выходе из самых больших в Европе Курьяновских и Люберецких очистных сооружений показывают, что ее качество даже лучше обычной речной воды, — поясняет Алексей Бойков. — Недаром на их территорию пробираются рыбаки, а над водной гладью летают чайки. В этом и была суть программы строительства снегоплавильных пунктов: добиться того, чтобы загрязненный снег с городских улиц не попадал в водоемы. И программа эта успешно реализована».


Справочно

Объем снега, перевозимого за одну поездку, зависит от типа кузова грузовика. Департаментом ЖКХ столицы разработана целая таблица объема кузовов самосвалов, в которой насчитывается примерно 200 типоразмеров. Но средний объем кузова самосвала — примерно 20 кубометров. Столько же в среднем один самосвал и привозит на пункт за одну ходку, о чем свидетельствуют данные на мониторе в приемном отделении пункта. 


Свыше 24 млн кубометров снега утилизировано в Москве с начала зимнего периода (по данным комплекса городского хозяйства)

Автор: Алексей ЩЕГЛОВ


Назад в раздел
ТеплоцентрстройГераГеопроектизысканияМосгаз
СбербанкАБЗМОСПРОМСТРОЙКапстройсити