НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

А я иду, шагаю по Москве… По улицам столицы все комфортнее ходить пешком, как, впрочем, и ездить на велосипеде


Каковы главные заботы столичного Комплекса городского хозяйства нынешним летом? Коммунальные службы благоустраивают 25 скверов на Садовом кольце, один из которых будет разбит на лишенной прежде растительности Триумфальной площади. Кроме того, в городе появятся 49 небольших «народных парков», расположенных вблизи от жилых кварталов. Особым подарком для москвичей станут многочисленные велодорожки и пешеходные зоны.


Вся ответственность – на «Жилищнике»

Как отметил исполняющий обязанности заместителя Мэра по вопросам ЖКХ, глава Комплекса городского хозяйства и благоустройства Петр Бирюков, многое из того, что делается в сфере благоустройства городской среды, является новинкой.

Начало июля стало датой старта эксперимента по комплексному обслуживанию жилых кварталов государственными бюджетными учреждениями «Жилищник». До сих пор различные функции по обслуживанию домов и прилегающей территории выполняли несколько коммерческих подрядных организаций. Одна занималась управлением жилым домом, другая выполняла уборку двора, третья подметала и убирала снег с прилегающих к дому улиц, четвертая счищала снег с крыши, пятая занималась ремонтом малых архитектурных форм на детских площадках, шестая ремонтировала подъезды. К тому же часто случалось так, что одна или несколько таких организаций, выиграв конкурс на оказание услуг, исчезали. В подобных случаях торги приходилось проводить повторно.

Теперь в 10 районах города все эти функции возьмут на себя новые ГБУ. Каждое из них будет оказывать весь комплекс коммунальных услуг в микрорайоне. При этом состав занятых на предприятиях коммунального сектора кадров в ближайшее время должен радикально обновиться. Руководство города готово в значительной мере отказаться от использования иностранной рабочей силы в ЖКХ и приглашать на должности дворников, сантехников и электриков москвичей или россиян из других регионов. Нынешний уровень оплаты труда в столице позволил сделать эти должности вполне привлекательными для российских граждан. Петр Бирюков напомнил, что на сегодняшний день ставка дворника при минимальной площади уборки в коммерческих подрядных организациях составляет 18 тыс. руб. в месяц, а на городских предприятиях превышает 30 тыс. руб.

По мнению Петра Бирюкова, серьезный отток мигрантов с трудового рынка Москвы не создаст проблем для городского хозяйства. Российские граждане из других субъектов Федерации способны выполнять все необходимые работы вахтовым методом. Такая система уже внедряется на большинстве предприятий, которые находятся в непосредственном подчинении Комплекса городского хозяйства.


Утилизацией мусора займется бизнес

Комплекс городского хозяйства четко обозначил свои позиции и по вопросу утилизации твердых бытовых отходов. У города осталось лишь два функционирующих полигона ТБО. Новые мусоросжигательные заводы, помимо трех уже работающих, в Москве строиться не будут. Решать проблему отсутствия места для захоронения отходов на подмосковных полигонах город намерен за счет развития сортировки и переработки мусора. Для этого совместно с руководством Московской области планируется разработать стратегию реорганизации отрасли переработки бытовых отходов, предусматривающую постепенное закрытие полигонов, расположенных близко городу, и внедрение новых, прогрессивных форм утилизации мусора. Этот документ также определит очередность закрытия исчерпавших свои ресурсы полигонов за МКАД.

При этом, если функцию уборки дворов и эксплуатации жилых домов московские власти намерены забрать у коммерсантов и передать городским структурам, то к процессу вывоза и утилизации мусора, наоборот, решено привлечь частный капитал.

В Юго-Западном округе столицы реализуется пилотный проект в сфере государственного партнерства, связанный с передачей функций вывоза и переработки мусора коммерческой подрядной организации.

«Цель эксперимента состоит в том, чтобы утилизацию мусора переложить на плечи бизнеса: город не должен вкладывать в это лишние средства. Вторая причина – сокращение полигонов для утилизации. Мы изучили этот вопрос и решили, что утилизация будет стоить для города в 1,6 раза меньше, чем если бы мы шли по старому пути», – пояснил Петр Бирюков. Если итоги эксперимента будут признаны положительными, опыт ЮЗАО распространят и на другие округа столицы.

Для пешеходов и велосипедистов

На протяжении текущего года в центре столицы запланировано обустроить пешеходные маршруты общей протяженностью 10 км. Опыт создания двух первых пешеходных зон в Камергерском и Столешниковом переулках признан успешным – за первое полугодие их посетило около 3 млн человек. Некоторые участки пешеходных зон будут проходить вдоль автодорог, но в случае если тротуары вдоль проезжей части войдут в состав пешеходной зоны, они будут расширены и благоустроены. Работы по обустройству пешеходной зоны от Столешникова переулка до улицы Рождественка завершатся в сентябре. Протяженность зоны составит 1,9 км.

Кроме того, в нынешнем году планируется обустроить пешие маршруты по Никольской улице, Большой Дмитровке, от станции метро «Новокузнецкая» до Болотной набережной, а также между площадями Гагарина и Европы. Пешеходная зона на Никольской откроется также ко Дню города. Ее длина составит 615 м. Строящуюся пешеходную зону планируется соединить с уже существующей на Кузнецком Мосту с помощью перехода.

Будут создаваться пешеходные зоны и за пределами центра столицы. Одна из них разместится на Кременчугской улице на западе Москвы. По словам Петра Бирюкова, там будет создана пешеходная зона протяженностью около километра, где помимо пешеходных тропинок появятся велосипедные дорожки, спортивные и площадки для воркаута.

Впрочем, совмещение велосипедных дорожек и пешеходной зоны на Кременчугской улице скорее исключение из правил. Инфраструктура для поездок на велосипеде и пешеходные зоны будут существовать раздельно. Проезд велосипедистов по пешеходным зонам в подавляющем большинстве случаев запрещен. Не будет их и в центральной зоне Бульварного кольца – там слишком много пешеходов, прогуливаются молодые мамы с колясками и маленькими детьми. Велосипеды будут им мешать. Таким образом, в городе должны быть четко разделены три вида дорожной сети – автодороги, велотрассы и пешеходные зоны. При этом велосипедная инфраструктура в городе будет создаваться поэтапно, по образцу европейских стран: сначала сделают велопарковки и сеть велопроката, а затем, когда поток велосипедистов станет критичным, на тротуарах начнут обособлять отдельные полосы для велосипедистов.

Всего до конца нынешнего года к 82 км уже имеющихся в городе велодорожек должны добавиться еще 50 км.

Прокладке велодорожек предшествует создание сопутствующей инфраструктуры для велосипедного транспорта. В городе уже оборудованы 900 велопарковок. Более 200 велопарковок создано на территории Центрального административного округа, еще 180 парковок – у станций метро и транспортно-пересадочных узлов. Учащиеся 500 школ и других образовательных учреждений также смогут воспользоваться новыми парковками. Все парковки снабжены табличками с QR-кодом. Считав код с помощью смартфона, можно вывести на экран сеть велосипедных маршрутов, ближайших станций проката, велосипедных мастерских и других объектов велосипедной инфраструктуры.

В столице 1 июня стартовал проект Velobike – сеть станций, на которых можно взять напрокат велосипед. Сейчас в рамках этого проекта в центре столицы функционирует около 30 пунктов. А к концу сезона их число возрастет до 100. Все парковки – автоматические и работают круглосуточно. Абонентская плата по наиболее популярному у населения тарифу «Один день» составляет 100 руб. в сутки, при этом если каждая поездка не будет превышать по длительности 30 минут, то никаких доплат производить не нужно. Взяв велосипед на одном из пунктов сети, его можно оставить на любом другом.

За первые две недели функционирования системы велосервиса ее услугами сумели воспользоваться 6,5 тыс. человек.

О том, чтобы разрешить провоз велосипедов в метро, речь пока не идет, – столичная подземка слишком переполнена. Большинство пассажиров переполненных в часы пик вагонов негативно реагируют как на вход, так и на перемещение по вагону пассажиров с громоздким багажом, в том числе с велосипедами. Зато провоз велосипедов в электричках в пределах города уже сделали бесплатным. С 15 июня до конца года с 11:00 до 17:00 пассажиры, чьи поездки начинаются или заканчиваются в Москве, смогут осуществлять провоз велосипедов. Для этого при покупке билета в пригородной кассе необходимо получить документ на бесплатный провоз велосипеда.


Тройной контроль

В 2011 году город перешел с семилетнего на трехлетний цикл выполнения дорожно-ремонтных работ. По итогам завершающегося трехлетия в столице должно быть отремонтировано около 70 млн кв. м дорог. На сегодняшний день общая площадь дорожного покрытия составляет 92 млн кв. м. Из них 70 млн кв. м – проезжая часть, остальное – тротуары. Таким образом, практически все асфальтобетонное покрытие на дорогах столицы к концу 2013 года должно быть приведено в порядок.

В этом году в Москве отремонтируют около 23 млн кв. м улично-дорожной сети: 12,7 млн кв. м из них – проезжая часть, 4,6 – тротуары и еще 4,6 млн кв. м – внутриквартальные проезды и дворовые территории. При этом, как отметил Петр Бирюков, ремонтными работами будут охвачены не только вылетные магистрали, но и дороги третьей и четвертой категорий. Ремонтировать будут и дорожное покрытие на МКАД, и на Третьем транспортном кольце. В ближайшее время планируется заменить асфальт на Комсомольской площади, Костомаровской и Рубцовской набережных, на Крымской эстакаде и Малом Москворецком мосту.

За качеством выполнения дорожного ремонта в столице следят 10 передвижных лабораторий, и, согласно их данным, количество ям и трещин, появляющихся на дорогах, за последние два года снизилось в 10 раз. Выполненные работы проходят трехэтапную систему контроля. Сначала их проверяют лаборатории заказчика – префектур или Департамента ЖКХ и благоустройства. Затем обновленное покрытие проходит контроль лаборатории Объединения административно-технических инспекций. Наконец, последней проверяющей инстанцией является ГКУ «Экспертавтодор». Все ремонтные работы на улично-дорожной сети завершатся до 25 августа, еще до окончания периода массовых отпусков, когда город наполнится личным автотранспортом.


Инновации дорожных строителей

Право заниматься обслуживанием дорог в Москве подрядные организации получают по итогам конкурсных процедур. При этом критерием отбора победителя является не только снижение начальной цены контракта, но и опыт выполнения этого типа работ. Предпочтение отдается тем подрядчикам, которые работают на рынке больше одного года. Выбор только надежных, доказавших свою эффективность компаний – продуманное решение, которое связано с более сложными, чем в других городах, условиями работы. Городские власти заставляют всех подрядчиков, которые допустили брак при выполнении дорожного ремонта в предыдущем году, исправлять этот брак за свой счет.

Весной 2012 года в городе по итогам зимы было выявлено 350 тыс. кв. м бракованного дорожного покрытия, и всех подрядчиков, выполнявших на этих участках дорожный ремонт, заставили сделать это заново без дополнительной оплаты. И потому все больше подрядчиков стараются применять в работе надежные, износостойкие материалы. Например, в качестве щебеночной основы используется особо прочный щебень – габродиабаз. Ремонтники экспериментируют и с полимер-битумными составляющими. На Профсоюзной улице производится укладка участка с использованием состава «Альфабит». В Комплексе городского хозяйства рассчитывают, что в случае успеха этого эксперимента при повышении стоимости покрытия всего на 10% можно будет добиться значительного повышения срока службы покрытия, что, в свою очередь, позволит продлить цикл выполнения дорожного ремонта.

Пока же короткий трехлетний цикл выполнения дорожного ремонта остается насущной необходимостью. Плотность транспортного потока в столице превышает нормативные показатели в 2–5 раз. Чтобы снизить нагрузку на дорожное полотно, городским властям пришлось вводить ограничения на проезд грузовиков через город и по МКАД. Не способствовали сохранности дорожного полотна и погодные особенности прошедшей зимы: большое число заморозков и оттепелей с переходом температуры через ноль, а также затянувшиеся крепкие морозы. Из-за этого власти столицы ужесточили требования к дорожному покрытию. В то время как ГОСТом предусмотрена минимально допустимая толщина дорожного покрытия 5 см, на разных классах дорог в Москве она теперь увеличена до 6–7 см.

Переходит город и на более долговечные способы нанесения дорожной разметки. В этом году на почти 240 км московских дорог разделительные линии и пешеходные «зебры» нанесут не нитрокраской, а холодным пластиком. Данная технология позволяет наносить разметку при температуре от +3 oC, в то время как при прежней рисовать на асфальте полосы можно было лишь при температуре выше +10 oC. При этом холодный пластик держится на дороге в 1,5–2 раза дольше, чем разметка, нанесенная краской. Новый метод нанесения разметки позволит менять ее без повреждения покрытия, он более экологичен, а пластик, в отличие от краски, легко переносит воздействие мороза, солнечных лучей и химических реагентов. Такое покрытие также эластично и имеет высокие коэффициенты отражения и трения.


Текст: Дмитрий Ильин


Назад в раздел
ИНАМоскапстройЭнергокомплексТеплоцентрстрой
ФондШколаАБЗ