НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

А снег идет…


Как работают столичные службы, ответственные за уборку дорог и улиц

Нынешняя зима выдалась в Москве снежной. По данным метеорологов, количество осадков, выпавших в городе, стало рекордным за последние пять лет. На коммунальные службы, ответственные за уборку дорог, улиц и околодомовых территорий, легла дополнительная нагрузка, однако серьезных кризисов и транспортного коллапса удалось избежать. Как действуют коммунальные службы в огромном городе? Как они узнают о приближающихся погодных катаклизмах? Как организуют свою работу? Об этом — в репортаже корреспондента «СГ», который провел с сотрудниками ГБУ «Автомобильные дороги» рабочий день на одной из центральных магистралей города.

Штормовое предупреждение

Все начинается со сводки метеослужбы. В ГБУ есть собственное «метеобюро» — управление метеоразработок («СГ» рассказывала о нем в №6, 2016). Оно регулярно выдает прогнозы, «заточенные» под потребности дорожников. В них не только информация о направлении ветра и виде и интенсивности осадков, но и такие специальные показатели, как температура асфальта. Благодаря этой сводке, специалисты ГБУ заранее знают, каким будет объем работ, количество и набор техники, которую надо вывести на каждый конкретный участок согласно требованиям регламента.

И как только снегопад накрывает город и «насыпает» первые пять сантиметров, колонны спецтехники выходят на улицы и подметают дорожную поверхность. Конечно, хорошо бы эту работу проводить ночью, когда на дорогах мало машин. Но погода никак не учитывает наши желания и заносит город снегом в любое время суток. По регламенту, снегоуборщики должны двигаться со скоростью 20-25 км/ч, это, конечно, замедляет дорожное движение и раздражает водителей. Но альтернатива — вязнуть в снежной каше, рискуя попасть в ДТП.

В круглосуточном режиме

Заместитель руководителя ГБУ «Автомобильные дороги» Андрей Соколов рассказывает: «До 2 тысяч единиц спецтехники и около 15 тысяч человек в ГБУ заняты уборкой снега на подведомственных дорогах и на околодорожных тротуарах. Работаем круглосуточно, без праздников и выходных, то есть, в режиме экстренных служб. При этом не сказать, чтобы с наступлением тепла работы становится меньше. Просто зимой часть техники задействована на уборке и прочих чисто зимних мероприятиях, а летом переключается на другие виды работ, в том числе на озеленение, благоустройство улиц, ремонт и содержание дорог. Так что, у нас нет такого, чтобы могли выдохнуть и сказать: ну, наконец- то, нормально отдохнем — такого не бывает».

Практически одновременно с метеосводкой о надвигающемся снегопаде предприятие получает факсограмму с распоряжением начать антигололедную обработку дорог. В зависимости от температуры воздуха и асфальта дороги обрабатывают либо жидким, либо твердым реагентом. В факсограмме указывается количество реагента в граммах на 1 кв. м. «Это нужно для того, чтобы выпавший снег не примерз к асфальту, и не образовалась наледь. Реагент образует водяную пленку, и мы можем смести выпавший снег «в ноль». Видите, щетки чистят до самого асфальта, — Соколов показывает на проходящую мимо колонну снегоуборщиков, после которых, действительно, остается чистый асфальт. — Конечно, есть места, так сказать, повышенной опасности в части гололеда — это возвышенности, мосты, эстакады, пространства у воды и так далее. Их обрабатываем в первую очередь».

Контроль и учет

Вместе с Соколовым едем в единый ситуационно-мониторинговый центр (ЕСМЦ) ГБУ «Автомобильные дороги». Это своеобразный штаб, который контролирует и анализирует работу всего предприятия. Здесь на больших мониторах отображается информация, которая помогает получить полную картину происходящего. Уборка снега — только одна из текущих задач ЕСМЦ. Помимо этого, центр контролирует качество ремонта дорожного покрытия.

Кроме того, ЕСМЦ — оператор учета техники. Он обеспечивает контроль и актуализацию сведений по всей технике комплекса городского хозяйства Москвы. Кстати, самый большой монитор в центре отображает в режиме реального времени именно передвижения подопечной техники. Причем можно добиться максимальной детализации — с нажатием на ту или иную отметку на экране тут же появляется подробная информация о том, что это за машина или механизм, его идентификационный номер, технические характеристики, вплоть до того, с какой скоростью машина перемещается и какой запас горючего имеет.

Специалист УСМЦ Ярослав Никитин рассказывает о своей работе с электронным журналом заявок на проведение тех или иных работ. Сначала происходит фотофиксация факта, на который надо отреагировать: снегоуборщик не прошел по какой-либо улице, испачкан или залеплен снегом дорожный знак, образовалась выбоина в дорожном полотне. Далее будет идти описание и объем необходимых операций, а после устранения недостатков — фотоотчет о проделанной работе. А в конце каждого рабочего дня составляется большой отчет о работе всех подразделений, которые оперативно отправляется в дорожно-эксплуатационные управления для оперативного реагирования.

…Тем временем на некоторых центральных магистралях продолжается уборка. На мониторе в штабе видны группы значков — колонны снегоуборщиков сметают снег с дорог. Весь собранный на улицах снег свозится затем на снегоплавильные пункты, которые в общей сложности могут принять до 550 тыс. «кубов» снега в сутки. Система построена на городской канализации и работает с использованием теплых сточных вод, температура которых даже в морозы составляет 12-15 градусов выше ноля (о работе снегоплавильных пунктов «СГ» планирует рассказать в следующем номере).

Надо сказать, что уборка снега с московских улиц обходится недешево, и это заставляет искать альтернативные решения. Несколько лет назад прозвучало предложение разгонять облака, несущие обильные снегопады, примерно так же, как это происходит с дождем в дни больших праздников. При помощи реагентов снег можно заставить выпасть на «подходах» к мегаполису. По подсчетам специалистов, это позволило бы сэкономить на уборке до 300 млн рублей, минус автомобильные пробки из-за снегопадов. Но против этого стали возражать власти Подмосковья: им своего снега хватает.

Было предложение утрамбовывать снег на дорогах, как это делается в скандинавских странах. При такой методике лучше сохраняется верхний слой асфальта, что позволяет сэкономить на ремонте. Но этот способ, вполне приемлемый для региональных трасс с потоком не более 400 машин в сутки, не подходит для Москвы, на дороги которой ежедневно выезжают более 4,5 млн автомобилей. Так что, поиск решений продолжается.

________________________________________________________________________________________________________________

Цитата в тему

ЗАВЕДУЮЩИЙ СЕКТОРОМ МОНИТОРИНГА ЕВГЕНИЙ МИКЛЯЕВ: «Работу единого ситуационно-мониторингового центра ГБУ «Автомобильные дороги» можно разделить по блокам: телеметрический контроль комплексного содержания объектов дорожного хозяйства, учет техники, распределение обращений с портала «Наш город» по организациям, ответственным за устранение нарушения, контроль качества выполненных работ и межведомственное взаимодействие».

Автор: Владимир ТЕН

Фото: Виктор Кручинин



Назад в раздел
МОЭСКОЭКМД-группМосгаз
ЦентрКапстройсити