НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Безопасный перекресток. Внедрение Интеллектуальной транспортной системы сделает улицы свободнее, а движение безопаснее


Исполняющий обязанности Мэра Москвы Сергей Собянин пообещал, что в следующем году в нашем городе в полном объеме начнет работать Интеллектуальная транспортная система (ИТС). Первый этап внедрения ИТС включает в себя создание комплекса управления дорожным движением нового поколения. Он включает в себя электронные табло с оповещением о пробках, камеры видеофиксации нарушений и сведенные в единую сеть светофоры с интеллектуальным блоком, самостоятельно выбирающие режим переключения в зависимости от плотности транспортного потока, зафиксированного видеокамерами.


Убедительная статистика

Пилотный проект по внедрению автоматизированной схемы управления транспортными потоками был успешно реализован в Зеленограде. В итоге скорость движения автотранспорта на улицах города-спутника увеличилась на 15%.

При этом заметно снизилось и число дорожно-транспортных происшествий. Еще важнее – снижение аварийности: на оборудованных инновационной разработкой зеленоградских улицах количество ДТП сократилось на четверть, а число погибших в авариях – на 40%. От внедрения системы управления транспортными потоками в самой Москве городские власти намерены получить схожий результат – увеличение движения транспортного потока с 20 до 23 км/ч, а время, потраченное на пробки, уменьшить на 10–25%.

Зарубежный опыт эксплуатации умных транспортных систем показал, что они повышают пропускную способность дорог на 15–50%, уменьшают аварийность на 20–40%, а количество нарушений правил дорожного движения (ПДД) – в 1,5–2 раза.

Переход к новой системе

Однако ощутимых в общегородских масштабах результатов стоит ожидать лишь после интеграции всех элементов ИТС в единую адаптивную систему и создание мультимодальной сети, включающей в себя все виды и типы городского транспорта. Поэтому параллельно с внедрением управления светофорами и транспортными потоками начата работа над реализацией второго этапа внедрения ИТС, предполагающего создание автоматизированной системы управления наземным общественным транспортом и его диспетчеризации. Эта часть интеллектуальной транспортной системы будет внедряться параллельно с реформированием системы маршрутов общественного транспорта и конкурсами на обслуживание маршрутов, на которых за право работать на том или ином маршруте будут бороться ГУП «Мосгортранс» и частные компании – операторы пассажирских перевозок. Переход к новой системе управлением общественным транспортом уже начался – в этом году автобусы, троллейбусы и трамваи «Мосгортранса» оснастили навигационным оборудованием ГЛОНАСС.

Применение информационно-коммуникационных технологий для оптимизации движения транспортных потоков и управления общественным транспортом – удовольствие достаточно дорогое, однако затраты на внедрение элементов ИТС заметно ниже, чем стоимость строительства новых дорог. Развитие ИТС предполагает активное внедрение инновационных элементов дорожной инфраструктуры: умных светофоров и дорожных знаков, оптимизирующих движение и повышающих его безопасность, интеллектуальных автоматизированных парковок и систем экстренного оповещения.

Пока наибольших успехов в сфере внедрения элементов ИТС городские власти добились в сфере фото- и видеофиксации нарушений. На сегодняшний день 95% всех штрафов в городе выписываются в автоматическом режиме при помощи установленных на дорогах камер и мобильных комплексов «Паркон».

Борьба с нарушителями с помощью применения городскими властями аппаратуры оказалась настолько эффективной, что полномочия по взиманию некоторых штрафов с 1 июля были переданы Центру организации дорожного движения (ЦОДД), входящему в структуру Департамента транспорта и развития транспортной инфраструктуры. Теперь ЦОДД будет выписывать штрафы за нарушение правил платной парковки и запрета въезда большегрузных грузовиков на МКАД. При этом штраф для них за проезд по МКАД в дневное время вырос с 3 до 5 тыс. руб.

Эти правонарушения регулировались Кодексом об административных правонарушениях города Москвы, и городские власти решили разгрузить столичную госавтоинспекцию – в конце марта нынешнего года Госдума приняла по инициативе Правительства Москвы соответствующие поправки в законодательство.

Арсенал технических средств, позволяющих выявлять нарушения, будет расширен – до конца года на дорогах Москвы будут установлены 200 новых комплексов фото- и видеофиксации. Таким образом, количество камер в столице увеличится с нынешних 600 до 800 единиц. Помимо уже имеющихся дорожных камер, которые фиксируют, например, превышение скорости, выезд на полосы для движения общественного транспорта или неправильную и неоплаченную парковку, городские власти тестируют комплексы, способные выявлять неправильную парковку, а также нарушения правил дорожного движения на трамвайных путях.

Информация в пользу водителя

Комплексы видеофиксации перестали быть незаметными. По всей стране началась установка знаков, предупреждающих о том, что данный участок дороги находится под видеонаблюдением. Знак «Фотовидеофиксация» под номером 8.23 и соответствующая дорожная разметка внесены в Правила дорожного движения.

Власти рассчитывают, что, увидев подобный знак, водитель воздержится от превышения скорости и иных рискованных действий. И вполне вероятно, если водители будут знать, что за ними наблюдают, объем собранных штрафов сократится, но неизбежно упадет и число ДТП и повысится безопасность движения.

Важным элементом первого этапа введения Интеллектуальной транспортной системы стал информационный центр Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, который начал функционировать в середине февраля. Как сообщил исполняющий обязанности заместителя Мэра Москвы по вопросам развития транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, центр призван информировать москвичей о состоянии дорог и работе общественного транспорта. Это своего рода официальный конкурент популярного сервиса Яндекс-пробки. Центр функционирует 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Сводки о состоянии дорог 4 раза в день публикуются на портале Департамента и рассылаются в СМИ. Каждые два часа публикуются данные ЦОДД о средней скорости на основных магистралях столицы, а также о загрузке платных парковок. Также для посетителей портала доступна информация о погоде и происшествиях на транспорте. При этом, по словам Максима Ликсутова, с учетом информации ЦОДД специалисты информцентра готовят прогноз о развитии транспортной обстановки.

Кроме того, информцентр делает прогноз времени пути от МКАД до Третьего транспортного кольца в разное время суток.

В дополнение к этому на портале публикуются данные о ремонтных работах, а также информация, связанная с перекрытиями дорог в связи с проведением общественных мероприятий.

Парковки с интеллектом и знаки с подсветкой

Еще одной мерой по улучшению работы транспортной сети Москвы стали платные интеллектуальные парковки. Это нововведение позволило разгрузить центр города – в часы пик количество машин в исторической части города уменьшилось на 25%.

На важнейших магистралях города началась установка информационных табло с данными о ситуации на дорогах. Обычные статичные дорожные знаки также меняют свой облик: на место старых металлических знаков приходят новые – светящиеся.

Первые 875 указателей с подсветкой из светодиодов смонтируют к 1 сентября на Тверской улице и Садовом кольце. Если эксперимент признают успешным, то светящиеся дорожные указатели расположатся также на обочинах МКАД и Третьего транспортного кольца.

Подсветка появится и на пешеходных переходах: в текущем году ими снабдят 70 пешеходных переходов. Осветительные приборы будут установлены с обеих сторон проезжей части, в метре от дороги, и каждый будет обеспечивать равномерное освещение до середины перехода – на расстояние до 12 м. Первые пять пешеходных переходов, оснащенных специальными фонарями, которые в темное время суток создают «световые коридоры», появились в Москве в конце 2012 года. Еще московские власти планируют оборудовать городские «зебры» специальными датчиками, предупреждающими автомобилистов о приближении пешеходов к дороге.

ГЛОНАСС для общественного транспорта

Уже сегодня полным ходом идет подготовка к началу реализации второго этапа развития ИТС, созданию системы управления общественным транспортом. К середине весны весь подвижной состав городского общественного транспорта был оборудован навигационным оборудованием ГЛОНАСС. Такое оборудование должно стоять не только на автобусах, троллейбусах и трамваях, но и на маршрутных такси частных операторов. А контролеры Ространснадзора и инспекторы ГИБДД получили полномочия подвергать штрафу владельцев общественных транспортных средств, не оборудованных системами ГЛОНАСС. Сами же транспортные средства могут быть сняты с маршрутов до момента установки необходимой аппаратуры. По словам Максима Ликсутова, внедрение системы ГЛОНАСС поможет оптимизировать маршрутную сеть, сократить время ожидания автобусов в часы пик почти вдвое, а также разгрузить городские трассы.

Впрочем, расходы на оборудование ГЛОНАСС – не единственная, а дополнительная трата, на которую придется пойти компаниям, занимающимся пассажирскими перевозками в столице. Чтобы остаться на рынке, им придется радикально обновить свой подвижной состав.

Автобусные маршруты соединят в сеть

В ближайшие два-три года городские власти собираются изменить сеть автобусных маршрутов, разделив их на маршруты общегородского значения, связывающие разные административные округа, и маршруты местного значения, курсирующие в пределах одного района – те, что местные жители используют, для того чтобы добраться до ближайшей станции метро.

После того как новый маршрут определится, он будет выставляться на конкурс.

Сегодняшняя система, при которой по одному и тому же маршруту курсируют автобусы ГУП «Мосгортранс» и маршрутки частных операторов, уйдет в прошлое.

Право на обслуживание маршрута по итогам конкурса получит лишь одна компания-победитель. Но для того чтобы работать на городском маршруте, компания-перевозчик должна обладать не только микроавтобусами на полтора десятка пассажиров, но и большими машинами.

В час пик на маршрут должны выходить большие автобусы, в часы уменьшения пассажиропотока – автобусы средней вместимости, в период спада активности – микроавтобусы. При этом весь подвижной состав, по словам Максима Ликсутова, должен быть оснащен двигателем «евро-5», кондиционером, мягкими сиденьями и системой ГЛОНАСС.

Контракт будет заключаться на семь лет: чтобы перевозчик мог расплатиться за автобусы, взятые в лизинг, и получить прибыль. Если перевозчик на маршруте будет работать без нареканий и соблюдать условия заключенного договора и установленное расписание, город будет выплачивать ему определенную сумму за километр пробега. Чиновник пояснил, что сейчас большинство компаний маршрутных такси остаются теневым бизнесом. Водители автобусов и маршруток частных операторов, выигравших конкурс, будут продавать четыре вида проездных билетов и сдавать деньги в кассу предприятия, а оно, в свою очередь, сдавать билетную выручку в городской бюджет. Оттуда компаниям перечислят деньги по контракту. Наличие билетов у пассажиров автобусов и маршруток будут проверять контролеры городского ГКУ «Организатор перевозок» и штрафовать безбилетников.

Как не пройти мимо кассы

До сих пор компании, работающие на рынке маршрутных такси, часто успешно скрывали от налоговой службы сведения о реальных доходах. «Билетов пассажирам в маршрутках не дают, а когда платят налоги, отчитываются лишь за каждого второго пассажира. В итоге теневой оборот в этом бизнесе достигает 30 млрд руб. в год», – посетовал Максим Ликсутов.

Для уменьшения времени посадки и высадки пассажиров на остановках с большим пассажиропотоком, в первую очередь на тех, что входят в состав строящихся транспортно-пересадочных узлов, появятся наружные турникеты. Это позволит водителю производить посадку через все двери и не тратить время на продажу билетов пассажирам. При этом убирать турникеты из автобусов и троллейбусов не станут – они по-прежнему будут использоваться на остановках, не оборудованных турникетами.

Внедрение диспетчеризации позволит также оснастить ряд остановок электронными табло, на которых будет высвечиваться время, оставшееся до прибытия ближайшего автобуса каждого маршрута.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
КапиталМосводоканалМОЭСКГеопроектизыскания
КапстройситиЛокоБанкЦентр