НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Зима не будет снежной. Дата готовности к ней московских коммунальщиков – 15 сентября


Период работ по благоустройству, выполняемых в теплое время года в столице, завершается. Основной их объем столичные коммунальные службы успели выполнить еще до Дня города. Завершился и трехлетний период, на протяжении которого работа по обустройству городских территорий, превращения их в пространство, удобное для жизни, комплексно выполнялась на основании 16 городских программ. Настало время подвести определенные итоги.


Дороги радуют глаз

Еще в 2011 году 22,5 тыс. дворов были приведены в порядок. А на протяжении 2012–2013 годов еще 16 тыс. дворов отремонтированы уже по новому, более высокому стандарту. Помимо прочего этот стандарт предполагает, что все работы, проводящиеся во дворах, обсуждаются с депутатами муниципальных собраний, инициативными группами жильцов, старшими по домам и подъездам.

Другое масштабное направление работы, под которым подводится черта в этом году, – ремонт подъездов. К приемке работ, выполненных в подъездах жилых зданий, также активно привлекаются сами жильцы.

Город перешел на новые нормативы выполнения ремонта дорожного покрытия. Теперь вылетные магистрали обновляются раз в три года, дороги первой и второй категорий – раз в четыре года.

За три прошедших года отремонтированы 95 млн кв. м асфальтового покрытия дорог, дворовых территорий и межквартальных проездов.

– Теперь московские дороги радуют глаз: они без рытвин, без ухабов, – заметил и.о. заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков. – Это результат перехода на новые правила. Прежде дороги требовалось ремонтировать один раз в 7,5 лет. Понятно, что при тех нагрузках, которые испытывает дорожное полотно в столице, оно приходило в полную негодность. В Москве нагрузка на дороги превышает нормативную в 5–5,5 раза.

Новые нормативы выполнения ремонта позволяют поддерживать дорожное покрытие в удовлетворительном состоянии на всей территории города.

До конца текущего года из московских дворов планируют убрать все незаконно установленные металлические тенты-«ракушки». Вместо них хозяевам машин будут предложены парковочные карманы.

В общей сложности в московских дворах создается парковочное пространство на 113 тыс. машино-мест.

В этом году до наступления холодов в городе предстоит капитально отремонтировать 600 межквартальных детских городков, внутридворовых детских и спортивных площадок. Успешно осуществляется в городе и программа замены лифтов. До 2010 года в столице насчитывалось более 26 тыс. лифтов, прослуживших более 25 лет, полностью выработавших свой ресурс и срочно требовавших замены. За 2011–2012 годы было заменено более 10 тыс. лифтовых кабин и подъемных механизмов, в этом году заменят еще 5 тыс. И к 2016 году программа должна быть полностью завершена.

Фасады зданий в Москве в массовом порядке не реставрировались с 1997 года, когда город готовился отпраздновать свое 850-летие. В 2011 году в центре бы--ло отремонтировано 60 фасадов, в 2012 году – 280. До конца этого года предстоит отреставрировать еще 900. Большинство их расположено в центральной части города вдоль формируемых пешеходных зон. Причем выходящую на улицу сторону городских зданий обновляют за счет бюджетных средств, а фасады строений, принадлежащих коммерческим структурам или государственным ведомствам, приводятся в порядок за счет средств их владельцев. Фасады будут ремонтироваться вдоль четырех вылетных магистралей.

Это – Каширское шоссе вкупе с Варшавским, Ленинградский проспект, шоссе Энтузиастов и Ярославское шоссе. В следующем году завершится обновление фасадов зданий, расположенных вдоль еще двух трасс: Рублевского шоссе и Балаклавского проспекта.

Да будет свет!

По многочисленным обращениям жителей, Сергеем Собяниным было принято решение о начале реализации программы модернизации систем освещения во дворах и их установке на прежде не освещенных территориях. За прошедшие два года эти задачи были полностью выполнены.

– Но если жителям потребуется осветить во дворе какую-либо тропинку, они должны обратиться на портал «Наш город», и их просьба будет выполнена, – пообещал Петр Павлович.

Системы освещения совершенствуются не только во дворах, но и на центральных улицах столицы. В прошлом году обновилось светохудожественное оформление Нового Арбата, Тверской и проспекта Мира. В этом году ко Дню города должна быть реализована новая концепция подсветки Садового кольца.

Сергей Собянин принял решение о создании в городе принципиально новой системы пешеходных прогулочных маршрутов. В конце прошлого года появился первый из них – двухкилометровая пешая зона, охватывающая Столешников и Камергерский переулки. Работы включали в себя не только мощение переулков плиткой, установку скамеек и стилизованных уличных фонарей, но и ремонт фасадов, а также создание на этой территории культурно-досуговой инфраструктуры. В этом году в километровую пешеходную зону была превращена Никольская улица. На Крымской набережной пешая зона была создана на основании предложений и проекта, разработанных общественными активистами. Это почти три километра обустроенного маршрута, включая участок, проходящий по парку Горького. В специализированную «театральную» пешеходную зону превратилась Большая Дмитровка. В скором времени должен быть запущен семикилометровый пеший маршрут от площади Гагарина через Нескучный сад и далее по набережной и пешеходному мосту к площади перед Киевским вокзалом. Пешеходная зона будет проложена и от станции метро «Новокузнецкая» до Болотной площади.

Более привлекательный облик приобретут и другие популярные уголки центра столицы. К началу осени были обустроены площади перед кинотеатром «Художественный» и Библиотекой имени Ленина, приведена в порядок Моховая улица. Помимо пешеходных зон в историческом центре Москвы будут благоустроены 14 улиц.

В общей сложности в городе должно быть проложено 50 км пешеходных маршрутов, причем на центр города приходится лишь 22 км. Остальные будут организованы в периферийной части столицы, по три маршрута на каждый округ.

Если в центре в пешие маршруты превращают улицы, то на московских окраинах их по преимуществу прокладывают по природным зонам, паркам и скверам. Через озелененные территории пройдет приблизительно 28–30 км из них. На окраинных пешеходных зонах создаются новые системы освещения и подсветки для ночного времени.

Новая жизнь Старого Арбата

До прошлого года единственной туристической пешеходной зоной в городе был Старый Арбат. Но и она была организована не лучшим образом: движению пешеходов мешали лотки с сувенирами, самодельные рекламные конструкции. Первая московская пешеходная зона, имеющая почти тридцатилетнюю историю, также не забыта властями, в скором времени она должна существенно обновиться. В последний раз покрытие на Старом Арбате меняли в 1998 году. За это время вдоль улицы и в окружающих дворах не раз проводились разного рода строительно-монтажные работы, которые не лучшим образом влияли на внешний облик Старого Арбата. Местами на дорожном покрытии даже появились провалы и проседания. Сейчас улица приводится в порядок. Практически все строительство в окрестностях Арбата завершено. В настоящий момент остались лишь два объекта нового строительства, которые должны быть введены в строй уже в будущем году. Вдоль улицы отремонтируют фасады, в пешеходной зоне установят уличную мебель.

Впервые за многие годы на Старом Арбате появятся скамейки. Кстати, торговля сувенирами на улице будет реорганизована и приведена в единообразный вид в соответствии с рекомендациями архитекторов и пожеланиями населения. Менять систему освещения и заменять брусчатку на гранитную плитку не будут: они давно уже стали элементами уникального облика Старого Арбата. Работы по благоустройству должны завершиться к 1 октября. В будущем году в рамках новой программы благоустройства Садового кольца планируется привести в порядок арбатские переулки, расположенные в конце улицы вблизи от метро «Смоленская».

А на Новом Арбате обустраиваются новые парковочные пространства. Беспорядочная парковка на тротуаре будет запрещена, на левой пешеходной части улицы подправят укладку плитки.

Где был пустырь, там ныне парк

С этого года в городе началась реализация еще одного громкого проекта в сфере благоустройства – программы создания «народных парков». Свое название они получили потому, что возникают по инициативе населения. «Народные парки» обустраиваются на заброшенных территориях, бывших пустырях.

– Это необустроенные зеленые территории площадью 3–5 гектаров, – пояснил Петр Бирюков. – Не все горожане имеют возможность отправиться на прогулку в «Сокольники», Измайловский парк или парк Горького. Теперь у них появилась возможность погулять в небольших парках неподалеку от дома. Более половины (60%) таких парков обустраивается на средства инвесторов или спонсоров. На начало осени в Москве обустроено уже 52 «народных парка».

Жители и сегодня могут инициировать создание новых парков. Для этого, по словам Петра Бирюкова, они должны направить заявку на портал «Наш город».

Резервы для этого имеются: в 2011 году было принято распоряжение Правительства Москвы, в соответствии с которым в собственность города перешло около 3 тыс. га бесхозяйных территорий, принадлежавших прежде различным предприятиям и ведомствам. Для этих структур земли были обузой и средств на их обустройство не выделялось. Организации, которые владели этими участками прежде, от них отказались. Эти территории приняли префектуры.

Обустраиваются и существующие городские парки. Всего их в Москве – 125, и они подчинены разным органам исполнительной власти: 17 – ПКиО и усадебные парки – подчинены Департаменту культуры, лесопарки, являющиеся особо охраняемыми природными территориями, – Департаменту природопользования и охраны окружающей среды, остальные парки – Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства либо префектурам административных округов. За прошедшие три года в городе были капитально отремонтированы 50 городских парков. В их числе парки Гольяново и «Радуга» в Восточном округе, парк «Борисовские пруды» и парк в долине реки Городня на юге Москвы и многие другие.

Отвечая на вопрос корреспондента «МТ» о том, зачем часть парков, находившихся в ведении префектур и Департамента ЖКХ и благоустройства была передана Департаменту культуры, Петр Бирюков отметил, что это сделано для насыщения небольших парков досуговыми объектами и превращения их в место проведения культурных мероприятий.

– Префектуры и наш профильный департамент много сделали для приведения в порядок парков, обустройства в них мест для отдыха и занятий спортом, но этого недостаточно, – отметил Павел Бирюков. – Каждый парк должен жить своей жизнью, стать центром притяжения горожан. Поэтому 43 парка, находившиеся в распоряжении префектур, и 54 парка, бывшие в подчинении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, а также пять парков, подведомственные Департаменту природопользования и защиты окружающей среды, переданы Департаменту культуры. Ведомство, возглавляемое Сергеем Капковым, будет отныне решать вопросы, связанные с эксплуатацией этих территорий, а также организацией в них культурных мероприятий и созданием инфраструктуры для проведения досуга. Там должны проводиться спортивные состязания, встречи с писателями и артистами, выступления художественной самодеятельности.

Те парки, в которых завершился капитальный ремонт, уже переданы Департаменту культуры, те же, в которых работы еще не завершены, передадут после окончания ремонта.

У жилого сектора – один хозяин

Еще одним новшеством прошедшего лета стал старт (с начала июля) эксперимента по передачи функций эксплуатации зданий, уборки дворовых территорий и дорог 3-й и 4-й категорий в границах одного района единой структуре – государственному бюджетному учреждению «Жилищник». Пока ГБУ «Жилищник» созданы в одном районе каждого из административных округов «старой» Москвы.

По словам Петра Бирюкова, новый эксперимент был начат, после того как ГБУ хорошо зарекомендовали себя в другом секторе ЖКХ – сфере дорожной уборки.

Два года назад после множества нареканий на работу подрядных организаций, занимавшихся уборкой снега на значимых городских автодорогах, было решено передать 70% этой работы государственным бюджетным учреждениям «Автомобильные дороги», которые были созданы в каждом из 10 административных округов и еще одно – на общегородском уровне. Передавать заказ на выполнение работ ГБУ в силу их статуса город может без проведения конкурсных процедур. За счет этого они будут оперативно выполнить работу за подрядчика, выигравшего конкурс, но не справившегося со своими обязательствами по госконтракту.

– Результатами работы системы ГБУ «Автомобильные дороги» мы очень довольны. Всякий может убедиться, насколько комфортнее стало на московских дорогах. Один раз в два часа на уборку выходят красивые современные машины.

Зимой они убирают снег, летом поливают и подметают улицы. После того как в столице начали работать эти структуры, жалоб от москвичей на качество уборки улиц стало гораздо меньше, – сообщил Петр Бирюков.

Уровень заработной платы персонала ГБУ в два раза выше, чем в подрядных организациях. На сегодняшний день суммарная численность персонала ГБУ «Автомобильные дороги» составляет 6,5 тыс. человек. В учреждениях работают жители Москвы, Московской области и центральных регионов России. Уровень зарплаты и комфортные условия работы позволяют привлекать для работы в ГБУ исключительно квалифицированную рабочую силу. Парк дорожно-уборочной техники бюджетных учреждений составляет 1800 единиц, дополнительно в этом году город приобрел в лизинг еще 250 машин.

Теперь аналогичные бюджетные учреждения создаются в секторе эксплуатации жилых зданий и уборке дворов.

– До последнего времени выполнением работ в границах одного двора занималось в среднем 7–8 подрядных организаций. Одна занималась ремонтом кровли, другая – эксплуатацией парковок, третья – уборкой подъездов и лестничных клеток, четвертая – ремонтом асфальта, пятая устанавливала оборудование на спортивных площадках, шестая заделывала швы. Все они получали подряд на свою работу по итогам проведения аукционов на размещение госзаказа. Вот только ответственного в случае ЧП или необходимости переделать работу при такой системе было найти трудно, – посетовал Петр Павлович. – Теперь принято решение: выполнение всех этих работ в границах одного района передать одному государственному бюджетному учреждению.

За все, что делается во дворе и в жилом секторе, будет отвечать один хозяин. Впрочем, если уборку дворов и небольших улиц в районах, где проводится эксперимент, ГБУ отдадут полностью, то эксплуатацию зданий – лишь на 80–90%.

Отвечая на вопрос корреспондента «МТ», Петр Бирюков уточнил, что в домах, где жильцы создали ТСЖ и доверили ему управление или самостоятельно выбрали обслуживающую компанию, жильцы получат право выбора: передать свой дом под управление ГБУ «Жилищник» или продолжить эксплуатацию здания по прежней схеме.

– Никто не будет принуждать их к сотрудничеству с «Жилищником». Мы все делаем в угоду москвичам, и москвичи, честно говоря, больше доверяют государству, особенно в сфере ЖКХ, – заверил Петр Бирюков.

Появление таких сильных игроков на рынке, по его мнению, должно стимулировать конкуренцию в сфере управления многоквартирными домами и улучшит качество предоставляемых услуг.

Самый точный прогноз

У журналистов уже стало традицией ежегодно обращаться к главе городского комплекса ЖКХ и благоустройства Петру Бирюкову за прогнозом погоды на предстоящую зиму, поскольку до сих пор он еще ни разу не ошибался. По окончании заседания Правительства Москвы 13 августа Петр Павлович предсказал москвичам умеренно снежную зиму, рассказал о подготовке к ней. Он пообещал высоту снежного покрова примерно 2,2 м, а также что в последующие годы снега будет все меньше и меньше, и года через дватри зима будет совсем теплая.

Подготовка к предстоящему зимнему периоду идет в соответствии с графиком. Завершить работы в отношении жилого фонда и социально значимых объектов планируется к 1 сентября. На момент брифинга из 32 500 зданий жилого фонда были готовы 94%.

Петр Бирюков также добавил, что иногда владельцами отдельных жилых зданий оказываются министерства и ведомства, которые не успевают подготовить их в срок.

Но и тогда у города находятся средства влияния, позволяющие ускорить процесс.

– Для московских чиновников весь жилой фонд одинаков, будь он министерства, ведомства, ТСЖ или муниципальный, – отметил Петр Павлович.

Подготовка учреждений образования, здравоохранения, социальной сферы также идет в соответствии с графиком. На середину августа уровень готовности здесь составлял 80%. Срок завершения работ – естественно, 1 сентября.

– Бывали случаи, когда частные поликлиники, школы и детские сады отставали от графика, но схема работы та же – принимаются меры и, если есть необходимость, оказывается помощь, чтобы все эти объекты были готовы к наступлению зимы, – добавил Петр Бирюков.

К наступлению зимы в Москве готовятся примерно 15 тыс. единиц различной спецтехники, 146 мобильных и 56 стационарных снегоплавильных пунктов, которые способны ежесуточно перерабатывать 550 тыс. куб. м снега. Здесь степень готовности также составляет около 80%, а окончательный срок готовности – 15 сентября.

Готовится и персонал: одних только бригад по очистке кровель сформировано примерно 4400. Они оснащаются необходимыми страховочными приспособлениями, сигнальными устройствами. Специалисты проходят обучение и сертификацию.

Отдельное направление – подготовка топливно-энергетического хозяйства.

Здесь, по заверению Петра Бирюкова, тоже неожиданностей не предвидится: все 17 топливно-энергетических станций работают в соответствии с графиком, все 76 котельных – районных, квартальных – практически подготовлены к работе в зимний период, запасы угля, дизельного топлива и мазута вдвое больше установленной нормы, проложено около 360 км новых теплосетей.

В штатном режиме идет и заготовка реагентов: торги проведены, поставка идет по графику. Помня, что именно этот вопрос отчего-то вызывает особенно много кривотолков, главный коммунальщик столицы счел своим профессиональным долгом пояснить: – Есть реагенты, которые используются при температуре до 8 градусов, есть комбинированные, которые используются при температуре от 8 до 12 градусов ниже ноля, есть реагенты, которые работают при пониженных температурах, и те, что применяются на тротуарах и внутридворовых территориях. Предстоящей зимой будут применяться все те реагенты, которые были в прошлом году. Никаких новых на наших улицах не будет.

Он добавил, что, как и в Европе, в столице реагенты применяются до того, как пойдет снег.

– В прошлом году за 20–30 минут до начала снегопада мы начинали обработку наших улиц. Причем при низких температурах в ход шли жидкие реагенты, чтобы не разлетались от снега. Уже потом, когда прошел снег, с реагентами приходилось работать каждые полторадва часа.

Журналисты поинтересовались, не стоит ли нам, как в наиболее «снежных» странах – Скандинавии или Японии – не убирать снег с улиц, а просто укатывать.

На это Бирюков возразил, что в прошлом году его выпадало по 30–40 см, и даже с уплотнением 1:10 применять технологию уплотнения было просто невозможно.

– При таком потоке транспорта мы не сделаем ни шагу, если не будем убирать снег. Поэтому мы снег убирали и будем убирать, – твердо заявил он.

Текст: Дмитрий Ильин, Феликс Бабицкий



Назад в раздел
МосинжпроектМоскапстройМОЭСКОЭК
СбербанкСтройИнвест-3КапстройситиМОСПРОМСТРОЙ