НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Город зажигает огни. В Москве проведут конкурсы на архитектурную подсветку


С момента изобретения ламп накаливания, которые служили долго и светили ярко, пришла и идея подсвечивать здания и архитектурные сооружения. Так постепенно города Европы и Северной Америки приобретали два облика: один – при свете дня, а другой – ночью. Это послужило толчком для создания нового направления в искусстве и архитектуре.

Пять лотов


Конкурс на разработку схемы архитектурно-художественного освещения объектов Московского центрального кольца был объявлен Департаментом топливно-энергетического комплекса Москвы. Суммарная начальная (максимальная) цена конкурса, состоящего из пяти лотов, составляет 23,3 млн руб. Об этом говорится в сообщении, размещенном на портале поставщиков Москвы, оператором которого выступает Департамент города Москвы по конкурентной политике.

Из конкурсной документации следует, что подрядчику предстоит разработать индивидуальную схему вечерне-ночного освещения мостов и зданий в двух режимах – повседневном и праздничном. Качественное архитектурное освещение должно гармонично дополнить светоцветовое пространство города. Адресный перечень включает в себя свыше 60 объектов.

По документации осветительное оборудование должно отвечать требованиям энергоэффективности, надежно функционировать в климатической зоне города.

Места размещения светотехнического и электротехнического оборудования должны быть выбраны с учетом обеспечения безопасного доступа при дальнейшей эксплуатации.

Еще один конкурс объявлен на организацию архитектурно-художественной подсветки торгово-развлекательного комплекса «Охотный ряд». Начальная (максимальная) цена контракта составляет 28,4 млн руб. Об этом говорится в сообщении, размещенном на сайте госзакупок.

В рамках госконтракта подрядчику предстоит выполнить работы по демонтажу неисправного оборудования, установке новых прожекторов и светильников, ремонту тротуарной плитки, благоустройству территории и другие.

Архитектурное освещение – одно из наиболее востребованных в настоящее время направлений в уличном освещении и световом дизайне. Сказанное определяется двоякой природой его применения. С одной стороны, это эстетика, создание обозримой красоты зданий, сооружений и других объектов, преображение обычных городских улиц в живописные картины, создание неповторимых визуальных ощущений и впечатлений. В то же время архитектурное освещение – это и функциональность, связанная с его применением в коммерческой деятельности. В нашей стране примеры таких решений можно найти с середины прошлого века, когда центральные здания подсвечивались в дни государственных праздников.

Еще один конкурс определит подрядчика, который разработает схему архитектурно-художественного освещения фасадов зданий центров государственных услуг в Москве.

Будущему подрядчику предстоит разработать схему устройства архитектурно-художественного освещения лицевых фасадов 118 зданий филиалов ГБУ МФЦ во всех округах Москвы.

Согласно документации, система освещения должна включать комплекс современных установок архитектурного и ландшафтного освещения, обеспечивающих зрительный комфорт и художественную выразительность вечерней светоцветовой среды.

Победитель конкурса должен выполнить работы до конца декабря 2016 года.

Общемировые тенденции

Судя по последним конкурсам в области архитектурного освещения, наша страна развивается вполне в русле общемировой тенденции. Традиция подсвечивать дома и сооружения в Европе и США идет еще с тех времен, когда электричество перестало быть диковинкой. Настоящий бум подсветки городских сооружений начался во время противоборства двух изобретателей Томаса Эдисона, продвигавшего концепцию постоянного тока и Николы Теслы с его переменным током. Именно тогда ставшие чрезвычайно модными международные выставки просто тонули в море электрических огней. Ведь дешевое и доступное электричество считалось основным достижением эпохи.

Здания, предприятия, магазин, офис, ресторан, отель и многие другие коммерческие объекты смотрятся гораздо выгоднее при правильно выстроенном фасадном освещении. Они выделяются среди других зданий, запоминаются, заранее создают приятные впечатления, возможно, даже предвосхищают успешное сотрудничество.

Традиционно выделяют следующие группы объектов архитектурной подсветки. Во-первых, это обычные дома, такие как административные, коммерческие; жилые, исторические, художественные здания. Во-вторых, загородные дома, коттеджи, небольшие гостиницы. В третьих, памятники истории и искусства. И, наконец, мосты и другие сооружения.

Так огнями озарилась Эйфелева башня в Париже, Эмпайр-Стэйт Билдинг в Нью-Йорке, Вестминстерское аббатство в Лондоне, гостиница «Москва» и прочие здания и сооружения.

Впоследствии подсветка зданий и сооружений получила и экономический аспект. Дело в том, что днем потребление электроэнергии всегда выше, чем ночью. Но электростанции работают постоянно. Чтобы хоть как-то выровнять этот дисбаланс, власти стимулируют жителей крупных городов потреблять электричество, снижая тарифы. Но это помогает мало, потому что люди ночью обычно спят. Такой «рваный» ритм работы плохо сказывается на сроке службы оборудования электростанций, т.к. в пиковые часы оборудование электростанций работает на предельных режимах и быстрее изнашивается.

Кроме того, потребление энергоресурсов (уголь, нефть, газ) для выработки электроэнергии меньше при равномерной нагрузке. Это означает, что выравнивание режима работы электростанций позволит экономить ценные природные ресурсы.

На тепловых электростанциях источником энергии служит углеводородное топливо, а переносчиком энергии – пар, все еще сложнее. Ведь именно от таких станций по большей части питается энергосеть Москвы. Получается, что при резком падении потребления и электрической нагрузки в сети этот пар просто некуда девать, приходится тушить котлы.

А розжиг котла и выход его на проектную нагрузку – процесс не самый быстрый, он занимает часы и отрицательно сказывается на долговечности оборудования. Поэтому для крупных ТЭЦ резкие колебания нагрузки – это лишняя головная боль и общее падение КПД, не говоря о работе персонала.

Именно поэтому в столице расширяется количество зданий, которые подсвечиваются по ночам. Видимо, количество избыточной мощности столь велико, что теперь можно увидеть подсветку не только на старинных исторических зданиях и монументах, но и на вполне себе обычных многоэтажках, как это происходит на домах вдоль Каширского шоссе.

Искусственная подсветка домов особенно актуальна в северных странах, где во время долгих зимних ночей легко впасть в уныние. А если тебя окружает буйство света и красок, то вроде все в порядке и можно жить дальше.

Подсветка бывает разная


Различают несколько видов архитектурного освещения. Самым простым можно назвать общее заливающее освещение. Это когда есть несколько сильных источников света, расположенных достаточно далеко от объекта, их направляют на здание, в итоге оно ярко выделяется на фоне темного неба или других построек. Данный метод позволяет обеспечить целостное восприятие объекта. Применяется для освещения больших отдельно стоящих объектов, таких как церкви, соборы, большие памятники, крупные административные здания, театры, музеи и т.д. Требует обеспечения мощности, чистоты света, недопущения паразитного освещения, гармоничного сочетания с окружающим пространством.

Также существует и локальное освещение. Этот метод является наиболее часто используемым приемом архитектурного освещения. Применяется для того, чтобы выделить отдельные элементы здания, такие как барельефы, карнизы, балконы, оконные своды. В результате достигается эффект «невесомости» конструкции. Контраст освещенных и неосвещенных деталей здания очень выгодно выделяет его в ночное время. Этот метод более экономичен по сравнению с полной заливкой. Световое оборудование устанавливается в непосредственной близости или на самих освещаемых поверхностях. Используются источники света небольшой и средней мощности. Ключевое значение в этой связи приобретает их компактность, мобильность и долговечность.

На новых зданиях, построенных из стекла и бетона, применяется еще один метод освещения, это так называемые световые фасады. Основным отличием этого метода от уже перечисленных является место расположения источников света. Они устанавливаются внутри помещения, чаще всего на потолках, что позволяет направлять световой поток под определенным углом. Главным условием использования такого метода подсветки здания является отсутствие помех для тех, кто работает в этом здании.

Если же нам предстоит осветить старинное здание в классическом стиле, то тут, как правило, применяется фоновая заливка. В этом случае за счет светового выделения фона, заднего плана и бокового окружения здания становится возможным проявить силуэт, формы и очертания самого объекта. Достигается эффект величия, строгости, массивности сооружения. К тому же в этом случае из основного поля зрения полностью исключаются конструкции самих светильников, а их установка не наносит вреда материалам и структуре объекта, в большинстве случаев представляющего большую историческую и культурную ценность.

Часто бывает необходимо выделить только контуры здания. Это может быть как одна грань постройки, например крыша, так и периметр всего дома. Возможности такого освещения ограничиваются лишь воображением светового дизайнера и бюджетом проекта освещения. Достигается за счет использования линейных светильников, неоновых ламп, светодиодных трубок не большой мощности. Преимущества последних заключаются в большей надежности, возможности использовать динамические эффекты в освещении, снижении энергозатрат.

Самым современным видом архитектурного освещения здания является динамическое освещение. Свет не стоит на месте, он постоянно двигается. Это достигается за счет амплитудных изменений цвета, яркости, смешения оттенков при помощи линейных светодиодных прожекторов, светодиодных трубок и другого соответствующего оборудования. Сочетание различных приемов (заливка, акценты, контуры) динамического освещения «вносит жизнь» в стационарные объекты, привлекает внимание, удивляет, радует. Современное оборудование позволяет получать практически любые динамические эффекты на архитектурных и рекламных фасадах – от цветомузыки до трансляции практически любого видеоряда.


Назад в раздел
МОЭКМИЦИНАГера
АктивКапиталЦентрАКСИТЕХФонд