НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Событийное притяжение. Могут ли московские праздники стать магнитом для туристов?


На прошедшем летом традиционном Московском международном урбанистическом форуме обсуждалась тема привлечения в столицу туристов. В частности, речь шла о событийном туризме, когда люди приезжают в Москву, чтобы попасть на те или иные столичные мероприятия – с их хорошо продуманными сценариями и размахом большого города.

Что привлекает гостей столицы

Говоря о туризме, необходимо понимать, что он делится на внешний и внутренний. Аналитики отмечают, что в последние год-полтора поток иностранных туристов в Россию увеличился. Но объясняют они это не столько нашими стараниями для улучшения ситуации, сколько падением курса рубля. Сейчас иностранцам стало ездить в Россию дешевле. Кто же откажется задешево посетить город с богатой историей и как следствие – интересной и разнообразной экскурсионной программой? Только возможность побывать в Кремле привлекает в Москву множество зарубежных путешественников. Только перечисление всех столичных достопримечательностей займет немало времени, что уж говорить про посещение этих мест и объектов. По некоторым данным, заграничными гостями Москвы чаще становятся китайцы и жители европейских стран. Но и другие не отказываются от возможности попасть в столицу России. Любители культурного досуга вообще готовы ехать сюда не только в теплое время года (ведь все равно это не пляжный отдых), а даже зимой, когда в знаменитых на весь мир театрах столицы идет сезон. Да и музеи ждут своих посетителей круглый год.

Российские граждане едут в Москву за тем же, что и иностранцы, – показать детям Красную площадь, побывать с ними на праздничных мероприятиях, сходить на новогодние елки, побывать в музеях и на концертах. Сегодня для обеих категорий туристов – как своих, так и заграничных – предлагается еще и событийный туризм. Как некоторые россияне, например, отправляются на ежегодный венецианский карнавал, так и зарубежные туристы приезжают в Москву, чтобы побывать на крупных городских мероприятиях.

Прибыльная отрасль

Туризм называют одной из пяти наиболее прибыльных экспортных отраслей в мире. Однако дело не только в коммерческой составляющей. Туризм позволяет городам развивать новые виды активности, что повышает качество среды обитания. К сожалению, многие эксперты отмечают, что до последнего времени Москву трудно было сравнивать по уровню развития туристической отрасли даже с относительно меньшими европейскими городами. Но за последние годы столица значительно преобразилась и стала гораздо комфортнее для зарубежных туристов.

Эта привлекательность выросла в том числе за счет развития культурной и событийной инфраструктуры. В Москве регулярно проводятся масштабные фестивали, выставки, форумы. Но как развивать эту инфраструктуру дальше?

В условиях развивающегося города

– Сложно и не нужно сравнивать Москву с городом-музеем Парижем, – отметил на одном из пленарных заседаний в рамках урбанфорума Мэр столицы Сергей Собянин. – Москва – развивающийся город, и ее лучше сравнивать с развивающимися городами. Я благодарен нашим коллегам из PwC, которые не первый год проводят исследования развивающихся городов. Мы всегда входили в тройку таких городов. В прошлом году занимали второе место, а в этом заняли первое место среди развивающихся крупнейших мегаполисов мира. Это большое достижение нашей команды и всех москвичей.

Статус развивающегося города не мешает столице продумывать возможности дальнейшего привлечения туристов. В том числе за счет интересных событий. Сегодня в столице проходят такие крупные мероприятия, как фестиваль «Круг света», фестиваль исторических реконструкций «Времена и эпохи», фестиваль «Спасская башня». Новинка этого года – плеяда фестивалей под общим брендом «Московские сезоны». Они притягивают в город туристов как из других регионов страны, так и зарубежных.

Многие эксперты отмечают, что за последние пять лет город значительно изменился: и в части комфортности, и в части количества событийных мероприятий, которые все более популярны среди горожан и гостей столицы.

Перспективным событийный туризм считает и руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы Владимир Черников.

– Если предпосылки для развития событийного туризма, к примеру, в таких странах, как Бразилия или Италия с их всемирно известными карнавалами, создавались десятилетиями, то у России и у Москвы как флагмана туристического рынка страны на создание и становление событийного ряда ушло всего несколько лет, – отметил чиновник. – Считаю, взят хороший старт, у Москвы хорошие туристические перспективы.

Расписание на два года

Интересно, что сегодня столичный Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма разработал событийный календарь Москвы уже на 2017–2018 годы, чтобы туристы могли заранее спланировать свои поездки – с учетом всех будущих мероприятий, которые организуются в грядущие два года. В этом календаре, кстати, насчитывается более 500 масштабных событий.

– Москва за последние пять лет прошла путь, на который другим туристическим столицам мира потребовались десятилетия, – сказал Владимир Черников. – Уже сейчас можно говорить о новом событийном мероприятии в столице – фестивале фейерверков. Скоро в шестой раз пройдет фестиваль света. Если говорить о прошедших событиях, то мы наблюдали огромное количество участников и гостей фестиваля «Времена и эпохи». Уверен, совсем скоро событийные мероприятия российской столицы станут столь же узнаваемыми во всем мире, как карнавалы в Рио-де-Жанейро или Венеции, как кинофестиваль в Каннах или Октоберфест в Германии. И если на популярность перечисленных мероприятий во многом работало время, то московские фестивали и праздники ценятся за высокотехнологичность, масштаб и знаменитое московское гостеприимство.

По официальным данным, около 10% туристов приезжают в Москву именно на крупные фестивали. Летом, например, большой популярностью пользуются фестивали мороженого и «Московское варенье». Туристы с удовольствием участвуют в этих «сладких» мероприятиях, дегустируют диковинные виды десертов, получая солидный заряд позитива.

Территория комфорта

Да и просто гулять по столице все приятнее: городская территория становится удобнее и комфортнее. За пять лет в городе появилось пять новых пешеходных зон, их общая протяженность составляет более 230 км. За два с половиной года появилось около двух тыс. пунктов велопроката, теперь их общее число – 2,5 тыс. В столичном метро работает бесплатный Wi-Fi, появляется все больше мультиязычных указателей. А в планах Москвы до 2035 года – строительство 64 км набережных, 12 транспортных и пешеходных мостов.

Культурная составляющая

По мнению заместителя руководителя Департамента культуры города Москвы Владимира Филиппова, развитие города, модернизация библиотек, музеев, проведение фестивалей – это не только на благо самих москвичей. Такая работа создает соответствующую атмосферу и для туристов. Поэтому важно повышать узнаваемость мероприятий, брендировать их.

Чиновник привел в пример День города. Этот праздник популярен не только среди горожан. Принять в нем участие приезжают как отечественные, так и зарубежные туристы. Однако сейчас лояльность посетителей к празднику зачастую зависит от отношения к программам на той или иной организованной площадке. Узнаваемость и брендирование смогут это исправить.

Принявший участие в работе урбанфорума первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов отметил: «Радует то, что сейчас происходит в Москве». Он подчеркнул, что после распада Советского Союза наша столица развивалась в сложных условиях и было сделано немало ошибок. Но нынешняя команда успешно конвертирует их в достоинства. А чтобы этот опыт мог прижиться в регионах, там тоже необходимы крепкие команды управленцев.

Кстати, Московской архитектурной школой в рамках Урбанистического форума был представлен проект «Суперстарица». Это о том, как инвесторы собираются вернуть жизнь городу Старица в Тверской области посредством реорганизации туристической структуры. Архитекторам, например, предстоит в рамках этого проекта создать современный гостиничный комплекс на базе старых зданий, сохранив при этом их историческую значимость.

То есть Москва уже шагнула в регионы со своими предложениями, которые позволят притягивать к нам туристов. Важно только, чтобы их также притягивал персонал гостиниц, компаний перевозчиков и прочих учреждений – как в столице, так и на всей остальной российской территории. На не совсем приветливое поведение работников этой сферы зачастую сетуют российские туристы, а зарубежные – молча изумляются и делают для себя не слишком полезные для нас выводы. Конечно, такое случается все реже. Но пора изжить такие моменты окончательно.

Сколько бы чудесных картин ни находилось в наших музеях, какими бы затейливыми ни были задуманы праздничные действа, человеческий фактор всегда будет иметь значение.


Назад в раздел
ЭнергокомплексМОЭКСаториМосгаз
ШвабеПНСАКСИТЕХРоссийский